Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Влияние адаптационного потенциала субъекта деятельности на достижение «акме»




Вхождение в профессию означает появление новых качеств, которые раньше отсутствовали у человека или имелись, но в другом виде (например, ряд профессиональных способностей вырастает из общечеловеческих качеств), а также возникновение у человека новых видов профессиональной деятельности и профессионального общения, не существующих ранее. Значит, становление профессионала есть "приращение" к психике человека, ее обогащение.

Человек, обладающий активной зрелой личностью, стремится противостоять негативным процессам, вырабатывая у себя приемы компенсации, новые созидательные стратегии, овладевая для этого новыми психическими качествами и способами деятельности, что вновь продвигает вперед психическое развитие. Также, наличие у человека, будущего профессионала выраженного адаптивного потенциала обеспечивает возможность его успешной профессиональной адаптации и эффективную деятельность.

В компонент адаптивного потенциала, по мнению А. Г. Маклакова (2001) входят три вида способностей человека: способность развивать свои умения и навыки; способность избирательно активизировать формы активности, значимые для конкретной профессиональной ситуации; способность адекватно устанавливать уровни своей активности, перераспределяя свои внутренние резервы. Содержание личностного адаптационного потенциала определяется, главным образом, взаимосвязанными психофизиологическими и социально-психологическими характеристиками.

При оценке адаптационных возможностей необходимо рассматривать сферу субъективных отношений личности: а) отношение к себе, оценка своей успешности, принятие себя; б) интерес к окружающим и общению с ними, отношение к окружению и людям в целом, принятие других людей, представление об их оценке личности, позиция в общении (доминирование или ведомость) и в конфликтных ситуациях; в) позиция в отношении мира в целом, которая может проявляться в предпочтении тех или иных переживаний, отражающихся в уровне притязаний личности, ее способе возложения ответственности и отношении к будущему (открытость будущему или страх перед будущим, замыкание на настоящем) [17].

Определяя допрофессиональное развитие личности как наличие специфических способностей к определенному виду профессиональной деятельности, необходимый уровень адаптационного потенциала, можно отметить сложность и многоплановость этого процесса, в котором участвует и сам индивид, как активный, сознательный деятель, и общество, как элемент среды его жизнедеятельности. Социальная и профессиональная адаптации выступают как несуществующие друг без друга диалектически противоречивые стороны единого процесса. Активность молодого специалиста проявляется в его стремлении преобразовать новую среду в соответствии со сложившимися у него гражданскими и профессиональными убеждениями.

Характеризуя процесс профессиональной адаптации отметим, что ряд авторов (М. А. Дмитриева, Э. Ф. Зеер и др.) понимают его как процесс становления и сохранения динамического равновесия в системе «человек – профессиональная среда» [11, 25]. Профессиональная среда включает в себя объект и предмет труда, средства труда, цели и профессиональные задачи, условия труда и социальную среду. Профессиональная адаптация - приспособление к социальным и профессиональным нормам, условиям, процессам трудовой деятельности, дальнейшее развитие самоопределения в избранной профессии, самоосознание правильности выбора профессионального пути, согласование жизненных и профессиональных целей, установок, формирование значимых черт личности профессионала, развитие профессионально важных качеств, специальных способностей, эмоционально-волевых качеств [17, 28].

А. К. Маркова отмечает, что этот этап может завершиться быстро, за первый год после начала работы или растянуться на годы и проходить болезненно [9, 50]. Тогда достижение профессионального «акме» может отодвигаться на неопределенный срок. Неудачи в решении задач этого рода могут вести к нарушениям хода и результатов производственной адаптации (к дезадаптации). Следствием этого могут быть неблагоприятные психические состояния (подавленности, утраты перспектив развития), потеря положительного отношения к выбранной профессии, возникновение намерения о смене направления жизненного пути. Скорость адаптации зависит от многих факторов. Неумение войти в трудовую организацию (коллектив), адаптироваться в ней вызывает явление производственной и социальной дезорганизации.

