Понятие о предмете педагогической психологии. Связь педагогической психологии с другими науками
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Казанская В. Г. К14 Педагогическая психология. — СПб.: Питер, 2005. — 366 с: ил. — (Серия «Краткий курс»). ISBN 5-94723-490-4 Цель предлагаемого учебного пособия — помочь будущим педагогам в понимании психологических проблем обучения и умственного развития, обучаемости и успеваемости. Ценность этого пособия в том, что здесь приводятся новые данные о психологии понимания, трудностях, с которыми сталкиваются школьники в процессе учебной деятельности. Кроме того, показаны возможности установления позитивных отношений между учителем и учеником. Большое внимание уделено психологии контакта. Теоретические положения проиллюстрированы конкретными примерами: работами детей, фрагментами уроков, данными исследований. Практическая направленность данного пособия несомненна, так как и студенты, и учителя могут использовать в своей работе предлагаемые тестовые задания, карты психического развития детей и тому подобные материалы. Данное пособие предназначено студентам, преподавателям, а также учителям-практикам. ББК 88.840я7 УДК [159.9:37](075) Предисловие....................................................................... 7
Глава 1. Предмет педагогической психологии................. 10 Понятие о предмете педагогической психологии. Связь педагогической психологии с другими науками........ 10 Структура педагогической психологии........................... 16 Принципы педагогической психологии............................. 18 Теоретические предпосылки возникновения и развития педагогической психологии......................................... 33 Вопросы для повторения................................................... 46 Рекомендуемая литература.............................................. 47 Глава 2. Методы педагогической психологии и их специфика.............................................................. 48
Понятие о методе исследования в педагогической психологии..................................................................... 48 Требования, предъявляемые к методам и исследованию в целом........................................................................... 50 Группы методов исследования в области педагогической психологии..................................................................... 55 Характеристика методов, применяемых в педагогической психологии..................................................................... 60 Вопросы для повторения................................................... 83 Рекомендуемая литература.............................................. 85 Глава 3. Психология обучения............................................ 86 Понятие об обучении в педагогической психологии. Влияние основных теоретических направлений на психологию обучения....................................................................... 86 Связь обучения с развитием и созреванием.................... 93 Структура обучения........................................................... 98
Психологические проблемы обучаемости и школьной успеваемости.............................................................. 106 Психологические особенности понимания учебного материала.................................................................... 112 Психологический компонент бинарных методов обучения...................................................................... 123 Психологический анализ урока как основной формы организации обучения.................................................. 128 Ошибки учителя в обучении............................................ 146 Вопросы для повторения.................................................. 152 Рекомендуемая литература............................................. 154 Глава 4. Психологические основы образовательных технологий......................................................................... 155 Понятие образовательной технологии........................... 155 Обучение на основе теории Л. В. Занкова...................... 159 Теория развивающего обучения В В. Давыдова.............. 162 Проблемное обучение...................................................... 167 Поэтапное формирование умственных действий.......... 172
Программированное обучение........................................ 177 Вопросы для повторения.................................................. 183 Рекомендуемая литература............................................ 184 Глава 5. Психическое здоровье как результат воспитания... 186 Понятие о психическом здоровье школьника................. 186 Психологические особенности воспитания.................... 193 Роль психологических воздействий в воспитании........ 201 Психологические барьеры, их причины и формы проявления.................................................................. 212 Психические травмы детей в процессе воспитания...... 217 Вопросы для повторения.................................................. 227 Рекомендуемая литература............................................ 228 Глава 6. Педагогическое общение................................. 229 Общая характеристика общения педагогов и детей...... 229 Типы взаимодействия учителей и учащихся................... 235 Взаимоотношения педагогов и учащихся...................... 244 Механизмы формирования взаимоотношений учителя с учениками................................................................. 256 Коммуникативная культура учителя............................. 274 Вопросы для повторения................................. t................... 277 Рекомендуемая литература.............................................. 278 Глава 7. Психология педагогической деятельности...... 280 Педагогическая деятельность в мире профессий.......... 