Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования, предъявляемые к методам и исследованию в целом




Педагогическая психология рассматривает очень сложные стороны психической реальности, проявляющиеся в процессе обучения и вос­питания, при взаимодействии педагогов с детьми и пр., поэтому к способам их изучения предъявляются высокие требования. Сущест­вуют определенные правила, которые обязательно надо выполнить, приступая к исследованию.

1. Применяемые методы исследования должны быть научными, т. е. проверенными неоднократно на получение правдивой, объектив­ной, надежной и доказуемой информации, которую можно использо­вать во благо обследованного. Только тогда их возможно задейство­вать вновь. Казалось бы, это требование вполне очевидно, но все-таки стоит остановиться подробнее на этом аспекте.

Современное развитие психологии допускает альтернативное из­учение причин возникновения психических явлений. Плюрализм мо­жет в этом случае провоцировать ненаучное толкование воздействия одного человека на другого или, к примеру, стремление объяснить потребности ребенка влиянием наследственности, а черты характера следующим образом: «Так на роду написано, ничего не сделаешь» и т. п.

В нашей практике был такой случай. Девочке-второкласснице, при­ехавшей с мамой из другого города, не удавалось подружиться с од­ноклассниками. Она оставалась отчужденной, боялась отвечать у дос­ки. Учитель, вместо того чтобы понять девочку, поддержать ее, быть рядом и сотрудничать с ней, делал ей замечания, сравнивал с други­ми учениками, порицал и в конце концов признался матери в том, что не может «держать» ее в своем классе. Затем посоветовал матери девочки обратиться к гадалке — экстрасенсу. Та стала рассказывать, что девочка особая, талантливая, чуткая, бывшая якобы в прошлой жизни монахиней. В результате визита к такому «практическому пси­хологу» ребенок получил еще одну психическую травму, а мать ре­шила отдать дочь в частную школу, которая оказалась сектой. Таким образом, наблюдение, которое провел учитель, было крайне субъек­тивным, а общение со школьницей оказалось ошибочным.

Иногда появляются учебные заведения, где человека изучают, от­страняясь от него самого. Например, в таком альтернативном госу­дарственным учебном заведении, как Академия развития сознания, готовят «сознаниеведов», «миговедов». Методы исследования духов­ных процессов в этом случае ненаучны.

2. Методы, используемые педагогической психологией, должны быть обоснованными, т. е. валидными. Способы изучения психических явлений, появившихся в процессе и результате обучения и воспита­ния, должны давать ту качественную информацию, на которую они нацелены. Валидность {validity) в переводе с английского — «полно­ценность». Это требование означает, что метод должен давать досто­верную, правдивую информацию. Валидность как бы объединяет цель, эталон и реальную картину проводимого исследования. Психологу необходимо понимать, что используемый метод исследования должен соответствовать ожидаемым результатам.

Примеров нарушения валидности можно привести очень много. Разве могут быть достоверными данные о творческом мышлении, если испытуемого спрашивают, пьет ли он утром кофе. (Когда изуча­лось математическое творчество Пуанкаре, привлекались заметки уче­ного о распорядке его рабочего дня.) Как же поступать с информаци­ей, необходимой для корректировки проблем с вниманием, если она сомнительного характера? Поясним таким примером.

В одном исследовании поставили целью изучить особенности вни­мания у детей, имеющих недостатки в развитии интеллекта. (Школь­ники посещали специальную школу для детей с умственной отстало­стью.) Переключение внимания (способность сознания через опре­деленное время переходить с одного объекта на другой) изучается благодаря методу сложения чисел, предполагающего еще и переход от одного способа к другому. Нужно сложить числа из первого де­сятка, написанные столбиком одно под другим (данный метод пред­ложен Крепелином).

