Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Некоторые выводы. Вопросы и задания. Практикум




Некоторые выводы

 

1. Поведение человека выражает его отношение к другим людям, обществу и самому себе. 2. Централь-ным элементом нравственного поведения является поступок, которому предшествуют мотив, постановка цели, принятие решения. 3. Поступок оценивается не только по результатам, но и по мотивам, движущим действиями человека. 4. Нравственная оценка пред-полагает осуждение или одобрение поступка, поведе-ния человека на основе законов морали. 5. «Золотое правило» нравственности требует от человека в его отношениях с людьми руководствоваться такими нор-мами, которые пригодны для всех людей и выражают общее требование человечности.

 

 

Вопросы и задания

 

?!

 

1.

Какова структура нравственного поступка?

 
   
  2. И. В. Гёте писал: « Поведение — это зеркало, в котором  
    каждый показывает своё лицо». Как вы это понимаете?  
  3. Что такое нравственная оценка?  
  4. Почему, на ваш взгляд, внешняя оценка поступков, вы-  
    ражаемая общественным мнением, не всегда совпадает с  
    внутренней самооценкой?  
  5. Как формулируется «золотое правило» нравственности?  


 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


Практикум


 

 


 

1. Должен ли быть у всех людей только один смысл жизни или у каждого человека — собственный? Давайте предоставим слово защитникам разных точек зрения, ко-торых обычно называют оппонентами.

 

Первая точка зрения. У всех людей смысл жизнидолжен быть какой-то один, ведь все люди по своей при-роде одинаковы. И смысл жизни — это как раз то, что их объединяет и отличает от животных. Кроме того, если бы жизни разных людей имели неодинаковый смысл, то каждый из них тянул бы только в свою сторону и они никогда не могли бы понять друг друга и действовать сообща.

 

Вторая точка зрения. То, что у всех людей есть общиеили родовые свойства, вовсе не исключает их различий. Каждый человек — это неповторимое существо, поэтому

 

и смысл жизни у каждого должен быть свой. Понять же другого можно даже не разделяя его взглядов. А действо-вать сообща людей заставляет вовсе не общий смысл жиз-ни, а взаимная выгода.

 

Третья точка зрения. Всё это правильно, но толькоотчасти, потому что смысл жизни у разных людей одно-временно является и общим, и различным. Принадлеж-ность каждого отдельного человека к человеческому роду, определённому обществу, нации или классу обусловливает то, что у каждого человека есть что-то общее с другими людьми, в том числе и смысл жизни. В то же время, по-скольку каждый чем-то отличается от других, это его от-личие тоже может проявляться в понимании им смысла жизни. То, что мы называем смыслом жизни, у каждого человека в чём-то совпадает, а в чём-то не совпадает со смыслом жизни других людей.

 

Какая из приведённых точек зрения кажется вам бо-лее правильной? Обоснуйте своё мнение. Представьте себя участником дискуссии о смысле жизни. В чём он заклю-чается для вас?

 

2. Познакомьтесь с историей, которую нам поведал древ-негреческий историк Геродот (485(? )—425 гг. до н. э. ).

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


190 Тема 4. Человек и нравственность

Многие не раз слышали фразу «богат как Крез». Дело

 

в том, что царь Лидии Крез считался в древнем мире са-мым богатым из людей, поэтому его имя со временем стало символом богатства. Так вот, Крез после завоевания Лидии персидским царём Киром II попал в плен. Перед казнью Крез воскликнул: «О, Солон, Солон! » Кир заинтересовался и спросил, что он хотел сказать этим. Крез ответил: «Прав был Солон! Пока человек не умер, рано говорить, был он счастлив или нет». Почему же Крез в свой последний час вспомнил вдруг греческого мудреца Солона?

 

... В одном из великолепных дворцов Сард — столицы Лидии, которая находилась на территории нынешней Тур-ции, царь Крез принимал знатного гостя — Солона, одного из самых мудрых афинских законодателей. Крез показал гостю из Греции свои сокровища, дворцы, конюшни, а по-том, заранее уверенный в ответе, задал ему вопрос: кого Солон считает самым счастливым человеком из всех, кого он знал в своей жизни?

 

Задумавшись, Солон через некоторое время ответил:

 

— Я считаю самым счастливым из людей афинянина Таллеса.

