Некоторые выводы. ?! Вопросы и задания. § 5. Взаимосвязь человека и общества
Некоторые выводы
1. Основные области духовности общества — это нрав-ственность, наука, искусство, религия. Духовность предполагает заинтересованность личности в высших ценностях и проявляется в её поступках по отношению
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" 36 Тема 1. Общественная сущность человека к людям, окружающей природе. 2. Основой мировоз-зрения личности являются её глубокие и прочные убеждения, основанные на знаниях. 3. Назначение мировоззрения состоит в том, чтобы направлять на-ши поступки и мысли, указывать нам ориентиры, нужные для осуществления деятельности. 4. Мировоз-зрение личности формируется в процессе её становле-ния и дальнейшего развития. Оно вбирает в себя как личный опыт, так и обобщённый опыт других людей, выработанные человечеством знания о мире.
?! Вопросы и задания
1. Что вы понимаете под духовностью? Что включает в себя духовный мир человека?
2. Чем различаются уровни духовности? Приведите примеры поступков человека, свидетельствующие о высоком и низ-ком уровнях духовности. 3. Что влияет на формирование духовного мира человека? Какого человека можно назвать духовно богатым?
4. Что такое мировоззрение? Может ли у разных людей быть одинаковое мировоззрение?
5. Немецкий философ И. Кант отмечал, что наш разум дол-жен решить три вопроса: «Что я могу знать? », «Что я должен делать? », «На что я могу надеяться? » Первый из них — о познании; второй — о нравственности; третий — о вере. Все эти вопросы можно, по словам Канта, объеди-нить в вопросе о том, что такое человек. Как вы считаете, почему И. Кант выделил именно эти три вопроса?
§ 5. Взаимосвязь человека и общества
Понятие общества. Со словом«общество»мы посто-янно встречаемся в повседневной жизни. Оно часто упо-требляется в средствах массовой информации, в выступле-ниях учёных и публицистов. На уроках истории речь идёт об античном, средневековом, буржуазном, современном обществах и т. д.
Слово «общество» многозначно. Оно производно от сло-ва «общий», которое означает «совместный», «одинаковый или обязательный для всех», «объединённый, цельный».
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" § 5. Взаимосвязь человека и общества 37
Под обществом в этом смысле понимается определённая группа людей, объединившихся для общения и совместно-го выполнения какой-либо деятельности. Здесь его можно заменить словами «организация», «союз», «объединение» (общество книголюбов, общество охраны памятников исто-рии и культуры, общество защиты животных, акционер-ное общество и др. ).
Имея в виду конкретный этап исторического развития человечества, говорят о первобытном обществе, обществе эпохи Просвещения, современном обществе. Близко к этому применение понятия «общество» для характери-стики качественного своеобразия той или иной органи-зации общественной жизни («традиционное общество», «общество потребления», «информационное общество»).
В широком смысле общество — это часть материального мира, которая обособилась от природы и взаимодействует с нею.
Общество представляет собой исторически разви-вающуюся совокупность отношений между людьми, которые складываются в процессе их совместной дея-тельности.
Рассуждая об обществе, важно уточнять, в каком имен-но значении используется данное слово.
Основные подходы к изучению общества. В про-цессе развития научных знаний сложилось несколько основных подходов к исследованию и объяснению обще-ства. Первый подход — натуралистический. Он связан
с развитием естествознания в XVII—XVIII вв. Опираясь на естественно-научные взгляды, многие мыслители про-шлого утверждали, что общество есть своеобразное продол-жение природы. Тип общественного устройства считался результатом влияния на жизнь людей географической среды и других природных факторов. В ХVIII в. эту точку зрения отстаивал французский мыслитель Ш. Монтескьё (1689—1755). В Новейшее время таких взглядов придер-живался русский историк Л. Н. Гумилёв (1912—1992). Этот подход проявляется также в понимании общества как особого живого организма.
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"
38 Тема 1. Общественная сущность человека
Культурно-исторический подход
к изучению общества характерен для конца XIX — начала XX в. Его становление связано с развитием та-ких наук, как история, культуроло-гия, антропология. В рамках дан-ного подхода выявляются различия природных и общественных про-цессов. Жизнь общества здесь рас-сматривается как область влияния моральных, эстетических и других духовных ценностей, составляющих основу культуры. Создателем теории культурно-исторических типов обще- ственной жизни был русский учёный Н. Я. Данилевский (1822—1885). Особое значение имеет вопрос о целостности общества. Некоторые мыслители полагали, что общество представ-ляет собой простую сумму живущих в нём людей и об-разуется в результате сложения способностей, поведения, действий множества индивидов-атомов. Данный подход возник в философии Нового времени. Так считали, напри-мер, английские философы ХVII в. Т. Гоббс и Дж. Локк. Другие же учёные рассматривали общество как единое целое и утверждали, что его нельзя свести просто к сумме индивидов. Эта точка зрения более плодотворна, потому что люди на самом деле никогда не бывают обособленными «атомами». Но такой подход породил ещё один сложный вопрос: в чём состоит это единство людей, на чём базиру-ется целостность общества? Многие мыслители (немецкий философ ХIХ в. Г. Ге-гель и др. ), отвечая на данный вопрос, искали основание целостности и единства общества в его духовной жизни. Подобный подход к пониманию общества можно назвать идеалистическим. История здесь часто рассматриваетсякак процесс движения к достижению некоторого идеала, высшей духовной цели.
