Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формационный и цивилизационный подходы




Формационный и цивилизационный подходы

к изучению истории

Подход Достоинства

Недостатки

   

 

Фор- Позволяет увидеть то

Большинство процессов

маци- общее, что было в ис-

политического, духовно-

онный торическом развитии

го, идейного, культур-

  различных народов,

ного порядка не может

  представить историю

быть без искажений и

  человеческого обще-

упрощений объяснено

  ства как единый про-

с чисто экономических

  цесс, установить опре- позиций; последова-
  делённые законы исто- тельное применение
  рического развития

формационного подхода

  общества, предложить

в чём-то отодвигает на

  периодизацию всемир-

задний план роль чело-

  ной истории и истории

веческого фактора; не-

  отдельных народов

достаточное внимание

   

уделяется своеобразию,

       

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


    § 6. Человек и история  
       
   

Окончание таблицы

 
   

 

 
Подход Достоинства Недостатки    
         
    уникальности, неповто-    
    римости истории отдель-    
    ных обществ и народов    
         
Циви- Позволяет всесторонне При последовательном    
лиза- изучать историю кон- применении ведёт к тому,    
цион- кретных обществ и на- что становится невозмож-    
ный родов, ориентирует на ным взгляд на всемирную    
  изучение таких сторон историю как на единый    
  общественной жизни, закономерный процесс    
  как ценности, нацио- исторического развития    
  нальные особенности, человечества в целом;    
  духовная жизнь, психо- создаёт возможность обо-    
  логия и др. собленного рассмотрения    
    народов и обществ    
         

 

Участники исторического процесса. Кто же являетсяосновным участником исторического процесса? Кто, так сказать, движет историю? Известный русский историк и писатель Н. М. Карамзин (1776—1826) считал, что «исто-рия в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потом-ству; дополнение, изъяснение настоящего и пример буду-щего». Это можно понять так, что главное в истории — деятельность народных масс и тот опыт, который они из неё извлекают.

 

Однако народ каждой страны состоит из разных обще-ственных групп, классов, имеющих неодинаковые инте-ресы. Если они действуют сплочённо и согласованно, то становятся самостоятельными и активными участниками исторического процесса. При этом каждый отдельный человек выступает как представитель определённой общ-ности людей (социальной группы, класса, нации и т. д. ).

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


48 Тема 1. Общественная сущность человека

Ход исторических событий, обусловленный деятель-ностью общественных групп, классов и народных масс,

 

в целом может носить как эволюционный, так и револю-ционный характер.

 

Эволюция (от лат. evolutio —развёртывание) —этопостепенные и вместе с тем существенные изменения в общественной жизни.

 

Революция (от фр. revolution —коренной переворот)представляет собой резкий, скачкообразный переход к новому качественному состоянию общества.

 

В обществознании революция часто понимается как отно-сительно скоротечный радикальный политический перево-рот, связанный с применением насильственных действий, —

 

в противоположность реформам, т. е. поэтапным, плано-мерным изменениям.

 

Революция никогда не является последствием загово-ра одиночек. Она может возникнуть только в результате накопления объективных предпосылок, приводящих в движение большие социальные силы и создающих рево-люционную ситуацию. Революции всегда предшествует эволюционный период развития, в ходе которого нарас-тают проблемы и противоречия, настоятельно требующие разрешения. Революция происходит потому, что прием-лемые для большинства людей решения этих проблем не были найдены.

 

Выберут ли участники исторического процесса путь реформирования системы общественных отношений, по-степенного их изменения или встанут на путь революцион-ного насилия и крутой ломки сложившейся организации общества, зависит во многом от общественных умонастрое-ний, умения и желания людей приходить к согласию, предвидеть последствия своих действий. Реформы, как и революции, тоже требуют больших усилий и даже муже-ства. Реформаторов обычно критикуют за медлительность, непоследовательность, недостаточную эффективность осу-ществляемых преобразований. Однако реформаторский

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


§ 6. Человек и история 49

путь изменения общественной жизни всё же менее разру-шителен и не вызывает такого ожесточения у участников исторического процесса, как это характерно для насиль-ственного, революционного, пути.

 

Итак, объяснение истории — это раскрытие причин, которые побудили участников исторического процесса действовать именно так, а не иначе.

 

Роль личности в истории. В истории действуют мно-жество людей. Некоторые из них оставили в ней зна-чительный след, наложили свой отпечаток на ход исто-рических событий и их результаты. Благодаря чему это оказалось возможным?

 

Отдельный человек, став во главе государства, полити-ческой партии, народного движения, может значительно повлиять на ход событий общественной жизни в том слу-чае, если он лучше других понимает назревшие обществен-ные проблемы, ясно видит те социальные слои, которые призваны их решить, и притом сам обладает задатками лидера, организатора, способного сплачивать людей и ве-сти их за собой. Под харизмой (по-гречески chаrisma — милость, благодать, божественный дар) понимают исклю-чительную одарённость человека. Харизматическим лиде-ром называют того, кто в качестве пророка, проповедника или политического деятеля обладает необычайной способ-ностью воздействовать на людей, убеждать их в правиль-ности того пути, который он предлагает.

 

Любая, даже самая яркая и талантливая личность дей-ствует в определённых условиях и не способна отменить их по своему произволу. Особенности личности полководца, политического лидера, творца новой религии, выдающего-ся учёного или художника влияют на форму протекания соответствующих процессов. Но даже гений не способен осуществить то, что противоречит законам природы или в корне расходится с историческим опытом людей, их стрем-лениями, ожиданиями и возможностями.

 

Историческая личность лучше других способна опреде-лить сложившиеся возможности, уловить формирующиеся тенденции изменений в общественной жизни, в экономике,

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


50 Тема 1. Общественная сущность человека

культуре и возглавить движение по реализации этих воз-можностей. Выдающийся изобретатель соединяет вме-сте те идеи, которые как бы витали в воздухе, и придаёт им чёткую, убедительную форму, позволяющую успешно реализовать творческий замысел. Так работал, например, американский изобретатель Т. А. Эдисон (1847—1931). Выдающийся политик говорит людям то, к чему они обыч-но уже внутренне готовы, и объединяет их для решения задачи, важность которой они способны понять и принять. Примером может служить первый Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко.

 

Огромный вклад в исторический процесс вносят не только государственные деятели, но и гениальные лич-ности, творящие в сфере науки, техники, философии, литературы, искусства, религиозной мысли. Человече-ство всегда будет чтить имена Платона и Аристотеля, Леонардо да Винчи и Рафаэля, Ньютона и Менделеева, Шекспира и Пушкина, Бетховена и Чайковского. Их творчество оставило глубочайший след в истории миро-вой культуры.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...