Так выделяют следующие виды адаптации в профессиональной деятельности:

1.Профессиональная адаптация выражается в определенном уровне овладения профессиональными навыками и умениями, в формировании некоторых профессионально необходимых качеств личности, в развитии устойчивого положительного отношения работника к своей профессии. Профессиональная адаптация во многом выражается в ознакомлении с профессиональной работой, приобретении навыков профессионального мастерства, сноровки, необходимых для качественного выполнения трудовых обязанностей.

2.Социально-психологическая адаптация заключается в освоении человеком социально-психологических особенностей трудовой организации, вхождения в сложившуюся в ней систему взаимоотношений, позитивном взаимодействии с членами организации. Это включение работника в систему взаимоотношений трудовой организации с ее традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями. В ходе такой адаптации работник постепенно получает информацию о трудовой организации, ее нормах, ценностях, о системе деловых и личных взаимоотношений в группе, о социально-психологической позиции отдельных членов группы. Эта информация не усваивается работником пассивно, а соотносится с его прошлым социальным опытом, с его ценностными ориентациями и оценивается им. При соответствии информации прошлому опыту работника, его ориентациям, она оценивается положительно, работник начинает принимать групповые нормы, постепенно происходит процесс идентификации личности с трудовой организацией. В ходе социально-психологической адаптации работник вступает в реальную жизнь организации, участвует в ней, у него устанавливаются положительные взаимоотношения с коллегами, непосредственным руководителем, администрацией. То есть новый работник вживается в коллектив, осваивает системы ценностей, устанавливает связи и вступает в отношения с остальными членами коллектива и т.д.

3.Общественно-организационная адаптация– означает освоение новыми членами трудового коллектива структуры организационной системы, системы управления и обслуживания производственного процесса, режима труда и отдыха и т.д.

4.Культурно-бытовая адаптация – это участие новых членов коллектива в традиционных для данного предприятия культурных мероприятиях вне рабочего времени. Характер этого вида адаптации определяется уровнем культуры производства, развитием его инфраструктуры, общим уровнем развития членов организации, члены которой связаны не только отношениями по работе, но и совместным досугом.

5.Психофизиологическая адаптация – это процесс освоения человеком совокупности условий труда. Эта проблема адаптации в психофизиологии труда занимает одно из центральных мест, ибо адаптация к профессиональной деятельности, являясь многомерным и интегральным процессом, существенно сказывается как на эффективности деятельности отдельных индивидов и рабочих коллективов, так и на состоянии здоровья и продолжительности активного периода жизни [8, 9, 10, 15].

Такое разделение является достаточно условным, поскольку человек адаптируется как целостная структура: как индивид (физическая адаптация), как личность (социальная, психологическая адаптация), как субъект труда (профессиональная адаптация). В реальной действительности перечисленные виды адаптации тесно взаимосвязаны. Они протекают в один временной промежуток и относятся к одному и тому же субъекту деятельности.

Рассматривать адаптацию как процесс и как результат предлагает С. А. Дружилов. При рассмотрении адаптации как процесса выделяют его временные характеристики, стадии адаптации, рассматривают их протяженность. В рамках этого направления происходит выявление основных элементов адаптационного процесса, связанных в единую логическую и временнýю последовательность. Результативный аспект адаптации используется как основной элемент при оценке успешности адаптационных процессов в целом.

В процессе адаптации работник проходит следующие стадии:

· Стадия ознакомления, на которой работник получает информацию о новой ситуации в целом, о критериях оценки различных действий, об эталонах, нормах поведения.

· Стадия приспособления, на этом этапе работник переориентируется, признавая главные элементы новой системы ценностей, но пока продолжает сохранять многие свои установки.

· Стадия ассимиляции, когда осуществляется полное приспособление к среде, идентификация с новой группой.

