Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Права и обязанности резидентов и нерезидентов при проведении валютного контроля

 

Права и обязанности резидентов и нерезидентов при прове­дении валютного контроля закреплены в ст. 24 Федерального закона № 173-ФЗ. В соответствии с названной статьей резиден­ты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, имеют право:

1) знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;

2) обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц. Решение (постановление) органа валютного контроля о привлечении ре­зидента или нерезидента к ответственности может быть обжа­ловано как в вышестоящий орган, так и в суд. В соответствии со ст. 30.1—30.3 КоАП РФ постановление по делу об админист­ративном правонарушении может быть обжаловано: вынесен­ное судьей — в вышестоящий суд; вынесенное коллегиальным органом — в районный суд по месту нахождения коллегиально­го органа; вынесенное должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

В случае если жалоба на постановление по делу об админи­стративном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматри­вает суд. По результатам рассмотрения жалобы выносится ре­шение.

Постановление по делу об административном правонаруше­нии, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществ­ляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответ­ствии с АПК РФ.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае про­пуска указанного срока он по ходатайству лица, подающего жа­лобу, может быть восстановлен судьей или должностным ли­цом, правомочными рассматривать жалобу.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоя­щий орган, вышестоящему должностному лицу.

Жалоба может быть подана и непосредственно в суд, выше­стоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномо­ченным ее рассматривать. В случае, если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, кото­рым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается;

3) на возмещение реального ущерба, причиненного непра­вомерными действиями (бездействием) органов и агентов ва­лютного контроля и их должностных лиц. Право на возмеще­ние ущерба реализуется путем подачи искового заявления в суд или арбитражный суд в соответствии с правилами, установлен­ными ГПК РФ и АПК РФ.

Возмещению подлежит только реальный ущерб — расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества. Упущенная выгода лица — Неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского и хозяйственного оборота, если бы его право не было нарушено, — в данной ситуации не возмещается.

Лицо, которое обратилось за возмещением ущерба, помимо размера ущерба должно доказать:

неправомерность действий (бездействия) органа или агента валютного контроля или его должностного лица, т. е. указать конкретные нормы актов, которые нарушили указанные субъ­екты;

прямую причинно-следственную связь между действиями (бездействием) этих субъектов и возникшим ущербом.

Ущерб, причиненный Банком России как органом валютно­го контроля или агентами валютного контроля, за исключени­ем таможенных и налоговых органов, подлежит возмещению за счет указанных субъектов.

Ущерб, причиненный Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, а также федеральными органами испол­нительной власти, являющимися агентами валютного контро­ля, возмещается за счет казны РФ, от имени которой выступает Министерство финансов РФ.

В последнем случае ответчиком признается Российская Фе­дерация в лице упомянутого Министерства финансов РФ. Предъявление гражданином или юридическим лицом иска не­посредственно к государственному органу, допустившему соот­ветствующее нарушение, не может служить основанием к отка­зу в принятии искового заявления либо к его возвращению без рассмотрения. В этом случае суд привлекает в качестве ответ­чика по делу соответствующий финансовый орган. При удовле­творении иска взыскание денежных сумм производится за счет средств федерального бюджета, а при отсутствии денежных средств — за счет иного имущества, составляющего казну РФ.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:

1) представлять органам и агентам валютного контроля до­кументы и информацию, которые предусмотрены ст. 23 Феде­рального закона № 173-ФЗ;

2) вести в установленном порядке учет и составлять отчет­ность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей ва­лютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

3) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законода­тельства РФ и актов органов валютного регулирования.

Общий порядок представления резидентами и нерезидента­ми документов и информации и учета валютных операций ус­тановлен гл. 1 Инструкции Банка России от 15 июня 2004 г. № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезиден­тами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномо­ченными банками валютных операций и оформления паспор­тов сделок» с последующими изменениями (далее — Инст­рукция Банка России № 117-И). Он распространяется на все валютные операции, за исключением валютных операций, осуществляемых:

· кредитными организациями — резидентами от своего имени и за свой счет, за исключением валютных операций, осуществ­ляемых с использованием специальных банковских счетов не­резидентов в валюте РФ;

· через счета резидентов и нерезидентов, открытые в Банке России;

· между нерезидентом и федеральными органами исполни­тельной власти, специально уполномоченными Правительст­вом РФ на осуществление валютных операций в соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона № 173-ФЗ;

· физическими лицами — резидентами, не являющимися ин­дивидуальными предпринимателями.

