Формационный и цивилизационный подходы
Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"
Участники исторического процесса. Кто же являетсяосновным участником исторического процесса? Кто, так сказать, движет историю? Известный русский историк и писатель Н. М. Карамзин (1776—1826) считал, что «исто-рия в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потом-ству; дополнение, изъяснение настоящего и пример буду-щего». Это можно понять так, что главное в истории — деятельность народных масс и тот опыт, который они из неё извлекают.
Однако народ каждой страны состоит из разных обще-ственных групп, классов, имеющих неодинаковые инте-ресы. Если они действуют сплочённо и согласованно, то становятся самостоятельными и активными участниками исторического процесса. При этом каждый отдельный человек выступает как представитель определённой общ-ности людей (социальной группы, класса, нации и т. д. ).
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" 48 Тема 1. Общественная сущность человека Ход исторических событий, обусловленный деятель-ностью общественных групп, классов и народных масс,
в целом может носить как эволюционный, так и револю-ционный характер.
Эволюция (от лат. evolutio —развёртывание) —этопостепенные и вместе с тем существенные изменения в общественной жизни.
Революция (от фр. revolution —коренной переворот)представляет собой резкий, скачкообразный переход к новому качественному состоянию общества.
В обществознании революция часто понимается как отно-сительно скоротечный радикальный политический перево-рот, связанный с применением насильственных действий, —
в противоположность реформам, т. е. поэтапным, плано-мерным изменениям.
Революция никогда не является последствием загово-ра одиночек. Она может возникнуть только в результате накопления объективных предпосылок, приводящих в движение большие социальные силы и создающих рево-люционную ситуацию. Революции всегда предшествует эволюционный период развития, в ходе которого нарас-тают проблемы и противоречия, настоятельно требующие разрешения. Революция происходит потому, что прием-лемые для большинства людей решения этих проблем не были найдены.
Выберут ли участники исторического процесса путь реформирования системы общественных отношений, по-степенного их изменения или встанут на путь революцион-ного насилия и крутой ломки сложившейся организации общества, зависит во многом от общественных умонастрое-ний, умения и желания людей приходить к согласию, предвидеть последствия своих действий. Реформы, как и революции, тоже требуют больших усилий и даже муже-ства. Реформаторов обычно критикуют за медлительность, непоследовательность, недостаточную эффективность осу-ществляемых преобразований. Однако реформаторский
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" § 6. Человек и история 49 путь изменения общественной жизни всё же менее разру-шителен и не вызывает такого ожесточения у участников исторического процесса, как это характерно для насиль-ственного, революционного, пути.
Итак, объяснение истории — это раскрытие причин, которые побудили участников исторического процесса действовать именно так, а не иначе.
Роль личности в истории. В истории действуют мно-жество людей. Некоторые из них оставили в ней зна-чительный след, наложили свой отпечаток на ход исто-рических событий и их результаты. Благодаря чему это оказалось возможным?
Отдельный человек, став во главе государства, полити-ческой партии, народного движения, может значительно повлиять на ход событий общественной жизни в том слу-чае, если он лучше других понимает назревшие обществен-ные проблемы, ясно видит те социальные слои, которые призваны их решить, и притом сам обладает задатками лидера, организатора, способного сплачивать людей и ве-сти их за собой. Под харизмой (по-гречески chаrisma — милость, благодать, божественный дар) понимают исклю-чительную одарённость человека. Харизматическим лиде-ром называют того, кто в качестве пророка, проповедника или политического деятеля обладает необычайной способ-ностью воздействовать на людей, убеждать их в правиль-ности того пути, который он предлагает.
Любая, даже самая яркая и талантливая личность дей-ствует в определённых условиях и не способна отменить их по своему произволу. Особенности личности полководца, политического лидера, творца новой религии, выдающего-ся учёного или художника влияют на форму протекания соответствующих процессов. Но даже гений не способен осуществить то, что противоречит законам природы или в корне расходится с историческим опытом людей, их стрем-лениями, ожиданиями и возможностями.
Историческая личность лучше других способна опреде-лить сложившиеся возможности, уловить формирующиеся тенденции изменений в общественной жизни, в экономике,
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" 50 Тема 1. Общественная сущность человека культуре и возглавить движение по реализации этих воз-можностей. Выдающийся изобретатель соединяет вме-сте те идеи, которые как бы витали в воздухе, и придаёт им чёткую, убедительную форму, позволяющую успешно реализовать творческий замысел. Так работал, например, американский изобретатель Т. А. Эдисон (1847—1931). Выдающийся политик говорит людям то, к чему они обыч-но уже внутренне готовы, и объединяет их для решения задачи, важность которой они способны понять и принять. Примером может служить первый Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко.
Огромный вклад в исторический процесс вносят не только государственные деятели, но и гениальные лич-ности, творящие в сфере науки, техники, философии, литературы, искусства, религиозной мысли. Человече-ство всегда будет чтить имена Платона и Аристотеля, Леонардо да Винчи и Рафаэля, Ньютона и Менделеева, Шекспира и Пушкина, Бетховена и Чайковского. Их творчество оставило глубочайший след в истории миро-вой культуры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|