Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Группы методов исследования в области педагогической психологии




Способы исследования закономерностей психических процессов в про­цессе обучения и воспитания разнообразны. Чтобы представить их в системе, предлагаем свою классификацию и наше видение их пред­назначения. Есть несколько критериев, по которым можно объеди­нять методы педагогической психологии.

Первый — уровень научного познания, т. е. отражение получаемых фактов, законов, научных связей в психическом явлении. По этому

параметру методы делятся на теоретические и эмпирические. Последние основаны на опыте, что предполагает непосредственное включение в исследование обследуемого и обследующего.

Теоретические методы означают изучение первоисточников, ана-1 научных данных, чтобы выявить возможные психические реак-


ма-

ро-

гся.

об-

юр-

;но-

уть,

;ни-

эди-

X ПО

иче-юва-уча-

ТИВ-

,ные,

ICTBO

/аль-ша и пре-гным: спо-оров. лль — ведет ходит (ается

а. Из-

брови пока-, кото-

вокруг


 

ции или иные особенности изучаемого субъекта. В итоге создается модель или система развертывания тех или иных психических осо­бенностей или закономерностей. Например, хорошо известны системы психологических знаний, предложенные в «Атласе по психологии» К. К. Платоновым. Эти модели показывают, как взаимосвязаны пси­хические процессы и психические свойства, опыт личности и осо­бенности темперамента, характера, потребности и способности.

К теоретическим методам принадлежат: моделирование, интер­претация литературных источников, аппроксимация, т. е. изучение вместо одних функций других, более удобных в исследовательских целях, корректировка цели и пр. Знакомясь с такими схемами, систе­мами и т. п., можно сформировать понятия о тех или иных психиче­ских явлениях. Например, Б. Г. Ананьев в своей работе «Психология педагогической оценки» предлагает, форму парциальных оценок. Благодаря этой схеме становится понятным, какой бывает оценочная деятельность учителя, причем особенности учителя или ученика, воздействия и их характер в обучении возможно изучить, не проводя непосредственную опытную работу.

Можно сослаться на схематическое представление иерархии по­требностей, предложенное А. Маслоу. Существенным моментом здесь является положение о своеобразном удовлетворении потребностей — вопреки принципу «все или ничего». Это означает, что не все потреб­ности в одинаковой мере удовлетворяются.

Данная модель значима для выбора эмпирических методов иссле­дования. Вообще, более конкретные способы изучения, как правило, предваряются теоретическими методами, что предполагает большую подготовленность исследователя-практика.

К эмпирическим методам исследования относятся наблюдение, эксперимент, беседа, тест, различные опросники и анкеты, анализ ре­зультатов деятельности и др.

Второй критерий выбора методов исследования — источники ин­формации. Во «Введении в экспериментальную психологию лично­сти» В. М. Мельников и Л. Т. Ямпольский ссылаются на зарубежные исследования, где описываются Objective test data (объективные дан­ные каких-либо проб), Life record data (запись данных жизни челове­ка), Questionnaire data (данные опросников)1. Это означает, что методы

1 Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию лич­ности. - М, 1985.

педагогической психологии могут быть сгруппированы таким обра­зом: одни основываются на сборе информации посредством тестов; вторые — на регистрации данных жизни; третьи опираются на ре­зультаты опросов.

В первую группу входят конкретные способы исследования лич­ности и деятельности с помощью тестов. (В переводе с английского test — «проба».) Сюда относят формализованные тесты, исследую- щие познавательные процессы, знания, умения, навыки; тесты на вы­явление предпочтений и отношений к другим людям; психофизио­логические и антропометрические тесты. Известно 12 групп тестов, формализованных и получивших апробацию.

Во вторую группу включены методы, регистрирующие жизнь и поведение человека в различных ситуациях. Это — наблюдение, рейтинг, экспертные оценки, ранжирование черт и пр. Скажем, когда исследуются ценностные ориентации, ранжируется направленность личности на ценности/цели и ценности/средства (на достижения, свя­занные с выявляемыми целями). В этом случае исследуются пред­почтения главных целей в жизни, — речь идет о таких, как любовь, здоровье, творчество, материальное благополучие и т. п. Затем рас­сматриваются так называемые инструментальные ценности (средст­ва) - занятия спортом, хорошая учеба, умение зарабатывать деньги, умение вести хозяйство и пр.

Наблюдение позволяет регистрировать те или иные черты, но толь­ко с помощью определенных терминов и в границах избранного поля. Экспертные же оценки возможны в том случае, когда мнение несколь­ких исследователей совпадает. Они становятся при таких обстоятель­ствах значимыми и объективными. В научной литературе указаны требования, предъявляемые к получению экспертных оценок1.

Все эксперты должны оценивать одно и то же психическое явле­ние по одинаковым критериям. Их компетентность не должна под­вергаться сомнению в профессиональной среде, а даваемая оценка — быть объективной, независимой и совпадающей с мнением, высказы­ваемым другими, по принципиальным признакам.

Третью группу методов составляют методы, на основе которых можно получить креативную информацию. Часть их следует назвать

Родуктивными, а другую — воссоздающими. К первым относятся

проективные тесты, анкеты открытого типа, интервью, самонаблюде-

Мелъников В. М., Ямпольский Л. Т. Указ. соч.


ма-

ро-

гся.

об-

>ор-

:но-

уть,

:ни-

зди-

X ПО

иче-ова-уча-

1ТИВ-

,ные,

[СТВО

^аль-1ка и пре-гным • спо-оров.

