Психологические проблемы обучаемости и школьной успеваемости
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Понятие обучаемости было введено Н. А. Менчинской. ► Обучаемость — система свойств личности и деятельности школьника, которая эмпирически характеризует его возможности в усвоении учебной программы — знаний, понятий, навыков и пр. Это общая характеристика психического развития, позволяющая достичь более высокого уровня в формировании обобщенных принципов действия и способов действия. Кроме того, обучаемость свидетельствует и о специфических способностях: если она более развита Психологические проблемы обучаемости и школьной успеваемости 107 у конкретного школьника, тот быстрее, в большем объеме, прочнее и гибче усвоит специфичную информацию. Обучаемость характеризуют: + психофизиологические процессы (возбуждение и торможение, их соотношение, работоспособность, скорость реакций, темп и ритм деятельности); «сенсорные и перцептивные процессы (схватывающий или детализирующий тип восприятия, избирательность восприятия, чувствительность, особенности развития слухового или зрительного ощущения); «мнемическая функция (использование приемов запоминания, включение деятельности в запоминание, установка на долговременное и прочное запоминание, активное использование типа запоминания и др.); ♦ опора на гибкость мышления; ♦ скорость мышления; ♦ саморегуляция устойчивости, распределения внимания и др.
свойство»1. Вместе с тем установлено, что обучаемость ярко проявляется при выполнении заданий, требующих не стереотипных решений — по образцу, а таких, когда следовало совершить «микрооткрытие». Обнаружили ученые и другое: высокая обучаемость не приводит к успеху, если у школьника нет направленности на учебную деятельность. Н. А. Менчинская и ее сотрудники выделили типы различий в обучаемости, основанные на ряде критериев: ♦ восприимчивость к усвоению знаний, степень овладения умственными операциями (интеллектуальные свойства); Менчинская Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. - М; Воронеж, 1998. - С. 148. 108 Глава 3. Психология обучения ♦ направленность личности, определяющая отношения, оценки ц идеалы. Данные признаки позволили определить 4 типа учащихся: 1. Имеющие положительную характеристику восприимчивости к 2. Имеющие отрицательную характеристику восприимчивости к 3. Положительные интеллектуальные свойства и отрицательное от 4. Негативные интеллектуальные свойства и позитивная направлен
Иногда у учеников возникает ряд трудностей (у них и обучаемость низкая, и отношение к учению отрицательное). Чтобы успеваемость школьника была хорошей и вообще повышалась его обучаемость, педагогу необходимо изменить мотивацию учащегося. Разумеется, мобилизовать все ресурсы ребенка, если тот не желает заниматься чем-то для него неинтересным, не представляется возможным. Изменениям же наиболее поддается именно мотивационная сфера. Особое значение для обучаемости имеет самооценка учащегося. ► Самооиенка — это значимость, которой ученик наделяет сам себя (способность оиенить свои черты личности или интеллекта), обретая системы смыслов, которые зашишают личность и регулируют ее взаимодействие с окружающими. 1 Менчинская Н. А., Сабурова Г. Г. Новый этап в исследовании проблемы обучения и умственного развития // Возрастная и педагогическая психология. — Пермь, 1974. Психологические проблемы обучаемости и школьной успеваемости 109 Она является одним из параметров успешной учебной деятельности, поскольку определяет желание или нежелание ею заниматься. Как завышенная, так и заниженная самооценка отрицательно сказывается на процессе и результатах учения. Следовательно, обучаемость демонстрирует общие способности школьника и учитывает многие стороны его личности — выносливость, работоспособность, гибкость и быстроту мышления, активность и мотивацию личности, взаимодействие с другими учащимися и учителем. Значительный вклад в понимание обучаемости и успеваемости школьников внесли работы Б. Г. Ананьева, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Г. С. Костюка, И. В. Страхова и др. Например, Б. Г. Ананьев организовал экспериментальное обучение, которое предполагало взаимосвязь учебных предметов, преподаваемых в школе. Оказалось, последняя способствует умственному развитию школьников, так как интенсивно формирует их умственные действия.