Указанный порядок состоит в следующем.

Резиденты (юридические лица и физические лица, в том числе физические лица — индивидуальные предприниматели) При осуществлении валютных операций в иностранной валюте представляют в уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) следующие документы:

справку об идентификации по видам валютных операций средств в иностранной валюте, поступивших на банковский счет или списываемых с банковского счета резидента, открыто­го в уполномоченном банке, являющуюся документом, под­тверждающим совершение валютной операции, форма и поря­док составления которой приведены в приложении 1 к Инст­рукции Банка России № 117-И;

иные документы, являющиеся основанием для проведения валютной операции, указанные в ч. 4 ст. 23 Федерального зако­на № 173-ФЗ.

Указанные документы представляются резидентом при спи­сании иностранной валюты с его счета в уполномоченном бан­ке либо не позднее семи рабочих дней со дня поступления ино­странной валюты на его счет в уполномоченном банке.

При поступлении иностранной валюты на счет резидента в уполномоченном банке, в случае если договором банковского счета между уполномоченным банком и резидентом предусмот­рено, что уполномоченный банк самостоятельно заполняет справку о валютных операциях, указанная справка резидентом в уполномоченный банк не представляется. В этом случае справка подписывается сотрудником банка, уполномоченным осуществлять действия по валютному контролю.

Уполномоченный банк принимает справку о валютных опе­рациях либо отказывает в ее принятии не позднее рабочего дня, следующего за днем ее представления резидентом.

Уполномоченный банк проверяет соответствие информа­ции, указанной резидентом в справке о валютных операциях, сведениям, содержащимся в документах, являющихся основа­нием для проведения валютных операций, а также соблюдение резидентом порядка оформления указанной справки, в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем ее представления резидентом в уполномоченный банк. Принятая справка о ва­лютных операциях подписывается ответственным лицом упол­номоченного банка и заверяется печатью уполномоченного, банка, используемой для целей валютного контроля.

Уполномоченный банк отказывает в принятии справки о ва­лютных операциях в следующих случаях:

представленная резидентом справка о валютных операциях составлена резидентом с нарушением установленных требований; 

из представленных резидентом документов следует несоот­ветствие вида проводимой валютной операции коду, указанно­му резидентом в соответствии с Перечнем валютных операций клиентов уполномоченных банков, указанным в приложении 2 к Инструкции Банка России № 117-И.

Справка о валютных операциях с отметкой ответственного лица уполномоченного банка о причине возврата, а также дру­гие документы, представленные резидентом, возвращаются уполномоченным банком резиденту заказным почтовым от­правлением с уведомлением о вручении в срок не позднее ра­бочего дня, следующего за днем их представления в уполномо­ченный банк, либо передаются под расписку резиденту или ли­цу, действующему на основании его доверенности. В этом случае уполномоченный банк отказывает резиденту в осуществ­лении валютной операции в соответствии с абз. 4 ч. 5 ст. 23 Федерального закона № 173-ФЗ.

В случае представления резидентом в уполномоченный банк документов в электронном виде служащий уполномочен­ного банка, принявший указанные документы, распечатывает их на бумажном носителе, заверяет их своей подписью с указа­нием даты распечатки. Указанные документы подписываются ответственным лицом уполномоченного банка и заверяются печатью.

При осуществлении валютных операций в валюте Россий­ской Федерации резидент, за исключением кредитной органи­зации, представляет в уполномоченный банк следующие доку­менты: расчетный документ, оформленный в соответствии с требованиями, установленными п. 1.14 Инструкции Банка Рос­сии № 117-И; документы, являющиеся основанием для прове­дения валютной операции, указанные в ч. 4 ст. 23 Федерально­го закона № 173-ФЗ.

При осуществлении валютных операций в валюте РФ нере­зидент представляет в уполномоченный банк расчетный доку­мент, оформленный в соответствии с требованиями, установ­ленными п. 1.14 Инструкции Банка России № 117-И.