1ЛЬ —

ведет ходит 1,ается

а. Из-

брови

пока-

, кото-

зокруг


58 Глава 2. Методы педагогической психологии и их специфика

ние, социометрия и пр.; ко вторым — лабораторный и клинический эксперимент, анализ результатов деятельности и пр.

Благодаря им оказывается возможным установить данные, кото­рые нельзя предсказать точно. Поэтому эти методы и называются продуктивными, творческими. Так происходит в одном случае. В дру­гом же исследователь интерпретирует ту информацию, какую он по­лучает на основе отмеченных результатов.

Четвертую группу образуют методы, объединенные по принципу исследовательской деятельности. Согласно такому критерию выде­ляются методы, предполагающие большую или меньшую активность исследователя. В одном случае педагог-психолог сам включается в изу­чение как испытуемый или же создает условия, при которых возни­кает анализируемое явление. Это происходит, например, во вклю­ченном наблюдении, эксперименте, проективных тестах и др.

Во втором случае только констатируются те или иные психиче­ские показатели, а психолог лишь обрабатывает полученную инфор­мацию. Таков, например, метод обобщения независимых характери­стик. Это означает, что данные репродуцируются и как бы выводятся из внутреннего плана во внешний, т. е. эксплицируются.

Относительно указанного критерия существует другая точка зре­ния, которой придерживается Б. Г. Ананьев. По его мнению, есть че­тыре группы методов:

Организационные (сравнительный, лонгитюдный, комплексный). Эмпирические (обсервационные — наблюдение, самонаблюдение), экспериментальные (лабораторный, естественный, формирующий, полевой), психодиагностические (тесты, анкеты, социометрия, ин­тервью, беседы).

♦ Методы анализа процессов и результатов деятельности (оценка
работ, хронометрия и др.).

♦ Метод моделирования, биографические методы; методы обработ­
ки данных (методы количественного и качественного анализа),
интерпретационные методы (генетический и структурный)'.
Пятую группу методов из числа рассматриваемых нами составляют

такие, что вычленены с учетом времени, необходимого для иссле­дования. Психическое явление может изучаться в течение длитель­ного или кратковременного периода. В первом случае это длительное

Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания // Избранные психологи­ческие труды / Под ред. А. А. Бодалева и др.: В 2 т. — М.. 1980.


Группы методов исследования в области педагогической психологии 59

наблюдение, самонаблюдение, психодиагностическое тестирование, со­ставление карт психического развития, близнецовый метод; во вто­ром — сбор информации посредством экспресс-тестов, поперечных срезов, блиц-интервью, ранжирования и пр.

Шестая группа способов исследования определяется по наличию или отсутствию взаимодействия между испытуемым и исследовате­лем. Психолог может непосредственно общаться с обследуемым или же изучать его опосредованно — обращаясь к результатам выполнен­ного задания. Соответственно часть методов исследования называет­ся субъект-субъектными, а другая — субъект-объектными. Первая — наблюдение, эксперимент, личностные тесты, анкеты, интервью и пр.; вторая — создание шкал, изучение результатов деятельности, метод биографий, проективные тесты и др.

Седьмая группа — методы, с помощью которых в педагогической психологии формируется новое свойство или корректируется имею­щееся. В связи с этим напомним мысль Л. С. Выготского о знаках как средствах формирования психических новообразований:

Знак первоначально выступает в поведении ребенка как средство соци­альной связи, как функция интерпсихическая; становясь затем средством овладения собственным поведением, он лишь переносит социальное от­ношение к субъекту внутрь личности....Всякая символическая деятель­ность ребенка была некогда социальной формой сотрудничества (курсив наш. — В. К.) и сохраняет на всем пути развития до самых высших его точек специальный способ функционирования. История высших психических функций раскрывается здесь как история превращения средств социаль­ного поведения в средства индивидуально-психологической организации'. Методом, позволяющим изучать такое формирование, является самоанализ деятельности ученика, основанный на самонаблюдении, рефлексии и самооценке. Сам же процесс коррекции возможен при условии сотрудничества и благоприятной атмосфере общения, кото­рые можно изучать с помощью шкалирования свойств личности и Деятельности, измененных в сотрудничестве с учителем.

Обратим внимание и на новые технологии воспитания и обуче-ия, которые могут появиться лишь в особой экспериментальной си­туации: сначала надо провести «пилотный» эксперимент, посвящен- нчи готовности педагогического коллектива к исследованию, затем пробировать новые элементы обучения, потом сделать срез знаний,

Ыг°пский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка // Собрание сочинений: В 6 т. — К 1984. - Т. 6. - С. 56.


Ма-

[ро- тся. об-юр-<но-;уть, сни-оди-х по [.

пче-юва-уча-

1ТИВ-

ьные,

ICTBO

уаль-ика и > пре-■тным г спо-горов. иль —:ведет

[ХОДИТ

цается

ка. Из-

брови

i пока-

I, КОТО-

вокруг


60 Глава 2. Методы педагогической психологии и их специфика

умений и навыков (обратившись к контрольным работам, их анализу как результату деятельности учеников).

После всего этого возможно внедрить положительные стороны экс­периментального исследования в других классах, школах, регионе. При этом необходимо выделить контрольные и экспериментальные группы, поскольку их сопоставление обязательно.

Методы, позволяющие выяснить, насколько же успешным оказы­вается внедрение новых технологий, бывают комплексными: наблю­дения сопровождаются тестированием, естественным экспериментом с поперечными срезами, анкетами, корреляционным анализом обра­ботки данных, беседами, интервью с детьми, учителями и родителями.

Сводная таблица «Методы исследования в педагогической пси­хологии» приводится в приложении 1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...