Формационный и цивилизационный подходы
к изучению истории. Важную роль в научном исследова-нии исторического процесса сыграло материалистическое понимание истории, разработанное К. Марксом. Согласно К. Марксу, в истории общества сменяют друг друга систе-мы социально-экономических (производственных) отно-шений между людьми, которые составляют объективную основу всех других видов общественных отношений.
Общества, где утвердилась одна и та же социально-экономическая система, относятся к единому истори-ческому типу. Такой тип называется общественно-экономической формацией.
Всемирная история, если руководствоваться теорией К. Маркса, есть процесс развития и смены общественно-экономических формаций. В истории человечества выделя-
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" § 6. Человек и история 45
ются первобытно-общинная, рабовладельческая, феодаль-ная, капиталистическая формации, на смену которым приходит коммунистическая формация. Именно ей, по К. Марксу, принадлежит будущее. Достоинство данной схемы в том, что исторический процесс здесь получает единое, теоретически последовательное истолкование. Вме-сте с тем конкретные исследования показали, что в такую схему закономерной смены общественно-экономических формаций плохо укладывается история Востока.
В истории разных народов много своеобразного, непо-вторимого, которое не улавливается никакой универсаль-ной схемой. Поэтому у некоторых историков и философов возникло убеждение в том, что единой линии закономерно-го развития всего человечества не существует. Разные на-роды, имеющие своеобразную культуру или цивилизацию, проходят свой, самобытный путь исторического развития. Эту идею выражают теория культурно-исторических типов, разработанная Н. Я. Данилевским, а также цивилизаци-онный подход к истории. Он был предложен, в частности, английским философом и историком Арнольдом Тойнби
(1889—1975).
Цивилизация, по А. Тойнби, представляет собойустойчивую общность людей, объединённых духовными (прежде всего религиозными) традициями, сходным образом жизни, географическими и историческими рамками.
А. Тойнби выделял шумерскую, вавилонскую, миной-скую, эллинскую (греческую), китайскую, индусскую, исламскую, западную, православную христианскую и не-которые другие цивилизации.
Движущими силами истории, согласно А. Тойнби, яв-ляются вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивили-заций, военная агрессия), и ответ цивилизации на вызов, достигаемый деятельностью талантливых, творческих лич-ностей.
Цивилизация состоит из творческого меньшинства
и инертного большинства. Творческое меньшинство
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"
46 Тема 1. Общественная сущность человека
ведёт за собой инертное большин-ство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации. Но когда творческая энергия меньшинства иссякает, цивилизации не могут даль-ше долго существовать. Подобно лю-дям, цивилизации рождаются, до-стигают зрелости и затем начинают угасать.
Учение А. Тойнби, как и другие во многом похожие на него кон-цепции исторического процесса как жизненного цикла определённых ци- вилизаций или культур, не отвечает, однако, на вопрос о том, куда в конечном итоге движется человечество в ходе исторического развития, а также о связи между история-ми разных цивилизаций или культур.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|