Уполномоченный банк проверяет соответствие информа­ции, указанной резидентом в расчетном документе, сведениям, содержащимся в документах, являющихся основанием для проведения валютных операций, а также соблюдение резидентом и нерезидентом порядка оформления расчетных документов.    

В случае его надлежащего заполнения и оформления расчетный документ принимается к исполнению.

Уполномоченный банк отказывает резиденту и нерезиденту в выполнении распоряжения о проведении валютных операций в следующих случаях:

· расчетный документ оформлен с нарушением требований п. 1.14 Инструкции Банка России № 117-И;

· из представленных резидентом документов следует несоот­ветствие проводимой валютной операции коду вида валютной операции, указанному в расчетном документе.

Расчетный документ и другие документы, представленные резидентом или нерезидентом, возвращаются уполномоченным банком резиденту или нерезиденту заказным почтовым отправ­лением с уведомлением о вручении в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем их представления в уполномоченный банк, либо передаются под расписку резиденту, или нерезиден­ту, или лицу, действующему на основании доверенности соот­ветственно резидента или нерезидента.

Особенности представления резидентом документов и ин­формации, связанных с осуществлением валютных операций между резидентами и нерезидентами при предоставлении и полу­чении кредитов и займов, и учета уполномоченными банками указанных операций установлены гл. 2 Инструкции Банка Рос­сии № 117-И.

В целях учета указанных валютных операций резидент пред­ставляет в уполномоченный банк, в котором резидентом оформлен или переоформлен паспорт сделки (далее — банк ПС), наряду с документами, представляемыми резидентом в общем порядке, следующие документы и информацию:

а) справку о расчетах через счета за рубежом по кредитным договорам — при осуществлении валютных операций по кре­дитному договору через счета, открытые в банке, расположен­ном на территории иностранного государства, в случаях, предусмотренных актами валютного законодательства РФ или акта­ми органов валютного регулирования, либо в иных, случаях — на основании разрешений, выданных Банком России.

Форма справки о расчетах через счета за рубежом по кре­дитному договору устанавливается банком ПС и должна преду­сматривать наличие в ней информации, необходимой для за­полнения разд. II Ведомости банковского контроля, которая формируется в соответствии с приложением 3 к Инструкции Банка России № 117-И;

б) справку, содержащую информацию об идентификации по паспортам сделок поступивших за отчетный месяц денежных средств, — в случае проведения валютных операций по кредит­ному договору, связанных с зачислением валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента на счет резидента в банке ПС.

Справка о расчетах через счета за рубежом по кредитным договорам представляется резидентом в банк ПС в срок, не превышающий 45 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены валютные операции по кредитному договору, а справка о поступлении валюты Россий­ской Федерации — в срок, не превышающий 15 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуще­ствлены валютные операции по кредитному договору.

Положением от 1 июня 2004 г. № 258-П1 Банк России уста­новил специальный порядок представления резидентами уполно­моченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, предусматривающим вывоз товаров с таможенной территории РФ или ввоз товаров на таможенную территорию РФ, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, а также порядок осуществления уполномоченными банками контроля за проведе­нием валютных операций.

Указанный порядок распространяется на валютные опера­ции между резидентом (юридическим лицом и физическим ли­цом — индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом (за исключением валютных операций между нерезидентом и кредитной организацией — резидентом; между нерезидентом и федеральными органами исполнительной власти, специально уполномоченными Правительством РФ на осуществление ва­лютных операций в соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального за­кона № 173-ФЗ; между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта не превышает 5000 долларов США на дату заключения контракта), заключающиеся в осу­ществлении расчетов и переводов через банковские счета рези­дента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банках за пределами территории РФ (далее — банк-нерези­дент) за вывозимые с таможенной территории РФ или ввози­мые на таможенную территорию РФ товары, а также выпол­няемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информа­цию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом (далее — контракт).

Учет указанных валютных операций и контроль за их прове­дением осуществляет банк ПС.

Резидент осуществляет валютные операции по контракту только через свои банковские счета, открытые, в банке ПС (да­лее — счета резидента).

Резидент осуществляет валютные операции по контракту че­рез счета, открытые в банке-нерезиденте, в случаях, предусмот­ренных ч. 2 ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ, и в порядке, установленном валютным законодательством РФ или актами органов валютного регулирования, либо в иных случаях — на основании выданных разрешений Банка России.

