Самый печальный лень в школе
Я пришла в школу в хорошем настроении, увидела своих одноклассников и оно еше более улучшилось. V нас должен был быть урок физики. Я очень любила нашу учительницу, она была очень веселой, жизнерадостной и справедливой. Звонок уже прозвенел, но ее все еше не было... К нам пришла другая учительница и объявила, что теперь она будет учить нас физике. С тех пор каждый четверг (по четвергам был урок физики) был очень печальный днем для всего класса. Многие отличники стали троечниками, а у меня вообще практически выходила 2 в голу. В журнале не было 5, а 2-ки некуда было ставить. V меня до сих пор сохранилось стойкое отврашение к физике. САМЫЙ РААОСТНЫЙ ЛЕНЬ В ШКОЛЕ Самый радостный и волнующий день в школе это самое первое сентября. От этого дня зависит захочет ли ученик ходить в школу, как он будет учиться. Мое первое сентября было очень интересным, а самое главное мне понравилась наша первая учительница, она была очень доброй и никогда не повышала голос. Она познакомила нас с классом, со школой и с нашими будущими учебниками. Я до сих пор ее очень люблю и иногда хожу к ней в гости. V нас сохранились дружеские отношения с ней и со всем классом. Примечание. В сочинении сохранены стиль и орфография автора. послушного настолько, что он не может вести себя обычным образом, — затихает, молчит, ни с кем не общается. Очищающее воздействие могут оказать музыка или необычное путешествие. Обращение к катарсису возможно при знании индивидуальных особенностей школьника. Его можно отнести к эмпирической, творческой, непосредственно исследующей психику группе методов. Контент-анализ — способ исследования, основанный на анализе содержания. Он близок к методу анализа документации и может быть его частью. Однако это формализованный способ, благодаря которому содержание исследуется по частоте употребления определенных понятий, относящихся к той или иной области. Например, анализи-РУя школьные сочинения по литературе, педагог-психолог обращает внимание на свойства личности героя, описанного учеником, — отношение к себе, близким, своей деятельности и т. п. (см. «Самый печальный и самый радостный день в школе»).
Проводя анализ лингвистических склонностей, исследователь отвечает количество и качество выделяемых единиц — употребляются Ли однородные эпитеты, сколько их, как часто используются мета- 72 Глава 2. Методы педагогической психологии и их специфика форы и какие. Разумеется, данный метод требует квалификации исследователя в сфере лингвистики. Кластерный анализ — метод приведения получаемых в исследовании данных к общим однородным показателям, позволяющим сгруппировать испытуемых по классам (кластерам). Он не относится к сбору психологической информации, это способ ее обработки. Корреляционный анализ — метод, позволяющий установить зависимость одного свойства от другого. Это способ обработки полученной информации: выявляются корреляционные плеяды (структуры), блоки, показывающие, что от чего зависит и почему.
Проанализируем характер взаимосвязей между результативностью понимания и другими психологическими показателями на корреляционной плеяде (рис. 2.2). 4 — результат понимания в условиях отсутствия помощи; 5 — результат понимания в условиях выбора ответа; 6 — «скачок» в понимании; 19 — обший результат понимания в условиях отсутствия помоши; 20 — обший результат понимания в условиях выбора ответа; 21 — обший результат «скачка» в понимании; 25 — показатель темпа деятельности
Рис. 2.2. Структурные связи результатов и факторов понимания задачи В этом фрагменте корреляционной плеяды прослеживаются как прямые, так и обратные связи (6 связей) между результатами понимания и другими показателями. Так, показатель темпа деятельности (25) отрицательно взаимодействует с результатом «скачка» в понимании (6) при г = -0,367. Это значит, что у медлительных детей могут произойти значительные изменения в понимании задачи, в которой Характеристика методов, применяемых в педагогической психологии 73 необходимо продемонстрировать учебные знания, если они выбирает ответ. Школьники справляются с заданием более успешно, если дается подсказка. Другие значимые связи возникли между показателями результативности понимания. Остановимся подробнее на тех, которые позволяют проанализировать прирост, «скачок» в понимании. Обратим внимание на обратную 1%-ную связь (г = -0, 782) между показателем понимания в условиях отсутствия вариантов ответа (4) и показателем «скачка» в понимании (6). Она означает, что низкая результативность самостоятельного решения (без подсказки) тесно взаимодействует с «высоким» скачком в понимании. Более того, такой характер взаимодействия косвенно подтверждается аналогичной 1%-ной связью (г = -0,506) между общей результативностью самостоятельного понимания задачи (19) и «скачком» в понимании (6). Это говорит о том, что ответ учащегося, полученный в условиях отсутствия помощи (в виде вариантов ответов), не всегда является предельным. О наличии потенциала понимания свидетельствует прирост величины «скачка» в понимании в условиях, если круг поиска обозначен заранее при помощи подсказки. Лонгитюдный метод исследования — способ получения психологической информации на протяжении длительного времени. Его цель — выявление наиболее характерных особенностей индивидуального развития школьника. Приведем пример из опыта нашего руководства исследовательской работой в школе. В качестве проблемы исследования был выбран образовательный процесс, ориентированный на личность. На основе выявленных доминантных признаков личности и деятельности младшего школьника изучалось предположение об индивидуальных познавательных маршрутах, или векторах психического развития. Чтобы их выявить, нужно было отслеживать, как развивались познавательные процессы и личностные функции школьника на протяжении всех че-Tbipex лет его обучения в начальной школе.
