Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие о предмете педагогической психологии. Связь педагогической психологии с другими науками




Казанская В. Г.

К14 Педагогическая психология. — СПб.: Питер, 2005. — 366 с: ил. —

(Серия «Краткий курс»).

ISBN 5-94723-490-4

Цель предлагаемого учебного пособия — помочь будущим педагогам в понимании психологических проблем обучения и умственного развития, обучаемости и успеваемости. Ценность этого пособия в том, что здесь приводятся новые данные о психологии понима­ния, трудностях, с которыми сталкиваются школьники в процессе учебной деятельности. Кроме того, показаны возможности установления позитивных отношений между учителем и учеником. Большое внимание уделено психологии контакта. Теоретические положения проиллюстрированы конкретными примерами: работами детей, фрагментами уроков, дан­ными исследований. Практическая направленность данного пособия несомненна, так как и студенты, и учителя могут использовать в своей работе предлагаемые тестовые задания, карты психического развития детей и тому подобные материалы. Данное пособие предна­значено студентам, преподавателям, а также учителям-практикам.

ББК 88.840я7 УДК [159.9:37](075)

Предисловие....................................................................... 7

 

Глава 1. Предмет педагогической психологии................. 10

Понятие о предмете педагогической психологии. Связь

педагогической психологии с другими науками........ 10

Структура педагогической психологии........................... 16

Принципы педагогической психологии............................. 18

Теоретические предпосылки возникновения и развития

педагогической психологии......................................... 33

Вопросы для повторения................................................... 46

Рекомендуемая литература.............................................. 47

Глава 2. Методы педагогической психологии

и их специфика.............................................................. 48

Понятие о методе исследования в педагогической

психологии..................................................................... 48

Требования, предъявляемые к методам и исследованию

в целом........................................................................... 50

Группы методов исследования в области педагогической

психологии..................................................................... 55

Характеристика методов, применяемых в педагогической

психологии..................................................................... 60

Вопросы для повторения................................................... 83

Рекомендуемая литература.............................................. 85

Глава 3. Психология обучения............................................ 86

Понятие об обучении в педагогической психологии. Влияние основных теоретических направлений на психологию

обучения....................................................................... 86

Связь обучения с развитием и созреванием.................... 93

Структура обучения........................................................... 98


 


Психологические проблемы обучаемости и школьной

успеваемости.............................................................. 106

Психологические особенности понимания учебного

материала.................................................................... 112

Психологический компонент бинарных методов

обучения...................................................................... 123

Психологический анализ урока как основной формы

организации обучения.................................................. 128

Ошибки учителя в обучении............................................ 146

Вопросы для повторения.................................................. 152

Рекомендуемая литература............................................. 154

Глава 4. Психологические основы образовательных

технологий......................................................................... 155

Понятие образовательной технологии........................... 155

Обучение на основе теории Л. В. Занкова...................... 159

Теория развивающего обучения В В. Давыдова.............. 162

Проблемное обучение...................................................... 167

Поэтапное формирование умственных действий.......... 172

Программированное обучение........................................ 177

Вопросы для повторения.................................................. 183

Рекомендуемая литература............................................ 184

Глава 5. Психическое здоровье как результат воспитания... 186

Понятие о психическом здоровье школьника................. 186

Психологические особенности воспитания.................... 193

Роль психологических воздействий в воспитании........ 201

Психологические барьеры, их причины и формы

проявления.................................................................. 212

Психические травмы детей в процессе воспитания...... 217

Вопросы для повторения.................................................. 227

Рекомендуемая литература............................................ 228

Глава 6. Педагогическое общение................................. 229

Общая характеристика общения педагогов и детей...... 229

Типы взаимодействия учителей и учащихся................... 235

Взаимоотношения педагогов и учащихся...................... 244

Механизмы формирования взаимоотношений учителя

с учениками................................................................. 256

Коммуникативная культура учителя............................. 274

Вопросы для повторения................................. t................... 277

Рекомендуемая литература.............................................. 278

Глава 7. Психология педагогической деятельности...... 280

Педагогическая деятельность в мире профессий.......... 280

Структура педагогической деятельности....................... 286

Индивидуально-типологические особенности учителей.... 294 Профессиональное развитие и деформации личности

педагога........................................................................ 307

Вопросы для повторения................................................. 313

Рекомендуемая литература............................................ 313

Приложения

Приложение 1. Методы исследования в педагогической

психологии........................................................................ 316

Приложение 2. Карта психического развития................ 322

Индивидуальное развитие детей экспериментального

класса.......................................................................... 322

Психолого-педагогический консилиум

школы-гимназии № 7.................................................. 325

Карта психологического обследования........................... 327

. Карта профессиональной направленности...................... 330

Приложение 3. Конспекты уроков.................................... 333

А. Операции..................................................................... 333

Б. «Когда задача в радость»............................................ 339

Приложение 4. Программа психологической коррекции

педагогически запущенных детей....................................... 345

Система психолого-педагогической коррекции

педагогической запущенности младшего школьника.... 345 Программа психологической коррекции педагогически

запущенных детей........................................................ 348

Краткие сведения о психологах.................................................

