Теоретические предпосылки возникновения и развития педагогической психологии
Педагогическая психология имеет необычную судьбу. Она выделилась из системы психологических наук как наука, которая обращает главное внимание на особенности деятельности и развития. Со второй половины XIX в. в психологию стали проникать идеи дарвинизма. Полагалось, что и духовная деятельность человека эволюционирует по мере его развития. Результаты же экспериментальной психологии, полученные в лаборатории В. Вундта, а в начале XX в. и Вюрцбургской школой, привели ученых к выводу, что данные психологических исследований должны быть использованы не только в «чистой» науке, но и в практике, в частности при обучении. Однако изучение законов психофизики, памяти и скорости реакции не привело к кардинальным переменам. Да и своеобразие детской психики не привлекало внимание ученых, туманной оставалась также психологическая сущность воспитания и обучения. Потому трудно было вычленить предмет исследования педагогической психологии. Но уже к началу XX в. исследователи накопили немало эмпирических данных о развитии и воспитании ребенка, способах наблюдения за ним в игре и учебной деятельности. Кроме того, большую популярность приобрели работы педагогов-классиков об учителе, обучении и воспитании, — труды, которые создали Дистервег, П. Ф. Кап-терев, Я. А. Коменский, Т. Песталоцци, К. Д. Ушинский и др. Методологические предпосылки для превращения педагогической психологии в науку возникли благодаря подходам к анализу педагогического процесса, места в нем человека и пониманию психических явлений в целом. Знакомство с историей педагогики и психологии позволяет говорить о nepcoiюлистском, контекстуальном и парадигматическом методологических подходах, направленных на изучение психологической сущности воспитания и обучения, формирование личности детей в этих условиях, рассмотрение роли взрослых в социализации ребенка, в процессе педагогического общения.
Персоналистский способ рассмотрения важен потому, что в педагогической психологии на развитие идей социализации ребенка, психологию воспитания и обучения (к примеру, обучаемости и неуспеваемости) оказали влияние конкретные ученые — например, Ш. А. Амонашвили, Дж. Брунер, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, Н. А. Менчинская, Ж. Пиаже и др. Конкретный вклад этих исследователей в понимание специфики обучения и воспитания будет описан в соответствующих главах (см. «Психология обучения», «Психология педагогической деятельности» и др.). Контекстуальный подход связан с анализом основных психологических закономерностей! свойственных процессам обучения, воспитания, а также личности учителя. Он базируется на полученных общей психологией и другими науками идеях и фактах. Например, рассматривая личность педагога, мы опираемся на взгляды материалистов-просветителей, классиков педагогики, выдающихся философов древности — Платона, Конфуция и др. В главе «Психология воспитания» будут изложены позиции разных ученых. Парадигматический подход представлен основными психологическими концепциями, обусловившими важнейшие технологии обучения и воспитания, техники воздействия в педагогическом общении и пр. Такова роль ассоциативной психологии в появлении принципов наглядности, доступности, преемственности, которые используются при обучении в начальной школе. Здесь же следует упомянуть и гештальт-психологию — применительно к проблемному обучению, и бихевиоризм — относительно связи педагогического процесса с жизнью, школой «делания». Также нельзя обойти вниманием интерак-ционизм — технику педагогического общения и пр.