В данном лонгитюдном исследовании задействовались и другие Методы, прежде всего — поперечные срезы (сбор информации в начале и конце учебного года). Все данные записывались в картах инди- видуального развития. Метод лонгитюдного исследования не является самостоятельным средством, он включает целый ряд других — наблюдение, эксперимент, тесты, анкеты, опросы и пр. 74 Глава 2. Методы педагогической психологии и их специфика Метод моделирования (от франц. modele — «образец») — способ изучения психической реальности с помощью сконструированных схем предмета или явления. Он относится к теоретическим методам познания, поскольку большое внимание обращается на системообразующий признак явления. Например, можно исследовать личность не только с помощью наблюдения, тестов, изучая результаты деятельности, и пр., но и анализируя ее структуру, в которой системообразующим признаком выступает направленность мотивов (как это описывают отечественные психологи). Это позволяет выстраивать ценностные ориентации, желания, интересы, запросы личности и т. п. иерархическим образом, выделяя взаимосвязи и причинные зависимости. В качестве примера приведем схематическое изображение положения личности по отношению к своему прошлому и будущему (рис. 2.3). уарактеристика методов, применяемых в педагогической психологии Практическое применение 2.3 НАБЛЮАЕНИЕ УЧИТЕЛЯ ЗА ПОВЕЛЕНИЕМ ШКОЛЬНИКОВ 1. Как реагируют на Ваши замечания ученики_______________ фамилии, имена 2. Как эти дети реагируют на замечания одноклассников?. 3. Как ученики воспринимают оценки, даваемые Вами? 4. Где предпочитают отвечать ученики______ у доски или с места?
5. Какое обычно состояние испытывают эти школьники на Ваших уроках? Как оно выражается и как долго продолжается?
Настоящее Рис. 2.3. Положение личности по отношению к своему прошлому и будущему Настоящее изображено горизонтальной чертой. Чем ближе человек расположил «Прошлое» к «Настоящему» (к горизонтальной линии), тем больше он принимает свое прошлое, «вырастает» из него. Чем ближе «Будущее» к «Настоящему», тем более достижимым кажется личности это будущее. Наблюдение — эмпирический метод познания психической реальности, основанный на целенаправленном восприятии. Поскольку исследователь влияет на изучаемый объект, оно в определенной степени зависит от наблюдателя, хотя и должно давать объективную научную информацию. Наблюдение структурируется — в зависимости от целей, времени, содержания оно бывает разным: самонаблюдение (предварение собственно наблюдения), включенное, эпизодическое, долговременное (лонгитюдное), сплошное, выборочное. Этот метод достаточно полно описан в научной литературе. Особо обратим внимание на реабилитацию самонаблюдения (рефлексии), считавшегося традиционно субъективным способом и дак>- щим мало научной информации. Тем не менее именно оно позволяет ребенку изменить саморегуляцию деятельности, необходимую при формировании устойчивости внимания, развитии эмоционально-волевой сферы, процессов памяти и пр. Более того, важна его роль как коррекции: школьник должен осознавать свои положительные изменения и понимать средства, способствующие этому. Самонаблюдение за внутренними психическими свойствами не может существовать независимо от наблюдения как объективного способа исследования, направленного на изучение внешних проявлений Духовных процессов. Однако не все психические реалии можно изучить с помощью самонаблюдения. Если психолог ставит задачу для ученика — понаблюдать за вниманием, но при этом делает вывод о его непроизвольности, опираясь на показания школьника (когда он отвлекся, почему, сколько времени это продолжалось), вряд ли можно говорить о непроизвольности. Известно же, что в этом случае исключается вмешательство воли. Ученик потому и использовал интроспекцию, чтобы проанализировать свое внимание. 76 Глава 2. Методы педагогической психологии и их специфика Характеристика методов, применяемых в педагогической психологии
Практическое применение 2.4 ОПРОС УЧИТЕЛЕЙ О МОТИВАЦИИ ИХ ЛЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Имеете ли Вы интерес к педагогической профессии? 2. Есть ли у Вас интерес общаться с коллегами?
