Типология медиатекстов
Существуют различные типологии медиатекстов, что неудивительно, если принять во внимание их принципиальную разнородность. По мнению Г. Я. Солганика, идеальной была бы такая классификация, в которой все виды и типы текстов выделялись бы на основании единого релевантного критерия, однако такой критерий пока не найден, да, видимо, и невозможен в принципе. Наиболее развернутой и адекватной материалу представляется на сегодняшний день классификация, которая учитывает следующие параметры: - способ производства текста; - форму (фактуру) медиатекста; - канал распространения; - функционально‐ жанровый тип текста; - тематическую доминанту. Прокомментируем эти параметры. По способу производствамедиатекст может быть либо авторским, либо коллегиальным. Иллюстрацией авторского текста может служить любой медиаматериал, содержащий указание на индивидуальное авторство, например статья обозревателя или репортаж корреспондента; примером текста коллегиального – многочисленные материалы новостного характера, распространяемые ин‐ формационными агентствами Интерфакс, ИТАР‐ ТАСС, CNN, Reuter, BBC и т. д. В некоторых случаях для подчёркивания значимости корпоративного характера издания редакция намеренно не указывает авторов публикуемых материалов, как, например, это принято в известном журнале «The Economist». По фактуремедиатексты можно подразделить на вербальные, невербальные (например, фотография) и креолизованные. Наиболее распространенным типом медиатекста сегодня является креолизованный текст, «фактура которого состоит из двух негомогенных частей: вербальной и невербальной, принадлежащей к другим знаковым системам, нежели естественный язык». К такого рода креолизованным медиатекстам относятся комиксы, карикатуры, рекламные тексты. Всё больше креолизованных текстов в современных печатных СМИ, принципиально креолизованными являются теле‐ и интернет‐ тексты. По каналу распространения(типу носителя) различают печатные медиатексты, радио‐ и телевизионные медиатексты и тексты Интернет‐ СМИ. Каждый из этих каналов обладает своим набором медийных признаков, оказывающих существенное влияние как на содержание медиатекста, так и на форму его воспроизведения. Так, специфика медиатекста в Интернете определяется такими свойствами интернет‐ коммуникации, как интерактивность (возможность обратной связи и непосредственного участия в процессе коммуникации), нелинейность и использование новых нарративных стратегий, дигитальность, или применение цифровых форматов, модульность (комбинирование разнородных элементов в едином смысловом пространстве), ускорение времени и сжатие пространства при акцентировании возможностей мгновенной коммуникации и уменьшения барьеров физической дистанции, конвергентность, приводящая к созданию гибридных форм текста и интеграции различных технологий, и другие. Особые условия, в которых протекает радиокоммуникация, – это дистантность, опосредованность, отсутствие визуализации, массовость слушательской аудитории, всеохватность (всепроникающая способность), скорость передачи информации, связь со временем, которая выражается в необратимости, одномоментности, линейности, непрерывности. Телетекст строится как непрерывный поток информации, передаваемый потребителю с огромной скоростью и сразу по нескольким каналам. Телевидение оперирует одновременно текстом, музыкой и зрительно воспринимаемыми движущимися образами и потому обладает исключительно высокой, почти магической способностью воздействия на зрителя. Избыток информации (так называемый «шум»), скорость её передачи, линейность этого процесса и задейст‐ вованность в нем сразу нескольких каналов исключают возможность остановки, возвращения и, следовательно, осмысления. По функционально-жанровому типуобычно выделяют несколько групп жанров «традиционных» журналистских текстов – информационные, аналитические и художественно‐ публицистические (последние сегодня нередко обозначают англоязычным термином features), к которым добавляют специфические рекламные и пиар‐ жанры. Жанр – важный регулятор, с одной стороны, воплощения замысла автора, а с другой – восприятия произведения. С точки зрения автора жанр прогнозирует и ограничивает выбор формы: объем и качество имеющейся информации подсказывают автору, что можно рассчитывать на заметку, но никак не на очерк или репортаж. С другой стороны, с позиций адресата жанр прогнозирует и ограничивает ожидания (и, следовательно, построение гипотезы о тексте): заинтересовавшись ярким заголовком, читатель может рассчитывать на аналитическую статью, а в процессе чтения видит бесконечное перечисление должностных и служебных обязанностей героя, таким образом, его ожидания обмануты, а эффект воздействия текста не осуществлен. Представляет интерес предложенная Л. М. Майдановой и С. О. Калгановой классификация жанров в зависимости от того, какой «технический прием» положен в основу создания текста. На этом основании разграничивается пять групп: - жанры, объединенные целью «Констатация факты» (заметка, информационная корреспонденция, информационный репортаж); - жанры, объединенные целью «Анализ факта» (статья, аналитическая корреспонденция, аналитический репортаж, комментарий, версия, расследование); - жанры, объединенные целью «Создание текста о тексте» (рецензия, «просветительский пересказ», радиоверсия журнала и под. ); - жанры, объединенные целью «Создание диалогического текста» (разные типы интервью, ток‐ шоу, новые жанру «прямая линия» и «пресс‐ конференция»); - жанры, объединенные целью «Создание образа предмета речи» (очерк, зарисовка, фельетон, эссе). Однако и эта классификация не исчерпывает всего многообразий жанровых форм медиатекста. Важной особенностью современного медиадискурса признается процесс диффузии жанровых форм и их конвергенции – появления новых интегрированных жанров – инфотейнмента (англ. infortainment от information – информа‐ ция и entertainment – развлечения), эдютейнмента (education – обучение, entertainment – развлечение), historytainment (история + раз‐ влечение) и других. Процессы интеграции происходят не только в границах журналистики, но и на стыке журналистики, рекламы и PR. Есть издания, мимикрирующие под журналистские: в Екатеринбурге, например, выходит журнал «Столица Урала», который по сути является рекламным, но материалы строятся по законам журналистского дискурса. Исследователи предупреждают о непредсказуемых социальных последствиях сращения текстов журналистики и PR («пиарналистики», в обозначении А. П. Короченского), влияющих как на структуру и коммуникативные процессы, так и на поведение и мировоззрение массовой аудитории в целом. Таким образом, жанровая гетерогенность в массовой коммуникации, с одной стороны, свидетельствует о естественной гибкости и подвижности границ текстов, но, с другой стороны, актуализирует профессионально‐ этические и нормативные проблемы, регламентирующие пределы жанровых свобод. По тематической доминантемедиатексты могут быть типологизированы соответственно устойчивым, регулярно освещаемых СМИ темам – buzz‐ topics, или медиатопикам: политика, бизнес, спорт, культура, погода, новости международной и региональной жизни и т. п. Можно сказать, что медиатопика является одним из способов структурирования информации и упорядочивания динамично меняющейся картины мира. Набор медиатопиков является отчасти универсальным, отчасти национально‐ специфичным: так, например, одной из постоянных тем для британских СМИ является освещение подробностей частной жизни членов королевской семьи и высокопоставленных политиков, в тематике же российских медиа значительную долю занимают сообщения о коррупции и криминальных разборках.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|