Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предмет валютного права. Метод валютного права. Понятие правового режима валютных операций

Предметом валютного права являются общественные отношения частного и публичного характера, возникающие по поводу проведения валютных операций.

Отношения частного характера возникают между участниками валютных отношений в связи с владением, пользованием и распоряжением объектами валютных операций. Валютные отношения частного характера по своей природе являются разновидностью товарно-денежных отношений, возникающих в целях обеспечения обмена товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, а также осуществления инвестиционной деятельности в международном экономическом обороте. Такого рода отношения возникают, например, при предоставлении банком валютного кредита юридическому или физическому лицу, между участниками внешнеэкономической деятельности при осуществлении расчетов, при покупке или продаже физическими лицами иностранной валюты в обменных пунктах, в других случаях проведения сделок с валютными ценностями или иными объектами валютных операций.

Валютные отношения частного характера обладают такими признаками, как юридическое равенство их участников, возможность выбора ими того или иного варианта поведения. В указанных общественных отношениях реализуется преимущественно частный интерес. Однако возможны и случаи реализации публичного интереса в частных отношениях. Примером здесь может послужить осуществление Банком России сделок купли-продажи иностранной валюты, с целью воздействия на колебания курса национальной валюты (валютные интервенции).

Отношения публичного характера возникают между участниками валютных операций и субъектами, осуществляющими валютное регулирование и валютный контроль. Таким отношениям свойственна централизация, построение их на основе власти и подчинения. В данных отношения реализуется публичный интерес.

Обстоятельством, объединяющим указанные частные и публичные отношения в предмет валютного права, является то, что они так или иначе возникают по поводу валютных операций. С учетом этого в качестве специфического признака валютных отношений следует отметить непременное наличие в их составе иностранного элемента. Этим элементом являются валютные ценности и (или) специфический субъект — нерезидент.

Метод валютного права. Метод, используемый валютным правом, предопределяется характером регулируемых им общественных отношений. Широта спектра общественных отношений, составляющих предмет валютного права, предопределяет сложный состав приемов и способов правового воздействия на них. В частности, воздействие на предмет валютного права осуществляется такими способами правового регулирования, как властное предписание (позитивное обвязывание, запрещение) и предоставление возможности самостоятельного выбора поведения (дозволение). Таким образом, сочетание в предмете валютного права частных и публичных отношений предопределяет его комплексное регулирование императивным и диспозитивным методами правового воздействия. Соотношение же указанных методов создает особый правовой режим проведения валютных операций.

Правовой режим валютных операций представляет собой сочетание различных взаимодействующих способов правового регулирования (дозволений, запретов, позитивных обязываний), создающее особую направленность государственного воздействия на отношения, возникающие в связи с проведением валютных операций.

Комплексный характер валютных отношений создает для законодателя потенциальную возможность осуществлять настройку правового режима проведения валютных операций с акцентом на различные способы правового регулирования. Выбор государством того или иного правового режима для регулирования валютных операций диктуется конкретной ситуацией, складывающейся в экономике страны, целями его внутренней и внешней политики.

Таким образом, соотношение публично-правовых и частноправовых элементов в методе правового регулирования общественных отношений, в том числе и валютных, может меняться в зависимости от конкретных исторических условий существования государства. Довольно точно охарактеризовал причины, влияющие на такое соотношение, М. М. Агарков в своей статье «Ценности частного права» (1920 г.), утверждавший, что пропорция указанных элементов «...зависит от хозяйственных условий, и социальной психологии эпохи. Та или иная комбинация будет всегда самым лучшим показателем характера общественного строя определенного периода истории».

Схожим образом оценивается данная ситуация и в современной юридической литературе. Так, Е. П. Губин и П. Г. Лахно ставят соотношение использования государством публично-правовых и частноправовых средств регулирования в зависимость от конкретных условий развития экономики. Используя международный опыт правового регулирования экономики, они приходят к выводу, что «в тех странах, где рынок сформировался и основные принципы рыночной экономики эффективно функционируют, использование публично-правовых инструментов регулирования сведено к минимуму (например, США, Япония и др.). Там же, где происходит процесс становления рыночной экономики, имеются особенности исторического, географического характера, роль публично-правовых средств наоборот весьма существенна».

Принципы валютного права

 

Специальными (отраслевыми) принципами валютного права являются основные, общеобязательные положения правового регулирования валютных отношений, закрепленные в законодательстве.

Принципы валютного права нашли свое отражение в ст. 3 Федерального закона №. 173-ФЗ, в соответствии с которой к ним относятся:

· приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

· исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

· единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

· единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

· обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Указанные принципы являются общими как для правового воздействия на валютные отношения, так и для иных способов государственного регулирования данной сферы. В целом они отражают стремление законодателя создать механизм валютного регулирования и валютного контроля как составной элемент системы регулирования национальной экономики.

Принцип приоритета экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования. Законодательное закрепление приоритета экономических мер в реализации государственной валютной политики является исключительно важным программным заявлением государства относительно отхода от преобладания административного воздействия на валютные отношения и перехода к рыночным инструментам их регулирования.

