Субъекты валютных правоотношений
Субъекты валютных правоотношений подразделяются на участников валютных операций и лиц, осуществляющих валютное Регулирование и валютный контроль. Федеральный закон № 173-ФЗ подразделяет участников валютных операций на резидентов и нерезидентов. При этом перечень лиц, относящихся к резидентам, является исчерпывающим, а перечень лиц, являющихся нерезидентами, в Федеральном законе № 173-ФЗ в отличие от Закона РФ № 3615-1 приведен примерно. Лиц, относящихся к категории резидентов, можно подразделить на физические и юридические лица, публично-правовые образования и официальные представительства РФ за рубежом. Физические лица: · граждане РФ, за исключением лиц, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства; · постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Юридические лица: · юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ; · находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения юридических лиц — резидентов, Публично-правовые образования: · Российская Федерация; · субъекты РФ; · муниципальные образования. Официальные представительства РФ за рубежом: · дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные российские официальные представительства, находящиеся за рубежом; · постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях. К нерезидентам относятся все иные лица, не отнесенные законом к категории резидентов, в частности:
· физические лица, не обладающие признаками физических лиц — резидентов; · юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ; · организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных госу дарств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ; · находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения указанных выше юридических лиц — нерезидентов и организаций-нерезидентов, не являющихся юридическими лицами; · аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях; · межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации; · иные лица, не соответствующие признакам резидентов. Ко второй категории субъектов валютных правоотношений, т. е. к лицам, осуществляющим валютное регулирование и валютный контроль, относятся органы валютного регулирования, органы валютного контроля, агенты валютного контроля. В целях правильного уяснения терминов, используемых валютным законодательством РФ, следует учитывать тот факт, что валютное законодательство является комплексной отраслью законодательства и в нем присутствуют нормы различных отраслей права. В связи с этим при толковании его норм соответствующие институты, понятия и термины должны пониматься так, как они раскрываются в соответствующих отраслях права. Но при этом следует учитывать, что Федеральный закон № 173-ФЗ обладает и собственным понятийным аппаратом, который имеет специальное значение именно для валютного регулирования.
Например, Федеральный закон № 173-ФЗ не раскрывает понятие «эмиссионная ценная бумага», без чего невозможно понять, признаки какого подпункта («а», если бумага эмиссионная, или «б», если она не эмиссионная) п. 3 ч. 1 ст. 1 указанного Закона нужно применять для квалификации конкретной Ценной бумаги как «внутренней». Признаки эмиссионной ценной бумага сформулированы в ч. 1 ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг, согласно которой эмиссионная ценная бумага — любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками: · закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных Законом о рынке ценных бумаг формы и порядка; · размещается выпусками; · имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги. Следовательно, только после обращения к указанной норме и установления того, что конкретная ценная бумага является эмиссионной, уже затем для квалификации ее как «внутренней» нужно использовать признаки, указанные в подп. «а» п. 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ. Отнесение физических лиц к резидентам или нерезидентам осуществляется на основе определения их постоянного места жительства. К резидентам относятся российские граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, если они имеют постоянное место жительства в Российской Федерации. В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» с последующими изменениями устанавливает, что граждане РФ обязаны регистрироваться по месту жительства в пределах Российской Федерации. В населенных пунктах, где имеются органы внутренних дел, они исполняют функции органов регистрационного учета граждан по месту жительства, в остальных населенных пунктах указанные функции исполняет местная администрация. Отметки о регистрации гражданина и снятии его с регистрационного учета по месту жительства проставляются в паспорте гражданина РФ.
Документом, подтверждающим факт постоянного проживания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ, является вид на жительство. Статья 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» с последующими изменениями определяет вид на жительство как документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Для получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. К нерезидентам относятся российские и иностранные граждане, лица без гражданства, если указанные лица не имеют постоянного места жительства в Российской Федерации. Как видно из положений Федерального закона № 173-ФЗ, валютное законодательство допускает ситуацию, когда российский гражданин является резидентом иностранного государства и, соответственно, нерезидентом Российской Федерации. Данная ситуация имеет место, когда российский гражданин постоянно проживает на территории иностранного государства. Как следует из подп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ, признание гражданина РФ постоянно проживающим в иностранном государстве должно осуществляться в соответствии с национальным законодательством этого государства. Исходя из этого установить факт постоянного проживания российского гражданина на территории иностранного государства можно только на основании документов, выданных ему уполномоченными органами соответствующего иностранного государства. Таким документом может быть разрешение на постоянное жительство (вид на жительство) или аналогичный ему документ.
