Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы и методы валютного контроля

 

Понятие формы валютного контроля как «способа объеди­нения соответствующих органов и учреждений для целей ва­лютного контроля» в юридический оборот ввел И. В. Хаменушко. Он разработал следующие критерии выделения таких форм:

· наличие учреждений (органов), в сферу компетенции кото­рых входят общие для них направления валютного контроля;

· выполнение указанными учреждениями (органами) своих задач по валютному контролю во взаимодействии друг с дру­гом, осуществляемом на постоянной основе;

· распределение функций между взаимодействующими орга­нами в рамках единых направлений валютного контроля;

· использование специфических методов валютного контроля.

Таким образом, под формой валютного контроля следует по­нимать специфический способ взаимодействия Правительст­ва РФ, органов и агентов валютного контроля в процессе осуще­ствления контрольных мероприятий в отношении резидентов и нерезидентов на предмет соблюдения ими валютного законода­тельства РФ, а также актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля при осуществлении валютных операций.

Метод валютного контроля — это специфический прием и способ его осуществления. Методы валютного контроля можно подразделить на основные, специализированные и дополни­тельные.

Основные методы валютного контроля — наблюдение (посто­янное ознакомление с деятельностью подконтрольного объекта без использования сложных приемов получения и оценки информации) и проверка (углубленное изучение деятельности подконтрольного объекта).

Специализированные методы валютного контроля — обследо­вание (касается конкретного вопроса и затрагивает широкий круг подконтрольных объектов) и ревизия (всестороннее изуче­ние финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного объекта путем сопоставления документальных и фактических данных).

Дополнительные методы валютного контроля — запрос ин­формации (получение информации у подконтрольного объекта по определенному перечню вопросов) и анализ (обработка до­кументальной информации с использованием специальных аналитических приемов).

Используя перечисленные критерии, с учетом ст. 22 Феде­рального закона № 173-ФЗ можно выделить три основные ор­ганизационно-правовые формы валютного контроля:

правительственная форма валютного контроля — осуществ­ляется Правительством РФ по двум направлениям:

а) координация деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся ор­ганами валютного контроля, а также их взаимодействие с Бан­ком России;

б) обеспечение взаимодействия не являющихся уполномо­ченными банками профессиональных участников рынка цен­ных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов ва­лютного контроля с Банком России.

Основной метод правительственного валютного контроля — наблюдение, результатом которого может стать издание подза­конного нормативного правового акта;

общая форма валютного контроля — осуществляется феде­ральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ — Федеральной службой финансово-бюд­жетного надзора. Отличие общего валютного контроля от спе­циального состоит в том, что он распространяется на всех уча­стников валютных отношений и в этом смысле носит общий, Универсальный характер; при этом для указанной Федеральной службы валютный контроль выступает основным видом деятельности. Как организационно-правовая форма общий валютный контроль представляет собой способ взаимодействия феде­ральных органов исполнительной власти, деятельность которых направлена на осуществление контроля за законностью валют­ных операций всех видов. Основной метод общего валютного контроля — проведение проверок;

специальная форма валютного контроля — осуществляется органами и агентами валютного контроля, для которых соот­ветствующее направление контрольной деятельности не являет­ся основным. Специальным он является потому, что контроль осуществляется в более узких, специализированных сферах об­щественных отношений (банковская, таможенная, налоговая система, рынок ценных бумаг). Соответственно, в рамках дан­ной формы можно выделить:

а) банковский валютный контроль — осуществляется Банком России и уполномоченными банками, подотчетными Банку России. Особенность правового положения уполномоченных банков в данных отношениях состоит в том, что они имеют двойственный правовой статус: одновременно являются и субъ­ектами, и объектами валютного контроля. Субъектом валютно­го контроля, т. е. лицом, его осуществляющим, уполномочен­ный банк выступает по валютным операциям своих клиентов. По собственным валютным операциям уполномоченный банк является объектом валютного контроля со стороны Банка Рос­сии. В последнем случае Банк России проверяет выполнение уполномоченным банком:

· требований валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов Банка России как органа ва­лютного контроля;

· обязанностей уполномоченного банка как агента валютного контроля;

· требований валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля клиентами уполномоченного банка при проведении валютных операций через данный банк.

Таким образом, как организационно-правовая форма валют­ного контроля банковский валютный контроль опосредует кон­троль государства за совершением банковских валютных опера­ций резидентов и нерезидентов на территории РФ или операций резидентов за ее пределами с использованием организационной структуры банковской системы России.

Основной метод валютного контроля, используемый Банком России, — проведение проверок, уполномоченными банка­ми — наблюдение;

б) таможенный валютный контроль — осуществляется тамо­женными органами за порядком проведения валютных опера­ций, которые связаны с перемещением валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг че­рез таможенную границу РФ (ввоз, вывоз) и совершением трансграничных платежей. Основной метод таможенного ва­лютного контроля — наблюдение. Также используются специ­альные формы таможенного контроля (ст. 366 ТК РФ): провер­ка документов и сведений, таможенный осмотр и досмотр, лич­ный досмотр;

в) налоговый валютный контроль — осуществляется налого­выми органами в переделах их компетенции (ст. 30—33 НК РФ, Закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» с последующими изменениями (да­лее — Закон о налоговых органах)). Основной метод налогово­го валютного контроля — проведение проверок;

г) валютный контроль на рынке ценных бумаг — осуществля­ется не являющимися уполномоченными банками профессио­нальными участниками рынка ценных бумаг, в том числе дер­жателями реестра (регистраторами), подотчетными федераль­ному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг — Федеральной службе по финансовым рынкам. Предметом ва­лютного контроля на рынке ценных бумаг является соблюдение требований валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования при совершении резидентами валют­ных операций с внешними ценными бумагами и нерезидента­ми — валютных операций с внутренними и внешними ценны­ми бумагами. Основной метод валютного контроля на рынке ценных бумаг — наблюдение.

По способу организации контрольных мероприятий валют­ный контроль можно классифицировать на дистанционный (до­кументальный) и контактный. Дистанционный контроль ис­пользуется в повседневной деятельности органов и агентов ва­лютного контроля для проверки представляемой резидентами и нерезидентами документации и отчетности по проводимым ва­лютным операциям. Он является основным способом органи­зации мероприятий валютного контроля. Контактный контроль имеет место при проведении выездных проверок непосредст­венно на подконтрольном объекте.

По времени осуществления валютный контроль можно под­разделить на предварительный (осуществляется до совершения валютной операции, например, при предварительной регистра­ции счета (вклада), открываемого в банке за пределами терри­тории РФ (ст. 18 Федерального закона № 173-ФЗ)), текущий (осуществляется в процессе проведения валютной операции, например: уполномоченным банком при совершении платежа в иностранной валюте; таможенными органами в процессе ввоза (вывоза) резидентами (нерезидентами) через таможенную гра­ницу РФ валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг) и последующий (осуществляется после проведения валютной операции, например, при пред­ставлении подтверждающих документов в уполномоченный банк и закрытии паспорта сделки).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...