Некоторые выводы. ?! Вопросы и задания. § 7. Реальный гуманизм
Некоторые выводы
1. При изучении истории важно не только зафиксиро-вать факты, но и понять интересы и цели участников исторического процесса. 2. В науке сложилось два основных подхода к осмыслению исторического про-цесса: формационный и цивилизационный. 3. Ход исторических событий может иметь как эволюци-онный, так и революционный характер. 4. Творца-ми истории и главными участниками исторического процесса являются народные массы. 5. Гениальность исторической личности заключается в умении опреде-лить сложившиеся возможности, уловить назревшие изменения в обществе и возглавить движение, обе-спечивающее превращение этих возможностей в дей-ствительность.
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"
?! Вопросы и задания
§ 7. Реальный гуманизм 51
1. По мнению М. В. Ломоносова (1711—1765), учёного, поэта и философа, история «даёт государям примеры правления, подданным — повиновения, воинам — мужества, судиям — правосудия, младшим — старших разум, престарелым — сугубую твёрдость в советах, каждому — незлобливое увеселение, с несказанною пользою соединённое». А в чём пользу от изучения истории видите вы?
2. Подберите примеры к предлагаемым значениям слова «исторический»:
а) исторический — относящийся ко времени, от которого сохранились вещественные памятники; б) исторический — важный для истории, знаменательный, вошедший в историю;
в) исторический — существовавший в действительности, не вымышленный; г) исторический — изучающий явления в их последователь-ном развитии.
3. Российский историк В. О. Ключевский (1841—1911) ви-дел в истории учительницу, которая «учит даже тех, кто у неё не учится; она их проучивает за невежество и пре-небрежение…» Как вы это понимаете? Приведите при-меры.
§ 7. Реальный гуманизм
Идея гуманизма. Латинское словоhumanusозначает«человечный».
Гуманизм —это мировоззренческая идея, котораяутверждает достоинство и самоценность человека, его свободу и право на счастье.
Современный гуманизм зарождается в эпоху Возрожде-ния, когда в Италии, а потом и в других странах возника-ет движение, направленное против духовного всевластия церкви. Гуманисты этой эпохи провозглашают человека наивысшим из всех живых существ, утверждают, что он способен познавать мир и призван творить новое, наслаж-даться жизнью и нравственно совершенствоваться.
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" 52 Тема 1. Общественная сущность человека Предпосылки такого понимания призвания человека и его места в мире возникли ещё в античности. В Древней Греции сформировалось убеждение в том, что свободные люди должны не только многое знать о себе и о мире в целом, но и уметь управлять собой, быть гармонично раз-витыми. В Средние века вопросу о призвании человека тоже уделялось большое внимание. Правда, это призва-ние виделось в служении Богу, в смирении и подчинении разума вере. Эпоха Возрождения и эпоха Просвещения наполнены призывами освободить человеческий разум от духовных оков. Свобода человека связывалась при этом с правом на частную инициативу и предприимчивость, с опорой на собственный разум при организации как лич-ной, так и общественной жизни.
Считая себя центром мироздания, человек покорял природу, создавая для этого мощную технику и развивая науку. Обратной стороной научно-технического прогресса явилось расхищение природных ресурсов и загрязнение окружающей среды. Новое время — это время торжества духа предпринимательства и вместе с тем нарастания со-циального неравенства; это эпоха революций и разру-шительных войн. Трагические события ХХ в. наглядно показали, что всеобъемлющее изменение материальных сторон жизни, развитие производства и науки, укрепление военной мощи государств вовсе не гарантируют гуманиза-ции общественных отношений. В наши дни, как и в эпоху Возрождения, остро стоит вопрос о подлинном, реальном гуманизме.