Сделать это возможно двумя способами: или сумму пишут вверху, а верхнее число переносят вниз, или наоборот — внизу пишут сумму, а нижнее число соответственно — вверху. Десятки не указывают, только единицы. Начинают процедуру по сигналу, предлагается также и способ сложения. Через минуту испытуемый ставит верти­кальную черту между столбиками цифр, а потом еще минуту продол­жает сложение с последними числами, но другим способом.

Варианты математической операции разделены вертикальной чер­той, поэтому видно, сколько сложений за отведенное время сделал испытуемый и как он переключался с одного способа решения на другой. Задание выполняется в течение 10 минут. Затем подсчитывается количество сложений, ошибок, составляется график переклю­чения внимания.

Обращаясь к подобному методу, надо себя спросить: «Трудно ли выполнить это задание самому обычному школьнику из массовой шко­лы?», «Может ли выполнить это задание ребенок с задержкой психи­ческого развития или которому поставлен диагноз олигофрения?» Само собой, он с ним справится, если его облегчить и отвести на ре­шение 3-5 минут. Однако задание не было адаптировано для детей с аномалиями интеллекта. Поэтому полученные результаты вызывают большое сомнение.

Отсутствие валидности проявляется по-разному: когда задание слишком сложное и не отражает уровень возрастного или психиче­ского развития; когда оно исследует только одну деталь, а претенду­ет на иллюстрацию общего свойства; когда задание не соответствует уровню национальной культуры.

Так, в передаче «Принцип домино» (июль—август 2002 г.) мама рассказала о том, что в школу, где учится ее дочь, пришли психологи и провели опрос по проблемам секса. Детям были предложены шо­кирующие вопросы. Судя по всему, девочка, уже подросток, не пони­мала, о чем ее спрашивают.

Дебатировался участниками этой программы и вопрос о развитии сексуальной культуры дошкольников. Думается, данная проблема весьма деликатная и требует специального исследования, соответст­вующего индивидуальным особенностям испытуемого. Да и учет на­циональных традиций никогда не бывает лишним. Однако если это не берется в расчет при составлении опросников, трудно провести хорошее исследование.

Существуют правила проверки метода на валидность: сначала апро­бируют ту или иную методику на небольшой выборке или на самом исследователе, затем привлекают группу экспертов, наиболее компе­тентных в данном вопросе. Можно также использовать какой-либо фрагмент методики. В любом случае психолог в сфере образования

обязан привлекать проверенные методы, получившие признание в профессиональном сообществе.

3. Метод должен способствовать получению однозначной инфор­мации, которая может быть подтверждена и другими средствами ис­следования. Приведем пример.

Нужно было определить, может ли Ира 3. посещать общеобразо­вательную школу. Анализ классного журнала свидетельствовал, что девочка имеет неудовлетворительные отметки по нескольким пред­метам. (Это способ получения информации на основе анализа доку­ментов.)

Наблюдение за девочкой во время уроков показало: учительница почти никогда ее не спрашивала, несмотря на то что Ира вызывалась отвечать. Обследование обнаружило зрительный тип памяти, сред­ний объем воспроизведения; психологи выявили также плохо развитую монологическую речь, но большой объем пассивного словаря. Ее мыш­ление отличалось конкретностью, однако понятия формировались в соответствии с возрастными параметрами.

Таким образом, оказалось, что информация о ее умственном разви­тии противоречива. В довершение всего Ира на вопросы об отноше­нии к учителю говорила о своей любви и уважении к ней, но нарисо­вала ее с огромной указкой черного цвета, смеющуюся, с большими острыми зубами.

Этот пример показывает: информация, получаемая с помощью од­ного метода, бывает противоречива, неустойчива и неоднозначна.

Психологу в сфере образования необходимо быть уверенным, что полученные при исследовании данные значимы, им можно доверять и использовать в целях коррекции. Очень часто он стремится ис­пользовать как можно больше методик, которые, естественно, высве­чивают многообразную картину обследованного качества. Это при­водит к тому, что главные свойства и их причины растворяются в контексте множества признаков. Иногда случается, что при измене­нии ситуации метод приводит к иным результатам.

