Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические проблемы обучаемости и школьной успеваемости




Понятие обучаемости было введено Н. А. Менчинской.

► Обучаемость — система свойств личности и деятельности школьника, которая эмпирически характеризует его возможности в усвоении учебной программы — знаний, понятий, навыков и пр.

Это общая характеристика психического развития, позволяющая достичь более высокого уровня в формировании обобщенных прин­ципов действия и способов действия. Кроме того, обучаемость свиде­тельствует и о специфических способностях: если она более развита


Психологические проблемы обучаемости и школьной успеваемости 107

у конкретного школьника, тот быстрее, в большем объеме, прочнее

и гибче усвоит специфичную информацию. Обучаемость характеризуют:

+ психофизиологические процессы (возбуждение и торможение, их соотношение, работоспособность, скорость реакций, темп и ритм деятельности);

«сенсорные и перцептивные процессы (схватывающий или дета­лизирующий тип восприятия, избирательность восприятия, чув­ствительность, особенности развития слухового или зрительного ощущения);

«мнемическая функция (использование приемов запоминания, включение деятельности в запоминание, установка на долговре­менное и прочное запоминание, активное использование типа за­поминания и др.);

♦ опора на гибкость мышления;

♦ скорость мышления;

♦ саморегуляция устойчивости, распределения внимания и др.
Как установила Н. А. Менчинская, обучаемость проявляется в про­
цессе усвоения школьниками понятий и овладения приемами умст­
венной деятельности. В результате удалось выявить и индивидуальные
особенности в исполнении учебной работы: «При достаточно выра­
женном постоянстве этих различий имелось основание говорить о
них не как о частных различиях в успешности выполнения тех или
иных действий, а как о свойстве личности, которое и было обозначе­
но термином "обучаемость", получившим свою содержательную ха­
рактеристику путем выделения показателей, характеризующих это

свойство»1.

Вместе с тем установлено, что обучаемость ярко проявляется при выполнении заданий, требующих не стереотипных решений — по об­разцу, а таких, когда следовало совершить «микрооткрытие». Обна­ружили ученые и другое: высокая обучаемость не приводит к успеху, если у школьника нет направленности на учебную деятельность.

Н. А. Менчинская и ее сотрудники выделили типы различий в обучаемости, основанные на ряде критериев:

♦ восприимчивость к усвоению знаний, степень овладения умствен­ными операциями (интеллектуальные свойства);

Менчинская Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребен­ка. - М; Воронеж, 1998. - С. 148.


108 Глава 3. Психология обучения

♦ направленность личности, определяющая отношения, оценки ц идеалы.

Данные признаки позволили определить 4 типа учащихся:

1. Имеющие положительную характеристику восприимчивости к
усвоению знаний, способные овладеть умственными операциями
и отличающиеся положительной направленностью — позитивно
относящиеся к школе.

2. Имеющие отрицательную характеристику восприимчивости к
усвоению знаний и низкую возможность овладеть умственными
операциями в сочетании с отрицательным отношением к школе,
низкой мотивацией.

3. Положительные интеллектуальные свойства и отрицательное от­
ношение к школе.

4. Негативные интеллектуальные свойства и позитивная направлен­
ность на школьное обучение вместе с высокой мотивацией1.
Ученые подчеркивают: свойства, положенные в основание клас­
сификации, могут изменяться так же, как и обусловленные ими ти­
пы учащихся. Если первоклассник с большим желанием и усердием
начинает выполнять все учебные задания, это еще не гарантия, что
все последующие годы пребывания в школе окажутся успешными и
станут характеризоваться высокой мотивацией к учению. Все будет
зависеть от того, насколько соответствующая направленность школь­
ника проявится в конкретных позитивных успехах и как этому будут
способствовать учителя разных предметов.

Иногда у учеников возникает ряд трудностей (у них и обучаемость низкая, и отношение к учению отрицательное). Чтобы успеваемость школьника была хорошей и вообще повышалась его обучаемость, пе­дагогу необходимо изменить мотивацию учащегося. Разумеется, мо­билизовать все ресурсы ребенка, если тот не желает заниматься чем-то для него неинтересным, не представляется возможным. Измене­ниям же наиболее поддается именно мотивационная сфера.

Особое значение для обучаемости имеет самооценка учащегося.

► Самооиенка — это значимость, которой ученик наделяет сам себя (способность оиенить свои черты личности или интеллекта), обретая системы смыслов, которые зашишают личность и регулируют ее взаи­модействие с окружающими.

1 Менчинская Н. А., Сабурова Г. Г. Новый этап в исследовании проблемы обучения и умственного развития // Возрастная и педагогическая психология. — Пермь, 1974.


Психологические проблемы обучаемости и школьной успеваемости 109

Она является одним из параметров успешной учебной деятельно­сти, поскольку определяет желание или нежелание ею заниматься. Как завышенная, так и заниженная самооценка отрицательно сказы­вается на процессе и результатах учения.

Следовательно, обучаемость демонстрирует общие способности школьника и учитывает многие стороны его личности — выносли­вость, работоспособность, гибкость и быстроту мышления, актив­ность и мотивацию личности, взаимодействие с другими учащимися и учителем.

Значительный вклад в понимание обучаемости и успеваемости школьников внесли работы Б. Г. Ананьева, П. Я. Гальперина, В. В. Да­выдова, Г. С. Костюка, И. В. Страхова и др. Например, Б. Г. Ананьев организовал экспериментальное обучение, которое предполагало взаи­мосвязь учебных предметов, преподаваемых в школе. Оказалось, по­следняя способствует умственному развитию школьников, так как интенсивно формирует их умственные действия.