Роль экономических мер в регулировании валютных операций трудно переоценить, но, как правило, указанные меры становятся действительно доминирующими только в странах с сильной экономикой, способной справиться с дисбалансом внешнеэкономической деятельности без применения властного воздействия на участников валютных операций. Наиболее распространенной в мировой практике экономической мерой валютного регулирования является валютная интервенция. Целью валютной интервенции является поддержание стабильности национальной валюты путем недопущения значительных колебаний курсов национальной валюты по отношению к иностранным валютам. Валютные интервенции осуществляют за счет резервов иностранной валюты центральных банков, привлеченных ими средств в иностранной валюте, средств казначейства или специально созданных для этого стабилизационных валютных фондов. Статья 41 Закона о Банке России определяет валютные интервенции Банка России как куплю-продажу Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

Банк России обладает и другими экономическими инструментами реализации государственной валютной политики, например: установление процентных ставок по операциям Банка России, проведение операций на открытом рынке (ст. 35 Закона о Банке России).

Административное воздействие на участников валютных операций выражается в установлении валютных ограничений, т. е. в установлении государством с помощью норм права специального порядка и условий проведения валютных операций, запрета на проведение отдельных видов валютных операций. Действующее законодательство кроме прямого запрета на проведение отдельных видов валютных операций также предусматривает репатриацию выручки от внешнеторговой деятельности-(ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ).

Таким образом, закрепление в области валютного регулирования приоритета экономических мер регулирования над административными мерами свидетельствует о снижении роли императивного метода воздействия на валютные отношения и законодательном стимулировании органов валютного регулирования в преимущественном использовании экономических средств воздействия на участников валютных отношений.

Принцип исключения неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов в какой-то мере является продолжением предшествующего принципа, но носит главным образом декларативный характер, подтверждая направленность государственной валютной политики на снижение уровня императивного регулирования валютных операций.

Как справедливо отмечают авторитетные западные специалисты в области валютного права, в странах с рыночной экономикой валютные ограничения не могут вводиться на продолжительное время, поскольку нарушают права индивида на свободу выбора. Такая ситуация может быть оправдана только чрезвычайными экономическими или политическими причинами. В связи с этим целесообразно обратить внимание на ст. 8 Конституции РФ, гарантирующую свободное перемещение финансовых средств, свободу экономической деятельности, а также на ст. 35, согласно которой каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им. Право собственности на валютные ценности защищается государством наряду с правом собственности на другие объекты собственности.

Ограничение прав и свобод человека и гражданина допускается только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ).

Принцип единства внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации. Государственная валютная политика представляет собой составную часть внутренней и внешней политической деятельности государства. Взаимозависимость внешней и внутренней валютной политики государства предопределяется наличием у данных видов государственной деятельности общих целей, что предполагает согласование и сочетание мер государственного регулирования валютных операций, осуществляемых на территории РФ, и валютных операций, связанных с внешнеэкономической деятельностью. Право является одним из способов обеспечения реализации политической воли государства и выражения его целей. Валютное право, определяющее меры валютного регулирования, должно обеспечить их согласованную направленность на достижение целей валютной политики.

Принцип единства системы валютного регулирования и валютного контроля. В наиболее общем плане этот принцип закреплен в п. «ж» ст. 71 Конституции РФ, в соответствии с которым валютное регулирование отнесено к исключительной компетенции Российской Федерации. Данное положение исключило возможность на региональном уровне дифференцировать подходы к правовому регулированию валютных отношений и организационному обеспечению валютного регулирования и валютного

контроля.

Кроме того, данный принцип, на наш взгляд, предполагает сочетание мер валютного регулирования с мерами валютного контроля в едином комплексе государственного воздействия на участников валютных отношений. Необходимость такого единства вполне объективна, поскольку государство может обеспечить соблюдение условий и порядка проведения валютных операций главным образом путем контроля за их соблюдением и применением мер ответственности к нарушителям валютного законодательства.

В качестве примера организационного проявления данного принципа можно привести одновременное наделение Правительства РФ и Банка России функциями как по валютному ре­гулированию, так и по осуществлению валютного контроля.

Принцип обеспечения государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций является относительно новым принципом валютного регулирования. Не вызывает сомнений, что обеспечение устойчивости национальной валюты и стабильности внутреннего валютного рынка соответствует интересам подавляющего большинства участников валютных операций. Таким образом, цели валютного регулирования, заявленные в преамбуле Федерального закона № 173-ФЗ, и интересы резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций совпадают. Данное обстоятельство теоретически действительно позволяет сделать вывод о том, что государственная деятельность по валютному регулированию объективно должна обеспечивать защиту прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов как участников валютных операций.

Юридической гарантией соблюдения указанного принципа является ч. 12 ст. 23 Федерального закона № 173-ФЗ, в соответствии с которой органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ, за неисполнение функций, установленных валютным законодательством РФ, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...