Не претендуя на исчерпывающий анализ всех этих подходов, дадим свою версию исторического и теоретического развития педагогической психологии. В главах «Психология обучения» и «Психологические основы технологий обучения» мы опишем взгляды ученых, принадлежащих к различным психологическим школам. Персоналистский подход к педагогической психологии как самостоятельной науке позволяет утверждать, что на ее появление оказали сильнейшее влияние идеи Ж. Пиаже, Л. С. Выготского, П. П. Блон-ского. Ж. Пиаже проводил исследования в области детской психологии более сорока лет. Уже в ранней своей работе «Речь и мышление ребенка» он высказал главные идеи об особенностях детского интеллекта. В частности, ученый утверждал: мысль происходит от действия, которое непосредственно отражает речь. Чтобы понять особенности мышления, достаточно проанализировать разговоры детей. В дальнейшем Пиаже пришел к выводу, что необходимо генетически пояснить формирование интеллектуальных структур из внешних предметных действий. Так, исходный пункт рассмотрения детской психики изменился: главным стали внешняя деятельность ребенка, его поведение, откуда вычленяются и детская речь, и интеллектуальные структуры. Упор делается на социализацию. Эта идея связана с понятием «эгоцентризм». Оно означает преобладание субъективного отношения к миру над его объективным пониманием. Именно этим мышление ребенка отличается от способа мыслить, свойственного мышлению взрослого человека. Социализация понималась как несущественная, как бы накладываемая на изначально эгоцентрический интеллект, — индивид постепенно вовлекается в систему общественных отношений, но изначально он независим от общества. В одной из последующих работ, которая написана совместно с Б. Инхельдер — «Генезисе элементарных логических структур» — Ж. Пиаже утверждается идея о спонтанном формировании интеллекта. Ученый выделяет три стадии: 1) сенсомоторный интеллект (фигурные совокупности); 2) стадия конкретных операций; 3) стадия формальных операций. Каждому возрастному периоду соответствует определенная стадия развития интеллекта, а это, в свою очередь, определяет этап начала обучения и его возможности. Вместе с тем было обнаружено любопытное явление: иногда ребенок, не обладая соответствующими логическими признаками интеллекта, выполнял довольно сложные задания (мультипликативные классификации, требующие таких логических действий, как обратимость, инвариантность и пр.), которые под силу только вступившему на последующий этап развития.
Исследователи допускали мысль об артефактах или косвенной причастности взрослых во время эксперимента. В свое время нами были повторены эксперименты Ж Пиаже. Удалось выявить сенсорный и операторный типы решений, когда дети младшего возраста включали в свои логические действия интуитивные, сенсорные компоненты. (Необходимо было разложить карточки по группам, основываясь на отсутствии признака. Выполняя правильно задание, хотя и не объясняя логически принцип классификации, дети говорили: «Я так положил, потому что красиво»1.) Казанская В. Г. Исследование психологических барьеров прошлого опыта при выполнении логических операций в разном возрасте: Автореф. дис.... канд. психол. наук. - М„ 1976
Л. С. Выготский критически относился к идее эгоцентрического мышления и независимости развития психических функций от социальных факторов. Именно в полемике с Ж. Пиаже он сформулировал концепцию социального происхождения высших психических функций и «зоны ближайшего развития» ребенка. «Натуральный процесс, — пишет Л. С. Выготский, — подвергается глубокой перестройке, превращаясь в обходной, опосредованный акт...»1. Ученый особо подчеркивал роль взрослого, в становлении психических функций: то, что в данный момент ребенок не может сделать самостоятельно, он выполнит с помощью взрослого, и это составит зону его ближайшего развития. В отличие от Пиаже он полагал, что изменения протекают не в направлении от природного к социальному, а наоборот — к превращению общественных отношений в психические функции. На развитие педагогической психологии большое влияние оказали труды П. П. Блонского. Своими работами о воспитании, личности школьника, учителе, а также памяти и мышлении ребенка он давал образец точного анализа высших психических функций, развивающихся в процессе обучения или во взаимодействии со взрослым. Например, анализируя особенности мышления школьника, П. П. Блонский особое внимание обращает на вопросы учителя, помогающие устанавливать причинно-следственные связи между явлениями:
...Усовершенствование наблюдательности состоит в том, что регулируемое мышлением (обыкновенно вопросом) (который задает учитель. — В. К.) восприятие задерживается на специфических признаках, в первую очередь на специфических действиях, и именно их воспринимает сравнительно детально2. П. П. Блонский стремился рассматривать процесс обучения не догматически, а с позиций детерминизма, причинной обусловленности. Он подчеркивал: С психологической точки зрения старая школа задерживала интеллектуальное развитие школьника, крайности же новой педагогики как бы, наоборот, перепрыгивали через развитие школьника и имели в виду не его, а взрослого, в жизни которого огромную роль играет именно мышление, но не надо забывать — мыслящее на основе хранимых в памяти и вспоминаемых знаний, усвоенных в школьном возрасте... Основным занятием школьника является мыслящее усвоение, а основная функция в этом воз- 1 Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка // Собрание сочинений: В 6 т. — М., 1984. - Т. 6. - С. 72. 2 Блонский П. П. Развитие мышления школьника // Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. — М., 1979. — Т. 2. — С. 43-44.