Терминологический словарь......................................................

Предметный указатель........................................................ 365


Глава 1

ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Понятие о предмете педагогической психологии. Связь педагогической психологии с другими науками

На рубеже веков Россия оказалась перед выбором социального пути развития. Обострившиеся общественные, этнические и нравствен­ные противоречия ставят перед деятелями науки, культуры и работ­никами сферы просвещения ряд вопросов. Каков человек третьего тысячелетия? Каким должен быть учитель будущего? Какой следует быть науке, изучающей духовные процессы личности (особенно той, которая воспитывается в специально организованных условиях шко­лы, детского сада, интерната, детского дома)?

Теперь ни для кого не секрет, что современные дети не похожи на своих сверстников прошлых лет. Они в большей мере независимы от своих родителей, нередко имеют необходимые материальные средст­ва, чтобы провести время досуга. Некоторые из семей отрицательно влияют на воспитание детей (когда родители алкоголики, бродяги, находятся в местах заключения).

Вместе с тем стала более демократичной школа, педагогика же обрела, наконец, субъектов своей деятельности. Изменилось и содер­жание образовательного процесса: появились не только обязатель­ные дисциплины, но и альтернативные. Много внимания уделяется валеологической, психологической и творческой составляющим про­цесса обучения.

Все это предъявляет к школе и ее выпускникам новые требова­ния. Закончившие школы должны быть более терпимы, личностно зрелы, иметь позитивное, направленное на преобразование и созида­ние мышление и, более того, самостоятельно решать все свои жиз­ненные проблемы, обладая свободой в выборе жизненного пути. Школа будущего обязана формировать личность, индивидуальность, а воспитание и обучение — максимально содействовать этому.

А. Г. Асмолов называет образование механизмом социогенеза, на­правленного на развитие индивидуальности. В «психозойскую эру» «через развивающее смысловое вариативное образование проходит дорога от тоталитарной культуры полезности, культуры "сделанных голов", подавляющей проявления индивидуальности человека и на­чинающей агонизировать в неопределенных критических ситуациях разных исторических катаклизмов, — к культуре достоинства, под­держивающей индивидуальность человека и обладающей широким резервом нестандартных социальных действий в периоды различных исторических поворотов и драм»1. Следовательно, наука и практика настоятельно требуют перестройки образования в сторону его гума­низации, а психологии необходимо обратиться к тщательному изуче­нию возможностей ребенка.

Педагогическая психология — совокупная область знаний из об­щей, социальной, возрастной психологии и педагогики. На специфи­ку ее предмета также влияют культурология и ряд общественных и естественных наук. Само ее название происходит от греческих слов: pais (paidos) — «дитя»; ago — «веду», «воспитываю», а также psyche, что означает «душа», и logos — «учение». Соответственно данная на­учная сфера связана с пониманием психики ребенка, которая изме­няется под влиянием воспитательного и обучающего процессов.

Педагогическая психология — это наука, изучающая изменения лич­ности в процессе и результате обучения и воспитания. Она объясняет, что же происходит с личностью человека на том или ином этапе ее становления, когда она включена в организованную систему обучения и воспитания; как под руководством родителей, педагогов, других лю­дей она усваивает определенные нормы и ценности.

► Предмет педагогической психологии — процессы и результаты воздействия одного человека (родителей, учителей, членов семьи, других взрослых, а также сверстников) или учебно-воспитательных учреждений на становление личности.

Отметим при этом, что на протяжении всей своей жизни человек находится в той или иной социальной группе: дошкольник — в дет­ском саду, школьник — в классе, юноша — в вузе или колледже, взрос­лый — в трудовом коллективе и т. д. Вместе с тем человек меняется:

1 Асмолов А. Г. XXI век: Психология в век психологии // Вопросы психологии. — 1991. -№ 1. - С. 12.


 

в группе он обучается и одновременно воспитывается. Следователь­но, можно утверждать, что воспитание и обучение постоянно связаны с процессами социализации личности. Под последними понимаются усвоение и воспроизведение общественного, социального опыта об­щения и деятельности, которые не могут проходить в вакууме, незави­симо от обстоятельств жизни или условий воспитания. Педагогиче­скую психологию потому и интересуют психические новообразования личности, появляющиеся в неформальных образовательных систе­мах и в процессе социализации.

