Характеристика методов, применяемых в педагогической психологии
Для удобства охарактеризуем методы исследования в алфавитном порядке. Такой способ изложения материала выбран потому, что отдельные методы повторяются — включаются в те или иные группы. Анкета — метод исследования, позволяющий получить информацию достаточно быстро и на большом массиве обследования. Процесс, когда в качестве средства изучения выступают анкеты, называется анкетированием. Полученная таким образом информация может содержать много субъективного материала. Чтобы она оказалась более объективной, необходимо перепроверить анкету другими методами — в частности, наблюдением или опросниками. Анкета в переводе с французского — «список вопросов». Этот метод исследования предусматривает систему вопросов, предлагаемых испытуемому, в которой системообразующим признаком является какая-либо центральная идея. Исследование проводится с тем, чтобы выяснить мнения, оценки, коррекцию деятельности и свойства личности. В изложенном выше примере центральная идея анкеты — улучшить общение учителя со школьниками. Анкета всегда структурирована: в ней имеется вводная часть, где сообщаются цель исследования, направленность и условия его выполнения. Затем следуют 2-3 наводящих общих вопроса. Обычно они детализируются в центральной части анкеты. Заключительная Характеристика методов, применяемых в педагогической психологии 61 часть повторяет вводную, но с учетом частных ответов на поставленные вопросы в центральной. Анкета заканчивается обращением к респондентам (отвечающим) с благодарностью за помощь. Следует напомнить и об обязательной анонимности анкет. Они бывают открытыми и закрытыми. Первые требуют пространных, письменных высказываний о каком-либо явлении, а вторые — варианты ответов: «да» или «нет», «часто», «редко», «никогда» и пр.
В предложенном нами примере сочетаются элементы закрытой и открытой анкет, поэтому ее следует назвать комплексной. Надо указать и на требования, которые предъявляются к составлению и использованию анкет. Каждый вопрос в ней должен «быть на своем месте», но обязательно связанным с предыдущими и последующими. Вопросы не должны требовать ответов, затрагивающих глубинные, интимные стороны психической деятельности; не должны быть двусмысленными, дающими многозначную информацию; не должны быть безапелляционными, грубыми и заданными как бы без обиняков — прямо, открыто. Анкету следует предъявлять в письменной форме, согласовывать время и место ее проведения, проводить в присутствии лица, осуществляющего исследование. Приведем пример анкеты, которая предлагалась учителям, чтобы улучшить их общение с учащимися старших классов (см. Практическое применение 2.1). Анамнез (в переводе с греческого anamnesis — «воспоминание»). Это совокупность сведений о развитии личности и условиях жизни, собираемых для прогноза или предупреждения возможных отклонений в воспитании или обучении. Психологи относят анамнез к экспликативным методам исследования. Сущность его состоит в том, чтобы определить доминантные условия жизни и развития школьника. Чаще всего он используется, когда стремятся понять причины осложнения взаимоотношений и сложностей школьника в общении, а также объяснить недостатки интеллекта и пр., обращаясь к прошлому ученика. За основу берется пройденный жизненный путь, изучаются особенности психического И физического развития. Анамнез привлекается также и при исследовании профессиональных намерений учителя, его установок и мотивов профессионального роста. Применяют его и для консультирования родителей, Когда дают советы по тем или иным вопросам. Основными доку-■ентами, необходимыми для анамнеза, являются медицинские, лого-ПеДические, психологические карты развития личности школьника,