· Идентификация, когда личные цели работника отождествляются с целями трудовой организации, предприятия, фирмы и т.д. По характеру идентификации различают три категории работников: безразличные, частично идентифицированные и полностью идентифицированные.

Ф. Б. Березин формулируя критерии оценки психической адаптации в условиях профессиональной деятельности выделяет:

1. успешность деятельности (выполнение трудовых заданий, рост квалификации, необходимое взаимодействие с членами группы и другими лицами, оказывающее влияние на профессиональную эффективность);

2. способность избегать ситуаций, создающих угрозу для трудового процесса, и эффективно устранять возникшую угрозу (предотвращение травм, аварий, чрезвычайных происшествий);

3. осуществление деятельности без значимых нарушений физического здоровья.

Таким образом, одним из признаков успешной профессиональной адаптации является отсутствие дезадаптации Необходимо отметить, что дезадаптация может быть истолкована двояко. Во-первых, как относительно кратковременное ситуативное состояние, являющееся следствием воздействия новых, непривычных раздражителей изменившейся среды и сигнализирующее о нарушении равновесия между психической деятельностью и требованиями среды. В этом смысле дезадаптация — необходимый составной компонент адаптационного процесса, проявляющийся на этапе острых психических реакций входа, собственно, и являющийся его содержательной основой. Во-вторых, дезадаптация может быть достаточно устойчивым сложным психическим состоянием, выражающимся в неадекватном реагировании и поведении личности, обусловленном функционированием психики на пределе ее регуляторных и компенсирующих возможностей или же в запредельном режиме.

Успешность профессиональной адаптации человека связана также с особенностями формирования у него психических образов (моделей) как профессии в целом, так и профессиональной деятельности. Уже при выборе профессии молодой человек имел определенное представление о будущей работе. В профессиональном учебном заведении оно значительно обогатилось. И вот наступило время реального выполнения профессиональных функций. Первые недели, месяцы работы вызывают большие трудности. Но они не становятся фактором возникновения кризисных явлений. Основная причина психологическая, являющаяся следствием несовпадения реальной профессиональной жизни со сформировавшимися представлениями и ожиданиями. Несоответствие профессиональной деятельности ожиданиям вызывает кризис профессиональных экспектаций. Переживание этого кризиса выражается в неудовлетворенности организацией труда, его содержанием, должностными обязанностями, производственными отношениями, условиями работы и зарплатой.

Возможны два варианта разрешения кризиса: конструктивный: активизация профессиональных усилий по скорейшей адаптации и приобретению опыта работы; деструктивный: увольнение, смена специальности; неадекватное, некачественное, непродуктивное выполнение профессиональных функций.

Итак, успешная адаптация влияет не только на эффективность деятельности специалиста, которая выражена в самореализации и видна на уровне достижений, уровне компетентностей, психологической и физиологической готовности к деятельности, но и на этапе трудоустройства специалиста.

На стадии трудоустройства она может проявляться как конкурентное преимущество в показателях качества рабочей силы. К ним относятся: адаптационный, профессионально-образовательный, личностный потенциал будущего профессионала. Как показывают исследования А. Г. Портновой, Е. Л. Холодцевой и других авторов – невозможность достижения успеха в конкурентной борьбе воздействует на чувство самоуважения работника. Заниженная самооценка приводит к тому, что человек чувствует себя изолированным. Чувство эмоциональной, социальной изоляции усиливается при осознании невозможности проявить свою индивидуальность на рабочем месте, что проявляется в особенностях адаптации к профессии, периоде адаптации и адаптационном потенциале личности специалиста [17]. Проявление своей индивидуальности в профессии способствует достижению «акме».

В силу активности психики человека адаптация не может рассматриваться как пассивное приспособление к среде. Различают индивидуальные стратегии адаптации в связи с поисковой активностью, направляемой человеком на совершенствование системы взаимодействия с окружающей средой и самим собой.