3. Есть ли у Вас желание работать с детьми по-новому? 4. Хотите ли Вы изменить к себе отношение коллег? 5. Есть ли у Вас возможности реализовать себя творчески? 6. Имеете ли Вы желание повысить свой профессиональный разряд? 7. Есть ли у Вас потребность в исследовательской деятельности? 8. Хотите ли Вы заниматься самообразованием? 9. Влияют ли на Ваше решение работать лучше распоряжения и указа
10. Вы желаете использовать увиденное у учителей экстракласса в сво 11. Вы хотите сделать карьеру? 12. Хотите ли Вы, чтобы ученики благодаря Вашим изменениям учились Следовательно, не все психические свойства (процессы и состояния) можно изучать благодаря самонаблюдению, поскольку это в корне меняет их сущность. Наблюдать возможно поведение ученика на уроке и на перемене, проявление его мимики и жестов, участие в игровой и трудовой деятельности и пр. Психологическое истолкование этих данных в наблюдении не дано, его надо найти на основе предположений, описаний и научных выводов. Пример наблюдения учителя за поведением школьников указан в Практическом применении 2.3. Данные подобного наблюдения значимы для дифференциации обучения: кого и как поддержать во время ответа, как стимулировать оценкой и т. п. Опрос — вербальный метод исследования. С помощью поставленных вопросов выясняется мнение о различных событиях общественной (или школьной жизни). Получаемая информация субъективна, поскольку представляет собой итог общения исследователя И опрашиваемого. В школе опросы используются в старших классах, чтобы улучшить организацию досуга, деятельности, работу кружков и т. п. Следует отметить, что опрашивающий психолог (интервьюер) выступает как субъект, — он более активен, чем респондент (отвечающий на вопросы). Тот имеет право уклониться от ответов или, как бывает чаще, дает информацию ложную. Тем не менее опросы в педагогической психологии широко распространены. В среде учителей они используются для выявления их мнений об администрации, профессиональном становлении, мотивации деятельности. На с. 76 (Практическое применение 2.4) приводится пример опроса из исследования Е. Н. Салтыковой, выполненного под нашим руководством. Метод полярных профилей в педагогической психологии используется довольно часто, чтобы проанализировать черты личности или другие психические проявления, имеющие динамическую биполярную характеристику — от положительных к отрицательным. На основе такой характеристики психолог более точно описывает наличие тех или иных свойств. Этот метод позволяет представлять профиль личности в определенных шкалах. Испытуемый в диапазоне от 1 до 5 (или более) баллов отмечает наличие у себя качеств, например трусливый/храбрый, грустный/веселый, замкнутый/открытый и т. д. Причем чем ближе к единице, тем более выраженными оказываются такие свойства, как трусливый, грустный, замкнутый и пр. Профили личности могут сравниваться: согласно самооценке они одни, а в оценке учителя (или кого-то еще) — другие; они могут не совпадать. Этот способ изучения личности и деятельности вербальный, эмпирический, опирается на наблюдение и самонаблюдение. Два лебедя В далекой стране, там, где горы, \\а озере жили два лебедя. В озере было много корма, и им не надо было прятаться от охотников. Лебеди дружили друг с другом, и каждый вечер на закате солнца они плавали и танцевали. Лебеди были добрые и дружили с ласточками и утками. В один солнечный день, в неожиданную минуту, когда утки плавали на озере, большой сом-разбойник проглотил одну утку. На следующий день сом проглотил еше одну утку, и тогда утки рассказали о своем горе лебедям. Однажды, когда птицы плавали, сом хотел украсть еще одну утку, но утки взлетели, а лебеди ждали, и подлетели, и стали клевать сома по голове. Сом стал убегать, но он был ранен, и все утки напали на него. А потом сом уплыл. И стали жить счастливо утки и лебеди. примечание. Сохранен стиль автора.