ipo-зтся. об- рор- «но- WTb, ■сни-:оди- IX ПО я. гиче- рова- 1уча- [атив- [ьные, iHCTBO хуаль-шка и ь пре-етным зт спо-1торов. тиль — е ведет иходит щается нса. Из- >, брови [Я пока-и, кото- вокруг 62 Глава 2. Методы педагогической психологии и их специфика Практическое применение 2.1 АНКЕТА1 АЛЯ УЧИТЕЛЯ Уважаемый коллега! Для улучшения Вашего обшения и взаимоотношений с учениками в процессе обучения психологическая служба школы проводит исследование. Просим Вас принять участие в этой работе — дать на поставленные в анкете вопросы искренние, по возможности точные ответы. На вопросы, вызывающие у Вас затруднения, можно не отвечать. Анкета не подписывается. Полученные материалы поступят только в распоряжение школьного психолога, проводящего исследование, и будут использованы лишь в коррекционных целях. 1. Испытываете ли Вы трудности в установлении благоприятных взаи 2. Отметьте, пожалуйста, как часто Вы общаетесь при решении различ фамилия, имя ______) учащимся. и самым неприятным (_ фамилия, имя
' Анкета составлена на основе приведенной в диссертации автора: Казанская В. Г. ПсИ~ холого-педагогические основы сотрудничества в обучении в профессиональной школе: Дис.... д-ра психол. наук. — СПб., 1992. Характеристика методов, применяемых в педагогической психологии 63 3. Оцените по пятибалльной системе свойства личности учащихся,
фамилия, имя учащегося, а также некоторых других (
Има- про-ется. е об-фор- рЖНО- :нуть, есни-ходи-;ях по Я. эгиче-фова- и уча- Натив- льные, анство щуаль-мнка и пь пре-ретным шт спо-:,аторов. стиль — ае ведет риходиТ бщается 64 Глава 2. Методы педагогической психологии и их специфика
4. А теперь оиените по пятибалльной шкале степень Вашей удовлетво фамилия, имя
i учащемся. фамилия, имя
6. В каком направлении Вы хотели бы совершенствовать свое обшение с учащимися, чтобы оно в наибольшей степени способствовало успешности обучения? Быть сдержанным, требовательным, эрудированным, более мягким и чутким, терпеливым (нужное подчеркнуть). В каком еше?
Благодарим за ответы. Характеристика методов, применяемых в педагогической психологии 65 педагогическая характеристика ребенка, предоставленная школой или детским садом (если он направляется на психологическую/медицин- сКую/педагогнческую консультацию — ПМПК). В Практическом применении 2.2 приводится пример анамнеза развития школьников. Беседа — это метод исследования, который позволяет непосредственно ознакомиться с личностью испытуемого в процессе взаимодействия. Исследователь ставит вопросы, касающиеся предмета изучения. Цель последнего не сообщается. Испытуемый не должен видеть, что его ответы фиксируются. Не должно быть и третьего лица — свидетеля беседы. Необходимо учитывать пределы допустимости вопросов, не нужно заставлять испытуемого отвечать на те из них, которые ему не нравятся. Беседа окажется эффективной, если исследователь и испытуемый находятся в доверительных отношениях. Также очень важное влияние оказывает место, где протекает разговор, и дистанция между собеседниками. Следует помнить, что беседа с младшим школьником отличается от проводимой со старшеклассником — и не только по содержанию обсуждаемых проблем, но и по технике. Старшеклассника чаще спрашивают: «Как Вы думаете, что можно предпринять учителю, если...» Иными словами, беседа, хотя и протекает при непосредственном взаимодействии со школьником старшего возраста, все-таки имеет более опосредованный характер. Если она используется, когда исследуются познавательные процессы и когнитивная деятельность, то дополняет научную информацию субъективными данными об их протекании и результатах. Например, исследователь ставит цель — узнать, как готовит уроки школьник, в какой последовательности, темпе. Он спрашивает ученика 6-го класса: «Можно поговорить о твоих успехах и трудностях, которые ты испытываешь при подготовке уроков? Учительница,рассказывала, как ты удачно привел пример об электричестве. Ты интересуешься физикой? Часто используешь свой опыт при ответах? А когда ты начинаешь готовиться к урокам по физике? Сколько времени занимает подготовка? А по истории намного труднее готовиться? План не уда-тся составить и записать его в тетради? Жаль, получаешь тройки, \ иногда и плохие отметки. Как думаешь, что необходимо делать, что-ы не было таких противоположных отметок...» (Ответы школьника
гут быть и односложными и развернутыми.) Поскольку беседа — вербальный метод исследования, необходимо говорить со школьником понятно, уважительно и, заметим, меньше, Има- про- -ется. е об- [фор- »жно- :нуть, Есни- ходи- 1ЯХ ПО 1Я. огиче-дрова- и уча- Натив- льные, анство 1дуаль- мика и ль пре-ретным 1ет спо-1аторов. стиль — ле ведет риходит бщается .