Л. М. Митина выделяет две стратегии адаптации. В основе первой стратегии (стратегии адаптивного поведения) лежит доминирующая тенденция к подчинению профессиональной деятельности внешним обстоятельствам в виде предписанных требований, правил, норм. В деятельности человек, как правило, руководствуется постулатом экономии собственных энергетических затрат (физических, эмоциональных, интеллектуальных и др.). При этом он пользуется, в основном, наработанными ранее алгоритмами решения профессиональных задач, проблем, ситуаций, превращенных в штампы, шаблоны, стереотипы.

При поведении по второй стратегии (стратегии профессионального саморазвития) человек характеризуется способностью выйти за пределы непрерывного потока повседневности, увидеть свой труд в целом и превратить его в предмет практического преобразования. Этот прорыв дает ему возможность стать хозяином положения, конструирующим свое настоящее и будущее. Это позволяет внутренне принимать, осознавать и оценивать трудности и противоречия разных сторон профессиональной деятельности, самостоятельно и конструктивно разрешать их в соответствии со своими ценностными ориентациями, рассматривать трудности как стимул дальнейшего развития [10, 28].

Адаптированность человека в конкретной трудовой среде проявляется: в его поведении, в показателях трудовой деятельности, эффективности труда (его количестве, качестве), в усвоении социальной информации и ее практической реализации, в росте всех видов активности (трудовой, общественно – политической, познавательной), удовлетворенности различными сторонами трудовой деятельности (содержанием труда, заработной платой, организацией труда, условиями труда, морально-психологическим климатом в организации, возможностью общеобразовательного и профессионального роста и т.д.).

Личность человека обычно оказывает позитивное влияние на выбор профессии, на ход профессиональной адаптации, поддерживает профессиональное мастерство, стимулирует профессиональное творчество, побуждает к смене профессии, оберегает от профессионального старения и деформации. Личность может и препятствовать становлению профессионала в человеке (отсутствие трудолюбия, общечеловеческих способностей, добротных мотивов и др.). Вместе с тем профессиональные качества человека по мере становления начинают оказывать обратное (позитивное или негативное) влияние на личность: успехи в профессии окрыляют и стимулируют личность и наоборот.

В современном обществе профессионализм, как качество развитой личности, отождествляется с понятием успешности. У профессионалов высокого уровня независимо от вида и специфики профессиональной деятельности, как свидетельствуют научные результаты, инварианты акмеологических индивидуально-психологических свойств личности в наибольшей степени влияют на высокую результативность и достижение «АКМЕ».

В завершение анализа раздела, характеризующего человека как субъекта профессиональной деятельности, достигающего высокого уровня профессионализма в профессии и АКМЕ в различных сферах жизнедеятельности хотим особо выделить, что достижение настоящего акме в индивидуальной деятельности – труднейшая задача и лишь немногим она оказывается под силу.

Неоднократно указывая на то, что человек – социальное существо, поэтому АКМЕ человека может быть достигнуто только в его включенности в социальную жизнь общества через профессиональную и общественную деятельность.

 

Список литературы к разделу 3

1. Абульханова – Славская, К. А. Акмеологическое понимание субъекта //Основы общей и прикладной акмеологии. – М.: РАГС, 1995. – С. 85-108.

2. Бодалев, А. А. Вершина в развитии взрослого человека. Характеристики и условия достижения. – М., 1998. С.137.

3. Глуханюк, Н. С. Психологические основы развития педагога как субъекта профессионализации: Дисс. на соиск. учен. спеп д. психол. н. – Екатеринбург: Уральский ГППУ, 2001. – 320с.

4. Деркач, А. А. Акмеологические основы развития профессионала. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004. – 752с.

5. Идинов, И. А. Самореализация личности в непроизводственной сфере общества (онтологический и гносеологический анализ): Автореф. канд. дисс. – Фрунзе, 1990. – 21с.

6. Исаев А. К. Самореализация личности как проблема социальной философии: Автореф. канд. Дис. М., 1993. – 23с.

