Права и обязанности резидентов и нерезидентов при проведении валютного контроля
Права и обязанности резидентов и нерезидентов при проведении валютного контроля закреплены в ст. 24 Федерального закона № 173-ФЗ. В соответствии с названной статьей резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, имеют право: 1) знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля; 2) обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц. Решение (постановление) органа валютного контроля о привлечении резидента или нерезидента к ответственности может быть обжаловано как в вышестоящий орган, так и в суд. В соответствии со ст. 30.1—30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано: вынесенное судьей — в вышестоящий суд; вынесенное коллегиальным органом — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа; вынесенное должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела. В случае если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд. По результатам рассмотрения жалобы выносится решение. Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с АПК РФ. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска указанного срока он по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. Жалоба может быть подана и непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать. В случае, если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается; 3) на возмещение реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц. Право на возмещение ущерба реализуется путем подачи искового заявления в суд или арбитражный суд в соответствии с правилами, установленными ГПК РФ и АПК РФ. Возмещению подлежит только реальный ущерб — расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества. Упущенная выгода лица — Неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского и хозяйственного оборота, если бы его право не было нарушено, — в данной ситуации не возмещается. Лицо, которое обратилось за возмещением ущерба, помимо размера ущерба должно доказать: неправомерность действий (бездействия) органа или агента валютного контроля или его должностного лица, т. е. указать конкретные нормы актов, которые нарушили указанные субъекты;
прямую причинно-следственную связь между действиями (бездействием) этих субъектов и возникшим ущербом. Ущерб, причиненный Банком России как органом валютного контроля или агентами валютного контроля, за исключением таможенных и налоговых органов, подлежит возмещению за счет указанных субъектов. Ущерб, причиненный Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, а также федеральными органами исполнительной власти, являющимися агентами валютного контроля, возмещается за счет казны РФ, от имени которой выступает Министерство финансов РФ. В последнем случае ответчиком признается Российская Федерация в лице упомянутого Министерства финансов РФ. Предъявление гражданином или юридическим лицом иска непосредственно к государственному органу, допустившему соответствующее нарушение, не может служить основанием к отказу в принятии искового заявления либо к его возвращению без рассмотрения. В этом случае суд привлекает в качестве ответчика по делу соответствующий финансовый орган. При удовлетворении иска взыскание денежных сумм производится за счет средств федерального бюджета, а при отсутствии денежных средств — за счет иного имущества, составляющего казну РФ. Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны: 1) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены ст. 23 Федерального закона № 173-ФЗ; 2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора; 3) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования. Общий порядок представления резидентами и нерезидентами документов и информации и учета валютных операций установлен гл. 1 Инструкции Банка России от 15 июня 2004 г. № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» с последующими изменениями (далее — Инструкция Банка России № 117-И). Он распространяется на все валютные операции, за исключением валютных операций, осуществляемых:
· кредитными организациями — резидентами от своего имени и за свой счет, за исключением валютных операций, осуществляемых с использованием специальных банковских счетов нерезидентов в валюте РФ; · через счета резидентов и нерезидентов, открытые в Банке России; · между нерезидентом и федеральными органами исполнительной власти, специально уполномоченными Правительством РФ на осуществление валютных операций в соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона № 173-ФЗ; · физическими лицами — резидентами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. Указанный порядок состоит в следующем. Резиденты (юридические лица и физические лица, в том числе физические лица — индивидуальные предприниматели) При осуществлении валютных операций в иностранной валюте представляют в уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) следующие документы: справку об идентификации по видам валютных операций средств в иностранной валюте, поступивших на банковский счет или списываемых с банковского счета резидента, открытого в уполномоченном банке, являющуюся документом, подтверждающим совершение валютной операции, форма и порядок составления которой приведены в приложении 1 к Инструкции Банка России № 117-И; иные документы, являющиеся основанием для проведения валютной операции, указанные в ч. 4 ст. 23 Федерального закона № 173-ФЗ. Указанные документы представляются резидентом при списании иностранной валюты с его счета в уполномоченном банке либо не позднее семи рабочих дней со дня поступления иностранной валюты на его счет в уполномоченном банке.