Характеристика методов, применяемых в педагогической психологии има-про-
ем сам школьник. Иначе монолог исследователя будет только кон-татировать кажущиеся психические явления, но не способствовать иХ изучению. Важно и другое: беседа опирается на самонаблюдения и самоанализ ребенка, нужен свободный диалог об интересующем исследователя вопросе. Тем самым можно быть уверенным, что вопрос понят, или же вновь детальнее его объяснить. Исследователь и испытуемый должны быть уверены в конфиденциальности информации. Недостатком метода беседы является медленное накопление научных данных, если форма проведения индивидуальная, а если массовая — ее неоднозначность и возможная противоречивость. Не всякая беседа становится психологическим методом, а только преследующая научные цели. Чтобы стать таковой, она должна осуществляться в комплексе с другими психологическими способами изучения психологической реальности. Итак, беседа всегда целенаправленна, управляема, строится в строгом соответствии с заданными условиями. К последним относятся постановка вопросов, их очередность и продолжительность. На подготовительном этапе следует предусмотреть технические аспекты (когда и как должна собираться информация, как следует сформулировать вопросы конкретному субъекту и пр.). Биография как способ исследования личности и деятельности школьника или учителя относится к эмпирическим методам. (Косвенный сбор данных, на основе анализа событий в жизни и их описания.) Автобиография дает представление о том, насколько значимы для самой личности те или иные события ее жизни. Она показывает отношение индивида к своему жизненному пути, раскрывает кредо и смысл тех или иных выделенных автором биографии этапов жизни. Ученики часто пишут подобным образом: «Я родился в 1985 г., а в 1992 г. пошел в школу...» Другой преподносит события иначе: «Я родился в 1985 г. в городе Владивостоке. Моя мать Тихомирова Анна Петровна — учительница, а отец Тихомиров Олег Павлович — Шофер. В 1992 г. я пошел в школу № 7 г. Владивостока. Школа специализированная, с физико-математическим уклоном...» Тем самым Второй школьник при описании своей жизни косвенно показывает, Что для него значимы родители и школа, которую он закончил, получив усиленную подготовку по физике и математике. Конечно, можно возразить, что иногда автобиографии пишутся Механически. Тем не менее можно увидеть вехи в развитии личности 68 Глава 2. Методы педагогической психологии и их специфика Характеристика методов, применяемых в педагогической психологии
и отношение человека к своей жизни, а также понять среду и условия, в которых жил школьник. Дидактическая или деловая игра. Этот метод исследования указан нами по следующим причинам. Игра по своей сути — символическая деятельность человека. (Репрезентативная функция игры неоднократно отмечалась Ж. Пиаже.) В ней познается мир, ребенок в игровых формах обучается правилам поведения и обращения с предметами, анализу явлений. Она снимает напряжение, возникающее в процессе обучения, появляется легкость, свобода: играя, ученик часто говорит от лица какого-либо героя, например Петрушки, который учит кого-либо другого, скажем «несмышленыша», Незнайку. Появляется уверенность, школьник преображается. Следовательно, игровыми ситуациями можно воспользоваться, чтобы понять многие психические функции школьника — речь, Мышление, воображение. Изучение документации — это способ познания психических явлений, психологических фактов на основе зафиксированных опосредованным путем результатов деятельности человека. Документами, где отражены особенности личности и деятельности школьника, могут быть классный журнал, дневник успеваемости, школьные тетради по предметам. Деятельность педагогического коллектива школы можно анализировать по отчетам различных служб, планам работы и разработкам уроков, по стенной печати, предназначенной для родителей и детей, приказам директора, вывешенным в учительской или педагогическом кабинете. Интервью (от англ. interview — «беседа, встреча») — познание психических закономерностей с помощью устного сбора информации. Различают два вида информации: свободное интервью, не регламентированное темой и формой получаемой информации, и стандартизованное интервью, близкое по форме анкете с закрытыми вопросами. Интервью имеет несколько особенностей: исследователь не знает, почему совершен