7. Климов Е. А. Психология профессионала: Избранные психологические труды. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2003. – 456с.

8. Коростылева, Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. – СПб.: Изд-во «Речь», 2005. – 222с.

9. Маркова, А. К. Психология профессионализма. – М., 1996. - 309с.

10. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. – 400с.

11. Мучински, П. М. Психология, профессия, карьера. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 539с.

12. Петровский, А. В. Личность в психологии: парадигма субъектности. - Ростов - на- Дону, 1996. – 509с.

13. Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. – М., 1997. – С. 559-560.

14. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М.: Школьная Пресса, 2000. – 416с.

15. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1997. – 800с.

16. Чернявская, Г. К. Самопознание и самореализация личности. Методологические проблемы: Автореф. докт.дис. – СПб., 1994. – 41с.

17. Холодцева, Е. Л. Конкурентоспособность в системе разноуровневых характеристик личности специалистов социальной сферы: Автереф. кандидатск. дисс. – Барнаул, 2006. – 21с.

18. Шаев, А. С. Труд и проблемы духовного развития личности рабочего. Человек и общество. - Л., 1967.

 

Контрольные вопросы для самоподготовки по разделу 3

1. Охарактеризуйте человека как субъекта, субъекта профессиональной деятельности в его развитии и саморазвитии.

2. Расскажите об особенностях самореализации личности в период взрослости.

3. Опишите самореализацию человека в профессиональной и социальной сферах.

4. Представьте виды потенциалов, имеющих значение для профессионализма субъекта труда и достижения им профессионального «акме»?

5. Охарактеризуйте творческий потенциал и его реализацию в период взрослости.

6. Расскажите, благодаря каким усилиям достигается АКМЕ. Какие свойства личности задействованы в этом процессе.

7. Назовите, какие стратегии избирает человек как субъект труда, для приобретения профессионализма.

8. Перечислите, в чем может проявляться качественная сторона профессионализма.

 

 

Заключение

Акмеология — новая наука, уверенно заявившая о себе в конце восьмидесятых и начале девяностых годов двадцатого века. Четко обозначив свои цели и задачи, очертив предметное и объектное пространство, научную проблематику, акмеология сразу приобрела независимый статус — была официально зарегистрирована как самостоятельная наука. В различных вузах Российской Федерации были организованы кафедры акмеологии. Через аспирантуру и докторантуру начата подготовка кадров высшей квалификации по специальности 19.00.13 — психология развития, акмеология. В высших учебных заведениях Москвы, Санкт-Петербурга, Калуги и других городов были организованы диссертационные советы по данной специальности. В 1991 году была создана и официально зарегистрирована Международная академия акмеологических наук со своей штаб-квартирой в Санкт-Петербурге и отделениями в Москве, крупных регионах России и за рубежом. В 1994 году начал издаваться теоретический журнал «Акмеология», а с 1997 года и журнал «Вопросы акмеологии». Стали регулярно проводиться научные конференции и симпозиумы по акмеологии. В Москве был создан Международный акмеологический институт — первое учебное заведение для подготовки специалистов-акмеологов.

Научный приоритет в создании акмеологии принадлежит России. За рубежом к акмеологии проявляется интерес, особенно к тем научным направлениям, которые непосредственно связаны с развитием профессионализма личности и деятельности.

По инициативе члена-корреспондента Российской академии образования (РАО), профессора Нины Васильевны Кузьминой и действительного члена РАО, профессора Алексея Александровича Бодалева и с их непосредственным участием были созданы кафедры и отделения акмеологии в Российской академии государственной службы при Президенте РФ и ее филиалах, Калужском государственном педагогическом университете им. К. Э. Циолковского, Северо-Осетинском государственном университете, ряде высших учебных заведений Санкт-Петербурга, Воронежа и других городов.

Столь стремительное становление и развитие акмеологии обусловлено не только тем, что акмеологические идеи сплотили немало талантливых ученых и организаторов науки, но и необычайно привлекательным объектным и предметным полем акмеологии, высокой значимостью и результативностью акмеологических исследований.