78 Глава 2. Методы педагогической психологии и их специфика Проективные методы — эмпирические способы познания психических фактов, базирующиеся на интерпретации изображений, проекций (по Л. Франку) — например, при завершении неоконченных предложений испытуемым. В результате можно получить многозначную информацию. В педагогической психологии наиболее популярные проективные методы (тесты) — фрустрационный Розенцвейга (когда исследуются реакции детей на фрустрирующую ситуацию: обвиняют себя, других, или же причина неприятностей видится в сложившихся обстоятельствах); изображение дома, дерева, человека (методика предложена Дж. Бухом в 1948 г. для взрослых и детей, применима для индивидуальной и групповой работы); изображение несуществующего животного; методика неоконченных предложений и пр. К примеру, ученик должен закончить предложение: «Если бы я был волшебником, то...» Проективные методы применимы и для анализа сказок, сочиненных детьми (см. «Два лебедя», сказка Валеры 3.). Социометрия (от лат. societas — «общество», metreo — «измеряю») — метод, предложенный Дж. Морено. Он выявляет предпочтения людей в обществе. В педагогической психологии применяется для того, чтобы определить статус школьника в группе учащихся. Школьник отвечает, например, на такие вопросы: «Кого бы ты хотел пригласить к себе домой в гости?» или: «С кем бы ты хотел готовиться к экзаменам?» Психолог отмечает в специальной матрице, кто из учеников кого выбирает. Затем подсчитывается число выборов и определяется лидер или аутсайдер (рис. 2.4). С помощью социограммы составляется картина всех предпочтений (взаимных и односторонних), и на их основе описывается структура межличностных отношений в классе (рис. 2.5). Метод заимствован из социальной психологии и используется для изучения предпочтений, которые высказывают дети разного возраста. Тест (с англ. test. — «проба, проверка, испытание») — способ изучения скрытых свойств психической деятельности школьника при использовании определенных заданий. Последние помогают достаточно быстро получить необходимую информацию. Используемые в тестировании (процедуре применения) специальные задания могут быть вербальными, практическими, представлять собой рисунок, а также личностными, которые включают набор определенных вопросов. В педагогической психологии известны тесты достижений, 80 Глава 2. Методы педагогической психологии и их специфика личностные Кеттелла, Айзенка и пр., а также тесты, направленные ца исследование психических процессов и др. (рис. 2.6, а; 2.6, б; 2.7). Рис. 2.5. Соииограмма «С кем бы ты хотел готовиться к экзаменам?» Шкалирование — способ получения и обработки научной информации с помощью величин в нисходящем или восходящем порядке. Эксперимент (от лат. expeiimentum — проба, опыт) — один из главных методов в педагогической психологии. Его суть состоит в том, чтобы создать условия, в которых проявляется исследуемое качество. Если наблюдающий исследователь не имеет права вмешиваться в психическую реальность, то экспериментатор, наоборот, своей активностью стимулирует проявление психических процессов или психических свойств личности. Тем самым оказывается возможным исследовать психические закономерности явлений. С помощью эксперимента меняются условия протекания психической деятельности, так что выявляются наиболее значимые, показывающие определенную закономерность. актеристика методов, применяемых в педагогической психодо Тест на мышление (методика искусственных понятий) фамилия, класс------------------------------------------------------- - Чаполни пустые квадраты. Объясни, почему ты выбрал эти фигуры и эти цвета. (Фигуры верхнего ряда - зеленые, среднего - черные, нижнего - красные.)
Рис. 2.6, а. Бланк теста на исследование мышления 82 Глава 2. Методы педагогической психологии и их специфика Вопросы для повторения 83
Тест на мышление (методика искусственных понятий) Фамилия, класс Омл. Ш... 5-"Ь члйос.____________________ Заполни пустые квадраты. Объясни, почему ты выбрал эти фигуры и эти цвета. (Фигуры верхнего ряда — зеленые, среднего — черные, нижнего — красные.)