280 Структура педагогической деятельности....................... 286 Индивидуально-типологические особенности учителей.... 294 Профессиональное развитие и деформации личности педагога........................................................................ 307 Вопросы для повторения................................................. 313 Рекомендуемая литература............................................ 313 Приложения Приложение 1. Методы исследования в педагогической психологии........................................................................ 316 Приложение 2. Карта психического развития................ 322 Индивидуальное развитие детей экспериментального класса.......................................................................... 322 Психолого-педагогический консилиум школы-гимназии № 7.................................................. 325 Карта психологического обследования........................... 327 . Карта профессиональной направленности...................... 330 Приложение 3. Конспекты уроков.................................... 333 А. Операции..................................................................... 333 Б. «Когда задача в радость»............................................ 339
Приложение 4. Программа психологической коррекции педагогически запущенных детей....................................... 345 Система психолого-педагогической коррекции педагогической запущенности младшего школьника.... 345 Программа психологической коррекции педагогически запущенных детей........................................................ 348 Краткие сведения о психологах................................................. Терминологический словарь...................................................... Предметный указатель........................................................ 365 Глава 1 ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Понятие о предмете педагогической психологии. Связь педагогической психологии с другими науками На рубеже веков Россия оказалась перед выбором социального пути развития. Обострившиеся общественные, этнические и нравственные противоречия ставят перед деятелями науки, культуры и работниками сферы просвещения ряд вопросов. Каков человек третьего тысячелетия? Каким должен быть учитель будущего? Какой следует быть науке, изучающей духовные процессы личности (особенно той, которая воспитывается в специально организованных условиях школы, детского сада, интерната, детского дома)? Теперь ни для кого не секрет, что современные дети не похожи на своих сверстников прошлых лет. Они в большей мере независимы от своих родителей, нередко имеют необходимые материальные средства, чтобы провести время досуга. Некоторые из семей отрицательно влияют на воспитание детей (когда родители алкоголики, бродяги, находятся в местах заключения). Вместе с тем стала более демократичной школа, педагогика же обрела, наконец, субъектов своей деятельности. Изменилось и содержание образовательного процесса: появились не только обязательные дисциплины, но и альтернативные. Много внимания уделяется валеологической, психологической и творческой составляющим процесса обучения. Все это предъявляет к школе и ее выпускникам новые требования. Закончившие школы должны быть более терпимы, личностно зрелы, иметь позитивное, направленное на преобразование и созидание мышление и, более того, самостоятельно решать все свои жизненные проблемы, обладая свободой в выборе жизненного пути. Школа будущего обязана формировать личность, индивидуальность, а воспитание и обучение — максимально содействовать этому.
А. Г. Асмолов называет образование механизмом социогенеза, направленного на развитие индивидуальности. В «психозойскую эру» «через развивающее смысловое вариативное образование проходит дорога от тоталитарной культуры полезности, культуры "сделанных голов", подавляющей проявления индивидуальности человека и начинающей агонизировать в неопределенных критических ситуациях разных исторических катаклизмов, — к культуре достоинства, поддерживающей индивидуальность человека и обладающей широким резервом нестандартных социальных действий в периоды различных исторических поворотов и драм»1. Следовательно, наука и практика настоятельно требуют перестройки образования в сторону его гуманизации, а психологии необходимо обратиться к тщательному изучению возможностей ребенка. Педагогическая психология — совокупная область знаний из общей, социальной, возрастной психологии и педагогики. На специфику ее предмета также влияют культурология и ряд общественных и естественных наук. Само ее название происходит от греческих слов: pais (paidos) — «дитя»; ago — «веду», «воспитываю», а также psyche, что означает «душа», и logos — «учение». Соответственно данная научная сфера связана с пониманием психики ребенка, которая изменяется под влиянием воспитательного и обучающего процессов. ► Педагогическая психология — это наука, изучающая изменения личности в процессе и результате обучения и воспитания. Она объясняет, что же происходит с личностью человека на том или ином этапе ее становления, когда она включена в организованную систему обучения и воспитания; как под руководством родителей, педагогов, других людей она усваивает определенные нормы и ценности. ► Предмет педагогической психологии — процессы и результаты воздействия одного человека (родителей, учителей, членов семьи, других взрослых, а также сверстников) или учебно-воспитательных учреждений на становление личности. Отметим при этом, что на протяжении всей своей жизни человек находится в той или иной социальной группе: дошкольник — в детском саду, школьник — в классе, юноша — в вузе или колледже, взрослый — в трудовом коллективе и т. д. Вместе с тем человек меняется: 1 Асмолов А. Г. XXI век: Психология в век психологии // Вопросы психологии. — 1991. -№ 1. - С. 12.