 

— Почему же? — спросил с плохо скрываемым чув-ством разочарования удивлённый Крез.

 

И Солон разъяснил: во-первых, потому, что Таллес жил

 

в годы расцвета Афин, и, следовательно, вокруг себя он видел много счастливых граждан; во-вторых, он вырастил из своих дочерей и сыновей добрых людей, женил их и выдал замуж, они создали хорошие семьи и дали Таллесу достойное потомство; в-третьих, Таллес жил не зная нуж-ды и горя; в-четвёртых, он храбро сражался за свободу Афин — своего родного города и пал в бою как герой; наконец, в-пятых, благодарные афиняне с почестями по-хоронили его как героя.

 

— А могу ли я считать себя счастливым? — всё же решил спросить царь.

 

— Человек живёт в среднем около 70 лет. Это около

 

26 тысяч дней, каждый из которых не похож на другой. Я не могу сказать, что ты счастлив, пока не услышу о твоём счастливом конце, — ответил Солон.

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


Практикум 191

 

Как понимал суть счастья, смысл жизни Солон? В чём состоит, на ваш взгляд, поучительность этой истории?

 

3. Великие люди всех времён и народов обращались к теме жизненного пути человека, к тем правилам и зако-нам, которыми он должен руководствоваться. Познакомь-тесь с некоторыми из них:

 

В жизни, прислушиваясь к сердцу, руководствоваться разумом.

 

«Перед человеком к разуму три пути: путь размышле-ния — это самый благородный; путь подражания — это самый лёгкий, путь личного опыта — это самый тяжё-лый» (Конфуций).

 

Верить в свои силы.

 

«В мире нет ничего, чего бы не мог обнять одарённый чувством и разумом человек» (Я. А. Коменский).

 

Творить добро.

 

«Если бы люди сделали общим достоянием то, что полезно, всё, что приносит счастье, мир стал бы раем» (Т. Кампанелла).

 

Быть требовательным к себе.

 

«Чем меньше человек доволен собой, тем нужнее он для других людей и тем больше бывает полезен им» (Л. Н. Толстой).

 

Постоянно трудиться.

 

«Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человек соблюсти своё человеческое достоинство» (Л. Н. Толстой).

 

«Безделье и праздность не только рождают невежество, они в то же время являются причиной болезни» (Ибн Сина).

 

Любить Родину.

 

Пока свободою горим,

 

Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим,

 

Души прекрасные порывы! (А. С. Пушкин).

 

Стремиться к самосовершенствованию.

 

«Человек — целый мир, было бы только основное по-буждение в нём благородно» (Ф. М. Достоевский).

 

«Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически» (А. П. Чехов).

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


192 Тема 4. Человек и нравственность

«Воспитание, полученное человеком, закончено, до-стигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить» (Ф. Дистервег).

 

Служить людям, быть им необходимым.

 

«Природа вложила в человека потребность заботиться обо всех людях» (Марк Аврелий).

 

«Лишь тот испытывает радость, кто может ближнему помочь» (И. В. Гёте).

 

Жить по совести.

 

«Для человека мысль — венец всего живого,

 

А чистота души есть бытия основа» (Энвери). «Совесть — тысяча свидетелей» (Квинтилиан).

 

Понимать людей, выбирать в друзья лучших из них. «Другу верный друг поможет, не страшит его беда. Сердце он отдаст за сердце, а любовь — в пути звезда»

 

(Шота Руставели).

 

«Избегай людей, которые, видя твои пороки и недостат-ки, оправдывают их или даже одобряют» (Г. Сковорода).

 

Беречь результаты своего и чужого труда.

 

«Человек дорожит лишь тем, во что он вложил частицу своей души, своего сердца» (В. А. Сухомлинский).

 

Подумайте, что из этих наставлений вам подходит уже сегодня. Аргументируйте свой ответ.

 

4. Познакомьтесь с кратким пересказом пролога пьесы «Чудак» турецкого писателя Назыма Хикмета.

 

Ночь. По берегу моря тянется тропинка. Посреди до-роги, почти закрывая её, лежит камень...

