Требования, предъявляемые к методам и исследованию в целом
Педагогическая психология рассматривает очень сложные стороны психической реальности, проявляющиеся в процессе обучения и воспитания, при взаимодействии педагогов с детьми и пр., поэтому к способам их изучения предъявляются высокие требования. Существуют определенные правила, которые обязательно надо выполнить, приступая к исследованию. 1. Применяемые методы исследования должны быть научными, т. е. проверенными неоднократно на получение правдивой, объективной, надежной и доказуемой информации, которую можно использовать во благо обследованного. Только тогда их возможно задействовать вновь. Казалось бы, это требование вполне очевидно, но все-таки стоит остановиться подробнее на этом аспекте. Современное развитие психологии допускает альтернативное изучение причин возникновения психических явлений. Плюрализм может в этом случае провоцировать ненаучное толкование воздействия одного человека на другого или, к примеру, стремление объяснить потребности ребенка влиянием наследственности, а черты характера следующим образом: «Так на роду написано, ничего не сделаешь» и т. п. В нашей практике был такой случай. Девочке-второкласснице, приехавшей с мамой из другого города, не удавалось подружиться с одноклассниками. Она оставалась отчужденной, боялась отвечать у доски. Учитель, вместо того чтобы понять девочку, поддержать ее, быть рядом и сотрудничать с ней, делал ей замечания, сравнивал с другими учениками, порицал и в конце концов признался матери в том, что не может «держать» ее в своем классе. Затем посоветовал матери девочки обратиться к гадалке — экстрасенсу. Та стала рассказывать, что девочка особая, талантливая, чуткая, бывшая якобы в прошлой жизни монахиней. В результате визита к такому «практическому психологу» ребенок получил еще одну психическую травму, а мать решила отдать дочь в частную школу, которая оказалась сектой. Таким образом, наблюдение, которое провел учитель, было крайне субъективным, а общение со школьницей оказалось ошибочным.
Иногда появляются учебные заведения, где человека изучают, отстраняясь от него самого. Например, в таком альтернативном государственным учебном заведении, как Академия развития сознания, готовят «сознаниеведов», «миговедов». Методы исследования духовных процессов в этом случае ненаучны. 2. Методы, используемые педагогической психологией, должны быть обоснованными, т. е. валидными. Способы изучения психических явлений, появившихся в процессе и результате обучения и воспитания, должны давать ту качественную информацию, на которую они нацелены. Валидность {validity) в переводе с английского — «полноценность». Это требование означает, что метод должен давать достоверную, правдивую информацию. Валидность как бы объединяет цель, эталон и реальную картину проводимого исследования. Психологу необходимо понимать, что используемый метод исследования должен соответствовать ожидаемым результатам. Примеров нарушения валидности можно привести очень много. Разве могут быть достоверными данные о творческом мышлении, если испытуемого спрашивают, пьет ли он утром кофе. (Когда изучалось математическое творчество Пуанкаре, привлекались заметки ученого о распорядке его рабочего дня.) Как же поступать с информацией, необходимой для корректировки проблем с вниманием, если она сомнительного характера? Поясним таким примером. В одном исследовании поставили целью изучить особенности внимания у детей, имеющих недостатки в развитии интеллекта. (Школьники посещали специальную школу для детей с умственной отсталостью.) Переключение внимания (способность сознания через определенное время переходить с одного объекта на другой) изучается благодаря методу сложения чисел, предполагающего еще и переход от одного способа к другому. Нужно сложить числа из первого десятка, написанные столбиком одно под другим (данный метод предложен Крепелином).
Сделать это возможно двумя способами: или сумму пишут вверху, а верхнее число переносят вниз, или наоборот — внизу пишут сумму, а нижнее число соответственно — вверху. Десятки не указывают, только единицы. Начинают процедуру по сигналу, предлагается также и способ сложения. Через минуту испытуемый ставит вертикальную черту между столбиками цифр, а потом еще минуту продолжает сложение с последними числами, но другим способом. Варианты математической операции разделены вертикальной чертой, поэтому видно, сколько сложений за отведенное время сделал испытуемый и как он переключался с одного способа решения на другой. Задание выполняется в течение 10 минут. Затем подсчитывается количество сложений, ошибок, составляется график переключения внимания. Обращаясь к подобному методу, надо себя спросить: «Трудно ли выполнить это задание самому обычному школьнику из массовой школы?», «Может ли выполнить это задание ребенок с задержкой психического развития или которому поставлен диагноз олигофрения?» Само собой, он с ним справится, если его облегчить и отвести на решение 3-5 минут. Однако задание не было адаптировано для детей с аномалиями интеллекта. Поэтому полученные результаты вызывают большое сомнение. Отсутствие валидности проявляется по-разному: когда задание слишком сложное и не отражает уровень возрастного или психического развития; когда оно исследует только одну деталь, а претендует на иллюстрацию общего свойства; когда задание не соответствует уровню национальной культуры. Так, в передаче «Принцип домино» (июль—август 2002 г.) мама рассказала о том, что в школу, где учится ее дочь, пришли психологи и провели опрос по проблемам секса. Детям были предложены шокирующие вопросы. Судя по всему, девочка, уже подросток, не понимала, о чем ее спрашивают.
