Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика методов, применяемых в педагогической психологии




Для удобства охарактеризуем методы исследования в алфавитном порядке. Такой способ изложения материала выбран потому, что от­дельные методы повторяются — включаются в те или иные группы.

Анкета — метод исследования, позволяющий получить информа­цию достаточно быстро и на большом массиве обследования. Про­цесс, когда в качестве средства изучения выступают анкеты, называет­ся анкетированием. Полученная таким образом информация может содержать много субъективного материала. Чтобы она оказалась бо­лее объективной, необходимо перепроверить анкету другими мето­дами — в частности, наблюдением или опросниками.

Анкета в переводе с французского — «список вопросов». Этот ме­тод исследования предусматривает систему вопросов, предлагаемых испытуемому, в которой системообразующим признаком является ка­кая-либо центральная идея. Исследование проводится с тем, чтобы выяснить мнения, оценки, коррекцию деятельности и свойства лич­ности. В изложенном выше примере центральная идея анкеты — улуч­шить общение учителя со школьниками.

Анкета всегда структурирована: в ней имеется вводная часть, где сообщаются цель исследования, направленность и условия его вы­полнения. Затем следуют 2-3 наводящих общих вопроса. Обычно они детализируются в центральной части анкеты. Заключительная


Характеристика методов, применяемых в педагогической психологии 61

часть повторяет вводную, но с учетом частных ответов на поставлен­ные вопросы в центральной. Анкета заканчивается обращением к респондентам (отвечающим) с благодарностью за помощь. Следует на­помнить и об обязательной анонимности анкет.

Они бывают открытыми и закрытыми. Первые требуют простран­ных, письменных высказываний о каком-либо явлении, а вторые — варианты ответов: «да» или «нет», «часто», «редко», «никогда» и пр.

В предложенном нами примере сочетаются элементы закрытой и открытой анкет, поэтому ее следует назвать комплексной.

Надо указать и на требования, которые предъявляются к состав­лению и использованию анкет. Каждый вопрос в ней должен «быть на своем месте», но обязательно связанным с предыдущими и после­дующими. Вопросы не должны требовать ответов, затрагивающих глубинные, интимные стороны психической деятельности; не долж­ны быть двусмысленными, дающими многозначную информацию; не должны быть безапелляционными, грубыми и заданными как бы без обиняков — прямо, открыто. Анкету следует предъявлять в пись­менной форме, согласовывать время и место ее проведения, прово­дить в присутствии лица, осуществляющего исследование.

Приведем пример анкеты, которая предлагалась учителям, чтобы улучшить их общение с учащимися старших классов (см. Практиче­ское применение 2.1).

Анамнез (в переводе с греческого anamnesis — «воспоминание»). Это совокупность сведений о развитии личности и условиях жизни, собираемых для прогноза или предупреждения возможных отклоне­ний в воспитании или обучении.

Психологи относят анамнез к экспликативным методам исследо­вания. Сущность его состоит в том, чтобы определить доминантные условия жизни и развития школьника. Чаще всего он используется, когда стремятся понять причины осложнения взаимоотношений и сложностей школьника в общении, а также объяснить недостатки интеллекта и пр., обращаясь к прошлому ученика. За основу берется пройденный жизненный путь, изучаются особенности психического И физического развития.

Анамнез привлекается также и при исследовании профессио­нальных намерений учителя, его установок и мотивов профессио­нального роста. Применяют его и для консультирования родителей, Когда дают советы по тем или иным вопросам. Основными доку-■ентами, необходимыми для анамнеза, являются медицинские, лого-ПеДические, психологические карты развития личности школьника,


ipo-зтся. об- рор- «но-

WTb,

■сни-:оди-

IX ПО

я.

гиче-

рова-

1уча-

[атив-

[ьные,

iHCTBO

хуаль-шка и ь пре-етным зт спо-1торов. тиль — е ведет иходит щается

нса. Из-

>, брови [Я пока-и, кото-

вокруг



62 Глава 2. Методы педагогической психологии и их специфика

Практическое применение 2.1

АНКЕТА1 АЛЯ УЧИТЕЛЯ Уважаемый коллега!