Со временем в акмеологическом знании наметилась естественная тенденция к дифференциации, что является характерным для многих развивающихся наук. Появились новые самостоятельные научные направления — педагогическая акмеология, военная акмеология, акмеология деятельности в особых и экстремальных условиях, управленческая акмеология. В стадии формирования находятся юридическая и медицинская акмеология, активно разрабатываются акмеологические проблемы в сфере социальной работы, экономики и спорта.

В то же время дифференциация науки усилила потребность в интеграции акмеологического знания, уточнении его теоретико-методологических оснований и тенденций развития, в акмеологических исследованиях обобщающего характера. Такие исследования необходимы не только для углубления разработки теории акмеологии, они нужны для улучшения качества подготовки специалистов-акмеологов, психологов, социальных работников. Эти знания необходимы для вхождения в акмеологическую проблематику, ориентации в мире задач, связанных с изучением прогрессивного развития зрелой личности и ее профессионализма.

Акмеологическая тематика в последние годы появилась и среди тем курсовых работ студентов и дипломных исследований выпускников социально-психологического факультета Кемеровского государственного университета.

Авторы признательны всем, кто поддержал идею написания данного учебного пособия по акмеологии и высказал свои пожелания и предложения.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

К курсу «Акмеология»

основная:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.,1997.

2. Абульханова – Славская К.А. Стратегия человеческой жизни. М., 1991.

3. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания.М.,1977.

4. Бочаров В.В. Антропология возраста. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000 – 196с.

5. Бурльер Ф. Определение биологического возраста человека. Женева, 1971.

6. Зейгарник Б.В. Зарубежные теории личности.- М.,1982

7. Зонди Л. Психология судьбы. – Екатеринбург, 1994.

8. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2002.- 544с.

9. Келли Г. Основы современной сексологии. – СПб.: Питер, 2000.- 896с.

10. Крайг Г. Психология развития.- СПб, 2000.

11. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.-М.: Наука,1984.

12. Мухина В.С. Проблемы генезиса личности. – М., 1985.

13. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды. – М.: Смысл, 2002.- 462с.

14. Павловская О.М. Биологический возраст у человека. Экологические аспекты// Итоги науки и техники. T.I. M., 1985

15. Проблемы общей акмеологии / А.А. Реан, Е.Ф. Рыбалко, Н.А. Грищенко и др. - СПб.: изд-во СПбГУ, 2000 – 156с.

16. Психологические проблемы самореализации личности. Вып.3/ под ред. Л.А. Головей, Л.А. Коростылевой.- СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.

17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.,1946.

18. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л.,1990.

Дополнительная:

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: Пер. с анг. / Фонд «За экономическую грамотность». – М., 1995

2. Анцыферова Л.И. Психология личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. – М., 1991.

3. Выготский Л.С. Проблемы развития психики // Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 т. Т.З. М, 1983

4. Калиновская К.П. Категория «возраст» в представлениях некоторых народов Восточной Африки // Africana. 1980.Вып. XII.

5. Зонди Л. Психология судьбы. – Екатеринбург, 1994.

6. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание.- М.: Политиздат,1984.

7. Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью. – Калуга, 1994.

Приложение 1

Словарь – тезаурус

Понятийный аппарат в развивающейся науке не остается постоянным, изменяясь по мере возникновения новых проблем исследования, в поисках адекватного отражения изучаемого явления.

«АКМЕ» ПОНЯТИЕ

• «греки словом «акме» называли период возрастав человеческой жизни, когда появляется зрелость всего, на что способен данный человек, когда развернулись, расцвели и на вершине своих способностей находятся его силы»[18,19].

• «это многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни и всегда показывает, насколько он состоялся как гражданин, как специалист-труженник в какой-то определенной области деятельности, как бедная или богатая своими связями с окружающей действительностью личность, как супруг, как родитель, оно, вместе с тем, никогда не является статичным образованием и, наоборот, отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью» [7,5].