Гуманизировать нужно прежде всего деятельность го-сударства. Его могущество не должно быть связано только
с гонкой вооружений и военными столкновениями, кото-рые имеют трагические последствия и несут угрозу челове-ческому благополучию. Безудержная погоня за прибылью также способствует дегуманизации, т. е. обесчеловечива-нию общественной жизни, вносит в неё нестабильность, порождает кризисы и делает человека беспомощным «вин-тиком» огромной и бездушной экономической системы. Экономика, которая использует новейшие достижения нау-ки и техники, должна быть нацелена на благо человека.
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" § 7. Реальный гуманизм 53 Важно поэтому изучать реальный опыт создания условий, благоприятствующих развитию человека и общественному прогрессу.
Основные положения идеологии белорусского госу-дарства. Идеология белорусского государства—это сово-купность идей и идеалов, которые отражают национально-исторические традиции и ценности белорусского народа, характеризуют основные цели современного развития бе-лорусского общества. Государственная идеология призвана способствовать устойчивому социально-экономическому и духовному развитию Республики Беларусь, укреплению гражданского согласия.
Идеология белорусского государства охватывает основ-ные сферы общественной жизни — экономическую, политико-правовую, социальную и духовную. В каждой из этих сфер она определяет важнейшие задачи практи-ческой деятельности и пути объединения нашего общества
с целью упрочения страны, её поступательного развития. Белорусов объединяет любовь к отечеству, стремление обеспечить его экономическое благосостояние, подлин-ный демократизм, защиту прав человека, национальную безопасность, расцвет белорусской культуры.
Правовой основой идеологии белорусского государства является Конституция Республики Беларусь; социально-экономической основой — белорусская экономическая мо-дель, ориентированная на повышение уровня и качества жизни людей путём инновационного развития, которое под-держивается государством. К нравственным ценностям, объ-единяющим наших соотечественников, относятся взаимоува-жение людей с разными убеждениями и верованиями, если они не противоречат закону, а также гражданственность и патриотизм. Конституция Республики Беларусь — законо-дательная основа практического, действенного гуманизма.
Гуманистическую сущность Конституции Республики Беларусь наиболее чётко раскрывает статья 2, которая гласит:
«Человек, его права, свободы и гарантии их реали-зации являются высшей ценностью и целью общества и государства.
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" 54 Тема 1. Общественная сущность человека
Конституция Республики Беларусь
Государство ответственно перед гражданами за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответственен перед государством за неукосни-тельное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией».
В разделе II Конституции, который называется «Лич-ность, общество, государство», подробно излагаются важ-нейшие права и свободы граждан Республики Беларусь.
В нём отмечается, что каждый гражданин нашей страны имеет право на достойный уровень жизни. При этом го-сударство защищает жизнь человека от любых противо-правных посягательств.
Государство гарантирует права и свободы людей, за-креплённые в Конституции и законах страны, а также предусмотренные её международными обязательствами.
В ряду экономических, социальных и культурных прав особое значение имеет право на труд, который является
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" § 7. Реальный гуманизм 55
наиболее достойным способом самоутверждения человека. Это предполагает право на выбор профессии и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием и с учётом общественных потребностей.
Огромное значение имеет также право на образование, которое гарантировано доступностью и бесплатностью об-щего среднего и профессионально-технического образова-ния. Конституция гарантирует нашим гражданам право на охрану здоровья, на социальное обеспечение в случаях, предусмотренных законом.
Каждому гражданину гарантируется право на собствен-ность и её неприкосновенность, если эта собственность приобретена законным способом.
Конституция провозглашает право каждого человека сохранять свою национальную принадлежность и недо-пустимость оскорбления национального достоинства. Все люди имеют право пользоваться родным языком и выби-рать язык общения.
Гарантируется право каждого человека самостоятельно определять своё отношение к религии, свобода мнений и убеждений. К важнейшим личным, гражданским и по-литическим правам относятся также свобода и непри-косновенность личности, которые могут быть ограничены только в случаях и в порядке, установленном законом. Гарантируется свобода собраний, митингов и т. д., свобода объединений, право граждан на участие в решении госу-дарственных вопросов.