Существует и материалистический подход в понима-нии общественной жизни. Например, немецкие мыслители Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"
§ 5. Взаимосвязь человека и общества 39
ХIХ в. К. Маркс (1818—1883) и
Ф. Энгельс (1820—1895) полагали, что её основой выступает деятель-ность людей по удовлетворению сво-их материальных потребностей. Та-кой деятельностью является мате-риальное производство. Не отрицая существования в общественной жиз-ни идейных или духовных побуди-тельных мотивов, материалистиче-ский подход основывается на том, что реальная материальная жизнь людей определяет их сознание. Материалистический и идеали- стический подходы к пониманию основы общественной жизни во многом дополняют друг друга, поскольку в на-шей жизни действительно есть как материальные, так и духовные стороны, побудительные причины деятельности, и они тесно связаны между собой. Основные формы взаимосвязи человека и обще-ства. Общество образуют люди, которые вступают в опре-делённые отношения друг с другом и выполняют разные виды деятельности, нужные для общества как целого. Производственная деятельность направлена прежде всего на создание предметов, нужных для жизни, на из-менение природной среды и придание ей полезных людям качеств. Еще её называют экономической деятельностью. Включаясь в производство, человек вносит свой вклад в экономическое благосостояние других людей. Вместе с тем благосостояние каждого из них в отдельности во многом зависит от общей эффективности экономики. Для её обеспечения в обществе складывается разделение труда, осуществляется множество разных производственных про-цессов, которые обслуживаются банковской, транспортной и другими системами. Важную роль здесь играет и наука, без которой в наши дни невозможен ни технический, ни
в целом экономический прогресс. Современная экономиче-ская деятельность основана на знаниях, получаемых пре-жде всего научным путём. Научное исследование создаёт
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" 40 Тема 1. Общественная сущность человека знание, т. е. духовную ценность, но без него в наши дни уже невозможно эффективно производить материальные блага. Мы, по существу, вступаем в стадию «общества знания», когда образованность людей и их способность творить новое становится главным экономическим ре-сурсом.
Наука — это духовная деятельность. Другими вида-ми духовной деятельности являются искусство, религия, мораль. Их результаты — не вещи, а знания, художе-ственные образы, нравственные идеалы, представления о священном, о высших началах жизни. Каждый человек — не только материальное, но и духовное существо. Он не-разрывно включён в духовную жизнь общества, членом которого является.
В процессе жизнедеятельности человек входит в состав различных общностей людей. Он — член семьи, производ-ственного коллектива или творческого объединения; при-надлежит к какому-то возрастному слою, к группе людей
с определённым образованием, к национальной общности; может присоединяться к той или иной религиозной об-щине.
Область общественной жизни, связанную с взаимоот-ношениями разных групп людей, называют социальной сферой.
Общество нуждается в управлении. Его осуществляют прежде всего государственные учреждения. Действия людей подчинены юридическим нормам, которые устанавливает государство. Каждый человек является гражданином своего государства и включён в его политико-правовую жизнь. Это ещё одна сфера жизни общества — политико-правовая.
Названные сферы жизни — экономическая, духовная, социальная, политико-правовая — значимы для каждого человека. Все люди так или иначе участвуют в их функ-ционировании. Конечно, человек не может одновременно быть профессионалом во многих видах специализирован-ной деятельности. Но для того чтобы быть полноценным членом общества, надо, кроме овладения определённой специальностью, знать также общую организацию совмест-ной жизни людей, её нормы и правила, законы.
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" § 5. Взаимосвязь человека и общества 41 Социализация личности. Социализациейназываютпроцесс усвоения человеком совокупности знаний, норм поведения, привычек, позволяющих ему жить в обществе или, как говорят, быть полноценным членом общества.
Общественная связь пронизывает всю жизнь каждого человека начиная с его рождения. Новорожденный — бес-помощное существо, и родители любовно и заботливо ухажи-вают за ним. В этом состоит также их общественный долг — ведь общество продолжает существовать благодаря тому, что на смену родителям приходят их дети. Значит, детей нужно воспитывать и обучать, прививать им знания, умения и на-выки, нужные для самостоятельной жизни в соответствии
с правилами, запросами и культурными традициями обще-ства. Семья и школа — это самые первые, исходные формы связи человека и общества. Они соответствуют детству и ученичеству как начальным этапам жизни. Конечно, связь
с семьёй не порывается и в дальнейшем, да и учёба обычно не ограничивается только школой. Человек должен получить профессию и квалификацию для того, чтобы он мог вклю-читься в общественный процесс производства, стать полно-правным участником общественной жизни.
Рассуждая о других людях как о личностях, мы обычно «примериваем» к себе высказанные оценки или требова-ния. Разбираясь в самом себе, оценивая свои личностные качества, человек намечает действия по развитию своих положительных качеств или сильных сторон, устранению недостатков. Он на кого-то равняется, а на кого-то вовсе не хочет быть похожим. Другие люди — это как бы зерка-ло, в котором мы стараемся рассмотреть свои собственные черты. Очень важно, однако, как мы относимся к другим людям и к самим себе. Английскому писателю XIX в. У. Теккерею принадлежат слова: «Мир — это зеркало, и оно возвращает обратно каждому человеку отражение его собственного лица. Нахмурьте брови, и оно вернёт вам не-доброжелательный взгляд, смейтесь вместе с ним, и оно будет вашим радостным и добрым компаньоном».
В процессе социализации человек учится исполнять раз-личные роли — в семье, в школе, в общении с незнакомыми
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" 42 Тема 1. Общественная сущность человека людьми и т. д. Человек уважает себя в зависимости от то-го, как относятся к нему другие люди, авторитетные для него. Это уважение нужно заслужить правильным пове-дением, ответственным исполнением своих обязанностей, зрелостью положительных личностных качеств. Каждому не безразлично, что представляет из себя лично он, т. е. какой личностью он является. Размышляя и действуя, накапливая жизненный опыт, человек изменяется как личность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|