Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

198 Словарь




 

Альтруизм —добровольная помощь другим людям, готовность жертвовать для них личными интересами.

 

Артефакты —результаты человеческой деятельности; искусственно созданные человеком предметы и явления, от-крытые и используемые им средства и способы действий.

 

Брак —исторически изменяющаяся форма отношениймежду мужчиной и женщиной, посредством которой обще-ство упорядочивает половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.

 

Вандализм —разрушение культурных ценностей. Гуманизм —признание человека высшей ценностью и

 

утверждение его права на развитие и применение своих способностей, на свободу и счастье.

 

Деятельность —характерное для человека активное, целенаправленное отношение к окружающему миру и к самому себе.

 

Добро —то, что полезно людям и способствует само-раскрытию и самореализации человека.

 

Доминирующая культура —совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствует-ся большинство членов общества.

 

Духовность —обобщённая характеристика ценностныхориентиров человека и общества.

 

Европоцентризм —представление о том, что европей-ская культура является образцом для остального мира.

 

Идеология белорусского государства —совокупностьидей и идеалов, которые отражают национально-исто-рические традиции и ценности белорусского народа, ха-рактеризуют основные цели современного развития бело-русского общества.

 

Индивид —человек как отдельный, единичный пред-ставитель человеческого рода.

 

Индивидуальность —отличительные биологические, психологические и социальные качества человека.

 

Интерес —реальная причина, которая осознаётся нами

 

и направляет познавательную и практическую деятель-ность.

 

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


Словарь 199

 

Исторический процесс —последовательность событий

 

в жизни общества, которая явилась результатом деятель-ности многих поколений людей.

 

Коллектив —имеющее органы самоуправления объеди-нение людей для выполнения полезных для общества за-дач, в котором существует атмосфера взаимной ответствен-ности и созданы благоприятные условия для совместной деятельности.

 

Коллективизм —согласие с позицией группы в ре-зультате осознанного совпадения устремлений личности с целями коллектива.

 

Коллективист —человек, который воспринимает ипереживает интересы социальной группы, в которую он включён, как самые ценные и значимые для себя.

 

Контркультура —отрицание принятых в обществе цен-ностей, норм и правил.

 

Конфликт —столкновение людей, имеющих взаимои-сключающие цели и реализующих их в ущерб другому.

 

Конформизм —изменение поведения в результате ре-ального или воображаемого давления группы.

 

Космополитизм —осознание себя«гражданином ми-ра», а не конкретной страны.

 

Ксенофобия —неприязнь или ненависть к чужимвзглядам и обычаям, боязнь чужого.

 

Культура —специфически человеческий способ жизни, включающий процесс и результаты человеческой деятель-ности, систему норм и ценностей, символов и идеалов, рассматриваемых в контексте исторической эпохи.

 

Личность —человек как сознательный и ответствен-ный субъект деятельности и отношений с людьми.

 

Малая группа —объединение людей для общения и со-вместной деятельности, в составе которого от 2 до 30—40 человек.

 

Массовая культура —культура, ориентированная напотребности большинства людей в их повседневной жизни, не требующая изысканного вкуса, доступная и понятная всем независимо от уровня образования, возраста и на-циональности.

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


200 Словарь

Менталитет —национальный характер; образ мыслейотдельного человека или группы людей.

 

Мировоззрение —обобщённое понимание человекомсамого себя, окружающего мира и своей связи с миром, состоящее из его важнейших убеждений.

 

Мораль —законы человеческого поведения, которыевыражают высшие ценности человека как разумного и от-ветственного существа.

 

Моральная оценка —осуждение или одобрение поведе-ния или поступка, образа мыслей или жизни человека на основе требований морали.

 

Направленность личности —совокупность устойчивыхмотивов, которые ориентируют деятельность и поведение личности.

 

Наука —особая отрасль деятельности, целью которойявляется производство новых знаний о природе и обществе.

 

Национализм —национальный эгоизм, противопостав-ление своей родины другим странам и народам.

 

Нравственное поведение —результат свободного вы-бора личности с опорой на нравственное сознание, усво-енные нравственные нормы и принципы, сформированные качества.

 

Нравственные нормы —сформировавшиеся на протя-жении всей истории человеческого общества представле-ния о должном отношении человека к обществу, другим людям, самому себе.