Например, учителя интересует, почему в течение длительного вре­мени ученик получает по определенному школьному предмету пло­хие оценки. Наиболее общий ответ прост: не учит уроки. Однако, внимательно изучив проблему, психолог выясняет, что школьник мно­го времени тратит на занятия спортом. Это помогает ему утвердить­ся в глазах сверстников, иметь высокий статус в классе. Успевае­мость для него становится менее значимой, более важен престиж и уважение со стороны одноклассников, признающих его достижения, выгодно отличающие от остальных ровесников. Если учитель проиг­норирует потребность в обретении этим учеником уважения, какое выказывают сверстники, постоянно порицая за плохую успеваемость, он усугубит отрицательное отношение данного школьника к учебной деятельности.

Это свидетельствует о том, что индивидуальные особенности лич­ности ученика учитываются педагогом недостаточно. Таковые про­являются в отношении к школе, точке зрения, разделяемой учени­ком, социализации и различных видах адаптивного поведения. Чаще всего их деформации обусловливают плохую успеваемость и обучае­мость школьника.

Учитель также нередко сталкивается с проблемой субъектного опы­та учащихся, который может быть неадекватен требованиям, предъ­являемым в соответствии с новыми задачами обучения. Например, на вопрос: «Где заходит солнце?» — школьник младших классов от­вечает: «За лесом», «За школой» и пр. Учитель, уточняя понятия «части света», проводя экскурсии, позволяющие наблюдать заход солн­ца, способствует формированию научных знаний и адекватному про­дуктивному пониманию.

Можно утверждать, что педагогическая психология занимается проблемами понимания учебного материала, помогая учителю ис­пользовать соответствующие психологические способы его коррек­ции. Запоминание, осмысление, актуализация знаний непосредственно зависят от личностных и возрастных особенностей школьника, что также составляет предмет изучения педагогической психоло­гии.

В настоящее время она выделилась в самостоятельную науку, осно­ванную на принципах деятельности и развития. Психические ново­образования появляются во взаимодействии ребенка со взрослыми, когда первый выстраивает свою деятельность согласно определен­ным правилам. Педагогическая психология изучает, в каких случаях деятельность взрослого эффективна, а в каких — нет.

Исследования показывают, что возможности восприятия повы­шаются, если ученик производит действия с предметами в игре или обучении (об этом пишут Б. Г. Ананьев, Л. В. Занков, А. В. Запоро­жец). Эффективность запоминания достигается специально органи­зованными мнемическими действиями (А. А. Смирнов). Умственные действия сначала формируются во внешней, практической деятель­ности. Если учитель дает знания в готовом виде, они усваиваются хуже, — ученик использует их с трудом.

Деятельность педагога зависит от того, на кого она направлена: дошкольника учится играя, а школьник — включаясь в процесс об­учения. Характер ее существенно меняется в соответствии с возраст­ными особенностями обучаемого: его мотивами, индивидуальными особенностями усвоения, спецификой ранее сформированных дей­ствий.

Известно, что развитие психики ребенка — это закономерный про­цесс изменения свойств личности во времени. Он выражается в ко­личественных, качественных, структурных преобразованиях. Новые как бы надстраиваются над имеющимися. Педагогическая психоло­гия учитывает эти особенности при организации воспитания и обу­чения.

Изучая перемены, происходящие с ребенком в результате этих процессов, педагогическая психология формулирует психологические требования, предъявляемые к последним. Чтобы изменения были кон­структивны, она учитывает подходы и понятия, используемые в смеж­ных научных сферах.

.Б. Г. Ананьев отводил психологии центральное место в системе наук о человеке. Рассмотрим взаимосвязи педагогической психоло­гии с другими отраслями знания.

► Наука, которая изучает сущность, цели, задачи, закономерности вос­питания и обучения, их роль в жизни общества и развитии личности,называется педагогикой. Рассматривая дидактику, она выделяет фор­мы и организацию обучения, образование — его непрерывность, со­держание, этапы.

Педагогическая психология изучает другие стороны этих фено­менов. Ее интересует, как происходит психическое развитие ребенка в процессе обучения и воспитания. Вместе с тем сама педагогика, обра­щаясь к особенностям обучения и воспитания, опирается на исследо­вания, проведенные в рамках педагогической психологии. Например, методы обучения используются учителем в зависимости от психо­логических особенностей усвоения и формирования знаний, умений и навыков.