расте — мыслящая память, т. е. запоминание, сопровождаемое думанием,что и как запомнить, и воспоминание, сопровождаемое думанием, что и когда вспомнить'.
П. П. Блонский выступал за комплексный подход в изучении ребенка. Он анализировал психическое развитие только в связи с конкретной деятельностью в процессе обучения. В работах «Память и мышление», «Развитие мышления школьников» ученый аргументирует стадиальный характер памяти и мышления, складывающийся благодаря обучению и окружающей действительности. Наиболее значим вклад в педагогическую психологию Л. С. Выготского. Образно говоря, с работ этого исследователя она и началась. Остановимся на некоторых его положениях, которые мы еще не затронули. Л. С. Выготский разработал учение о развитии психических функций в процессе освоения личностью ценностей культуры, опосредованного общением. Благодаря речи один человек воздействует на другого и создает свой внутренний мир. «Натуральные» психические функции преобразуются в культурные. В «Истории развития высших психических функций» ученый утверждал, что, зарождаясь в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, высшие функции затем «вращиваются» в его сознание.
Это положение послужило началом нового направления в педагогической психологии — развивающего обучения. Л. С. Выготским введено понятие «зона ближайшего развития», которым обозначается расхождение в трудности задания, выполняемого ребенком самостоятельно и иод руководством взрослого. Самостоятельное решение принято относить к зоне актуального развития. «Зона ближайшего развития» — это интеллектуальные возможности ребенка, проявленные под руководством взрослого. Реальное соотношение умственного развития и возможностей обучения обнаруживается при определении существующего уровня и зоны ближайшего развития ребенка, которая создается во время обучения, что и «ведет» за собой развитие. Однако только тогда обучающий процесс окажется эффективным, когда он «забегает вперед» развития. Эта идея существенно повлияла на психологические исследования обучаемости и взаимосвязи между обучением и умственным развитием детей. Блонский П. Г. Указ. соч. — С. 82. В главе «Обучение и развитие» мы коснемся данного вопроса и представим доказательства актуальности таких положений. Важно и то, что Л. С. Выготский определил путь исследования нововведений в технологии обучения. Теперь выработано несколько концепций обучения, но все они корнями уходят в труды Л. С. Выготского. Контекстуальный подход связан с именами ученых-просветителей, психологов, философов, писателей, так или иначе касавшихся вопросов обучения и воспитания, например с наследием С. Л. Рубинштейна. Ученый понимал их как систему связей человека с миром. Он писал: ...Свою объективную содержательность психология человека и его деятельность черпают из отношения человека к другому человеку, к обществу... Общественное отношение к другим людям опосредует у человека и самое отношение его к природе, вообще к объекту. Человек существует как человек лишь благодаря своему отношению к другому человеку1. Отношения человека к окружающему связаны с отношением к другому человеку. Эти процессы взаимообусловлены, потому что познание личности выступает лишь в соотношении с другими людьми, лишь общественным образом. Сознание-познание предполагает мышление-речь и, значит, общение. Есть, значит, общественная обусловленность бытия — человеческое бытие и предметный «мир». Познание же бытия понятийное — все общественно обусловлено, все — продукт общественно обусловленной жизни людей. Итак, реально существует коллективный субъект научного познания: «Я — это мы»2. Он подчеркивал, что отношение к людям составляет «ядро» истинной психологии, «основную ткань человеческой жизни». Ученый видел смысл жизни в отношениях с другими людьми. Коммуникативные черты характера, с точки зрения С. Л. Рубинштейна, определяют морально-психологический склад личности: «Сердце человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям: то, чего он стоит, целиком определяется тем, какие отношения к другому человеку он способен устанавливать»3. Примером контекстуального подхода к проблемам обучения и воспитания выступают идеи о сотрудничестве педагога и учащихся, которые отстаиваются в зарубежной науке. В конце XVII в. особенно популярной стала концепция «естественного человека», повлиявшая на сенсуализм и эмпиризм. Педагогика стремилась понять поведение человека исходя из материальных, естественных сил 1 Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. — М, 1976. — С. 51. 2 Там же. - С. 334-335. 