Для улучшения Вашего обшения и взаимоотношений с учениками в про­цессе обучения психологическая служба школы проводит исследова­ние. Просим Вас принять участие в этой работе — дать на поставлен­ные в анкете вопросы искренние, по возможности точные ответы. На вопросы, вызывающие у Вас затруднения, можно не отвечать. Анкета не подписывается. Полученные материалы поступят только в распоря­жение школьного психолога, проводящего исследование, и будут ис­пользованы лишь в коррекционных целях.

1. Испытываете ли Вы трудности в установлении благоприятных взаи­
моотношений с учащимися? Если да, то какие? (Большие трудности, сред­
ние, незначительные, трудностей нет — нужное подчеркнуть.)

2. Отметьте, пожалуйста, как часто Вы общаетесь при решении различ­
ных вопросов с самым приятным (______________________________)

фамилия, имя

______) учащимся.

и самым неприятным (_

фамилия, имя

 

  Самый приятный Самый неприятный
  Часто Редко Нико­гда Часто Редко Нико­гда
1. В решении учебных вопро­сов            
2. По личным вопросам (личная жизнь, планы, непри­ятности)            
3. Даете совет и помошь в личной жизни            
4. Помогаете в учебе            
5. Делаете за­мечания            

' Анкета составлена на основе приведенной в диссертации автора: Казанская В. Г. ПсИ~ холого-педагогические основы сотрудничества в обучении в профессиональной шко­ле: Дис.... д-ра психол. наук. — СПб., 1992.


Характеристика методов, применяемых в педагогической психологии 63

3. Оцените по пятибалльной системе свойства личности учащихся,
влияющие на Ваши взаимоотношения с ними, у самого приятного
(________________) и самого неприятного (_______________)

фамилия, имя

фамилия, имя учащегося, а также некоторых других (

 

 
Свойства личности Самый приятный Самый неприят­ный
1. Вежливость    
2. Желание учиться, интерес к Вашему пред­мету    
3. Трудолюбие на уроке    
4. Исполнительность    
5. Положительное влияние на класс (не дез­организует его)    
6. Дисциплинированность на уроке    
7. Уважительность к Вам    
8. Активность на уроке    
9. Активность в общественной работе    
10. Честность и правдивость    
11. Скромность    
12. Эрудированность    
13. Доброта, отзывчивость    
14. Искренность    
15. Общительность    
16. Легкость усвоения учебного материала    
17. Физическая привлекательность    
18. Приветливость    
19. Добродушие, отсутствие агрессивности    
20. Эмоциональная уравновешенность    
21. Отсутствие лицемерия    

Има-

про-ется. е об-фор-

рЖНО-

:нуть, есни-ходи-;ях по

Я.

эгиче-фова- и уча-

Натив-

льные, анство щуаль-мнка и пь пре-ретным шт спо-:,аторов. стиль — ае ведет риходиТ бщается



64 Глава 2. Методы педагогической психологии и их специфика

 

Свойства личности Самый приятный Самый неприят­ный
22. Способность понять Вас, разделить Ваши мысли    
23. Умение правильно воспринять критику    
24. Готовность поддержать Ваши действия и требования    

4. А теперь оиените по пятибалльной шкале степень Вашей удовлетво­
ренности каждым из этих учащихся. Напишите, пожалуйста, какие ка­
чества личности Вам больше всего нравятся в самом приятном
(__________________________________________), самом неприятном

фамилия, имя

I

i учащемся.

фамилия, имя

 

Самый приятный Самый неприятный
1. 1.
2. 2.
3. 3.
5. От каких качеств личности необходимо избавиться этим учащимся, чтобы отношения с ними были более благоприятными?
Самый приятный Самый неприятный
1. 1.
2. 2.
3. 3.

6. В каком направлении Вы хотели бы совершенствовать свое обшение с учащимися, чтобы оно в наибольшей степени способствовало успеш­ности обучения? Быть сдержанным, требовательным, эрудированным, более мягким и чутким, терпеливым (нужное подчеркнуть). В каком еше?

Благодарим за ответы.


Характеристика методов, применяемых в педагогической психологии 65

педагогическая характеристика ребенка, предоставленная школой или детским садом (если он направляется на психологическую/медицин- сКую/педагогнческую консультацию — ПМПК). В Практическом при­менении 2.2 приводится пример анамнеза развития школьников.