Проводит исследование учитель (чаще всего это опрос) — дети ведут себя, как обычно. Приходит психолог — картина меняется. Одни Дети любопытны, с удовольствием «решают научные задачки», другие могут выполнять исследовательское задание только наедине с пси­хологом, боясь афишировать свои действия. Бывает и так, что личностные опросники дают информацию, не обнаруживаемую при на­блюдении.

 

 

 

 


4. Методы исследования должны быть взаимозависимыми, несмот­ря на их самостоятельность. Следует указать на логичность и последовательность их использования: что нужно психологу сделать сначала, что в конце, почему применяется выбранный способ исследования, каковы его этапы, какую информацию следует проверить и как. Важ­но раскрывать психическое явление последовательно, обстоятельно, многогранно. Необходимо и квалифицированно оперировать избранным методом.

В настоящее время появилось множество материалов об исследо­вании методик «в домашних условиях». Не прошедшие проверку на валидность опросники и другие задания могут принести не пользу, а вред. Психолог-профессионал должен быть всегда очень осторожен в выборе способа исследования, потому что он имеет дело с детской психикой.

5. Метод должен извлекать репрезентативную информацию. Слово «репрезентативность» происходит от французского representatif, что означает «показательный». Это соответствие характеристик, получен­ных в результате выборочного наблюдения, тем, которые характери­зуют всю совокупную выборку. Репрезентативность — представитель­ность данных, полученных тем или иным способом. Для того чтобы сделать вывод о развитии словесно-логической памяти учащихся на­чальных классов, недостаточно изучить ее особенности только у пер­воклассников. Иногда психолог исследует какой-либо аспект, вовле­кая в работу десятерых, а вывод делает о сотне испытуемых. Чем сложнее и весомее задача исследования, тем с привлечением больше­го числа испытуемых она должна решаться и более точными методами. Способ исследования какого-либо явления должен показывать существенное свойство у одних испытуемых, а затем подтверждать­ся и у других.

6. Понятность требования, предъявляемого испытуемым. Иногда можно увидеть, как неверно сообщается инструкция ребенку, как
усложняется или упрощается задание. Например, психолог говорит: «Сейчас посмотрим, умный ты или только кажешься таким, а то в
классе ведешь себя, будто с тобой никто и справиться не может». Получается в таком случае не научное исследование, а его фальсификация, да еще с угрозой и в форме наказания.

Случается, ребенок не понимает, что от него требуется, поскольку ему непонятен язык, профессиональный сленг. Например: «Ответь на вопросы, и я скажу, кто ты — интроверт или экстраверт». Особенно важен вопрос о том, как использовать полученную тем или иным методом информацию, что можно сказать родителям, учи­телям и детям и как это сделать. Данного аспекта мы коснемся позд­нее, а теперь отметим следующее: родителям, присутствующим вместе с детьми на эксперименте, необходимо сообщать только позитивное. Больше того, гуманизм профессии требует, чтобы психолог был на стороне ребенка.

7. Исследования, проводимые в школе или другом образовательном учреждении, не должны быть спонтанными, случайными и хаотич­ными. Необходима исследовательская программа, в которой отражены четкая цель, задачи, гипотезы и предполагаемые методы исследова­ния. В программе указывается и исследовательская выборка, обосно­вывается, почему требуется изучить определенное количество чело­век, кто будет проводить исследование — психолог или учителя-экспериментаторы, как будут обсуждаться результаты, нужно ли привлекать к исследованию других специалистов — например, пред­полагается ли задействовать различные школьные службы (методи­ческую, валеологическую, логопедическую, медицинскую).

Ошибкой было бы думать, что отмеченное — частный вопрос, по­скольку в настоящее время образовательные учреждения остро нуж­даются в психологическом знании. Любое психологическое исследо­вание в школе становится механизмом социогенеза, поскольку его цель — помочь выпускнику найти свой путь в жизни.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...