3 Там же. - С. 14. . Я. А. Коменский в «Великой дидактике» приводит аналогии между солнцем и учителем, подчеркивая их значимость в жизни людей. Он придает большое значение средствам привлечения учащихся к школе. Их силы требуют поддержки, а не подавления. Разумные методы преподавания должны основываться на природных особенностях ребенка, вызывающих желание познавать. Хотя взглядам Я. А. Коменского свойственна механистичность, их позитивное влияние на гуманизацию школы несомненно. Последователь Я. А. Коменского Г. Песталоцци понимал обучение как дело творчества самого учащегося. Но в отличие от предшественника основное внимание уделял природе человека. У Г. Песталоцци мы находим исток идеи об активности обучаемого, которая обеспечивается деятельностью педагога. Цель преподавания — помочь органическому развитию человеческих способностей. Г. Песталоцци утверждал, что обучение — это искусство содействовать естественному стремлению человека развиваться. Дальнейший шаг в психологическом осмыслении дидактики был сделан И. Гербартом. Весь процесс психической деятельности ученый сводит к механическим комбинациям представлений. Впервые в педагогике явно намечены средства воздействия на деятельность и личность ученика: угрозы, приказания, запрещения, наказания, в том числе телесные, одобрения и увещевания. И. Гербарт поставил вопрос об авторитете учителя и любви к нему. Однако этому отводится вспомогательная роль. Надо, чтобы воспитатель шел своей дорогой и не заботился об одобрении или неодобрении своих действий со стороны детей, чья воля несоизмеримо слабее, — свидетельство психологической дистанции во взаимоотношениях. Идеи И. Гербарта о взаимодействии педагога с учеником стали отправной точкой в разработке теории нравственного воспитания, общий смысл которой состоит в подавлении самостоятельности ребенка и его беспрекословном подчинении взрослым. Следовательно, основанное на насилии взаимодействие воспитателя с детьми ведет не к сотрудничеству, а к конфронтации, когда подавляются любые творческие инициативы ребенка. Надо сказать, что взгляды И. Гербарта шли вразрез с идеологией французских просветителей XVII-XVIII вв. Несомненно, программа обучения джентльмена, предложенная Локком, отличалась большей гуманностью. Хотя философ и допускал телесные наказания, он доказывал право человека на свободу. В воспитании ребенка же, по его мысли, надо исходить из возрастных особенностей. Ж.-Ж. Руссо выдвигал как задачу воспитание добрых чувств, суждений и воли. Его идеи проистекали из любви к ребенку. На Локка и Ж.-Ж. Руссо повлияли идеи ассоцианизма. Обучение, согласно мнению сторонников этого направления, опирается на память, которая способна запечатлевать следы прежних воздействий. Связи, устанавливаемые в-ощущениях, закрепляются ею, а затем влияют на поступки. Под влиянием взрослых связи между словом и поступком приводят к самостоятельному поведению. В целом для педагогической мысли Запада характерен в прошлом гуманистический взгляд на ребенка. При этом учителю отводилась главная роль. Остановимся на парадигматическом подходе в анализе явлений, с которыми имеет дело педагогическая психология. Прежде всего это касается основных психологических течений, рассматривавших те или иные психологические феномены и факты. Приведем пример сотрудничества педагогов с детьми, неодинаково понимаемого приверженцами различных концепций. Основатель бихевиоризма Дж. Уотсон отмечал: ...Человеческое общество основывается на общей уверенности, что действия человека могут быть предсказаны заранее и что могут быть созданы такие ситуации, которые приведут к определенным типам поведения (тинам реакций, которые общество приписывает индивидам, входящим в его состав). Церкви, школы, брак — словом, все вообще исторически возникающие институты не могли бы существовать, если бы нельзя было предсказывать — в самом общем смысле этого слова — поведение человека; общество не могло бы существовать, если бы оно не в состоянии было создавать такие ситуации, которые воздействовали бы на отдельных индивидов и направляли бы их поступки по строго определенным путям1. Это замечание важно для понимания взаимодействия учителя и ученика, потому что только в поведении можно обнаружить их взаимосвязь (или ее отсутствие). Иного пути для анализа общения в процессе обучения просто нет. Однако такое утверждение ни в коей мере не изменяет общего, методологического отношения к бихевиоризму, отрицавшему роль сознания в процессе деятельности, ее социальный характер. 1 Уотсон Дж. Бихевиоризм // Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. - М, 1980. - С. 37.