 

На дороге показывается человек. Несмотря на мрак ночи, он заметил камень. Обойдя его, он остановился, по-ставил ногу на камень — так удобнее — и, зашнуровав развязавшиеся на ботинках шнурки, пошёл дальше. Вслед за ним по дороге идёт ещё один запоздалый путник. К не-счастью, он не увидел камня, споткнулся, упал, ушибся. Ему больно; кряхтя и ругая тех, кто случайно или нарочно оставил камень на тропинке, поднимается он с земли и продолжает свой путь. Третий, проходя по дороге, вовремя остановился. Он перенёс камень на обочину, чтобы сделать

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


Практикум 193

 

дорожку безопасной для любимой, которая вот-вот должна пройти здесь. Через некоторое время по этой дорожке прошел четвёртый путник. Его взгляд остановился на огромном камне, лежащем у обочины. В голову закралась порочная мысль: «А что, если поставить камень посреди тропинки? Авось кто не заметит и натолкнётся на камень, упадёт... » И ему не лень — со злорадством поднимает он тяжёлую глыбу, ставит её на дорогу. Ещё один человек идёт вслед за ним по дороге. Он вовремя увидел камень, обошёл его. Но, пройдя несколько шагов, он остановился

 

в раздумье: «Там, на тропинке, остался камень, а впереди ещё целая ночь. Может случиться, что какой-либо чело-век, проходя по дороге, не заметит камень в темноте... » И, обеспокоенный грозящей другим опасностью, он воз-вращается назад и оттаскивает камень с дороги...

 

И ночь, и дорога, и камень — это символы. «Ночь» означает неизвестность, «дорога» — наш жизненный путь, а «камень» олицетворяет всё, что мешает людям быть счаст-ливыми: нужду, болезни, чёрствость, преступления...

 

Что же мы можем сказать о людях, представленных нам Назымом Хикметом в прологе «Чудака»? Как мы определим нравственную позицию каждого из них?

 

5. Подготовьте устное сообщение по одной из следую-щих тем:

 

а) «Роль морали в жизни человека и общества»; б) «Противоречия (парадоксы) добра и зла»; в) «Счастье в жизни человека»; г) «Золотое правило нравственности».

 

6. Изложите письменно свои взгляды на один из сле-дующих вопросов:

 

а) Нравственное поведение современного школьника: казаться или быть?

 

б) Совесть как регулятор моего поведения. в) Зачем мне нужна нравственность?

 

7. Упражнение «Самое хорошее и самое плохое».

 

а) Запишите в тетради в столбик 5 самых приятных событий вашей жизни. После этого в каждом пункте от-метьте, благодаря кому (чему) произошло каждое из них.

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


194 Тема 4. Человек и нравственность

б) Запишите в столбик 5 неприятных событий вашей

 

жизни. После каждого пункта отметьте, из-за кого (чего)

 

произошло каждое из них.

 

в) Произведите подсчёт:

 

— общее число событий — А;

 

— события, которые произошли благодаря мне, — х.

Найдите отношение Ax ⋅ 100%.

Полученное число — это степень зависимости вашей жизни от ваших желаний, от вас самих.

 

г) Какие события вспоминать легче? Почему? Из-за чего (кого) произошло большее число событий (приятных и неприятных)?

 

Согласны ли вы с тем, что чем больше свободы у чело-века, тем больше ответственности? Почему?

 

8. Познакомьтесь с высказываниями о патриотизме.

 

«Патриот — тот, кто в самые трудные минуты для родины берётся за самые трудные её дела» (П. А. Павлен-ко).

 

«Идея, согревающая патриотизм, — это идея общего блага…» (М. Е. Салтыков-Щедрин).

 

«Если я не устремлюсь на врага, когда дело идёт о спасении моей родины, я не гражданин, а обыватель» (Д. Дидро).

 

«Настоящим гражданином, стойким бойцом за высо-кие идеалы становится только человек, который в годы детства и отрочества овладел высоким искусством чело-вечности, — научился быть преданным сыном, преданной дочерью своих родителей» (В. А. Сухомлинский).

 

«Каждый, кто внёс свою лепту в дело процветания страны физическим или нравственным трудом, является благородным и полезным гражданином» (Я. Чечот).

 

С чего начинается патриотизм? И в чём он выражает-ся? Какое из приведённых высказываний созвучно вашим мыслям?


 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...