При поступлении иностранной валюты на счет резидента в уполномоченном банке, в случае если договором банковского счета между уполномоченным банком и резидентом предусмотрено, что уполномоченный банк самостоятельно заполняет справку о валютных операциях, указанная справка резидентом в уполномоченный банк не представляется. В этом случае справка подписывается сотрудником банка, уполномоченным осуществлять действия по валютному контролю. Уполномоченный банк принимает справку о валютных операциях либо отказывает в ее принятии не позднее рабочего дня, следующего за днем ее представления резидентом. Уполномоченный банк проверяет соответствие информации, указанной резидентом в справке о валютных операциях, сведениям, содержащимся в документах, являющихся основанием для проведения валютных операций, а также соблюдение резидентом порядка оформления указанной справки, в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем ее представления резидентом в уполномоченный банк. Принятая справка о валютных операциях подписывается ответственным лицом уполномоченного банка и заверяется печатью уполномоченного, банка, используемой для целей валютного контроля. Уполномоченный банк отказывает в принятии справки о валютных операциях в следующих случаях: представленная резидентом справка о валютных операциях составлена резидентом с нарушением установленных требований; из представленных резидентом документов следует несоответствие вида проводимой валютной операции коду, указанному резидентом в соответствии с Перечнем валютных операций клиентов уполномоченных банков, указанным в приложении 2 к Инструкции Банка России № 117-И. Справка о валютных операциях с отметкой ответственного лица уполномоченного банка о причине возврата, а также другие документы, представленные резидентом, возвращаются уполномоченным банком резиденту заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем их представления в уполномоченный банк, либо передаются под расписку резиденту или лицу, действующему на основании его доверенности. В этом случае уполномоченный банк отказывает резиденту в осуществлении валютной операции в соответствии с абз. 4 ч. 5 ст. 23 Федерального закона № 173-ФЗ. В случае представления резидентом в уполномоченный банк документов в электронном виде служащий уполномоченного банка, принявший указанные документы, распечатывает их на бумажном носителе, заверяет их своей подписью с указанием даты распечатки. Указанные документы подписываются ответственным лицом уполномоченного банка и заверяются печатью.
При осуществлении валютных операций в валюте Российской Федерации резидент, за исключением кредитной организации, представляет в уполномоченный банк следующие документы: расчетный документ, оформленный в соответствии с требованиями, установленными п. 1.14 Инструкции Банка России № 117-И; документы, являющиеся основанием для проведения валютной операции, указанные в ч. 4 ст. 23 Федерального закона № 173-ФЗ. При осуществлении валютных операций в валюте РФ нерезидент представляет в уполномоченный банк расчетный документ, оформленный в соответствии с требованиями, установленными п. 1.14 Инструкции Банка России № 117-И. Уполномоченный банк проверяет соответствие информации, указанной резидентом в расчетном документе, сведениям, содержащимся в документах, являющихся основанием для проведения валютных операций, а также соблюдение резидентом и нерезидентом порядка оформления расчетных документов. В случае его надлежащего заполнения и оформления расчетный документ принимается к исполнению. Уполномоченный банк отказывает резиденту и нерезиденту в выполнении распоряжения о проведении валютных операций в следующих случаях: · расчетный документ оформлен с нарушением требований п. 1.14 Инструкции Банка России № 117-И; · из представленных резидентом документов следует несоответствие проводимой валютной операции коду вида валютной операции, указанному в расчетном документе. Расчетный документ и другие документы, представленные резидентом или нерезидентом, возвращаются уполномоченным банком резиденту или нерезиденту заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем их представления в уполномоченный банк, либо передаются под расписку резиденту, или нерезиденту, или лицу, действующему на основании доверенности соответственно резидента или нерезидента. Особенности представления резидентом документов и информации, связанных с осуществлением валютных операций между резидентами и нерезидентами при предоставлении и получении кредитов и займов, и учета уполномоченными банками указанных операций установлены гл. 2 Инструкции Банка России № 117-И. В целях учета указанных валютных операций резидент представляет в уполномоченный банк, в котором резидентом оформлен или переоформлен паспорт сделки (далее — банк ПС), наряду с документами, представляемыми резидентом в общем порядке, следующие документы и информацию: а) справку о расчетах через счета за рубежом по кредитным договорам — при осуществлении валютных операций по кредитному договору через счета, открытые в банке, расположенном на территории иностранного государства, в случаях, предусмотренных актами валютного законодательства РФ или актами органов валютного регулирования, либо в иных, случаях — на основании разрешений, выданных Банком России. Форма справки о расчетах через счета за рубежом