В случае если резидент осуществляет все валютные опера­ции по контракту через счета, открытые в банке-нерезиденте, функции банка ПС исполняет по месту государственной реги­страции резидента территориальное учреждение Банка России, в котором резидентом оформляется паспорт сделки.

В целях учета валютных операций по контракту и осуществ­ления контроля за их проведением резидент представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных опе­раций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию РФ или вывоза товаров с таможенной террито­рии РФ, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

Подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о под­тверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к Положению Банка России № 258-П.

Резидент представляет в банк ПС подтверждающие доку­менты и справку о подтверждающих документах в установлен­ном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий:

15 календарных дней после окончания месяца, в течение ко­торого по контракту был осуществлен вывоз товаров с тамо­женной территории РФ или оформлены документы, подтвер­ждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу инфор­мации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;

45 календарных дней после окончания месяца, в течение ко­торого по контракту был осуществлен ввоз товаров на таможен­ную территорию РФ.

В случае осуществления валютных операций по контракту через счета, открытые в банке-нерезиденте, резидент представ­ляет в банк ПС наряду с указанными документами два экземп­ляра справки, содержащей информацию о валютных операциях по контракту, осуществленных через счета в банке-нерезиденте за отчетный месяц, с приложением к ней копий банковских выписок, подтверждающих осуществление указанных в ней ва­лютных операций по контракту, и копию заявления о резерви­ровании.

Форма справки о расчетах через счета за рубежом устанавливается банком ПС и должна предусматривать наличие в информации, необходимой для заполнения разд. II Ведомости банковского контроля, которая формируется в порядке, изложенном в приложении 3 к Положению Банка России № 258-П.

В случае проведения валютных операций по контракту, свя­занных с зачислением валюты Российской Федерации, посту­пившей от нерезидента на счет резидента в банке ПС, резидент также представляет в банк ПС два экземпляра справки, содер­жащей информацию об идентификации по паспортам сделок поступивших за отчетный месяц денежных средств. Справка о поступлении валюты Российской Федерации составляется и за­полняется в соответствии с требованиями, изложенными в при­ложении 2 к Положению Банка России № 258-П, на основании документов, в соответствии с которыми совершены записи по счету.

Справка о расчетах через счета за рубежом представляется резидентом в банк ПС в срок, не превышающий 45 календар­ных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осу­ществлены валютные операции по контракту, а справка о по­ступлении валюты Российской Федерации — в срок, не превы­шающий 15 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены валютные операции по контракту.

Банк ПС проверяет соответствие информации, указанной резидентом в справке о подтверждающих документах и в справ­ке о расчетах через счета за рубежом, сведениям, содержащим­ся в подтверждающих документах или в копиях банковских вы­писок, а также соблюдение резидентом порядка оформления указанных справок. Банк ПС проверяет соответствие информа­ции, указанной резидентом в справке о поступлении валю­ты Российской Федерации, сведениям, содержащимся в доку­ментах, на основании которых совершены записи по счету.

Представленные резидентом справки проверяются сотруд­ником банка ПС, уполномоченным осуществлять от имени банка ПС действия по валютному контролю, в срок, не пре­вышающий семи рабочих дней, следующих за датой их пред­ставления резидентом в банк ПС. В случае надлежащего за­полнения и оформления указанных справок оба экземпляра справок подписываются ответственным лицом банка ПС и за­веряются печатью банка ПС, используемой для целей валют­ного контроля.

 Один экземпляр справок, а также копии представленных вместе с ними подтверждающих документов или копии банков­ских выписок помещаются банком ПС в досье по паспорту сделки. Второй экземпляр справок и оригиналы подтверждаю­щих документов в срок, не превышающий семи рабочих дней, следующих за датой их представления в банк ПС, возвращают­ся резиденту заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо передаются под расписку лицу, действующему на основании доверенности резидента.

Банк ПС возвращает резиденту один экземпляр справок вместе с подтверждающими документами и копиями банков­ских выписок, а также иными представленными документами в случаях, если:

· представленные резидентом справки заполнены и (или) оформлены с нарушением установленных требований;

· информация, указанная в справках, не соответствует сведе­ниям, содержащимся в представленных резидентом докумен­тах, на основании которых заполнены справки;

· документы, на основании которых заполнены справки, не представлены или представлены не все документы, или они оформлены в ненадлежащем порядке.