А
Л
A
A
А
Рис. 2.7. Тест детской апперцепции «КАТ» (CAT). Результаты обследования детей с ЗПР, 3-й класс (20 человек) Выделяют несколько типов эксперимента: ♦ По условиям, в которых он проходит, — естественный, лаборатор ♦ По характеру проведения — пилотный (если область исследова ♦ По характеру решения поставленных задач исследования — диаг Таким образом, в педагогической психологии существует множество способов, позволяющих познать психические закономерности воспитания и обучения детей, специфику их общения с педагогами и сверстниками.
А о □ ОЛ^А 4wO nJfQUoV'i ОМЛТЛ,
НА- >сОЛуу!0УЛ0 Вопросы для повторения
Рис. 2.6, б. Пример заполнения бланка. Результаты показывают высокий уровень развития мышления Как можно назвать приемы, которые используют психологи в школе, чтобы распознать психические особенности учащихся и учителей? 84 Глава 2. Методы педагогической психологии и их специфика Рекомендуемая литература 85
2. Почему и какие требования предъявляются к методам исследова 3. В какие группы можно объединить методы педагогической пси 4. Чем отличается наблюдение от эксперимента? 5. Почему в эксперименте используются тесты и какова их особен 6. Есть ли отличия в методах изучения психической деятельности 7. Какие ошибки в интервью с десятиклассником допускает психо 8. Какими способами можно изучить учебную деятельность, если 9. Как называется способ изучения особенностей личности и дея 10. Рисунок необычного, несуществующего животного ученик подписывает «Прямоходящая лягушка». Рисунок выполнен тонкими волнистыми линиями и располагается в середине листа. Это свидетельствует о неуверенности школьника, его слабо развитом воображении, неумении отстаивать свое мнение и пр. Между тем учитель характеризует мальчика как самоуверенного, смелого, способного рисковать. Почему результаты проективного теста и наблюдения учителя так противоречивы? Что должен предпринять школьный психолог? Какими методами он воспользуется? Как называется подобное действие? Какому требованию оно отвечает? Можно ли использовать результаты анализа рисунка в беседе с родителями? рекомендуемая литература Абрамова Г. С. Практическая психология. — 3-е изд. — Екатеринбург: Деловая книга, 1998. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети. — М., 1983. Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды / Под ред. А. А. Бодалева и др.: В 2 т. — М.: Педагогика, 1980. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. — М.: Просвещение, 1979. Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка // Собрание сочинений: В 6 т. — М.: Педагогика, 1984. — Т. 6 Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. — 2-е изд., доп., испр. и перераб. — М.: Логос, 2001. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. — СПб.: Евразия, 1997. Мельников В. М„ Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. — М., 1985. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Просвещение, 1991. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. — 3-е изд., стереотип. — М.: Академия, 1999. 1-)-я. 5->-з-ь, I-I- [0 е-а-а- в-е, ю ь- и е- :м о-в. ет з-ш а-о- Понятие об обучении в педагогической психологии
Глава 3 ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ Понятие об обучении в педагогической психологии. Влияние основных теоретических направлений на психологию обучения Проблема обучения не является прерогативой только педагогической психологии. Обучение рассматривается в дидактике и методиках обучения разным учебным дисциплинам. Только каждую из этих наук интересует свой аспект. Если педагогика изучает содержание, формы организации и методы обучения, а частные методики — их реализацию в конкретных учебных предметах, то педагогическая психология рассматривает психологические основы и механизмы овладения учебным содержанием, причины, осложняющие этот процесс. Например, дидактика связана с организацией системы занятий в виде метода проектов или «погружения». Это предполагает комплексный характер деятельности всех участников, направленной на получение образовательной продукции за определенный промежуток времени (от одного урока до нескольких месяцев)1. При эвристическом погружении требуется организовать познание различных образовательных объектов с помощью эвристических методов. Соответствующий психологический контекст складывается из того, как влияют на погружение индивидуально-типические и возрастные особенности когнитивной деятельности учащихся, что предпримет учитель для вовлечения каждого из них в решение учебной задачи, какие изменения в личности и учебной деятельности произойдут