Маневровая автоматическая локомотивная сигнализация
. Учебный вопрос № 2
Маневровая автоматическая локомотивная сигнализация
Безопасность движения поездов в целом во многом зависит от безопасности передвижений на станции. Эти передвижения имеют особенности - движение поездов по стрелочным переводам, одновременность передвижений и наличие двух разных типов передвижений (поездных и маневровых).
Одной из приоритетных задач является разработка систем автоматизированного управления движением маневровых локомотивов на станциях с применением цифрового радиоканала связи. К числу таких систем относится маневровая автоматическая локомотивная сигнализация МАЛС.
Система МАЛС предназначена для обеспечения безопасности проведения маневровых работ на железнодорожных станциях и запрета движения локомотива (состава) со скоростью выше допустимой, а также для автоматической его остановки перед закрытым сигналом или местом проведения работ. Применение этой системы позволяет исключить столкновения вагонов и локомотивов на станциях и предотвратить возникновение аварий из-за ошибок обслуживающего персонала. МАЛС включает в себя станционную и локомотивную аппаратуру.
В качестве канала передачи информации от стационарных устройств на локомотивные в системе МАЛС используется цифровой радиоканал, работающий в диапазоне 460 МГц. Цифровой радиоканал системы совместно с высокопроизводительным компьютером обеспечивает оперативность управления локомотивами и слежения за их местоположением, недостижимые традиционными средствами. Предусмотрена возможность получения информации о состоянии централизации станции от таких систем, как ДЦ «Сетунь» и др., а также передачи информации о состоянии ЭЦ станции этим системам. При стыковке МАЛС с аппаратурой «Диалог-Ц» появляется возможность передачи маршрутных заданий на локомотив непосредственно с АРМ дежурного по станции, что позволяет полностью автоматизировать управление маневровой работой. Таким образом, внедрение системы МАЛС на станциях совместно с другими системами железнодорожной автоматики обеспечивает комплексный подход к модернизации существующих устройств СЦБ. В системе МАЛС заложена возможность передачи маршрутных заданий на поездные локомотивы, оборудованные системой КЛУБ-У с цифровым каналом радиосвязи. Это позволяет повысить безопасность прохода поезда по станции, исключить проезд запрещающего сигнала и превышение допустимой скорости движения.
Программное обеспечение станционной аппаратуры системы МАЛС работает в операционной системе OS/2 и основано на использовании объектно-ориентированных подходов, что позволяет сделать систему гибкой, управляемой и способной органично адаптироваться к эксплуатационным требованиям. Исходным языком является С++.
Сейчас система выполняет основные задачи обеспечения безопасности при выполнении маневров на станции и запрещения проезда закрытого сигнала. Дополнительно она может информировать машиниста о негабаритных местах и местах работ на путях в заданном маршруте, допустимой скорости движения и т. д. Создана основа для разработки новых программно-технических комплексов, обеспечивающих получение в локомотивном депо оперативной информации и создание единой информационной базы по техническому и функциональному состоянию подвижных единиц, приписанных к депо и оборудованных аппаратурой КЛУБ, МАЛС, горочной АЛС и других систем.
Система предназначена для повышения производительности маневровой работы на станциях, снижению эксплуатационных расходов за счет экономии материалов, электроэнергии, финансовых ресурсов.
Объектом автоматизации может быть любая станция, где производятся маневровые работы, при возможности увязки системы с ранее установленными системами (ЭЦ, РПЦ, МПЦ, ДЦ, ДК, СПД-ЛП) на станции.
Объекты контроля и управления
Объектом контроля системы являются устройства электрической централизации, передающие информацию о состоянии рельсовых цепей, светофоров и положении стрелок.
Объектом управления системы являются маневровые локомотивы, оборудованные системой.
