Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие, цели, принципы и направления валютного контроля

 

Реализация валютной политики государства, валютное регу­лирование, обеспечение режима, установленного для проведе­ния валютных операций, невозможны без осуществления кон­троля за применением валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля, исполнением субъектами валютных правоотношений возложенных на них обязанностей. В теории права соответст­вующий вид контроля получил название валютный контроль.

В самом общем виде валютный контроль можно охарактери­зовать как деятельность государства в лице органов и агентов валютного контроля, направленную на обеспечение соблюдения ва­лютного законодательства при осуществлении конкретных валютных операций. Более развернутое определение валютного контроля сформулировано А. С. Селивановским как «особый вид деятельности государства и некоторых негосударственных организаций, уполномоченных и обязанных выполнять на тер­ритории РФ контрольные функции при осуществлении опера­ций, связанных с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, ввозом и пересылкой в РФ, вывозом и пересылкой из РФ валютных ценностей, а также операций не­резидентов в валюте Российской Федерации».

Исходя из изложенного, целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства РФ, а также актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля при осуществлении валютных операций. Эта цель ранее была закреплена в ч. 1 ст. 10 Закона РФ № 3615-1, однако в Федеральном законе № 173-ФЗ цель валют­ного контроля прямо не указана.

Принципы валютного контроля в Федеральном законе № 173-ФЗ также прямо не закреплены (ст. 3 содержит единые принци­пы, распространяющиеся в равной степени, как на валютное ре­гулирование, так и на валютный контроль). Однако путем толко­вания его норм можно выделить следующие принципы:

· законность — состоит в требовании неукоснительного со­блюдения норм валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля при проведении контрольных мероприятий;

· обязательность — заключается в том, что осуществление контрольных мероприятий является не правом, а обязанностью органов валютного контроля и агентов валютного контроля (п. 1 ч. 7 ст. 23), при этом ответственность для органов валют­ного контроля, агентов валютного контроля и их должностных лиц устанавливается не только за нарушение ими прав резиден­тов и нерезидентов, но и за неисполнение функций, установ­ленных указанным Федеральным законом (ч. 12 ст. 23);

· обеспечение коммерческой, банковской и служебной тайны — закреплен в ч. 8 ст. 23, согласно которой органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством РФ коммерческую, банков­скую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществ­лении их полномочий;

· институционалъностъ — заключается в том, что органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нару­шении актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ, санкции к которому применяются иным орга­ном валютного контроля, передают органу валютного контро­ля, имеющему право применять санкции к данному лицу, ин­формацию, указанную в ч. 9 ст. 23;

· разграничение компетенции — проявляется в двух аспектах: общее разграничение компетенции между органами валютного,.контроля и агентами валютного контроля (ч. 1 и 2 ст. 23); разгра­ничение компетенции между Правительством РФ (ч. 6 ст. 22), Банком России (ч. 4 ст. 22), Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и агентами валютного контроля (ч. 5 ст. 22). По сравнению с Законом № 3615-1 в Федеральном законе № 173-ФЗ направления валютного контроля упомянуты только в самой общей форме. Ими являются (п. 1 и 2 ч. 1 ст. 23): про­верка соблюдения резидентами и нерезидентами актов валют­ного законодательства РФ и актов органов валютного регулиро­вания; проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

Нельзя не отметить, что в п. 1 ч. 1 ст. 23 ничего не сказано об актах органов валютного контроля. Получается, что издавать соответствующие акты эти органы вправе, а проверять их ис­полнение — нет. Полагаем, что указанную норму следует толко­вать в совокупности с ч. 5 ст. 4 Федерального закона № 173-ФЗ и включать в валютный контроль также проверку исполнения актов органов валютного контроля.

Кроме того, первое направление валютного контроля требует конкретизации с учетом требований, предъявляемых Федераль­ным законом № 173-ФЗ к валютным операциям резидентов и нерезидентов. В нем можно выделить проверку соблюдения:

· требований правовых режимов совершения валютных опера­ций между резидентами (ст. 9), между нерезидентами (ст. 10), а также между резидентами и нерезидентами (ст. 6);

· порядка открытия резидентами банковских счетов и банков­ских вкладов в иностранной валюте (ч. 1—3 ст. 14) и нерези­дентами банковских счетов и банковских вкладов в иностран­ной валюте и валюте Российской Федерации (ч. 1—4 ст. 13) в уполномоченных банках и совершения операций по ним;

· порядка открытия резидентами счетов и вкладов в ино­странной валюте в банках, расположенных за пределами терри­тории РФ (ст. 12).

Помимо названных можно также выделить следующие на­правления валютного контроля:

· проверка исполнения резидентами обязанности по репат­риации иностранной валюты и валюты Российской Федерации

· (ст. 19);

· проверка соблюдения порядка купли-продажи иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте (ст. И);

· проверка соблюдения порядка ввоза и пересылки в Россий­скую Федерацию и вывоза и пересылки из Российской Федера­ции валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг (ст. 15).

Таким образом, валютному контролю подлежат все валют­ные операции независимо от того, осуществляются они свобод­но либо применительно к ним установлены валютные ограни­чения. Это объясняется тем, что даже свободное совершение валютных операций, «как правило, связано с выполнением ря­да формальностей, представляющих собой меры пассивного контроля (например, предоставление статистических данных, составление паспорта сделки и т. п.). Такие меры позволяют организовать наблюдение органов валютного контроля за про­ведением любых валютных операций, накапливать информа­цию о движении валютных потоков и при необходимости кор­ректировать валютную политику государства».

Следовательно, валютные операции являются предметом валютного контроля. Объектом валютного контроля выступают Резиденты и нерезиденты при проведении валютных операций. Субъекты валютного контроля — это «те государственные органы, а в ряде случаев — негосударственные организации и учреждения, которые наделены полномочиями проводить ме­роприятия по проверке соблюдения валютного законодатель­ства».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...