Группы методов исследования в области педагогической психологии
Способы исследования закономерностей психических процессов в процессе обучения и воспитания разнообразны. Чтобы представить их в системе, предлагаем свою классификацию и наше видение их предназначения. Есть несколько критериев, по которым можно объединять методы педагогической психологии. Первый — уровень научного познания, т. е. отражение получаемых фактов, законов, научных связей в психическом явлении. По этому параметру методы делятся на теоретические и эмпирические. Последние основаны на опыте, что предполагает непосредственное включение в исследование обследуемого и обследующего. Теоретические методы означают изучение первоисточников, ана-1 научных данных, чтобы выявить возможные психические реак- ма- ро- гся. об- юр- ;но- уть, ;ни- эди- X ПО иче-юва-уча- ТИВ- ,ные, ICTBO /аль-ша и пре-гным: спо-оров. лль — ведет ходит (ается а. Из- брови пока-, кото- вокруг
ции или иные особенности изучаемого субъекта. В итоге создается модель или система развертывания тех или иных психических особенностей или закономерностей. Например, хорошо известны системы психологических знаний, предложенные в «Атласе по психологии» К. К. Платоновым. Эти модели показывают, как взаимосвязаны психические процессы и психические свойства, опыт личности и особенности темперамента, характера, потребности и способности. К теоретическим методам принадлежат: моделирование, интерпретация литературных источников, аппроксимация, т. е. изучение вместо одних функций других, более удобных в исследовательских целях, корректировка цели и пр. Знакомясь с такими схемами, системами и т. п., можно сформировать понятия о тех или иных психических явлениях. Например, Б. Г. Ананьев в своей работе «Психология педагогической оценки» предлагает, форму парциальных оценок. Благодаря этой схеме становится понятным, какой бывает оценочная деятельность учителя, причем особенности учителя или ученика, воздействия и их характер в обучении возможно изучить, не проводя непосредственную опытную работу.
Можно сослаться на схематическое представление иерархии потребностей, предложенное А. Маслоу. Существенным моментом здесь является положение о своеобразном удовлетворении потребностей — вопреки принципу «все или ничего». Это означает, что не все потребности в одинаковой мере удовлетворяются. Данная модель значима для выбора эмпирических методов исследования. Вообще, более конкретные способы изучения, как правило, предваряются теоретическими методами, что предполагает большую подготовленность исследователя-практика. К эмпирическим методам исследования относятся наблюдение, эксперимент, беседа, тест, различные опросники и анкеты, анализ результатов деятельности и др. Второй критерий выбора методов исследования — источники информации. Во «Введении в экспериментальную психологию личности» В. М. Мельников и Л. Т. Ямпольский ссылаются на зарубежные исследования, где описываются Objective test data (объективные данные каких-либо проб), Life record data (запись данных жизни человека), Questionnaire data (данные опросников)1. Это означает, что методы 1 Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. - М, 1985. педагогической психологии могут быть сгруппированы таким образом: одни основываются на сборе информации посредством тестов; вторые — на регистрации данных жизни; третьи опираются на результаты опросов. В первую группу входят конкретные способы исследования личности и деятельности с помощью тестов. (В переводе с английского test — «проба».) Сюда относят формализованные тесты, исследую- щие познавательные процессы, знания, умения, навыки; тесты на выявление предпочтений и отношений к другим людям; психофизиологические и антропометрические тесты. Известно 12 групп тестов, формализованных и получивших апробацию.
Во вторую группу включены методы, регистрирующие жизнь и поведение человека в различных ситуациях. Это — наблюдение, рейтинг, экспертные оценки, ранжирование черт и пр. Скажем, когда исследуются ценностные ориентации, ранжируется направленность личности на ценности/цели и ценности/средства (на достижения, связанные с выявляемыми целями). В этом случае исследуются предпочтения главных целей в жизни, — речь идет о таких, как любовь, здоровье, творчество, материальное благополучие и т. п. Затем рассматриваются так называемые инструментальные ценности (средства) - занятия спортом, хорошая учеба, умение зарабатывать деньги, умение вести хозяйство и пр. Наблюдение позволяет регистрировать те или иные черты, но только с помощью определенных терминов и в границах избранного поля. Экспертные же оценки возможны в том случае, когда мнение нескольких исследователей совпадает. Они становятся при таких обстоятельствах значимыми и объективными. В научной литературе указаны требования, предъявляемые к получению экспертных оценок1. Все эксперты должны оценивать одно и то же психическое явление по одинаковым критериям. Их компетентность не должна подвергаться сомнению в профессиональной среде, а даваемая оценка — быть объективной, независимой и совпадающей с мнением, высказываемым другими, по принципиальным признакам. Третью группу методов составляют методы, на основе которых можно получить креативную информацию. Часть их следует назвать Родуктивными, а другую — воссоздающими. К первым относятся проективные тесты, анкеты открытого типа, интервью, самонаблюде- Мелъников В. М., Ямпольский Л. Т. Указ. соч. ма- ро- гся. об- >ор- :но- уть, :ни- зди- X ПО иче-ова-уча- 1ТИВ- ,ные, [СТВО ^аль-1ка и пре-гным • спо-оров. 1ЛЬ — ведет ходит 1,ается а. Из- брови пока- , кото- зокруг 58 Глава 2. Методы педагогической психологии и их специфика
