Правовой режим валютных операций
Правовой режим валютных операций представляет собой урегулированный законодательством с помощью определенного набора правовых средств (запретов, дозволений, позитивных обязывают) порядок их проведения. В зависимости от преобладания дозволений или запретов в комплексе правовых средств, регулирующих общественные отношения, можно выделить соответственно два типа правового режима: общедозволительный (или правовой режим общедозволительного профиля) и разрешительный (правовой режим разрешительного профиля). Первый правовой режим основан на диспозитивных началах, второй — на императивных. Правовой режим валютных операций определяющим образом характеризуется соотношением, имеющихся в арсенале государства экономических и административных мер валютного регулирования. Преобладание административных мер в валютном регулировании означает и преобладание в составе правовых средств, используемых законодателем, запретов и позитивных обязываний. Акцент государства на экономические меры валютного регулирования создает условия для преобладания в валютном законодательстве дозволений. Ранее действовавший Закон № 3615-1 подразделял валютные операции по правовому режиму на «текущие валютные операции» и «валютные операции, связанные с движением капитала». Текущие валютные операции могли проводиться без ограничений, а валютные операции, связанные с движением капитала, — только в порядке и на условиях, определяемых Банком России. При этом текущие валютные операции были исчерпывающим образом перечислены в указанном Законе, а к валютным операциям, связанным с движением капитала, относились все валютные операции, не являющиеся текущими. Таким образом, доминантным принципом правового регулирования валютных операций являлся принцип «запрещено все, кроме того, что прямо разрешено», который соответствует правовому режиму разрешительного профиля. Данный правовой режим характеризовался очевидным преобладанием административных мер в составе средств валютного регулирования.
Произошедшие в последние годы позитивные изменения в экономике страны предопределили и изменение ориентиров валютной политики. Поставленная государством цель по достижению полной конвертируемости рубля, созданию условий для его свободного обращения на международных рынках, безусловно, требовала корректировки существовавшего правового режима валютных операций. Действующее валютное законодательство закрепило в качестве одного из принципа регулирования валютных отношений приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования. Тем не менее, несмотря на значительное ослабление императивного воздействия на участников валютных операций, административные меры по-прежнему играют существенную роль в механизме валютного регулирования. Специфический характер валютных отношений создает для законодателя потенциальную возможность устанавливать одновременно различные типы правовых режимов для разных видов валютных операций. Федеральный закон № 173-ФЗ выделяет четыре группы валютных операций, регулирование которых осуществляется с различным сочетанием запретов, дозволений, позитивных связываний: валютные операции между резидентами и нерезидентами; валютные операции между резидентами; валютные операции между нерезидентами; ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг. Нормы законодательства, регулирующие валютные операции между резидентами и нерезидентами, являются преимущественно дозволительными. В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 173-ФЗ указанные операции осуществляются без ограничений.
Применительно к внешнеторговой деятельности действуют требования об обеспечении резидентами репатриации (возврата в страну) иностранной и российской валюты. В соответствии со ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ резиденты обязаны обеспечить репатриацию иностранной валюты и валюты Российской Федерации, причитающейся им от нерезидентов, на свои счета в уполномоченных банках. В целом, оценивая характер норм, регулирующих валютные операции между резидентами и нерезидентами, можно сделать вывод, что законодателем установлен для них общедозволительный правовой режим. Соответственно, применительно к данным валютным операциям действует принцип «разрешено все, кроме того, что прямо запрещено». Валютные операции между резидентами, наоборот, запрещены, за исключением операций, указанных в ст. 9 Федерального закона № 173-ФЗ. Сочетание правовых средств, используемых для регулирования валютных операций между резидентами, указывает на то, что на них распространяется разрешительный правовой режим. То есть действует принцип «запрещено все, кроме того, что прямо разрешено». Согласно ст. 10 Федерального закона № 173-ФЗ нерезиденты вправе без ограничений переводить друг другу иностранную валюту с банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на банковские счета (банковские вклады), открытые за пределами Российской Федерации, или в уполномоченных банках, а также осуществлять переводы иностранной валюты из-за границы на банковские счета (банковские вклады), открытые в уполномоченных банках. При проведении нерезидентами между собой на территории РФ валютных операций с внутренними ценными бумагами они обязаны соблюдать требования российского антимонопольного законодательства и законодательства РФ о рынке ценных бумаг. Правовой режим валютных операций между нерезидентами можно охарактеризовать как общедозволительный, поскольку ограничения, подлежащие применению к ним, сформулированы как исключения, применяемые к отдельным видам валютных операций.