по кредитному договору устанавливается банком ПС и должна предусматривать наличие в ней информации, необходимой для заполнения разд. II Ведомости банковского контроля, которая формируется в соответствии с приложением 3 к Инструкции Банка России № 117-И; б) справку, содержащую информацию об идентификации по паспортам сделок поступивших за отчетный месяц денежных средств, — в случае проведения валютных операций по кредитному договору, связанных с зачислением валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента на счет резидента в банке ПС. Справка о расчетах через счета за рубежом по кредитным договорам представляется резидентом в банк ПС в срок, не превышающий 45 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены валютные операции по кредитному договору, а справка о поступлении валюты Российской Федерации — в срок, не превышающий 15 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены валютные операции по кредитному договору. Положением от 1 июня 2004 г. № 258-П1 Банк России установил специальный порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, предусматривающим вывоз товаров с таможенной территории РФ или ввоз товаров на таможенную территорию РФ, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, а также порядок осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций. Указанный порядок распространяется на валютные операции между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом — индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом (за исключением валютных операций между нерезидентом и кредитной организацией — резидентом; между нерезидентом и федеральными органами исполнительной власти, специально уполномоченными Правительством РФ на осуществление валютных операций в соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона № 173-ФЗ; между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта не превышает 5000 долларов США на дату заключения контракта), заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через банковские счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банках за пределами территории РФ (далее — банк-нерезидент) за вывозимые с таможенной территории РФ или ввозимые на таможенную территорию РФ товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом (далее — контракт). Учет указанных валютных операций и контроль за их проведением осуществляет банк ПС. Резидент осуществляет валютные операции по контракту только через свои банковские счета, открытые, в банке ПС (далее — счета резидента). Резидент осуществляет валютные операции по контракту через счета, открытые в банке-нерезиденте, в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ, и в порядке, установленном валютным законодательством РФ или актами органов валютного регулирования, либо в иных случаях — на основании выданных разрешений Банка России. В случае если резидент осуществляет все валютные операции по контракту через счета, открытые в банке-нерезиденте, функции банка ПС исполняет по месту государственной регистрации резидента территориальное учреждение Банка России, в котором резидентом оформляется паспорт сделки. В целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию РФ или вывоза товаров с таможенной территории РФ, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. Подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к Положению Банка России № 258-П. Резидент представляет в банк ПС подтверждающие документы и справку о подтверждающих документах в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий: 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории РФ или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них; 45 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен ввоз товаров на таможенную территорию РФ. В случае осуществления валютных операций по контракту через счета, открытые в банке-нерезиденте, резидент представляет в банк ПС наряду с указанными документами два экземпляра справки, содержащей информацию о валютных операциях по контракту, осуществленных через счета в банке-нерезиденте за отчетный месяц, с приложением к ней копий банковских выписок, подтверждающих осуществление указанных в ней валютных операций по контракту, и копию заявления о резервировании. Форма справки о расчетах через счета за рубежом устанавливается банком ПС и должна предусматривать наличие в информации, необходимой для заполнения разд. II Ведомости банковского контроля, которая формируется в порядке, изложенном в приложении 3 к Положению Банка России № 258-П. В случае проведения валютных операций по контракту, связанных с зачислением валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента на счет резидента в банке ПС, резидент также представляет в банк ПС два экземпляра справки, содержащей информацию об идентификации по паспортам сделок поступивших за отчетный месяц денежных средств. Справка о поступлении валюты Российской Федерации составляется и заполняется в соответствии с требованиями, изложенными в приложении 2 к Положению Банка России № 258-П, на основании документов, в соответствии с которыми совершены записи по счету. Справка о расчетах через счета за рубежом представляется резидентом в банк ПС в срок, не превышающий 45 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены валютные операции по контракту, а справка о поступлении валюты Российской