ние, социометрия и пр.; ко вторым — лабораторный и клинический эксперимент, анализ результатов деятельности и пр. Благодаря им оказывается возможным установить данные, которые нельзя предсказать точно. Поэтому эти методы и называются продуктивными, творческими. Так происходит в одном случае. В другом же исследователь интерпретирует ту информацию, какую он получает на основе отмеченных результатов. Четвертую группу образуют методы, объединенные по принципу исследовательской деятельности. Согласно такому критерию выделяются методы, предполагающие большую или меньшую активность исследователя. В одном случае педагог-психолог сам включается в изучение как испытуемый или же создает условия, при которых возникает анализируемое явление. Это происходит, например, во включенном наблюдении, эксперименте, проективных тестах и др. Во втором случае только констатируются те или иные психические показатели, а психолог лишь обрабатывает полученную информацию. Таков, например, метод обобщения независимых характеристик. Это означает, что данные репродуцируются и как бы выводятся из внутреннего плана во внешний, т. е. эксплицируются. Относительно указанного критерия существует другая точка зрения, которой придерживается Б. Г. Ананьев. По его мнению, есть четыре группы методов:
Организационные (сравнительный, лонгитюдный, комплексный). Эмпирические (обсервационные — наблюдение, самонаблюдение), экспериментальные (лабораторный, естественный, формирующий, полевой), психодиагностические (тесты, анкеты, социометрия, интервью, беседы). ♦ Методы анализа процессов и результатов деятельности (оценка ♦ Метод моделирования, биографические методы; методы обработ такие, что вычленены с учетом времени, необходимого для исследования. Психическое явление может изучаться в течение длительного или кратковременного периода. В первом случае это длительное
Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания // Избранные психологические труды / Под ред. А. А. Бодалева и др.: В 2 т. — М.. 1980. Группы методов исследования в области педагогической психологии 59 наблюдение, самонаблюдение, психодиагностическое тестирование, составление карт психического развития, близнецовый метод; во втором — сбор информации посредством экспресс-тестов, поперечных срезов, блиц-интервью, ранжирования и пр. Шестая группа способов исследования определяется по наличию или отсутствию взаимодействия между испытуемым и исследователем. Психолог может непосредственно общаться с обследуемым или же изучать его опосредованно — обращаясь к результатам выполненного задания. Соответственно часть методов исследования называется субъект-субъектными, а другая — субъект-объектными. Первая — наблюдение, эксперимент, личностные тесты, анкеты, интервью и пр.; вторая — создание шкал, изучение результатов деятельности, метод биографий, проективные тесты и др. Седьмая группа — методы, с помощью которых в педагогической психологии формируется новое свойство или корректируется имеющееся. В связи с этим напомним мысль Л. С. Выготского о знаках как средствах формирования психических новообразований: Знак первоначально выступает в поведении ребенка как средство социальной связи, как функция интерпсихическая; становясь затем средством овладения собственным поведением, он лишь переносит социальное отношение к субъекту внутрь личности....Всякая символическая деятельность ребенка была некогда социальной формой сотрудничества (курсив наш. — В. К.) и сохраняет на всем пути развития до самых высших его точек специальный способ функционирования. История высших психических функций раскрывается здесь как история превращения средств социального поведения в средства индивидуально-психологической организации'. Методом, позволяющим изучать такое формирование, является самоанализ деятельности ученика, основанный на самонаблюдении, рефлексии и самооценке. Сам же процесс коррекции возможен при условии сотрудничества и благоприятной атмосфере общения, которые можно изучать с помощью шкалирования свойств личности и Деятельности, измененных в сотрудничестве с учителем. Обратим внимание и на новые технологии воспитания и обуче-ия, которые могут появиться лишь в особой экспериментальной ситуации: сначала надо провести «пилотный» эксперимент, посвящен- нчи готовности педагогического коллектива к исследованию, затем пробировать новые элементы обучения, потом сделать срез знаний,
Ыг°пский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка // Собрание сочинений: В 6 т. — К 1984. - Т. 6. - С. 56. Ма- [ро- тся. об-юр-<но-;уть, сни-оди-х по [. пче-юва-уча- 1ТИВ- ьные, ICTBO уаль-ика и > пре-■тным г спо-горов. иль —:ведет [ХОДИТ цается ка. Из- брови i пока- I, КОТО- вокруг 60 Глава 2. Методы педагогической психологии и их специфика умений и навыков (обратившись к контрольным работам, их анализу как результату деятельности учеников). После всего этого возможно внедрить положительные стороны экспериментального исследования в других классах, школах, регионе. При этом необходимо выделить контрольные и экспериментальные группы, поскольку их сопоставление обязательно. Методы, позволяющие выяснить, насколько же успешным оказывается внедрение новых технологий, бывают комплексными: наблюдения сопровождаются тестированием, естественным экспериментом с поперечными срезами, анкетами, корреляционным анализом обработки данных, беседами, интервью с детьми, учителями и родителями. Сводная таблица «Методы исследования в педагогической психологии» приводится в приложении 1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|