Правовой режим таких валютных операций, как ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, российской валюты и внутренних ценных бумаг, дифференцирован валютным законодательством в зависимости от вида объекта валютных операций, его стоимости и направления перемещения — ввоз или вывоз, а также статуса лица, осуществляющего такую операцию. Так, в соответствии со ст. 15 Федерального закона № 173-ФЗ ввоз в Российскую Федерацию объектов валютных операций (иностранной валюты, валюты Российской Федерации, дорожных чеков, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме) осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства РФ. При единовременном ввозе в Российскую Федерацию физическими лицами (резидентами и нерезидентами) наличной иностранной валюты, валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме в сумме, превышающей в эквиваленте 10 тыс. долларов США, указанные объекты валютных операций подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму ввозимого имущества. В отличие от ввоза вывоз объектов валютных операций из Российской Федерации может осуществляться только при соблюдении ряда валютных ограничений. Так, физические лица (резиденты и нерезиденты) имеют право вывозить из Российской Федерации иностранную валюту, валюту РФ, дорожные чеки, внешние и внутренние ценные бумаги в документарной форме, ранее ввезенные или переведенные в Российскую Федерацию, в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз или перевод в Российскую Федерацию. В случае отсутствия указанных обстоятельств или отсутствия подтверждающих их документов физические лица имеют право единовременно вывозить из Российской Федерации наличную иностранную валюту и валюту Российской Федерации в сумме, не превышающей в эквиваленте 10 тыс. долларов США.
При этом, если сумма единовременно вывозимой наличной иностранной валюты, валюты Российской Федерации в сумме не превышает в эквиваленте 3000 долларов США, а дорожных чеков — 10 тыс. долларов США, то соответствующие объекты валютных операций не подлежат обязательному таможенному декларированию. В остальных случаях вывоза резидентами и нерезидентами из Российской Федерации объектов валютных операций вывозимое имущество подлежит декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации. Таким образом, операции по ввозу в Российскую Федерацию валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг подпадают под общедозволительный правовой режим. Нормы валютного законодательства, регулирующие вывоз из Российской Федерации объектов валютных операций физическими лицами, содержат количественные ограничения, позволяющие отнести правовой режим таких операций к разрешительному. Относительно проведения указанных операций юридическими лицами Федеральный закон № 173-ФЗ не содержит запретов, устанавливая лишь требование о декларировании вывозимых валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг, что позволяет говорить о дозволительном правовом режиме этих операций. В нормах Федерального закона № 173-ФЗ, определяющих правовой режим проведения валютных операций, отчетливо нашла отражение направленность валютной политики государства на либерализацию валютного регулирования, что выразилось, прежде всего, в отмене с 1 июля 2006 г. такого вида валютных ограничений, как резервирование. Указанные нормы корреспондируют таким принципам валютного регулирования, как приоритет экономических мер при реализации государственной валютной политики, а также исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов (ст. 3 Федерального закона № 173-ФЗ). Тенденция на либерализацию валютного регулирования проявляется, в том числе и во временном характере ряда валютных ограничений. Такие валютные ограничения, как использование специальных счетов, обязательная продажа резидентами части валютной выручки, предварительная регистрация счетов, действовали только до 1 января 2007 г. Применительно к правовому режиму валютных операций временный характер указанных валютных ограничений означает постепенный переход к окончательному доминированию диспозитивного начала в правовом регулировании валютных операций между резидентами и нерезидентами, а также между нерезидентами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|