Беседа — это метод исследования, который позволяет непосредст­венно ознакомиться с личностью испытуемого в процессе взаимодей­ствия. Исследователь ставит вопросы, касающиеся предмета изуче­ния. Цель последнего не сообщается. Испытуемый не должен видеть, что его ответы фиксируются. Не должно быть и третьего лица — сви­детеля беседы.

Необходимо учитывать пределы допустимости вопросов, не нуж­но заставлять испытуемого отвечать на те из них, которые ему не нравятся. Беседа окажется эффективной, если исследователь и ис­пытуемый находятся в доверительных отношениях. Также очень важ­ное влияние оказывает место, где протекает разговор, и дистанция между собеседниками.

Следует помнить, что беседа с младшим школьником отличается от проводимой со старшеклассником — и не только по содержанию обсуждаемых проблем, но и по технике. Старшеклассника чаще спра­шивают: «Как Вы думаете, что можно предпринять учителю, если...» Иными словами, беседа, хотя и протекает при непосредственном взаи­модействии со школьником старшего возраста, все-таки имеет более опосредованный характер.

Если она используется, когда исследуются познавательные процес­сы и когнитивная деятельность, то дополняет научную информацию субъективными данными об их протекании и результатах. Например, исследователь ставит цель — узнать, как готовит уроки школьник, в какой последовательности, темпе. Он спрашивает ученика 6-го клас­са: «Можно поговорить о твоих успехах и трудностях, которые ты ис­пытываешь при подготовке уроков? Учительница,рассказывала, как ты удачно привел пример об электричестве. Ты интересуешься фи­зикой? Часто используешь свой опыт при ответах? А когда ты начи­наешь готовиться к урокам по физике? Сколько времени занимает подготовка? А по истории намного труднее готовиться? План не уда-тся составить и записать его в тетради? Жаль, получаешь тройки, \ иногда и плохие отметки. Как думаешь, что необходимо делать, что-ы не было таких противоположных отметок...» (Ответы школьника

гут быть и односложными и развернутыми.)

Поскольку беседа — вербальный метод исследования, необходимо говорить со школьником понятно, уважительно и, заметим, меньше,


Има-

про-

-ется.

е об-

[фор-

»жно-

:нуть,

Есни-

ходи-

1ЯХ ПО 1Я.

огиче-дрова- и уча-

Натив-

льные, анство 1дуаль- мика и ль пре-ретным 1ет спо-1аторов. стиль — ле ведет риходит бщается


.


Глава 2. Методы педагогической психологии и их специфика

Характеристика методов, применяемых в педагогической психологии



има-про-


 


Практическое применение 2.2 ПРИМЕР АНАМНЕЗА РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ
No п/п Имя Характеристика
1. ЮраШ. Семья полная; старший брат учится в массовой шко­ле. Юра контактен,дружелюбен, спокоен. Школь­ная мотивация низкая, темп деятельности замед­ленный
2. Рома А. Семья полная. Рома контактен, эмоционально со­хранен, усидчив,темп мышления замедленный. Личность развивается с элементами стабильности. Школьная мотивация положительная
3. Аня И. Благополучная семья. Аня часто болеет.Контакт­на, по характеру приветливая; неусидчивая,неак­куратна. Любит лидерство, требует подчинения се­бе, мнением детей не дорожит, вступает с ними в конфликты
4. Ксюша П. Семья полная. Девочка неусидчивая, работаеттоль­ко под контролем. Есть подозрения на шизофре­нию,постоянно ходит и хлопает в ладоши. Лети над ней смеются; необидчивая, часами может играть сама с собой
5. Аня У. Семья полная, старшая сестра учится в массовой школе. Левочка контактна, дружелюбна.Темп дея­тельности замедленный. Часто бывает грустной;об-шается лишь с некоторыми ребятами. Очень пере­живает и нервничает, когда ее ругают или наказы­вают
6. Миша М. Семья полная, старший брат учится в массовой школе. Мальчик контактен. Личность развивается с элементами лабильности. Склонен к лидерству; критичность снижена, навык самоконтроля не сформирован,работоспособность снижена
7. Маша Н. Отца нет, в семье 2 детей. Навыки самоконтроля у Маши не сформированы, работоспособность сни­жена.Оценку воспринимает адекватно; на лидер­ство не претендует, умеет уступить, оказать по-мошь
 

ем сам школьник. Иначе монолог исследователя будет только кон-татировать кажущиеся психические явления, но не способствовать

иХ изучению.