Дебатировался участниками этой программы и вопрос о развитии сексуальной культуры дошкольников. Думается, данная проблема весьма деликатная и требует специального исследования, соответствующего индивидуальным особенностям испытуемого. Да и учет национальных традиций никогда не бывает лишним. Однако если это не берется в расчет при составлении опросников, трудно провести хорошее исследование. Существуют правила проверки метода на валидность: сначала апробируют ту или иную методику на небольшой выборке или на самом исследователе, затем привлекают группу экспертов, наиболее компетентных в данном вопросе. Можно также использовать какой-либо фрагмент методики. В любом случае психолог в сфере образования обязан привлекать проверенные методы, получившие признание в профессиональном сообществе. 3. Метод должен способствовать получению однозначной информации, которая может быть подтверждена и другими средствами исследования. Приведем пример. Нужно было определить, может ли Ира 3. посещать общеобразовательную школу. Анализ классного журнала свидетельствовал, что девочка имеет неудовлетворительные отметки по нескольким предметам. (Это способ получения информации на основе анализа документов.) Наблюдение за девочкой во время уроков показало: учительница почти никогда ее не спрашивала, несмотря на то что Ира вызывалась отвечать. Обследование обнаружило зрительный тип памяти, средний объем воспроизведения; психологи выявили также плохо развитую монологическую речь, но большой объем пассивного словаря. Ее мышление отличалось конкретностью, однако понятия формировались в соответствии с возрастными параметрами. Таким образом, оказалось, что информация о ее умственном развитии противоречива. В довершение всего Ира на вопросы об отношении к учителю говорила о своей любви и уважении к ней, но нарисовала ее с огромной указкой черного цвета, смеющуюся, с большими острыми зубами. Этот пример показывает: информация, получаемая с помощью одного метода, бывает противоречива, неустойчива и неоднозначна.
Психологу в сфере образования необходимо быть уверенным, что полученные при исследовании данные значимы, им можно доверять и использовать в целях коррекции. Очень часто он стремится использовать как можно больше методик, которые, естественно, высвечивают многообразную картину обследованного качества. Это приводит к тому, что главные свойства и их причины растворяются в контексте множества признаков. Иногда случается, что при изменении ситуации метод приводит к иным результатам. Проводит исследование учитель (чаще всего это опрос) — дети ведут себя, как обычно. Приходит психолог — картина меняется. Одни Дети любопытны, с удовольствием «решают научные задачки», другие могут выполнять исследовательское задание только наедине с психологом, боясь афишировать свои действия. Бывает и так, что личностные опросники дают информацию, не обнаруживаемую при наблюдении.
4. Методы исследования должны быть взаимозависимыми, несмотря на их самостоятельность. Следует указать на логичность и последовательность их использования: что нужно психологу сделать сначала, что в конце, почему применяется выбранный способ исследования, каковы его этапы, какую информацию следует проверить и как. Важно раскрывать психическое явление последовательно, обстоятельно, многогранно. Необходимо и квалифицированно оперировать избранным методом. В настоящее время появилось множество материалов об исследовании методик «в домашних условиях». Не прошедшие проверку на валидность опросники и другие задания могут принести не пользу, а вред. Психолог-профессионал должен быть всегда очень осторожен в выборе способа исследования, потому что он имеет дело с детской психикой. 5. Метод должен извлекать репрезентативную информацию. Слово «репрезентативность» происходит от французского representatif, что означает «показательный». Это соответствие характеристик, полученных в результате выборочного наблюдения, тем, которые характеризуют всю совокупную выборку. Репрезентативность — представительность данных, полученных тем или иным способом. Для того чтобы сделать вывод о развитии словесно-логической памяти учащихся начальных классов, недостаточно изучить ее особенности только у первоклассников. Иногда психолог исследует какой-либо аспект, вовлекая в работу десятерых, а вывод делает о сотне испытуемых. Чем сложнее и весомее задача исследования, тем с привлечением большего числа испытуемых она должна решаться и более точными методами. Способ исследования какого-либо явления должен показывать существенное свойство у одних испытуемых, а затем подтверждаться и у других.
6. Понятность требования, предъявляемого испытуемым. Иногда можно увидеть, как неверно сообщается инструкция ребенку, как Случается, ребенок не понимает, что от него требуется, поскольку ему непонятен язык, профессиональный сленг. Например: «Ответь на вопросы, и я скажу, кто ты — интроверт или экстраверт». Особенно важен вопрос о том, как использовать полученную тем или иным методом информацию, что можно сказать родителям, учителям и детям и как это сделать. Данного аспекта мы коснемся позднее, а теперь отметим следующее: родителям, присутствующим вместе с детьми на эксперименте, необходимо сообщать только позитивное. Больше того, гуманизм профессии требует, чтобы психолог был на стороне ребенка. 7. Исследования, проводимые в школе или другом образовательном учреждении, не должны быть спонтанными, случайными и хаотичными. Необходима исследовательская программа, в которой отражены четкая цель, задачи, гипотезы и предполагаемые методы исследования. В программе указывается и исследовательская выборка, обосновывается, почему требуется изучить определенное количество человек, кто будет проводить исследование — психолог или учителя-экспериментаторы, как будут обсуждаться результаты, нужно ли привлекать к исследованию других специалистов — например, предполагается ли задействовать различные школьные службы (методическую, валеологическую, логопедическую, медицинскую). Ошибкой было бы думать, что отмеченное — частный вопрос, поскольку в настоящее время образовательные учреждения остро нуждаются в психологическом знании. Любое психологическое исследование в школе становится механизмом социогенеза, поскольку его цель — помочь выпускнику найти свой путь в жизни.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|