 

Нравственный идеал —целостный образец нравствен-ного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным, красивым.

 

Нравственный принцип —стратегическая установкачеловека в его отношениях с людьми.

 

Общение —процесс взаимодействия людей, в ходекоторого они обмениваются информацией, выявляют своё отношение друг к другу.

 

Общество —исторически развивающаяся совокупностьотношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной жизнедеятельности.

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


Словарь 201

 

Обычай —традиционно установившийся порядок по-ведения, обеспечивающий культурную и социальную ста-бильность общества.

 

Патриотизм —любовь к Родине(своему государству, народу, к тем местам, где человек родился и вырос).

 

Поведение —реализация отношений человека к дру-гим людям, к обществу и самому себе.

 

Политика —область отношений между людьми и обще-ственными группами, связанных с завоеванием, удержани-ем и использованием государственной власти.

 

Потребность —нужда в чём-либо, отсутствие чего-либоважного, нужного для жизни.

 

Практический гуманизм —нацеленность на реальныедостижения в интересах отдельного человека, конкретных людей и общества в целом.

 

Революция —резкий, скачкообразный переход к ново-му качественному состоянию общества.

 

Самооценка —оценка личностью своих качеств, способ-ностей, поступков.

 

Семья —малая социальная группа, члены которойсвязаны брачными или родственными отношениями, об-щностью быта, взаимной помощью и моральной ответ-ственностью.

 

Сознание —присущая человеку способность воспроизво-дить действительность в мыслях и образах, понимать про-исходящее и осмысленно, целенаправленно действовать.

 

Социальная информация —мысли и представления, выраженные в знаковых системах, хранящих достояния культуры.

 

Социальная роль —нормативно одобряемый образецповедения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию.

 

Социальный ритуал —исторически сложившаяся фор-ма поведения людей, упорядочивающая их действия и носящая символический характер.

 

Субкультура —подсистема культуры, характеризующаяобраз жизни и ценности отдельных социальных групп.

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


202 Словарь

Счастье —состояние человека, связанное с чувствомглубокой моральной удовлетворённости и ощущением пол-ноты бытия.

 

Творчество —человеческая деятельность, создающаяпринципиально новые материальные и духовные ценности.

 

Темперамент —совокупность индивидуальных особен-ностей, которые придают своеобразие поведению и дея-тельности человека, характеризуют степень его жизненной активности.

 

Техника —совокупность орудий, сделанных человекомдля преобразования природной среды и создания других предметов культуры.

 

Традиция —культурное наследие, которое передаётсяиз поколения в поколение.

 

Труд —осознанная целенаправленная деятельностьчеловека, в процессе которой он создаёт блага, нужные для жизни.

 

Убеждение —твёрдая уверенность личности в чём-либо, побуждающая её поступать в соответствии со своими взглядами, суждениями о важном и неважном, достойном и недостойном.

 

Установка —состояние готовности человека совершитьчто-либо, предрасположенность к активным действиям в определённой ситуации.

 

Характер человека —совокупность относительно устой-чивых свойств человека, которые проявляются в действи-ях и поступках.

 

Харизма —исключительная одарённость.

 

Ценность —значимость предмета или явления длячеловека.

 

Школа —специально организованная образовательнаясреда, которая включает учителей, учеников и средства обучения; учреждение, предназначенное для обучения и воспитания подрастающего поколения.

 

Эволюция —постепенные и вместе с тем существенныеизменения в общественной жизни.

 

Эгоизм —черта личности, которая заключается в себя-любии, сосредоточении на своём Я, равнодушии к другим людям.

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


Словарь 203

 

Экономика —особая сфера общественной жизни, вклю-чающая производственную и связанные с ней другие виды хозяйственной деятельности, а также отношения между людьми, необходимые для её осуществления.

 

Элитарная культура —субкультура привилегирован-ных групп общества.

 

Этикет —совокупность правил, касающихся внешнегопроявления отношения к людям.

 

Этноцентризм —суждения о других культурах с по-зиции превосходства культуры своего народа.

 

Язык —универсальное средство оформления, хра-нения, передачи и создания новых культурных ценно-стей.

 

«Я-концепция» —относительно устойчивая системапредставлений человека о самом себе.


 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...