• «это высший для каждого человека уровень развития его физического здоровья, ума, чувства, воли, взаимодействующих таким образом, что он добивается наибольшего результата, проявляя себя как индивид, как личность и как субъект деятельности» [7,40].

• «восходит к древнегреческому «аkmе», происходящему, в свою очередь, от слова «axis» («острие») и означающему: «высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора»; «en аkmе einal» (быть в акме) означает: «быть в полном цвете, на высшей степени развития» [14, 40-41].

• «(гр. аkmе — высшая степень чего-либо, вершина, цветущая сила, совершенство + logos — слово, речь, учение) — наука достижения вершин человеческого качества в человеке, овладение совершенством, в т.ч. в избранной профессиональной деятельности» [15,4].

• «вершина совершенства и могущества» [10, 9].

• «ориентирована на формирование жизненной стратегии молодого поколения России как стратегии устойчивого развития личности и индивидуальности человека в условиях нестабильного развития общества» [3,138].

• «предполагает исследование тенденций развития профессионального мастерства как высшего уровня творческой зрелости специалиста» [2, 228].

• «профессиональная среда, организация системы повышения квалификации, отношение к профессиональным традициям, признаки и структура профессиональных представлений и действий, обеспечивающих успех. Поиск оптимальных решений по каждой из перечисленных составляющих и является предметом конкретных областей профессиональной акмеологии, в том числе педагогической, медицинской, инженерной, юридической и другие» [1, 9].

• «связан с определением возможностей и результатов осуществления трудовой деятельности через выяснение профпригодности, психологической готовности к данному виду труда и степени социальной ответственности за его процесс и результаты» [15, 62].

• «это наука о вершинах развития субъектов педагогического процесса в школе. Школьная акмеология изучает объективные факторы достижения профессионализма учителя, достижения вершин в учении и развитии учащихся и достижения вершин в деятельности педагогического коллектива как коллективного субъекта деятельности в условиях современного школьного образования» [3,137].

• «высший для каждого человека уровень в его развитии, который приходится на какой-то временный отрезок его зрелости» [1, 54].

• «вершины в жизнедеятельности человека, целесообразно было бы подразумевать под ними его ранговое место в том или ином сообществе (этносе) в определенный временной промежуток» [2, 51].

• «вершина в связи с рассмотрением понятия формы в четырехмерном пространстве. Не только человек имеет акме, и притом каждой из координат, но и животные и растения. Всякая вещь имеет свое цветение, время наибольшего пышного своего развития, свое «акме», когда оно особенно полно и особенно цельно представительствует за себя, в ее четырехмерной цельности» [29, 23].

• «в спорте — это выдающийся официальный результат, рекорд, победа спортсмена. Таковым он становится лишь после того, как будет продемонстрирован судьям, записан в судейский протокол соревнований и затем оформлен в соответствии с существующими национальными или международными правилами и ритуалами в данном виде спорта» [2, 82].

• «научно анализирует зрелость и акме более сужено, имея в виду только овладение человеком профессией, достижение им в ней уровня мастерства. Ведь понятно, что постижение сущности профессионализма, видение и понимание путей, ведущих к нему, имеет не только сугубо теоретическое, но и большое практическое значение. Высокий профессионализм хотя и невозможен без развития у человека специальных способностей, которые как своим содержанием, так и формой были бы тесно притерты к требованиям конкретной деятельности, и без соответствующих этим требованиям знаний и умений, но важнейшим условием достижения такого профессионализма также обязательно является и мощное развитие у человека общих способностей и превращение общечеловеческих Ценностей в его собственные ценности, что означает нравственную воспитанность его личности» [7,9].

АКМЕ ЧЕЛОВЕКА — «феномен возможности достижения человеком вершин своего развития как вида, индивида, субъекта деятельности, личности, индивидуальности или совершенства деятельности» [12, 14].