Федерации — в срок, не превышающий 15 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены валютные операции по контракту. Банк ПС проверяет соответствие информации, указанной резидентом в справке о подтверждающих документах и в справке о расчетах через счета за рубежом, сведениям, содержащимся в подтверждающих документах или в копиях банковских выписок, а также соблюдение резидентом порядка оформления указанных справок. Банк ПС проверяет соответствие информации, указанной резидентом в справке о поступлении валюты Российской Федерации, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых совершены записи по счету. Представленные резидентом справки проверяются сотрудником банка ПС, уполномоченным осуществлять от имени банка ПС действия по валютному контролю, в срок, не превышающий семи рабочих дней, следующих за датой их представления резидентом в банк ПС. В случае надлежащего заполнения и оформления указанных справок оба экземпляра справок подписываются ответственным лицом банка ПС и заверяются печатью банка ПС, используемой для целей валютного контроля. Один экземпляр справок, а также копии представленных вместе с ними подтверждающих документов или копии банковских выписок помещаются банком ПС в досье по паспорту сделки. Второй экземпляр справок и оригиналы подтверждающих документов в срок, не превышающий семи рабочих дней, следующих за датой их представления в банк ПС, возвращаются резиденту заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо передаются под расписку лицу, действующему на основании доверенности резидента. Банк ПС возвращает резиденту один экземпляр справок вместе с подтверждающими документами и копиями банковских выписок, а также иными представленными документами в случаях, если: · представленные резидентом справки заполнены и (или) оформлены с нарушением установленных требований; · информация, указанная в справках, не соответствует сведениям, содержащимся в представленных резидентом документах, на основании которых заполнены справки; · документы, на основании которых заполнены справки, не представлены или представлены не все документы, или они оформлены в ненадлежащем порядке. Резидент повторно представляет в банк ПС надлежащим образом заполненные и оформленные с учетом замечаний банка ПС справки вместе с документами, на основании которых заполнены эти справки, в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты их получения от банка ПС. В случае изменения в течение отчетного месяца данных о фактурной стоимости товаров, вывезенных с таможенной территории РФ или ввезенных на таможенную территорию РФ по таможенной декларации, включенной резидентом в ранее представленную банку ПС справку о подтверждающих документах, резидент повторно вносит в представляемую за текущий отчетный период справку о подтверждающих документах сведения о такой таможенной декларации и указывает новые данные в порядке, изложенном в приложении 1 к Положению Банка России № 258-П. При этом резидент представляет в банк ПС документы таможенных органов, подтверждающие изменения фактурной стоимости. В случае если обязательства между нерезидентом и резидентом по контракту были исполнены способом, отличным от способа исполнения обязательств в виде расчетов и переводов в иностранной валюте или валюте Российской Федерации, резидент включает эту информацию в справку о подтверждающих документах и вместе с указанной справкой представляет в банк ПС документы, подтверждающие исполнение обязательств иным способом. Порядок осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций по контракту установлен гл. 3 Положения Банка России № 258-П. Сложившаяся арбитражная практика идет по пути привлечения к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ участников валютных отношений, которые нарушают установленные сроки представления в уполномоченный банк справок о подтверждающих документах, связанных с проведением валютных операций. В качестве примера можно привести следующее дело. Общество с ограниченной ответственностью «Леспромхоз «Абаканский» (далее — Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании незаконным постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия о привлечении к административной ответственности на основании ч. 6 ст. 15 25 КоАП РФ. Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявления отказано. Постановлением апелляционной инстанции решение суда оставлено без изменения. В кассационной жалобе Общество ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям неправильного применения ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, а также неприменения разъяснения Банка России от 13 мая 2005 г. № 12-1-3/1168. Как установлено материалами дела, Общество в соответствии с контрактом от 20 мая 2004 г. № HLSZ-103-51-3 в августе 2004 г. — феврале 2005 г. произвело отгрузку древесины по 43 грузовым таможенным декларациям на 173 535,66 доллара США. При проверке соблюдения Обществом валютного законодательства Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия выявило нарушение установленных сроков представления в уполномоченный банк справок о подтверждающих документах по 25 грузовым таможенным декларациям за период с 1 января 2004 г. по 9 февраля 2005 г. (акт от 13 апреля 2005 г. № 65). 13 апреля 2005 г. составлен протокол об административном правонарушении № 3-ВК-ю. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Территориальное управление вынесло 26 апреля 2005 г. постановление № 3-ВК-ю о привлечении Общества к административной ответственности на основании ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 тыс. рублей. Отказывая Обществу в удовлетворении его требования о признании постановления от 26 апреля 2005 г. незаконным, арбитражные суды двух инстанций исходили из того, что Общество виновно совершило вменяемое ему административное правонарушение, нарушений порядка привлечения к административной ответственности не установлено. Вывод суда по делу основан на установленных обстоятельствах и имеющихся доказательствах и постановлен при правильном применении норм права. В силу ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ; на юридических лиц — от 400 до 500 МРОТ. Как усматривается из акта проверки, протокола об административном правонарушении от 13 апреля 2005 г., постановления по делу об административном правонарушении от 26 апреля 2004 г., объективная сторона правонарушения выразилась в несоблюдении установленных сроков представления в уполномоченный банк справок о подтверждающих документах, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам. Таким образом, Общество не представило в установленный срок установленную форму учета и отчетности по валютным операциям, в связи с чем обоснованно было привлечено к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ. Не соглашаясь с выводом суда по делу, заявитель кассационной жалобы указывает на то, что административный орган неправильно исчислил срок представления в банк требуемых документов — с момента фактического вывоза товаров с таможенной территории РФ. Заявитель ссылается при этом на разъяснение Банка России от 13 мая 2005 г. № 12-1-3/1168. В силу разъяснения названный срок может исчисляться с даты оформления (получения) письменного подтверждения таможенных органов даты фактического вывоза с таможенной территории. Указанный довод проверен, однако учтен быть не может. В соответствии с п. 1,2ч. 2 ст. 24 Федерального закона № 173-ФЗ резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренные ст. 23 указанного Федерального закона, вести в установленном порядке учет и представлять отчетность по проводимым ими валютным операциям. Пунктами 2.1, 2.2 Положения Банка России № 258-П установлена обязанность резидентов по представлению в уполномоченный банк документов, связанных с проведением валютных операций, подтверждающих факт вывоза товара с таможенной территории РФ, и двух экземпляров справки о подтверждающих документах. В соответствии с п. 2.4 указанного Положения предельный срок представления документов не превышает 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории РФ. При таких условиях Арбитражный суд Республики Хакасия сделал правильный вывод о том, что Банк России как основной орган валютного регулирования и контроля (ч. 1 ст. 4, ч. 1, 2, 4 ст. 5, п. 2 ч. 3 ст. 23 Федерального закона № 173-ФЗ) четко установил порядок исчисления срока представления документов, подтверждающих факт вывоза товаров с таможенной территории РФ, и справок о подтверждающих документах и оснований для исчисления срока в ином порядке не имеется. Ссылка заявителя на то, что акт толкования (разъяснение Банка России от 13 мая 2005 г.) также подлежит применению, учтен быть не может, поскольку рассматриваемая ситуация уже урегулирована п. 2.4 Положения Банка России № 258-П. Заявитель кассационной жалобы также полагает, что отсутствовала его вина во вменяемом ему административном правонарушении, поскольку имели место неустранимые сомнения в его виновности, которые в силу п. 1.5 КоАП РФ толкуются в пользу лица, привлекаемого к ответственности. Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Суд первой и апелляционной инстанций исследовал обстоятельства совершения административного правонарушения и правильно посчитал, что Общество допустило нераспорядительность при использовании 15-дневного срока, установленного для представления документов, подтверждающих факт вывоза товаров за пределы таможенной территории РФ. С учетом даты отгрузки, составления ГТД и установленных контрольных сроков представления Общество располагало достаточным временем для получения подтверждающих документов, но направило обращения в таможенный орган по истечении половины установленного срока. Оснований для переоценки данных выводов у суда кассационной инстанции не имеется. С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит. При этом арбитражная практика последовательно отстаивает позицию о невозможности признания несоблюдения сроков представления подтверждающих документов в банк малозначительным деянием и освобождения от ответственности, поскольку нарушение данных сроков может в дальнейшем повлиять на своевременность представления банком отчетности о валютных операциях, а угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении субъекта, прово- дящего валютную операцию, к исполнению своих публично-правовых обязанностей1. Необходимо также отметить, что в силу ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»2 (с последующими изменениями) ограничения на проведение контрольных мероприятий, установленные указанным Федеральным законом, на валютный контроль не распространяются.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|