Этим и некоторым другим основополагающим пра-вам соответствуют обязанности: соблюдать Конституцию, законы страны, уважать её национальные традиции, историко-культурное и духовное наследие, защищать свою Родину.
Социальная ориентированность белорусской эко-номики. Белорусская экономическая модель предполагаетпостоянную заботу о повышении уровня и качества жизни населения. Важнейшее средство достижения этой цели — заработная плата. Она становится главным фактором, сти-мулирующим трудовую активность граждан.
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" 56 Тема 1. Общественная сущность человека Уровень жизни определяется прежде всего размерамидоходов. Высокое качество жизни означает, что человек не только получает достойную заработную плату, но и ощущает социальную защищённость и уверенность в за-втрашнем дне, имеет возможности для реализации своего духовного потенциала.
Социальная политика белорусского государства пред-полагает поддержку тех людей, которые в силу реальных причин не могут участвовать в общественном производстве (пенсионеры, дети, инвалиды) или находятся в трудной жизненной ситуации. Очень важно, что в Беларуси уда-лось не допустить значительного роста безработицы. Тем, кто временно не имеет работы, выплачиваются пособия,
а также предоставляется возможность пройти переподготов-ку, освоить профессии, востребованные на рынке труда.
В стране планомерно развивается сфера социального обслуживания. Создана сеть учреждений, которые помога-ют детям, оставшимся без попечения родителей, престаре-лым, инвалидам. Совершенствование пенсионной системы нацелено на обеспечение более высокого уровня жизни пенсионеров. Пенсии периодически повышаются.
Успешно реализуется программа «Дети Беларуси». В ней намечен ряд конкретных мер по оказанию помощи детям-инвалидам и детям-сиротам, профилактике детской пре-ступности и наркомании, разработке и выпуску высоко-качественного детского питания, социальной поддержке белорусской семьи. Семьям, воспитывающим детей, вы-плачиваются государственные пособия.
В соответствии с Государственной программой возрож-дения и развития села на 2005—2010 гг. в стране намече-но создать около полутора тысяч агрогородков. Каждый агрогородок — это благоустроенный населённый пункт, располагающий всеми необходимыми объектами производ-ственной и социальной инфраструктуры для обеспечения комфортной жизни сельских тружеников.
Последовательно осуществляются также программы развития малых и средних городов. Сегодня в Республи-ке Беларусь более 180 малых городов, в которых живут сотни тысяч человек. Людям здесь нужны стабильная и
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" § 7. Реальный гуманизм 57 перспективная работа, достойный заработок. Предприятия
в малых городах технически переоснащаются, перепро-филируются на производство востребованной рынком кон-курентоспособной продукции. В итоге будет обеспечено выравнивание качества жизни людей на всей территории страны.
Уютный, тёплый дом или квартира — важный фактор качества жизни как отдельного человека, так и его семьи. По размаху жилищного строительства Республика Бела-русь лидирует в СНГ. В нашей стране соблюдаются кон-ституционные права граждан на бесплатное медицинское обслуживание и доступную медицинскую помощь, которую оказывают более 700 больниц, около 2000 амбулаторно-поликлинических организаций.
В Республике Беларусь имеется более 22 тысяч спор-тивных сооружений. Приверженцами здорового образа жизни, участниками спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных и туристических мероприятий являются более трети людей, находящихся в активном трудоспособ-ном возрасте.
В стране функционирует более 9 тысяч учреждений культуры. Успешно осуществляется реконструкция и тех-ническое переоснащение всех государственных театров и цирков. Особое внимание уделяется развитию образова-ния. Беларусь по праву гордится своей общеобразователь-ной школой, системой профессионально-технического, среднего специального и высшего образования. Большин-ство выпускников профессионально-технических училищ приобретают две и более профессии. Это очень помогает им при устройстве на работу. Учреждения образования полностью обеспечивают потребности страны в рабочих, служащих и специалистах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|