АКМЕОЛОГИИ ЗАДАЧИ

• «через проведение комплексных разработок предложить, образно говоря, предельно технологичные стратегию и тактику организации и практического осуществления процесса перевода начинающего свою самостоятельную деятельность специалиста на все более высокие уровни профессионализма. Решение этой очень трудоемкой задачи потребует интеграции в целостную систему результатов конкретно-социологических, конкретно-экономических, педагогических, психофизиологических, психогенетических, психогигиенических, возрастно-психологических, социально-психологических, дифференциально-психологических исследований и, разумеется, исследований по психологии труда, связанных с поднятой проблемой. Проведение соотнесения друг с другом получаемых данных и сведение их в систему, как бы это ни было трудно, тоже осуществля­ет сейчас акмеология» [7,12].

• «изучение различных путей достижения акме (специфических закономерностей процессов движения к акме)» [10, 11].

• «сведение в единую «картину» результатов изуче­ния зрелого человека, полученных в исследованиях, проведенных с позиций разных наук. Выяснение характеристик, которые должны быть сформированы у человека в дошкольном возрасте, в младшем школьном возрасте, в годы отрочества и юности, чтобы он во всех отношениях мог успешно проявить себя на ступени зрелости... Научное освещение феномена акме» [7, 51-53].

• «научное освещение феноменологии акме, объектирование общего и различного в ней у разных людей, прослеживание в действии факторов, которые определяют качественно-количественные характеристики акме» [6, 56].

• «прослеживание закономерностей развития взрослого человека в характеристиках индивида (сложнейшего живого организма), личности (ядром которой выступают отношения человека к различным сторонам действительности) и субъекта деятельности (прежде всего как профессионала) и достижения им в этом развитии наиболее высоко или оптимального уровня» [6,15].

АКМЕОЛОГИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ СТОРОНА — «представляет собой новую самостоятельную научную дисциплину, которая находится в стадии становления: междисциплинарную по своему происхождению, комп­лексную по форме существования, системную по способу организации знания, фундаментальную по общенаучным параметрам и прикладную по практической направленности своих технологических разработок» [1, 62].

АКМЕОЛОГИИ ПРЕДМЕТ

• «научный аппарат, позволяющий адекватно отразить проблему эффективного становления человека во всей совокупности его качеств» [2, 261].

• «созидание как предмет акмеологических исследований — сложная деятельность, в той или иной области осуществляемая отдельным человеком или группой людей, с помощью определенных средств, в течении более или менее длительного времени, опирающаяся на предварительную общекультурную, общеобразовательную, специальную (по конкретным областям научных и практических знаний) и профессиональную подготовку (связанную с искусством применения научных знаний и средств в практике решения специальных и профессиональных задач), подчиненная достижению заранее проектируемого образа результата, отвечающего определенным требованиям качества» [18,13].

• «акмеология делает предметом своих исследований зрелого человека прежде всего как субъекта созидательной деятельности, способного воплощать искомый результат в продукте деятельности» [19,37].

• «акмеология шаг за шагом прослеживает механизмы и результаты воздействий макро-, мезо-, микросоциумов (государства, общества, учебного и трудового коллективов, семьи и др.) и природных условий на человека, ставя и решая при этом задачу разработки такой стратегии организации его жизни, реализация которой позволила бы ему оптимально во всех отношениях объек­тивировать себя на ступени зрелости» [7,5].

• «изучение объективных и субъективных факторов развития взрослого человека, достижение вершин (аkmе) его зрелости в процессе самоактуализации личности» [11, 72].

• «в акмеологии... основным объектов изучения выступает взрослый человек. Именно происходящие изменения на этом отрезке жизненного пути человека как сложнейшего природного существа — индивида, как продукта общественных отношений — личности, как субъекта деятельности, прежде всего как профессионала, — и вширь и вглубь исследует акмеология» [7,22].

• «исследование путей достижения наивысшег

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...