Вместе с тем нельзя проигнорировать рациональные моменты в самой теории бихевиоризма, в частности указание на проявление в социальном мире ситуаций и сложных поведенческих актов. Следовательно, понимание поведения исключительно в терминах стимул-реакция довольно узкое, о чем задумывались даже сторонники этого научного направления. Описывая поведение, Дж. Уотсон и другие необихевиористы, например Э. Толмен, пытались найти его движущие силы, механизмы. Так, в работе «Поведение как молярный феномен» Э. Толмен среди особенностей поведения отмечает прежде всего направленность па цель: Полное определение любого отдельного акта поведения требует отношения к некоторому специфическому объекту—цели или объектам, на которые этот акт направлен, или, может быть, исходит от него, или и то и другое'. Характерно, что в поведенческом акте ученый различает ряд компонентов: целевой объект (из чего он исходит), отношение к объекту как средство достижения цели и избирательность, проявляющуюся в выборе средств, которые ведут к ее достижению более рациональным путем. Эти продуктивные идеи можно использовать при анализе поступков человека, а также различных коммуникативных ситуаций, в которых оказываются учитель и ученик. Как реакция на интроспективную психологию развилось и другое течение, интересующее нас, — гештальт-психология. Ее последователи исходили из того, что человек — часть поля, для которой характерна целостность, подобно его реакции. Соответственно важными стали такие проблемы, как условия поля (жизни), окружение, привычки, манера поведения, поля, стремления. М. Вертгай-мер, например, считал, что человек не только часть поля, но и член общества: ...Когда люди находятся вместе... то самым неестественным поведением... будет такое, о котором можно сказать, что несколько Я просто находятся вместе. На самом деле эти Я работают совместно, каждый как осмысленно функционирующая часть целого....Мы приходим к такому выводу, что если с теми людьми, с которыми человек сотрудничает, по некоторым причинам невозможно осуществить хорошие отношения, отношения гар монии, то вместо этого возникает определенный его суррогат, который изменяет психическое бытие человека'.
Толмен Э. Поведение как молярный феномен // Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П. Л. Гальперина, А. Н. Ждан. - М., 1980. - С. 52.
Позднее сторонники гештальт-теории использовали ее для изучения потребностей имотивов человека. К примеру, К. Левин стремился объяснить поведение ребенка с позиции валентности: Направление, которое сообщает детскому поведению валентность, чрезвычайно варьирует в соответствии с содержанием его желаний и потребностей2. Теорией поля он объясняет различный характер взаимодействия ребенка с окружающими. Положительные валентности вызывают приближение к объекту, отрицательные — к уходу и отступлению. Предпринимаемые поступки могут иметь форму импульсивного поведения, быть «соответствующими» или «несоответствующими». То, что наиболее привлекательно, изменяет направление движений, т. е. поле переструктурируется. Привлекательность объекта имеет существенное значение для поведения субъекта. Так, появляются физическое и психологическое расстояние, физическая и психологическая ситуация. В процессе развития субъекта возрастает значение событий, определенных временным интервалом. К психологической ситуации принадлежат не только те факты, которые воспринимаются актуально и присутствуют «объективно», но также и область прошлых и будущих событий. Осуждение или поощрение может долго хранить данный психологический факт для ребенка как присутствующий, а ожидаемое событие может иметь психологическую реальность до его появления3. Придерживаясь теории поля, К. Левин объясняет также конфликт. Под ним он понимает ситуацию, «в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы разной величины»4. Возможны три вида конфликтов. Первый характерен для ситуации, когда человек находится между двумя положительными валентностями (ситуация буриданова осла, неспособного утолить голод, 1 Вертгеймер М. О гештальт-теорни // Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. - М, 1980. - С. 92. Левин К. Топология и теория поля // Хрестоматии по истории психологии / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. - М., 1980. - С. 123. 3 Там же. - С. 123. 4 Левин К. Типы конфликтов // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. В. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. — М., 1982. - С. 93.