Исследованиями же П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной было показано, что такого возможно добиться поэтапно, причем с опре­деленными, заранее намеченными свойствами, и тем самым сфор­мировать тип обучаемости. Как продемонстрировали ученые, вполне реально вооружить школьника методом анализа, в результате чего ученик сам будет способен формировать умственное действие, а не следовать заранее жесткому и заданному учебником или учителем. П. Я. Гальперин подчеркивает роль личной активности школьника в процессе учения, а следовательно, и обучаемости.

Значительный вклад в понимание обучаемости и умственного раз­вития школьника внесли работы В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина. В них подчеркивается необходимость развивать теоретическое мыш­ление как основу для умственного развития школьников. Например, Д. Б. Эльконин выделил в структуре учебной деятельности учебно-познавательные мотивы, учебные задачи (и операции), контроль, оцен­ку. И если в младшем школьном возрасте формируются отдельные компоненты учебной деятельности, то подросток ставит задачу усвое­ния общей ее структуры. Появляется у него и саморегуляция — осо­знанная постановка целей и задач, связанных с предстоящими вида­ми деятельности и подчинение им способов своей учебной работы.

Примечательно, что внешний контроль превращается в самокон­троль, когда ребенок усваивает именно общую структуру учебной Деятельности и всех ее компонентов. Создание контрольно-ориенти-


110 Глава 3. Психология обучения

ровочного аппарата, имеющего отношение к учебной деятельности, приводит к рефлексии и самовоспитанию. Обучаемость связана с успеваемостью.

► Успеваемость — это качественная характеристика результатов освое­ния учебной программы.

С точки зрения 3. Гильбуха, можно выделить следующие причи­ны неуспеваемости:

♦ педагогические;

♦ психологические;

♦ нейрофизиологические.

Первые также подразделяются на две группы:

♦ связанные с поведением педагогов и родителей;

♦ вызванные поведением самих учащихся.

Неуспеваемость, причины которой кроются в деятельности учи­теля, вызвана отсутствием дифференцированного подхода к детям, незнанием и непониманием их, неумением их стимулировать и ис­пользовать нужные для активизации методы обучения. Причины, ка­сающиеся родителей, — отсутствие с их стороны любви к своим де­тям, недостаток заботы о них.

Имеющие же отношение к самим детям причины — это неинтен­сивность и неэффективность учебной деятельности, слабая мотива­ция и нежелание чем-либо заниматься с усердием, что приводит к про­пускам занятий.

.Психологические причины неуспеваемости, с точки зрения 3. Гиль­буха, — недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы, про­белы в знаниях, неразвитость мотивации, плохая сформированность способов учебно-познавательной деятельности.

К нейрофизиологическим причинам неуспеваемости относятся функциональная слабость высшей нервной деятельности, малая моз­говая дисфункция, нарушения слуха, речи, зрения.

Можно выделить следующие группы неуспевающих школьников:

1. Педагогически или социально запущенные дети. Для этой группы характерны недостаточная мотивация учения, интеллектуальная пассивность. Такие школьники недобросовестны, небрежны. Что­бы они успевали, необходимо сначала окружить их элементарно!! заботой и создать им условия для выполнения уроков, а затем


Психологические проблемы обучаемости и школьной успеваемости 111

I развивать мотивацию их учебной деятельности, повышая статус в классе, укрепляя позицию школьника и положительное отно­шение к учению.

2. Ослабленные дети, которые в результате болезни быстро устают,
'■■ теряют работоспособность и устойчивость внимания.

3. Дети с несформированиыми умственными навыками, операциями,
недостатками в развитии высших психических функций
(общим
недоразвитием речи, наглядно-действенным и конкретным мыш­
лением, его ригидностью и пр.). Эти школьники способны выпол­
нять задания только способами, сложившимися у них ранее. Они
долго вникают в условия задач, медленно решают, первое найден­
ное решение считают окончательным. Бывает и наоборот: стре­
мятся быстрее все выполнить, но кое-как, не проверяя, верно ли
все сделано, неаккуратно и небрежно. Часто эти дети несамостоя­
тельны.

Таким образом, неуспеваемость — это отставание в учении, при котором школьник не может овладеть за отведенное время знания­ми, предусмотренными учебной программой. К сожалению, не все­гда учитель способен вовремя распознать данный факт и причины, его вызвавшие, и найти способы помочь школьнику, имеющему про­блемы в учении. Последние чаще всего имеют дисциплинарный, а не психологический характер: взрослые наказывают детей, заставляют их больше заниматься, но как это делать эффективно, школьники не знают, отсюда еще большие неудачи. В итоге они окончательно за­брасывают учение. Следовательно, нужно находить иные пути кор-рекционной деятельности.

Направленность ее такова:

1. Диагностика причин неуспеваемости.

2. Определение типа обучаемости.

3. Выявление наиболее позитивных сторон личности при выполне­
нии учебной деятельности.

4. Составление программы помощи ученику с привлечением родите­
лей.

5- Консультирование родителей по управлению самостоятельной дея­тельностью школьника.

6. Подбор упражнений, чтобы повысить выносливость, укрепить эмо­ционально-волевую сферу, развивать познавательные процессы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...