в группе он обучается и одновременно воспитывается. Следовательно, можно утверждать, что воспитание и обучение постоянно связаны с процессами социализации личности. Под последними понимаются усвоение и воспроизведение общественного, социального опыта общения и деятельности, которые не могут проходить в вакууме, независимо от обстоятельств жизни или условий воспитания. Педагогическую психологию потому и интересуют психические новообразования личности, появляющиеся в неформальных образовательных системах и в процессе социализации. Например, учителя интересует, почему в течение длительного времени ученик получает по определенному школьному предмету плохие оценки. Наиболее общий ответ прост: не учит уроки. Однако, внимательно изучив проблему, психолог выясняет, что школьник много времени тратит на занятия спортом. Это помогает ему утвердиться в глазах сверстников, иметь высокий статус в классе. Успеваемость для него становится менее значимой, более важен престиж и уважение со стороны одноклассников, признающих его достижения, выгодно отличающие от остальных ровесников. Если учитель проигнорирует потребность в обретении этим учеником уважения, какое выказывают сверстники, постоянно порицая за плохую успеваемость, он усугубит отрицательное отношение данного школьника к учебной деятельности. Это свидетельствует о том, что индивидуальные особенности личности ученика учитываются педагогом недостаточно. Таковые проявляются в отношении к школе, точке зрения, разделяемой учеником, социализации и различных видах адаптивного поведения. Чаще всего их деформации обусловливают плохую успеваемость и обучаемость школьника. Учитель также нередко сталкивается с проблемой субъектного опыта учащихся, который может быть неадекватен требованиям, предъявляемым в соответствии с новыми задачами обучения. Например, на вопрос: «Где заходит солнце?» — школьник младших классов отвечает: «За лесом», «За школой» и пр. Учитель, уточняя понятия «части света», проводя экскурсии, позволяющие наблюдать заход солнца, способствует формированию научных знаний и адекватному продуктивному пониманию. Можно утверждать, что педагогическая психология занимается проблемами понимания учебного материала, помогая учителю использовать соответствующие психологические способы его коррекции. Запоминание, осмысление, актуализация знаний непосредственно зависят от личностных и возрастных особенностей школьника, что также составляет предмет изучения педагогической психологии. В настоящее время она выделилась в самостоятельную науку, основанную на принципах деятельности и развития. Психические новообразования появляются во взаимодействии ребенка со взрослыми, когда первый выстраивает свою деятельность согласно определенным правилам. Педагогическая психология изучает, в каких случаях деятельность взрослого эффективна, а в каких — нет. Исследования показывают, что возможности восприятия повышаются, если ученик производит действия с предметами в игре или обучении (об этом пишут Б. Г. Ананьев, Л. В. Занков, А. В. Запорожец). Эффективность запоминания достигается специально организованными мнемическими действиями (А. А. Смирнов). Умственные действия сначала формируются во внешней, практической деятельности. Если учитель дает знания в готовом виде, они усваиваются хуже, — ученик использует их с трудом. Деятельность педагога зависит от того, на кого она направлена: дошкольника учится играя, а школьник — включаясь в процесс обучения. Характер ее существенно меняется в соответствии с возрастными особенностями обучаемого: его мотивами, индивидуальными особенностями усвоения, спецификой ранее сформированных действий. Известно, что развитие психики ребенка — это закономерный процесс изменения свойств личности во времени. Он выражается в количественных, качественных, структурных преобразованиях. Новые как бы надстраиваются над имеющимися. Педагогическая психология учитывает эти особенности при организации воспитания и обучения. Изучая перемены, происходящие с ребенком в результате этих процессов, педагогическая психология формулирует психологические требования, предъявляемые к последним. Чтобы изменения были конструктивны, она учитывает подходы и понятия, используемые в смежных научных сферах. .Б. Г. Ананьев отводил психологии центральное место в системе наук о человеке. Рассмотрим взаимосвязи педагогической психологии с другими отраслями знания. ► Наука, которая изучает сущность, цели, задачи, закономерности воспитания и обучения, их роль в жизни общества и развитии личности,называется педагогикой. Рассматривая дидактику, она выделяет формы и организацию обучения, образование — его непрерывность, содержание, этапы. Педагогическая психология изучает другие стороны этих феноменов. Ее интересует, как происходит психическое развитие ребенка в процессе обучения и воспитания. Вместе с тем сама педагогика, обращаясь к особенностям обучения и воспитания, опирается на исследования, проведенные в рамках педагогической психологии. Например, методы обучения используются учителем в зависимости от психологических особенностей усвоения и формирования