Урок обобщения. Заключение
Урок обобщения
1. Что составляет суть морали?
2. Опираясь на материалы истории, проследите за из-менением нравственных норм в процессе исторического развития.
3. В чём состоит взаимосвязь нравственных норм, ка-честв, принципов, идеалов? Приведите примеры из лите-ратуры.
4. Как влияет представление о счастье на выбор чело-веком целей своей жизни?
5. Приведите примеры проявления альтруизма и эго-изма, коллективизма и индивидуализма, патриотизма и космополитизма в современном обществе. Дайте им нрав-ственную оценку.
6. В чём состоит опасность группового эгоизма? Какие нравственные установки можно ему противопоставить?
7. Подготовьте сообщения о личности, в жизни и дея-тельности которой, на ваш взгляд, наиболее ярко прояви-лись патриотические чувства к нашей Родине.
8. В чём вы видите проявления патриотических чувств человека в повседневной жизни?
9. Прослушайте полонез М. К. Огинского «Прощанье с Родиной». Какие чувства и мысли навеяло это произведе-ние? Что вы знаете об авторе и его судьбе?
10. Как вы понимаете слова В. А. Сухомлинского: «Смысл жизни человека состоит в том, чтобы содейство-вать своей жизнью процветанию и развитию человечества». Можно ли на практике реализовать такое представление о смысле жизни? Что для этого необходимо сделать?
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" Заключение
Завершая изучение первой части курса обществоведе-ния, которая называется «Человек и общество», полезно вновь вернуться к вопросам о том, что такое человек, ка-ковы его отношения и связи с людьми в обществе, какими правилами он должен руководствоваться в жизни.
Предлагаем вам провести дискуссию на тему «В чём состоят сущность и призвание человека? ».
Прежде всего давайте обсудим, чем определяется сущ-ность человека.
Мы уже выяснили, что личность — это социальное ка-чество человека. Попробуем определить более развёрнуто, что означает быть личностью.
История — результат деятельности миллионов людей. Может ли отдельная личность повернуть, кардинально изменить ход истории? Всегда ли реальное влияние лич-ности на жизнь общества соответствует её замыслам? Если нет, то почему?
Человек становится личностью включаясь в культуру, осваивая её ценности и нормы. А что такое культура? Какую роль играет она в жизни человека и общества?
Культура включает в себя наследие прошлого; вместе
с тем она обращена в будущее. Как связаны между собой эти стороны культуры? Как происходит культуротворче-
ство? Как может влиять отдельный человек на культурусвоего народа, своей исторической эпохи?
Личностные качества человека проявляются прежде всего в общении с другими людьми. Какие основные про-
блемы возникают перед нами в этом общении? Как можнодостичь благополучного разрешения межличностных кон-фликтов? Как для этого нужно строить своё поведение?
Общаясь с людьми, совершая поступки, выполняя раз-личные действия, мы обнаруживаем свои нравственные качества. Наше общение регулируется правилами и нор-мами нравственности. В связи с этим давайте установим,
какую роль в жизни человека и общества играет нрав-ственность? Какого человека мы с полным правом можем назвать нравственной личностью?
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" Заключение 197
Духовная основа человеческой личности — это её миро-воззрение. А как формируется мировоззрение? Что такое духовность и какую роль она играет в жизни людей?
Решая эти и другие проблемы, вы не только постигаете жизнь человека и общества, но и осуществляете самопо-знание. В чём, на ваш взгляд, состоит польза от размыш-лений о ценностях человеческой жизни и о её смысле, о долге человека перед обществом и самим собой?
Путь самопознания нелёгок и ответственен. Мы жела-ем вам достойно идти по этому пути, ответственно делать свой жизненный выбор и стать сознательными строителя-ми нашего общего дома — дома, в котором жить и нам,
и последующим поколениям соотечественников, граждан Республики Беларусь.
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|