Очевидна также взаимосвязь педагогической психологии с общей психологией. Вторая располагает сведениями о психике человека — о сущности духовной деятельности в форме восприятия, ощущения, мышления, эмоционально-волевых проявлений и пр. Педагогическая психология, в свою очередь, показывает, как психические функции могут измениться при определенных условиях, организованных в про­цессе обучения и воспитания, под влиянием личности учителя. Все это направлено на усвоение знаний учеником и выработку его навыков. Можно отметить и связи с возрастной психологией, поскольку изменения в личности ребенка, происходящие в процессе обучения и воспитания, напрямую зависят от его возрастных и типологических особенностей. Возрастная психология как раз и занимается изучени­ем общих закономерностей психики на каждом этапе жизни. Однако добиться этих изменений оказывается реальным в определенных, ор­ганизованных учителем или родителями условиях.

Все это учитывается в частных методиках, задача которых — выявить специфику преподавания учебных предметов. Например, И. С. Яки­манская изучала процесс формирования технического мышления, не­обходимого для изучения ряда предметов — спецтехнологии, мате­риаловедения, электротехники, физики.

Почти все психологические науки так или иначе влияют на педа­гогическую практику, обогащая тем самым и рассматриваемую в дан­ном пособии отрасль знания. Например, общая психология позволяет понять принципы логического и творческого мышления. Педагоги­ческая психология, обращаясь к проблемным ситуациям, разрабаты­вает пути управления мышлением, когда усваиваются новые знания. Конкретные методики позволяют учителю отобрать необходимый дидактический материал, чтобы создавать на уроках проблемные си­туации.

Педагогическая психология, изучая отклонения в нравственном поведении подростка, интегрируется с социальной и юридической психологией, в частности превентивной, которую интересуют пути предупреждения детской преступности. Учеными указаны психобио­логические предпосылки асоциального поведения несовершеннолет­них и необходимость их учета в воспитательно-профилактической

работе.

Полноценное социальное развитие подростка возможно только в такой референтной группе, которой не свойственны антиобщественные проявления. С. А. Беличева обнаружила влияние эмоционально-во­левой сферы на саморегуляцию поведения подростков, а Т. Н. Кур­батова показала, что для несовершеннолетних правонарушителей характерны повышенная тревожность, агрессивность, особого рода конфликты. В свою очередь, выявленные учеными черты несовер­шеннолетних правонарушителей могут быть порождены обучением и воспитанием в школе, где им уделялось мало внимания.

Педагогическая психология связана и с естественными науками — физиологией, гигиеной, медициной, что обусловлено следующим об­стоятельством: личность ребенка по своей сути биосоциальна, следо­вательно, педагог обязан знать биологические, генетические, физио­логические особенности ученика. Например, подвижность нервных процессов приводит к невнимательности школьника, когда учитель объясняет новый материал. Существуют и такие возрастные особен­ности психических процессов, знание которых помогает педагогу пра­вильно организовать воспитание и обучение. Скажем, беседы этиче­ского характера должны соответствовать возрасту и потребностям в них детей. Следует учитывать время и место организации таких бе­сед, возможность использования их результатов ребенком.

Индивидуальные качества личности — это половозрастные, кон­ституционные и нейродинамические свойства, в том числе специфи­ка телосложения, биохимические характеристики и такие интеграль­ные черты, как темперамент и задатки. В. М. Русалов в монографии «Биологические основы индивидуально-психологических различий» показывает, что биологический тип, составляющий основу индиви­дуально-психологических различий, представляет совокупность со­матических, нейродинамических и нейрогуморальных свойств.

В процессе онтогенеза, который исследует возрастная физиоло­гия, возникают кризисные периоды, когда появляются качественно новые скачки в развитии психики и организма человека. Они приво­дят к определенным психическим новообразованиям. Например, из­вестны кризисы развития в дошкольном и подростковом возрасте. Для правильного осуществления воспитания и обучения необходимо их хорошо знать, в чем поможет понимание физиологических осо­бенностей детей.

Например, ускоренное и неравномерное развитие подросткового организма в период полового созревания (оно касается сердечно-со­судистой и костно-мышечной системы, что отягощает физическое и психическое самочувствие подростка; «гормональная буря», вызван­ная повышенной активностью эндокринной системы и проявляющая­ся в особой возбудимости, эмоциональной неустойчивости, в неадек­ватных эмоциональных реакциях, непредсказуемости настроения и т. п.) требует специальных форм организации воспитательной ра­боты. Иначе возникнет «смысловой барьер», когда все слова и дейст­вия старших не воспринимаются и вызывают бурную отрицатель­ную реакцию подростка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...