Исследованиями же П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной было показано, что такого возможно добиться поэтапно, причем с определенными, заранее намеченными свойствами, и тем самым сформировать тип обучаемости. Как продемонстрировали ученые, вполне реально вооружить школьника методом анализа, в результате чего ученик сам будет способен формировать умственное действие, а не следовать заранее жесткому и заданному учебником или учителем. П. Я. Гальперин подчеркивает роль личной активности школьника в процессе учения, а следовательно, и обучаемости. Значительный вклад в понимание обучаемости и умственного развития школьника внесли работы В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина. В них подчеркивается необходимость развивать теоретическое мышление как основу для умственного развития школьников. Например, Д. Б. Эльконин выделил в структуре учебной деятельности учебно-познавательные мотивы, учебные задачи (и операции), контроль, оценку. И если в младшем школьном возрасте формируются отдельные компоненты учебной деятельности, то подросток ставит задачу усвоения общей ее структуры. Появляется у него и саморегуляция — осознанная постановка целей и задач, связанных с предстоящими видами деятельности и подчинение им способов своей учебной работы. Примечательно, что внешний контроль превращается в самоконтроль, когда ребенок усваивает именно общую структуру учебной Деятельности и всех ее компонентов. Создание контрольно-ориенти- 110 Глава 3. Психология обучения ровочного аппарата, имеющего отношение к учебной деятельности, приводит к рефлексии и самовоспитанию. Обучаемость связана с успеваемостью. ► Успеваемость — это качественная характеристика результатов освоения учебной программы. С точки зрения 3. Гильбуха, можно выделить следующие причины неуспеваемости: ♦ педагогические; ♦ психологические; ♦ нейрофизиологические. Первые также подразделяются на две группы:
♦ связанные с поведением педагогов и родителей; ♦ вызванные поведением самих учащихся. Неуспеваемость, причины которой кроются в деятельности учителя, вызвана отсутствием дифференцированного подхода к детям, незнанием и непониманием их, неумением их стимулировать и использовать нужные для активизации методы обучения. Причины, касающиеся родителей, — отсутствие с их стороны любви к своим детям, недостаток заботы о них. Имеющие же отношение к самим детям причины — это неинтенсивность и неэффективность учебной деятельности, слабая мотивация и нежелание чем-либо заниматься с усердием, что приводит к пропускам занятий. .Психологические причины неуспеваемости, с точки зрения 3. Гильбуха, — недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы, пробелы в знаниях, неразвитость мотивации, плохая сформированность способов учебно-познавательной деятельности. К нейрофизиологическим причинам неуспеваемости относятся функциональная слабость высшей нервной деятельности, малая мозговая дисфункция, нарушения слуха, речи, зрения. Можно выделить следующие группы неуспевающих школьников: 1. Педагогически или социально запущенные дети. Для этой группы характерны недостаточная мотивация учения, интеллектуальная пассивность. Такие школьники недобросовестны, небрежны. Чтобы они успевали, необходимо сначала окружить их элементарно!! заботой и создать им условия для выполнения уроков, а затем Психологические проблемы обучаемости и школьной успеваемости 111 I развивать мотивацию их учебной деятельности, повышая статус в классе, укрепляя позицию школьника и положительное отношение к учению. 2. Ослабленные дети, которые в результате болезни быстро устают, 3. Дети с несформированиыми умственными навыками, операциями, Таким образом, неуспеваемость — это отставание в учении, при котором школьник не может овладеть за отведенное время знаниями, предусмотренными учебной программой. К сожалению, не всегда учитель способен вовремя распознать данный факт и причины, его вызвавшие, и найти способы помочь школьнику, имеющему проблемы в учении. Последние чаще всего имеют дисциплинарный, а не психологический характер: взрослые наказывают детей, заставляют их больше заниматься, но как это делать эффективно, школьники не знают, отсюда еще большие неудачи. В итоге они окончательно забрасывают учение. Следовательно, нужно находить иные пути кор-рекционной деятельности.
Направленность ее такова: 1. Диагностика причин неуспеваемости. 2. Определение типа обучаемости. 3. Выявление наиболее позитивных сторон личности при выполне 4. Составление программы помощи ученику с привлечением родите 5- Консультирование родителей по управлению самостоятельной деятельностью школьника. 6. Подбор упражнений, чтобы повысить выносливость, укрепить эмоционально-волевую сферу, развивать познавательные процессы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|