Система и компетенция органов валютного регулирования
Система органов валютного регулирования закреплена в ст. 5 Федерального закона № 173-ФЗ. Согласно указанной статье в Российской Федерации в качестве органов валютного регулирования выступают только два органа: Банк России и Правительство РФ. Установленная Федеральным законом № 173-ФЗ система органов валютного регулирования является более четкой по сравнению с системой, установленной Законом РФ № 3615-I, и в нее не могут быть включены какие-либо иные органы. При этом следует учитывать, что полномочия некоторых государственных органов могут косвенно затрагивать сферу валютного регулирования. В частности, Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере валютной деятельности, государственного долга, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (п. 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 с последующими изменениями). Министерство экономического развития и торговли РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, внешнеэкономической деятельности, таможенного дела, торговли, имущественных отношений, инвестиционной деятельности (п. 1 Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 августа 2004 г. № 443 с последующими изменениями).
Следует учитывать, что наряду с Федеральным законом № 173-ФЗ, имеются и другие законодательные акты, определяющие компетенцию Банка России и Правительства РФ как органов валютного регулирования, которые корреспондируют нормам указанного Федерального закона. В соответствии со ст. 54 Закона о Банке России Банк России является органом валютного регулирования и валютного контроля и осуществляет эти функции в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ и иными федеральными законами. В частности, в Законе о Банке России содержится ряд норм, устанавливающих его статус как органа валютного регулирования. Рассмотрим основные из них. Банк России: · организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ (п. 12 ст. 4): · определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами (п. 13 ст. 4); · устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю (п. 15 ст. 4); · принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление платежного баланса РФ (п. 16 ст. 4); · устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты (п. 17 ст. 4); · проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные (п. 18 ст. 4);
· утверждает графическое обозначение рубля в виде знака (п. 2.1 ст. 4). Совет директоров Банка России ежеквартально представляет на рассмотрение Национального банковского совета информацию о реализации политики валютного регулирования и валютного контроля (п. 8 ст. 13). Годовой отчет Банка России включает в себя анализ состояния экономики РФ, в том числе анализ денежного обращения и кредита, банковской системы РФ, валютного положения и платежного баланса РФ (ст. 25). Среди основных инструментов и методов денежно-кредитной политики Банка России названы валютные интервенции, под которыми понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег (п. 5 ст. 35, ст. 41). Банк России выступает активным участником гражданско-правовых отношений. Согласно ст. 46 Закона о Банке России Банк России имеет право осуществлять банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством РФ для достижения целей, предусмотренных указанным Законом, в том числе: · покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями; · покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей; · открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории РФ и территориях иностранных государств; · выставлять чеки и векселя в любой валюте. Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях (ст. 51). В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций как обязательный норматив Банк России может устанавливать размер валютного риска (п. 7 ст. 62), регулировать размеры и порядок учета открытой позиции кредитных организаций (банковских групп) по указанному риску (ст. 68)2, определять порядок формирования и размер образуемых до налогообложения резервов (фондов) кредитных организаций для покрытия валютных рисков в соответствии с федеральными законами (ст. 69),
Правительство РФ в соответствии со ст. 15 Закона о Правительстве РФ наделено следующими полномочиями в сфере валютного регулирования: · осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом РФ; · осуществляет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ валютное регулирование и валютный контроль; · руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами. При этом следует учитывать, что Правительство РФ осуществляет ряд полномочий, которые могут оказывать косвенное влияние на сферу валютных отношений. В частности, Правительство РФ применяет специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при осуществлении внешней торговли товарами, а также иные меры по защите экономических интересов России, а также вводит количественные ограничения экспорта и импорта товаров в соответствии с международными договорами РФ, федеральными законами и определяет порядок применения количественных ограничений экспорта и, импорта товаров (ч. 2 ст. 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»). Это оказывает непосредственное влияние на формирование курса национальной валюты. В ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 173-ФЗ установлено, что органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования (далее — акты органов валютного регулирования) только в случаях, предусмотренных этим Законом. В корреспондирующей норме ч. 2 ct. 5 указано, что для реализации функций, предусмотренных Федеральным законом № 173-ФЗ, Банк России и Правительство РФ издают в пределах своей компетенции указанные акты, обязательные для резидентов и нерезидентов. В литературе выделено два подуровня валютного регулирования — нормативно-правовое (создание правовых норм, направленных на регулирование определенных общественных отношений) и индивидуально-правовое (применение правовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам)1. Основной формой валютного регулирования является издание нормативных актов.
В соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ Банк России вправе принимать нормативные акты по большинству вопросов валютного регулирования, устанавливающие в частности: · порядок и условия биржевых торгов иностранной валютой (п. 11 ч. 1 ст. 1); · единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления (ч. 4 ст. 5); · порядок осуществления валютных операций по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет (ч. 2 ст. 9); · требования для кредитных организаций к оформлению документов при купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте (ч. 2 ст. 11); · порядок открытия уполномоченными банками и валютными биржами счетов (вкладов) в банках за пределами России (ч. 8 ст. 12); · порядок открытия и ведения открываемых на территории РФ банковских счетов (банковских вкладов) нерезидентов (ч. 2 ст. 13); · порядок открытия и ведения банковских счетов резидентов в иностранной валюте в уполномоченных банках, а также порядок перевода физическим лицом — резидентом валютных средств из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия банковского счета (ч. 2, 3 ст. 14); · единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами (ч. 1 ст. 20). В отношении полномочий Правительства РФ по изданию актов следует обратиться к ст. 23 Закона о Правительстве РФ. В соответствии с этой статьей Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает акты в форме постановлений (имеющих нормативный характер) и распоряжений (по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющим нормативного характера), обеспечивает их исполнение. Правительство РФ в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ имеет по сравнению с Банком России более узкую сферу для валютного регулирования и в основном издает нормативные акты по согласованию с Банком России. Нормативные акты Правительства РФ, в частности, могут устанавливать порядок представления резидентами (за исключением физических лиц) налоговым органам по месту своего учета отчетов о движении средств по счетам и вкладам в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами (ч. 7 ст. 12) (по согласованию с Банком России).
Следует учитывать, что Банк России и Правительство РФ одновременно наделены компетенцией, как в сфере валютного регулирования, так и в сфере валютного контроля (ст. 22 Федерального закона № 173-ФЗ). Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ, валютные операции осуществляются, счета открываются, и операции по счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные Федеральным законом № 173-ФЗ (ч. 2 ст. 5). В ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 173-ФЗ установлен важный запрет: не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений. Эта норма направлена на установление равных требований ко всем участникам валютных правоотношений и создает необходимые условия для их конкуренции. Банк России устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям (ч. 4 ст. 5 Федерального закона № 173-ФЗ), Указанные формы отчетности установлены применительно к кредитным организациям указаниями Банка России от 25 декабря 2003 г. № 1363-У «О составлении и представлении финансовой отчетности кредитными организациями» с последующими изменениями и от 16 января 2004 г. № 1376-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации» с последующими изменениями (далее — Указание Банка России № 1376-У). Указание Банка России № 1376-У, в частности, предусматривает представление кредитными организациями в Банк России сведений об инвестициях уполномоченного банка и его клиентов—резидентов (кроме кредитных организаций) в ценные бумаги, выпущенные нерезидентами; сведений о расчетах по операциям с ценными бумагами, долями, паями и вкладами в имуществе, совершенных между резидентами и нерезидентами; отчета об операциях с наличной иностранной валютой и чеками в иностранной валюте; отчета по операциям ввоза и вывоза валюты Российской Федерации; отчета о конверсионных операциях; отчета об открытых валютных позициях банковской (консолидированной) группы. Следует обратить внимание на законодательную норму о том, что органы валютного регулирования (Банк России и Правительство РФ), а также специально уполномоченные на то Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций, регулируемых Федеральным законом № 173-ФЗ, без ограничений. Таким образом, на уровне законодательства РФ специальных ограничений для указанных публично-правовых субъектов не установлено, и ими являются лишь цели деятельности соответствующих органов, на достижение которых направлено осуществление валютных операций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|