Важно и другое: беседа опирается на самонаблюдения и самоана­лиз ребенка, нужен свободный диалог об интересующем исследова­теля вопросе. Тем самым можно быть уверенным, что вопрос понят, или же вновь детальнее его объяснить.

Исследователь и испытуемый должны быть уверены в конфи­денциальности информации. Недостатком метода беседы является медленное накопление научных данных, если форма проведения ин­дивидуальная, а если массовая — ее неоднозначность и возможная противоречивость. Не всякая беседа становится психологическим ме­тодом, а только преследующая научные цели. Чтобы стать таковой, она должна осуществляться в комплексе с другими психологически­ми способами изучения психологической реальности.

Итак, беседа всегда целенаправленна, управляема, строится в стро­гом соответствии с заданными условиями. К последним относятся постановка вопросов, их очередность и продолжительность. На под­готовительном этапе следует предусмотреть технические аспекты (ко­гда и как должна собираться информация, как следует сформулиро­вать вопросы конкретному субъекту и пр.).

Биография как способ исследования личности и деятельности школьника или учителя относится к эмпирическим методам. (Кос­венный сбор данных, на основе анализа событий в жизни и их описа­ния.) Автобиография дает представление о том, насколько значимы для самой личности те или иные события ее жизни. Она показывает отношение индивида к своему жизненному пути, раскрывает кредо и смысл тех или иных выделенных автором биографии этапов жизни.

Ученики часто пишут подобным образом: «Я родился в 1985 г., а в 1992 г. пошел в школу...» Другой преподносит события иначе: «Я родился в 1985 г. в городе Владивостоке. Моя мать Тихомирова Анна Петровна — учительница, а отец Тихомиров Олег Павлович — Шофер. В 1992 г. я пошел в школу № 7 г. Владивостока. Школа спе­циализированная, с физико-математическим уклоном...» Тем самым Второй школьник при описании своей жизни косвенно показывает, Что для него значимы родители и школа, которую он закончил, полу­чив усиленную подготовку по физике и математике.

Конечно, можно возразить, что иногда автобиографии пишутся Механически. Тем не менее можно увидеть вехи в развитии личности



68 Глава 2. Методы педагогической психологии и их специфика


Характеристика методов, применяемых в педагогической психологии



 


и отношение человека к своей жизни, а также понять среду и усло­вия, в которых жил школьник.

Дидактическая или деловая игра. Этот метод исследования ука­зан нами по следующим причинам. Игра по своей сути — символи­ческая деятельность человека. (Репрезентативная функция игры не­однократно отмечалась Ж. Пиаже.) В ней познается мир, ребенок в игровых формах обучается правилам поведения и обращения с пред­метами, анализу явлений. Она снимает напряжение, возникающее в процессе обучения, появляется легкость, свобода: играя, ученик час­то говорит от лица какого-либо героя, например Петрушки, который учит кого-либо другого, скажем «несмышленыша», Незнайку. Появ­ляется уверенность, школьник преображается.

Следовательно, игровыми ситуациями можно воспользоваться, что­бы понять многие психические функции школьника — речь, Мышле­ние, воображение.

Изучение документации — это способ познания психических яв­лений, психологических фактов на основе зафиксированных опосре­дованным путем результатов деятельности человека.

Документами, где отражены особенности личности и деятельно­сти школьника, могут быть классный журнал, дневник успеваемо­сти, школьные тетради по предметам.

Деятельность педагогического коллектива школы можно анали­зировать по отчетам различных служб, планам работы и разработкам уроков, по стенной печати, предназначенной для родителей и детей, приказам директора, вывешенным в учительской или педагогическом кабинете.

Интервью (от англ. interview — «беседа, встреча») — познание пси­хических закономерностей с помощью устного сбора информации.

Различают два вида информации: свободное интервью, не регла­ментированное темой и формой получаемой информации, и стандар­тизованное интервью, близкое по форме анкете с закрытыми вопро­сами.