Российское валютное законодательство в составе резидентов и нерезидентов отдельно не выделяет физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей). Таким образом, определение резидентства индивидуальных предпринимателей должно осуществляться исходя из страны постоянного места жительства таких физических лиц независимо от страны места осуществления ими предпринимательской Деятельности. При этом право физического лица заниматься самой предпринимательской деятельностью без образования юридического лица определяется по праву страны, где такое Физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя. Если обязательная регистрация индивидуальных предпринимателей не предусмотрена, то для определения указанного права применяется право страны основного места осуществления предпринимательской деятельности (ст. 1201 ГК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ физическое лицо вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»1 с последующими изменениями (далее — Закон о государственной регистрации) установил, что в качестве индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации могут быть зарегистрированы российские и иностранные граждане, лица без гражданства, как имеющие постоянное место жительства в Российской Федерации (резиденты), так и имеющие временное место жительства в Российской Федерации (нерезиденты). Несмотря на то что физические лица — индивидуальные предприниматели и физические лица, не осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность, Федеральным законом № 173-ФЗ в составе физических лиц (резидентов и нерезидентов) никак не разграничены, тем не менее, их правовое положение имеет определенные отличия. Но, несмотря на это, представляется более правильным, чтобы резидентство индивидуальных предпринимателей определялось не по стране их постоянного места жительства, а по стране регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. Такой подход создал бы равные формально-юридические условия участия в валютных отношениях индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в этом качестве в Российской Федерации, независимо от страны места их постоянного жительства. Критерием разделения юридических лиц на резидентов и нерезидентов является законодательство, в соответствии с которым юридическое лицо создано. В соответствии со ст. 1202 ГК РФ личным законом юридического лица, определяющим его статус, является право страны, где учреждено юридическое лицо.
Юридические лица, являющиеся резидентами Российской Федерации, должны быть созданы в организационно-правовых формах, предусмотренных ГК РФ, и зарегистрированы в качестве юридических лиц органами Федеральной налоговой службы в Едином государственном реестре юридических лиц. Факт государственной регистрации юридического лица в Российской Федерации подтверждается Свидетельством о государственной регистрации юридического лица. Юридические лица — нерезиденты должны пройти государственную регистрацию в соответствии с национальным законодательством страны их учреждения. Законодательство зарубежных стран возлагает на разные государственные органы обязанность по государственной регистрации юридических лиц. Как правило, такую регистрацию осуществляют суды общей юрисдикции, органы юстиции, налоговые органы. Факт регистрации подтверждается свидетельством о регистрации или выпиской из соответствующего реестра. Например, в Великобритании государственная регистрация большинства юридических лиц осуществляется специальным служащим Департамента торговли и промышленности — Регистратором компаний. В подтверждение государственной регистрации Регистратор выдает сертификат об инкорпорации (Companies Act 1985, Companies Act 1989). В Германии некоммерческие организации регистрируются в реестре союзов, который ведется в соответствующем участковом суде (Германское Гражданское уложение, параграф 21). Торговый реестр в соответствии с параграфом 8 Германского Торгового уложения также ведется судами. Так, в соответствии с указанной нормой торговое товарищество независимо от его организационно-правовой формы должно быть зарегистрировано в указанном реестре. В состав лиц, относящихся к нерезидентам, подп. «в» п. 7 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ включает созданные в соответствии с законодательством иностранных государств организации, не являющиеся юридическими лицами и имеющие место нахождения за пределами территории РФ. К таким лицам, в частности, можно отнести полные товарищества, созданные по законодательству стран, не признающих их юридическими лицами. В частности, полные товарищества не признаются юридическими лицами законодательством Германии и Швейцарии. В Италии не признаются юридическими лицами Коммандитные товарищества. В Великобритании не являются Юридическими лицами и не подлежат государственной регист рации (инкорпорации) организации, созданные в форме партнерства1, ассоциации, преследующие некоммерческие цели (общественные и благотворительные ассоциации, профессиональные союзы и т. п.), с числом членов не более 20. Отнесение обособленных или иных самостоятельных структурных подразделений организаций, как являющихся юридическими лицами, так и не являющимися таковыми, к резидентам или нерезидентам осуществляется исходя из страны резидентства самой организации. Российское законодательство в качестве обособленных подразделений юридического лица выделяет филиалы и представительства (ст. 55 ГК РФ), законодательство иностранных государств по-разному определяет обособленные подразделения. Например, параграф 13 Германского Торгового уложения предусматривает возможность создания торговыми товариществами в качестве самостоятельных подразделений отделений. Законодатель расширил круг лиц, относящихся к числу резидентов. Так, по сравнению с ранее действовавшим законодательством в данный перечень добавлена Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования. Очевидно, что указанные публично-правовые образования и ранее являлись участниками валютных операций и включение их в состав резидентов является устранением серьезного пробела, имевшегося в Законе РФ № 3615-1. Например, проведение ряда валютных операций публично-правовыми образованиями предусмотрено БК РФ (ст. 89, 90, 94 и др.). Официальные представительства Российской Федерации в иностранных государствах, при межгосударственных или межправительственных организациях являются резидентами Российской Федерации. Аккредитованные официальные представительства иностранных государств в Российской Федерации, а также официальные представительства иностранных государств при межгосударственных и межправительственных организациях относятся к нерезидентам. Постоянные официальные представительства подразделяются на дипломатические представительства (посольства, миссии), консульские учреждения, торговые представительства и постоянные представительства государств при международных организациях. Указанные официальные представительства являются специализированными зарубежными органами внешних сношений соответствующих государств. Соответственно, официальные