пребывая между двумя стогами сена). Второй вид конфликтов отмечается в ситуации, где действуют две отрицательные валентности (ситуация наказания). Третий проявляется при наличии двух разнонаправленных валентностей (хочется что-то сделать, но существует запрет). Наконец, конфликты могут быть социальными— между взрослыми и детьми, не обладающими властью и общественным положением. Определенный интерес к сотрудничеству, когда оно объясняется в рамках парадигматического подхода, вызывают работы, созданные в русле так называемой «понимающей психологии». Ее представителями были В. Дильтей и Э. Шпрангер. Цель «понимающей психологии» — раскрыть структуры духовной жизни человека, его направленность, ценностные ориентации. Формирование личности по В. Дильтею — это накопление ценностей, качественно иных на каждом этапе психического развития. Согласно его теории, главное — дух человека, проявляющийся в единстве аффекта, интеллекта и воли. Развивая идеи своего учителя В. Дильтея, Э. Шпрангер считал, что понять человека можно только на основе его отношений к историческому окружению — культуре, познанию1. В иной парадигме решался вопрос о взаимодействии педагога с детьми представителями гуманистической психологии — К. Роджерсом, А. Маслоу, Г. Оллпортом. Термин «гуманистическая психология» был введен группой ученых, изучавших личность и стремившихся создать в противовес психоанализу и бихевиоризму новое теоретическое направление. Строго говоря, это — особый подход к личности, уходящий своими корнями в философию экзистенциализма. Суть его — в утверждении уникальности каждой личности, существующей в данный момент времени и конкретном пространстве. Нас нет вне мира, других людей, как и те не могут быть вне нас. Каждый ответствен за то, что он есть для себя и для других. По выражению французского философа Ж. П. Сартра: «Человек не что иное, как то, чем он делает себя сам», а жизнь — это го, что из нее делают сами люди. Приверженцы гуманистической психологии пытались на основе экзистенциализма вывести концепцию становления личности. Если Води откажутся от возможности сделать каждый момент своего бы- -----.____ Шпрангер Э. Два вида психологии // Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. - М, 1980. - С. 257-300.
тия максимально насыщенным и не будут стремиться выявить свои способности, они сделают свою жизнь неполноценной и безнадежной. Представляя, в свою очередь, феноменологическое направление в гуманистической психологии, Карл Роджерс отталкивался от двух идей. Внешнее поведение человека зависит от его внутренней системы отсчета — субъективной способности постигать действительность. Окружающее сознательно воспринимается и интерпретируется каждой личностью в данный момент времени. Следующее существенное положение — люди сами способны определять свою судьбу, они свободны в решении, какой должна быть их жизнь. Самоопределение, следовательно, составляет часть природной организации человека, который в итоге ответствен за то, что собой представляет, за свою судьбу в целом. Важно, что люди осознаются как добрые в своей основе и стремятся к совершенству. Предполагается, что человек изначально настроен на самосовершенствование, желает быть автономным и зрелым. Личностный потенциал человека велик, поэтому все человечество двигается в направлении добра и самораскрытия. К. Роджерс явился основоположником и организатором «групп встреч», или «лабораторий взаимоотношений между людьми». В организации этого он.придерживался идеи К. Левина, что обучение искусству человеческих взаимоотношений очень важно. Обращает на себя внимание разработанная Роджерсом система воздействий людей друг на друга, где главным являются акцент на взаимопонимании, центрирование на личности. Взаимодействие, помогающее человеку раскрыться и реализовать себя, будучи одним из ключевых понятий гуманистической психологии, наблюдается, согласно К. Роджерсу, в практике консультирования, социальной работы, в образовании, при уходе за больными, в управлении бизнесом и маркетингом. Любопытно выделение различных потребностей человека, причем признается, что удовлетворение аффилиативных (присоединение к другим, реализация себя через других) намного слабее, чем физиологических и аксидентальных (потребность в безопасности). Как предположил А. Маслоу, обычный человек в среднем удовлетворяет свои потребности в таком соотношении: 85% — физиологические, 70% — в безопасности и защите, 50% — в любви и принадлежности, 40% — в самоуважении и 10% — в самоактуализации1. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. - СПб., 2003. - С. 479-573.