при выполнении образовательного проекта или эвристического «погружения». Мы специально обратили внимание на различия в понимании обучения, которые существуют между педагогикой и психологией. У педагогической психологии свой предмет изучения — психические процессы, приводящие к усвоению учебной программы, а также тор- См.: Хуторской А. В. Современная дидактика. — СПб., 2001. — С. 338. мОзящие образование новых знаний, выработку понятий и учебных умений. Особое место отводится рассмотрению обучаемости, ее типам и связи с успеваемостью. Не менее важным является психологическая сущность дидактических технологий, — человечество всегда интересовало, как передать накопленный опыт молодому поколению. Соответственно и вопрос о том, чему учить (содержание обучения) в педагогической психологии рассматривается как механизм активного воздействия личности на общественное развитие, а непрерывное образование — как механизм социогенеза (А. Г. Асмолов, А. Н. Леонтьев и др.). Очень важна для педагогической психологии следующая проблема — как следует учить, чтобы облегчить обучение и актуализировать все интеллектуальные возможности детей, реализовать поступательный, продуктивный характер умственных изменений ребенка. Психология обучения раскрывает дидактические технологии как бы изнутри, показывая, какие психологические условия способствуют появлению новых психических образований. Что же называется обучением с психологической точки зрения? ► Обучение — это взаимообусловленная деятельность учителя и ученика, в процессе которой происходит усвоение знаний, умений и навыков и формируются свойства личности (развиваются способности, интересы, ценностные ориентации, происходит становление характера и пр.). Обучение предполагает, что педагог управляет учебной деятельностью. К обучению можно подходить с разных сторон: ♦ как к процессу социально-психологическому, в котором происхо ♦ как к процессу общения, отличающемуся субъект-субъектными ♦ как к процессу творчества учителя и учеников, при котором уси Остановимся на этих вопросах подробнее. Чтобы понять сущность обучения в психологическом контексте, Необходимо проанализировать его сначала как процесс взаимодейст-'Ия и общения. Напомним, что под последним подразумевают взаи- я. 5- ->- з-ь, I- I- е-а-а- в- е, ю ь-и е- м э-в. IT гя з- ш а-о- уг
88 Глава 3. Психология обучения Понятие об обучении в педагогической психологии 89
модействие нескольких людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоционально-оценочной информацией. Общение удовлетворяет главную потребность человека — аффилиативную (принятие себя другими людьми и страх быть отвергнутым ими). Это в полной мере относится к обучению, предполагающему общение учеников с педагогами благодаря изучению определенного предмета. Учащиеся и учителя выступают как активные субъекты своей деятельности (рис. 3.1). Рис. 3.1. Учитель и ученик — активные субьекты деятельности. 5, — учитель, S2 — ученик, О (объект) — учебный предмет Из рисунка становится понятно, что учитель влияет на учеников, а те, в свою очередь, воздействуют на него. Это меняет поведение обеих сторон. Между ними возникают определенные взаимоотношения, а также и отношения к предмету своей деятельности. Появляется дидактическое общение равноправных субъектов, одинаково значимых в учебном процессе. Обучение по своей сути — это общение. Следует иметь в виду, что все эти психические явления между собой тесно связаны. На это косвенно указывал еще Л. С. Выготский, рассматривая происхождение высших психических функций: сначала они возникают как функции социальные, внешние, проявляющиеся «между» людьми и «для их обслуживания». На своеобразное переплетение отношений и взаимодействий в обучении указывал в 1980-е гг. Я. Л. Коломинский. По его мнению, возможен целый ряд подобных сочетаний. Например, ученик относится к учителю положительно, а вот поведение его — негативное; или отношение к учителю отрицательное, но поведение его вуалирует. Бывает и так, что отношение к учителю отрицательное, и это непосредственно проявляется в поведении. Наконец, отношение может быть позитивным, и таково же поведение. Учитель испытывает аналогичное отношение к детям, что в некоторых случаях нельзя назвать продуктивным в достижении целей обучения. Варианты его представим следующим образом: 1. Отношение «+», а поведение — «-». f 2. Отношение «-», а поведение — «+».
3 Отношение «-» и поведение «-». 4 Отношение <<+» и поведение «+». Можно сказать, что обучение актуализирует у детей и пе
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|