представительства являются резидентами тех стран, чьи интересы представляют в международных отношениях. Федеральный закон № 173-ФЗ относит межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации к числу нерезидентов. Согласно ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров (1969 г.) термин «международные организации» означает межправительственные организации. Признаками международных организаций являются: создание на основе соглашения между государствами; наличие постоянных органов; учреждение и деятельность в соответствии с нормами международного права1. Таким образом, международные организации как объединения государств для достижения общих целей являются субъектами международного публичного права и обладают международно-правовой правосубъектностью, что исключает возможность определения их правового статуса как резидентов какого-либо государства. К нерезидентам относятся также «иные лица», не отнесенные к резидентам и прямо не поименованные в составе нерезидентов (подп. «ж» п. 7 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ). Например, к таким лицам можно отнести иностранные государства, субъекты федерации иностранного государства, муниципальные образования иностранного государства. Среди субъектов валютных отношений (резидентов) законодатель особо выделил уполномоченные банки и валютные биржи (п. 8 и ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ). Уполномоченные банки и валютные биржи являются профессиональными участниками внутреннего валютного рынка, что и предопределяет их особое правовое положение в области валютных отношений. Единственным критерием отнесения кредитной организации к разряду уполномоченного банка является наличие у нее валютной банковской лицензии. Следует отметить, что к уполномоченным банкам при наличии валютной банковской лицензии относятся как банки, так и небанковские кредитные организации. В отличие от банков небанковские кредитные организации имеют право осуществлять отдельные виды банковских операций, допустимые сочетания которых устанавливаются Банком России. В соответствии со ст. 5 Закона о банках к банковским операциям относятся: · привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); · размещение указанных привлеченных средств от своего имени и за свой счет; · открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; · осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; · инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; · купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах; · привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; · выдача банковских гарантий; · осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов). Все банковские операции согласно указанной статье Закона о банках осуществляются кредитными организациями в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России — и в иностранной валюте. Порядок лицензирования Банком России валютных банковских операций определен Инструкцией Банка России от 14 января 2004 г. № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковской деятельности» с последующими изменениями (далее — Инструкция Банка России № 109-И). Согласно указанной Инструкции при учреждении банку может быть выдана лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц. В дальнейшем в порядке расширения деятельности банком может быть получена лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте и генеральная лицензия, предоставляющая право на проведение всех видов банковских операций, включая валютные. Небанковским кредитным организациям (расчетным и депозитно-кредитным) также могут быть выданы валютные банковские лицензии, предоставляющие право на проведение отдельных видов банковских операций в иностранной валюте, например на осуществление купли-продажи иностранной валюты в безналичной форме. Правовое положение валютных бирж российским законодательством не урегулировано. Из действующего валютного законодательства РФ можно лишь сделать вывод, что организация биржевых торгов иностранной валютой не является исключительным видом деятельности для валютных бирж. Определение порядка и условий организации биржевой торговли целиком отнесено к компетенции Банка России. Представляется, что более правильным было бы урегулировать основные вопросы правового положение валютных бирж в законодательном порядке, в частности в Федеральном законе № 173-ФЗ, по аналогии с регулированием правового положения фондовых и товарных бирж. Например, зафиксировать законодательно обязанность Банка России лицензировать биржевую деятельность на валютном рынке, тем более что п. 17 ст. 4 Закона о Банке России предусматривает, что Банк России «устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по Покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты». Статья 4 Закона РФ № 3615-1 ранее также предусматривала, что валютные биржи действуют в порядке и на условиях, устанавливаемых Банком России. Но, к сожалению, Банк России не установил ни требований к порядку создания валютных бирж, ни условий их деятельности на валютном рынке, в связи с чем по настоящее время отсутствуют четкие и понятные правила допуска бирж к организации торговли. Лица, осуществляющие валютное регулирование и валютный контроль, относятся к категории субъектов валютных отношений, взаимодействующих с участниками валютных операций в области публично-правовых отношений. К лицам, осуществляющим валютное регулирование, относятся Банк России и Правительство РФ. Компетенция указанных органов исчерпывающим образом определена законодательством и по своему содержанию сводится к установлению порядка проведения валютных операций или, иначе говоря, к установлению валютных ограничений, их «настройку» под конкретные экономические условия. Непосредственными целями деятельности Банка России и Правительства РФ в области валютного регулирования являются предотвращение существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также поддержание устойчивости платежного баланса Российской Федерации. К лицам, осуществляющим валютный контроль, в соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 173-ФЗ относятся Правительство РФ, органы и агенты валютного контроля. Органами валютного контроля являются Банк России, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ. В настоящее время таким федеральным органом исполнительной власти, наделенным Правительством РФ полномочиями органа валютного контроля, является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Банку России, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг (Федеральной службе по финансовым рынкам), таможенные и налоговые органы. Деятельность органов валютного контроля сводится к проверке соблюдения участниками валютных операций валютных ограничений, установленных валютным законодательством РФ и органами валютного регулирования, и к привлечению к юридической ответственности лиц, их нарушающих. Агенты валютного контроля оказывают содействие органам валютного контроля в выполнении их контрольных функций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|