школьниками тот или иной поступок; исследователю известно, почему школьники совершили данный поступок, но необходимо уточнить детали (время, место, последовательность и пр)-В первом случае необходимо ставить четкие, упорядоченные воир0' сы, во втором исследователь выстраивает доверительные отношения, приглашает к сотрудничеству. Можно также отметить и диагностическое интервью: когда психическое явление распознается по внутренней, личностной его интерпретации, например страху и специфике протекания, ощущениям, испытываемым при этом. Бывает и клиническое интервью, цель которого — собственно психотерапия, оказание конкретной помощи исследователем-психологом для выработки способов преодоления трудных жизненных ситуаций. Интервью — распространенный метод исследования в психологии образования. Любой анализ проступка школьника — это по сути дела сбор информации о его причинах в форме интервью. Изучение и анализ результатов деятельности — один из эмпирических методов, сущность которого заключается в том, что исследователь стремится познать эксплицированные (выведенные изнутри вовне) особенности психической деятельности. Что относится к результатам деятельности? Применительно к трем видам деятельности — игровой, учебной и трудовой — они предстают как некие готовые формы. В творческой игре — реализация замысла и проявление его в виде игровых действий; в строительно-конструкторской игре — какое-либо построение из детского строительного материала. В дидактической игре — выполнение обучающего требования (например, собрать пирамидку, последовательно нанизывая кольца на стержень), в подвижной игре — соблюдение правила и выполнение физического действия, которые лежат в основе физического развития. Одновременно с этим дети обнаруживают эмоционально-волевые свойства личности — сдержанность, настойчивость, силу воли, преодоление страха, эмоциональную устойчивость, оптимизм и пр. Младшие школьники предпочитают игры с более сложными сюжетами, что проявляется в записях планов, изготовлении атрибутов игры (скажем, костюмов для своеобразных драматических представлений). Замыслы и их реализация видны по этим признакам. Много информации дают рисунки детей. Цвет, который предпочитает юный художник, сюжет, изображенные фигуры и пр. — все показывает настроение, невротичность и даже условия жизни ребенка (рис. 2.1). Учебная деятельность реализуется в выполнении домашних заданий, ответах на уроках, письменных контрольных работах. Отноше-Ние школьника к учебе видно по тому, в каком состоянии оказывает-:я рабочее место, как ведутся дневник и записи в тетрадях. Даже по рыт, гы); 70 Глава 2. Методы педагогической психологии и их специфика эактеристика методов, применяемых в педагогической психологии
L Рис. 2.1. Рисунок Лены А. Расположение дерева (сдвинуто к верхней части листа и вправо) свидетельствует об отсутствии склонности к активным действиям, влиянии отиа; цвета (ярко-зеленая крона дерева, голубые облака и желтое солнце) — %Ы! °^ оптимизме< хорошем физическом са- /Ш/\ мочувствии, мечтательности фрагменту контрольной работы возможно оценить познавательную деятельность школьника. Результаты трудовой деятельности детей — уборка классной комнаты (приведена ли в порядок мебель, политы ли растения, собраны ли книги в книжном шкафу и т. п.). Особая проблема при анализе продуктов деятельности — преодоление субъективизма исследователя и определение критериев оценки качества выполнения. Карты психического развития — метод, фиксирующий результаты психического развития в процессе обучения и воспитания. Это своеобразный психологический паспорт школьника, в котором записаны наиболее значимые показатели проявления личности и деятельности. В приложении 2 даны примеры карт разного вида. Катарсис (в переводе с греч. katharsis — «очищение») — метод исследования, заимствованный психологией из философии и эстетики-Он состоит в исследовании механизмов очищения, обновления, облегчения психических состояний личности. В «Поэтике» Аристотеля этот термин впервые стал употребляться как понятие об очише" нии от страха и страдания. В практике учителя это средство лучшего понимания ребенка, когда тот занимается, например, бальными танцами, посещает музеи, когда произведение искусства потрясает недисциплинированного, не- ^ и саллыйГрадостный~№нь в школе
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|