знаний, умений и навыков. Очевидна также взаимосвязь педагогической психологии с общей психологией. Вторая располагает сведениями о психике человека — о сущности духовной деятельности в форме восприятия, ощущения, мышления, эмоционально-волевых проявлений и пр. Педагогическая психология, в свою очередь, показывает, как психические функции могут измениться при определенных условиях, организованных в процессе обучения и воспитания, под влиянием личности учителя. Все это направлено на усвоение знаний учеником и выработку его навыков. Можно отметить и связи с возрастной психологией, поскольку изменения в личности ребенка, происходящие в процессе обучения и воспитания, напрямую зависят от его возрастных и типологических особенностей. Возрастная психология как раз и занимается изучением общих закономерностей психики на каждом этапе жизни. Однако добиться этих изменений оказывается реальным в определенных, организованных учителем или родителями условиях. Все это учитывается в частных методиках, задача которых — выявить специфику преподавания учебных предметов. Например, И. С. Якиманская изучала процесс формирования технического мышления, необходимого для изучения ряда предметов — спецтехнологии, материаловедения, электротехники, физики. Почти все психологические науки так или иначе влияют на педагогическую практику, обогащая тем самым и рассматриваемую в данном пособии отрасль знания. Например, общая психология позволяет понять принципы логического и творческого мышления. Педагогическая психология, обращаясь к проблемным ситуациям, разрабатывает пути управления мышлением, когда усваиваются новые знания. Конкретные методики позволяют учителю отобрать необходимый дидактический материал, чтобы создавать на уроках проблемные ситуации. Педагогическая психология, изучая отклонения в нравственном поведении подростка, интегрируется с социальной и юридической психологией, в частности превентивной, которую интересуют пути предупреждения детской преступности. Учеными указаны психобиологические предпосылки асоциального поведения несовершеннолетних и необходимость их учета в воспитательно-профилактической работе. Полноценное социальное развитие подростка возможно только в такой референтной группе, которой не свойственны антиобщественные проявления. С. А. Беличева обнаружила влияние эмоционально-волевой сферы на саморегуляцию поведения подростков, а Т. Н. Курбатова показала, что для несовершеннолетних правонарушителей характерны повышенная тревожность, агрессивность, особого рода конфликты. В свою очередь, выявленные учеными черты несовершеннолетних правонарушителей могут быть порождены обучением и воспитанием в школе, где им уделялось мало внимания. Педагогическая психология связана и с естественными науками — физиологией, гигиеной, медициной, что обусловлено следующим обстоятельством: личность ребенка по своей сути биосоциальна, следовательно, педагог обязан знать биологические, генетические, физиологические особенности ученика. Например, подвижность нервных процессов приводит к невнимательности школьника, когда учитель объясняет новый материал. Существуют и такие возрастные особенности психических процессов, знание которых помогает педагогу правильно организовать воспитание и обучение. Скажем, беседы этического характера должны соответствовать возрасту и потребностям в них детей. Следует учитывать время и место организации таких бесед, возможность использования их результатов ребенком. Индивидуальные качества личности — это половозрастные, конституционные и нейродинамические свойства, в том числе специфика телосложения, биохимические характеристики и такие интегральные черты, как темперамент и задатки. В. М. Русалов в монографии «Биологические основы индивидуально-психологических различий» показывает, что биологический тип, составляющий основу индивидуально-психологических различий, представляет совокупность соматических, нейродинамических и нейрогуморальных свойств. В процессе онтогенеза, который исследует возрастная физиология, возникают кризисные периоды, когда появляются качественно новые скачки в развитии психики и организма человека. Они приводят к определенным психическим новообразованиям. Например, известны кризисы развития в дошкольном и подростковом возрасте. Для правильного осуществления воспитания и обучения необходимо их хорошо знать, в чем поможет понимание физиологических особенностей детей. Например, ускоренное и неравномерное развитие подросткового организма в период полового созревания (оно касается сердечно-сосудистой и костно-мышечной системы, что отягощает физическое и психическое самочувствие подростка; «гормональная буря», вызванная повышенной активностью эндокринной системы и проявляющаяся в особой возбудимости, эмоциональной неустойчивости, в неадекватных эмоциональных реакциях, непредсказуемости настроения и т. п.) требует специальных форм организации воспитательной работы. Иначе возникнет «смысловой барьер», когда все слова и действия старших не воспринимаются и вызывают бурную отрицательную реакцию подростка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|