Интервью имеет несколько особенностей: исследователь не знает, почему совершен школьниками тот или иной поступок; исследовате­лю известно, почему школьники совершили данный поступок, но не­обходимо уточнить детали (время, место, последовательность и пр)-В первом случае необходимо ставить четкие, упорядоченные воир0' сы, во втором исследователь выстраивает доверительные отношения, приглашает к сотрудничеству.


Можно также отметить и диагностическое интервью: когда пси­хическое явление распознается по внутренней, личностной его ин­терпретации, например страху и специфике протекания, ощущени­ям, испытываемым при этом. Бывает и клиническое интервью, цель которого — собственно психотерапия, оказание конкретной помощи исследователем-психологом для выработки способов преодоления трудных жизненных ситуаций.

Интервью — распространенный метод исследования в психологии образования. Любой анализ проступка школьника — это по сути де­ла сбор информации о его причинах в форме интервью.

Изучение и анализ результатов деятельности — один из эмпири­ческих методов, сущность которого заключается в том, что исследо­ватель стремится познать эксплицированные (выведенные изнутри вовне) особенности психической деятельности.

Что относится к результатам деятельности? Применительно к трем видам деятельности — игровой, учебной и трудовой — они предста­ют как некие готовые формы. В творческой игре — реализация за­мысла и проявление его в виде игровых действий; в строительно-конструкторской игре — какое-либо построение из детского строи­тельного материала. В дидактической игре — выполнение обучающего требования (например, собрать пирамидку, последовательно нани­зывая кольца на стержень), в подвижной игре — соблюдение правила и выполнение физического действия, которые лежат в основе физи­ческого развития.

Одновременно с этим дети обнаруживают эмоционально-волевые свойства личности — сдержанность, настойчивость, силу воли, пре­одоление страха, эмоциональную устойчивость, оптимизм и пр.

Младшие школьники предпочитают игры с более сложными сю­жетами, что проявляется в записях планов, изготовлении атрибутов игры (скажем, костюмов для своеобразных драматических представ­лений). Замыслы и их реализация видны по этим признакам.

Много информации дают рисунки детей. Цвет, который предпо­читает юный художник, сюжет, изображенные фигуры и пр. — все показывает настроение, невротичность и даже условия жизни ребен­ка (рис. 2.1).

Учебная деятельность реализуется в выполнении домашних зада­ний, ответах на уроках, письменных контрольных работах. Отноше-Ние школьника к учебе видно по тому, в каком состоянии оказывает- рабочее место, как ведутся дневник и записи в тетрадях. Даже по


рыт,

гы);


70 Глава 2. Методы педагогической психологии и их специфика


эактеристика методов, применяемых в педагогической психологии



 


         
   
 
 
 
   


L


Рис. 2.1. Рисунок Лены А. Расположение дерева (сдвинуто к верхней части листа и вправо) свидетельствует об отсутствии склонности к активным действиям, влия­нии отиа; цвета (ярко-зеленая крона де­рева, голубые облака и желтое солнце) — %Ы! °^ оптимизме< хорошем физическом са- /Ш/\ мочувствии, мечтательности

фрагменту контрольной работы возможно оценить познавательную деятельность школьника.

Результаты трудовой деятельности детей — уборка классной ком­наты (приведена ли в порядок мебель, политы ли растения, собраны ли книги в книжном шкафу и т. п.).

Особая проблема при анализе продуктов деятельности — преодо­ление субъективизма исследователя и определение критериев оцен­ки качества выполнения.

Карты психического развития — метод, фиксирующий результа­ты психического развития в процессе обучения и воспитания. Это своеобразный психологический паспорт школьника, в котором запи­саны наиболее значимые показатели проявления личности и деятель­ности. В приложении 2 даны примеры карт разного вида.

Катарсис (в переводе с греч. katharsis — «очищение») — метод ис­следования, заимствованный психологией из философии и эстетики-Он состоит в исследовании механизмов очищения, обновления, об­легчения психических состояний личности. В «Поэтике» Аристоте­ля этот термин впервые стал употребляться как понятие об очише" нии от страха и страдания.

В практике учителя это средство лучшего понимания ребенка, ко­гда тот занимается, например, бальными танцами, посещает музеи, когда произведение искусства потрясает недисциплинированного, не-


^ и саллыйГрадостный~№нь в школе

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...