Резидент повторно представляет в банк ПС надлежащим об­разом заполненные и оформленные с учетом замечаний банка ПС справки вместе с документами, на основании которых за­полнены эти справки, в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты их получения от банка ПС.

В случае изменения в течение отчетного месяца данных о фактурной стоимости товаров, вывезенных с таможенной тер­ритории РФ или ввезенных на таможенную территорию РФ по таможенной декларации, включенной резидентом в ранее пред­ставленную банку ПС справку о подтверждающих документах, резидент повторно вносит в представляемую за текущий отчет­ный период справку о подтверждающих документах сведения о такой таможенной декларации и указывает новые данные в порядке, изложенном в приложении 1 к Положению Банка Рос­сии № 258-П. При этом резидент представляет в банк ПС документы таможенных органов, подтверждающие изменения фактурной стоимости.

В случае если обязательства между нерезидентом и резиден­том по контракту были исполнены способом, отличным от способа исполнения обязательств в виде расчетов и переводов в иностранной валюте или валюте Российской Федерации, рези­дент включает эту информацию в справку о подтверждающих документах и вместе с указанной справкой представляет в банк ПС документы, подтверждающие исполнение обязательств иным способом.

Порядок осуществления уполномоченными банками кон­троля за проведением валютных операций по контракту уста­новлен гл. 3 Положения Банка России № 258-П.

Сложившаяся арбитражная практика идет по пути привлече­ния к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ участников валютных отношений, которые нарушают уста­новленные сроки представления в уполномоченный банк спра­вок о подтверждающих документах, связанных с проведением валютных операций. В качестве примера можно привести сле­дующее дело.

Общество с ограниченной ответственностью «Леспромхоз «Аба­канский» (далее — Общество) обратилось в Арбитражный суд Рес­публики Хакасия с заявлением о признании незаконным постанов­ления Территориального управления Федеральной службы финан­сово-бюджетного надзора в Республике Хакасия о привлечении к административной ответственности на основании ч. 6 ст. 15 25 КоАП РФ.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением апелляционной инстанции решение суда ос­тавлено без изменения.

В кассационной жалобе Общество ставит вопрос о проверке за­конности судебных актов по основаниям неправильного примене­ния ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, а также неприменения разъяснения Банка России от 13 мая 2005 г. № 12-1-3/1168.

Как установлено материалами дела, Общество в соответствии с контрактом от 20 мая 2004 г. № HLSZ-103-51-3 в августе 2004 г. — феврале 2005 г. произвело отгрузку древесины по 43 грузовым та­моженным декларациям на 173 535,66 доллара США.

При проверке соблюдения Обществом валютного законодатель­ства Территориальное управление Федеральной службы финансо­во-бюджетного надзора в Республике Хакасия выявило нарушение установленных сроков представления в уполномоченный банк справок о подтверждающих документах по 25 грузовым таможен­ным декларациям за период с 1 января 2004 г. по 9 февраля 2005 г. (акт от 13 апреля 2005 г. № 65). 13 апреля 2005 г. составлен прото­кол об административном правонарушении № 3-ВК-ю.

По результатам рассмотрения дела об административном право­нарушении Территориальное управление вынесло 26 апреля 2005 г. постановление № 3-ВК-ю о привлечении Общества к администра­тивной ответственности на основании ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в ви­де штрафа в размере 40 тыс. рублей.

Отказывая Обществу в удовлетворении его требования о при­знании постановления от 26 апреля 2005 г. незаконным, арбитраж­ные суды двух инстанций исходили из того, что Общество виновно совершило вменяемое ему административное правонарушение, на­рушений порядка привлечения к административной ответственно­сти не установлено. Вывод суда по делу основан на установленных обстоятельствах и имеющихся доказательствах и постановлен при правильном применении норм права.

В силу ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по ва­лютным операциям, нарушение установленного порядка использо­вания специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влечет наложение администра­тивного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ; на юридических лиц — от 400 до 500 МРОТ.