В целом для гуманистической психологии характерно внимание к личности ребенка и его душе. Это направление наложило серьезный отпечаток и на педагогику: с помощью методов «гуманного» воспитания и обучения можно сформировать внутренне свободную личность, раскрепощенную, независимую от разрушительных сил фрустрации, которым психически здоровый человек может противостоять. Соответственно цель обучения и воспитания — свободная личность, способная к самоактуализации и самосовершенствованию. Учитель должен помочь детям в развитии их индивидуальности, что без знания о сути детских эмоций, взаимоотношений, ценностных ориентации, Я-концепции сделать нельзя. Парадигматический подход обязывает нас остановиться на понимании взаимодействия между индивидами и их взаимоотношений, как это рассматривается в психоанализе. В самых общих чертах взаимодействие, с точки зрения 3. Фрейда, оформляется и направляется импульсами и побуждениями, всецело находящимися вне сферы сознания. Они не только не осознаются, но, проявляясь в поведении, встречают сильное сопротивление. Вместе с тем неосознанные переживания в значительной мере определяют действия людей. На примере одного из компонентов психического, Супер-Эго (Сверх-Я), 3. Фрейд показывает возможности социализации. Поскольку человек не имеет от рождения Супер-Эго, его приобретают при взаимодействии с родителями, педагогами и другими людьми. Будучи морально-этической силой личности, оно является следствием продолжительной зависимости ребенка от взрослых. Формально же проявляется, когда тот начинает различать, что правильно и неправильно, хорошо и плохо. Каждый поступок дети приводят в соответствие с нравственными ограничениями, которые устанавливают взрослые. Благодаря школе и сверстникам социальный мир ребенка расширяется до пределов того поведения, какое считается приемлемым в этих новых группах. С точки зрения 3. Фрейда, Супер-Эго — это коллективная совесть социума, приобретаемая посредством родительских наказаний. Поощрение здесь — это идеал, достигаемый личностью благодаря самоуважению и гордости. К примеру, ребенок, которого поощряют за Успехи в школе, будет всегда гордиться своими достижениями в учебе. Отношения мальчика — к матери, а девочки к отцу 3. Фрейд интерпретирует с психосексуальных позиций (как проявление эдипова комплекса и комплекса Электры). Указаны автором и возможные ме ханизмы психологической защиты — тревога, вытеснение, проекция, замещение, рационализация, реактивные образования, регрессия, сублимация, отрицание. Эти понятия пояснены в кратком словаре психологических терминов, который дан в конце настоящей книги. А. Адлер, другой сторонник психоанализа, рассматривал взаимодействие в структуре «жизненного плана», когда личность намечает цели и их достигает. Он считал, что поведение людей мотивируется ненасытной жаждой власти и потребностью доминировать над окружающими. Доказывал он и аналогичную роль социальных побуждений, которые подчиняют личные потребности. Вместе с тем предпосылки социального чувства А. Адлер считал врожденными. Так как социальный интерес возникает в отношениях ребенка с матерью, ее задача состоит в том, чтобы воспитывать в ребенке чувство сотрудничества, стремление к установлению взаимосвязей и товарищеских отношений — качеств, которые Адлер считал тесно переплетенными1. Парадигматический подход в педагогической психологии представляется весьма важным, поскольку он позволяет увидеть различные точки зрения на один и тот же вопрос, иногда совершенно противоположные. Они могут быть связаны с понятиями тех или иных психологических концепций.
Глава 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|