Как усматривается из акта проверки, протокола об администра­тивном правонарушении от 13 апреля 2005 г., постановления по делу об административном правонарушении от 26 апреля 2004 г., объективная сторона правонарушения выразилась в несоблюдении установленных сроков представления в уполномоченный банк справок о подтверждающих документах, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам. Таким образом, Общество не представило в установленный срок установленную форму учета и отчетности по валютным операциям, в связи с чем обоснованно было привлечено к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

Не соглашаясь с выводом суда по делу, заявитель кассационной жалобы указывает на то, что административный орган неправильно исчислил срок представления в банк требуемых документов — с момента фактического вывоза товаров с таможенной террито­рии РФ. Заявитель ссылается при этом на разъяснение Банка Рос­сии от 13 мая 2005 г. № 12-1-3/1168. В силу разъяснения назван­ный срок может исчисляться с даты оформления (получения) письменного подтверждения таможенных органов даты фактиче­ского вывоза с таможенной территории.

Указанный довод проверен, однако учтен быть не может.

В соответствии с п. 1,2ч. 2 ст. 24 Федерального закона № 173-ФЗ резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренные ст. 23 ука­занного Федерального закона, вести в установленном порядке учет и представлять отчетность по проводимым ими валютным опера­циям.

Пунктами 2.1, 2.2 Положения Банка России № 258-П уста­новлена обязанность резидентов по представлению в уполномо­ченный банк документов, связанных с проведением валютных операций, подтверждающих факт вывоза товара с таможенной территории РФ, и двух экземпляров справки о подтверждающих документах. В соответствии с п. 2.4 указанного Положения пре­дельный срок представления документов не превышает 15 кален­дарных дней после окончания месяца, в течение которого по кон­тракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной террито­рии РФ.

При таких условиях Арбитражный суд Республики Хакасия сде­лал правильный вывод о том, что Банк России как основной орган валютного регулирования и контроля (ч. 1 ст. 4, ч. 1, 2, 4 ст. 5, п. 2 ч. 3 ст. 23 Федерального закона № 173-ФЗ) четко установил поря­док исчисления срока представления документов, подтверждающих факт вывоза товаров с таможенной территории РФ, и справок о подтверждающих документах и оснований для исчисления срока в ином порядке не имеется.

Ссылка заявителя на то, что акт толкования (разъяснение Бан­ка России от 13 мая 2005 г.) также подлежит применению, учтен быть не может, поскольку рассматриваемая ситуация уже урегули­рована п. 2.4 Положения Банка России № 258-П.

Заявитель кассационной жалобы также полагает, что отсутство­вала его вина во вменяемом ему административном правонаруше­нии, поскольку имели место неустранимые сомнения в его винов­ности, которые в силу п. 1.5 КоАП РФ толкуются в пользу лица, привлекаемого к ответственности.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, ес­ли будет установлено, что у него имелась возможность для соблю­дения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или зако­нами субъекта РФ предусмотрена административная ответствен­ность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Суд первой и апелляционной инстанций исследовал обстоя­тельства совершения административного правонарушения и пра­вильно посчитал, что Общество допустило нераспорядительность при использовании 15-дневного срока, установленного для пред­ставления документов, подтверждающих факт вывоза товаров за пределы таможенной территории РФ. С учетом даты отгрузки, составления ГТД и установленных контрольных сроков пред­ставления Общество располагало достаточным временем для по­лучения подтверждающих документов, но направило обращения в таможенный орган по истечении половины установленного срока.

Оснований для переоценки данных выводов у суда кассацион­ной инстанции не имеется.

С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.                               

При этом арбитражная практика последовательно отстаивает позицию о невозможности признания несоблюдения сроков представления подтверждающих документов в банк малозначи­тельным деянием и освобождения от ответственности, посколь­ку нарушение данных сроков может в дальнейшем повлиять на своевременность представления банком отчетности о валютных операциях, а угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении субъекта, прово- дящего валютную операцию, к исполнению своих публично-правовых обязанностей1.

Необходимо также отметить, что в силу ч. 3 ст. 1 Федераль­ного закона от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юри­дических лиц и индивидуальных предпринимателей при прове­дении государственного контроля (надзора)»2 (с последующими изменениями) ограничения на проведение контрольных меро­приятий, установленные указанным Федеральным законом, на валютный контроль не распространяются.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...