Перечень подсистем и их назначение:
1) подсистема - устройство станционное маневровой автоматической локомотивной сигнализации (СУ МАЛС), предназначенное для реализации функций и задач системы МАЛС, связанных с повышением безопасности движения при проведении маневровых работ, повышением безопасности при проведении работ на путях, а также с работой ЭЦ, действиями дежурных по станции, маневровых диспетчеров, электромехаников СЦБ и связи.
2) подсистема - аппаратура бортовая маневровой автоматической локомотивной сигнализации (БА МАЛС), предназначенная для приема и обработки данных, передаваемых с СУ МАЛС по каналу радиосвязи, для измерения скорости и направления движения локомотива, а также отображения необходимой информации для машиниста на экране монитора.
3) подсистема - оборудование сервисное маневровой автоматической локомотивной сигнализации (СО МАЛС), предназначенное для проверки работоспособности, диагностики и выявления дефектов в СУ МАЛС и БА МАЛС.
Требования к способам и средствам связи для информационного обмена:
1) подсистемы СУ МАЛС и БА МАЛС в условиях эксплуатации должны быть связаны между собой только по цифровому радиоканалу связи;
2) подсистема СО МАЛС должна быть связана с подсистемами СУ МАЛС и БА МАЛС по цифровому радиоканалу, а также должна иметь возможность кабельного соединения при проведении работ по проверке работоспособности составных частей системы.
3) частотный диапазон радиостанции цифрового радиоканала должен быть 150 МГц или 460 МГц, в зависимости от региона поставки системы.
Режимы функционирования системы:
1) ручной – работа системы в режиме отображения информации без информационного обмена по цифровому радиоканалу;
2) автономный - работа системы в режиме информационного обмена по цифровому радиоканалу без задания маршрутов;
3) телеуправление – работа системы с реализацией всех заложенных функций.
Требования по диагностированию системы:
1) система должна иметь встроенные программно-аппаратные средства, позволяющие выявлять ситуации, связанные с нештатным
функционированием оборудования;
2) глубина диагностики должна обеспечивать возможность локализации неисправности с точностью до функционального блока.
Система должна обеспечивать:
1) контроль кратковременной потери связи и сохранение передаваемой информации;
2) смену режимов работы локомотива по приказу станционных устройств;
3) выполнение приказов ДСП на проезд запрещающего сигнала;
4) идентификацию и определение соответствия маршрута и локомотива;
5) задание, продление, укорочение и отмена маршрутного задания;
6) контроль допустимой скорости движения при выполнении маршрутных заданий, в том числе на местах производства работ;
7) разборку тяги при приближении фактической скорости движения к допустимой скорости;
8) подтверждение машинистом видимости вагонов на занятом пути и мест производства работ;
9) измерение длины состава;
10) определение расстояния до мест производства работ;
11) контроль движения состава в пределах последней занятой секции маршрутного задания относительно его " головы" и " хвоста";
12) выполнение маршрутов за пределы станции с выводом локомотива из системы;
13) включение проверки бдительности машиниста при проследовании мест с ограничениями и при вступлении на занятый путь;
14) срыв ЭПК:
при неисправностях локомотивной аппаратуры или ее выключении;
при несоблюдении допустимых скоростей движения кривой торможения;
при превышении допустимой скорости движения;
при подъезде к препятствию или месту работ, если от машиниста нет подтверждения о свободности пути;
при попытке проезда запрещающего сигнала;
при попытке проезда последнего стыка при типе маршрута " за сигнал";
по приказу станционных устройств или ДСП.
Подсистема СУ МАЛС должна обеспечивать:
1) сопровождение работы голосовыми сообщениями;
2) прием от устройств ЭЦ (или от других систем) информации о состоянии рельсовых цепей, светофоров и положении стрелок;
3) передачу информации о состоянии ЭЦ и местоположении локомотивов другим системам;
4) установку и снятие места производства работ на любом элементе станции;
5) регистрация смен ДСП в журнале системы МАЛС;
6) запись в журнале системы МАЛС событий происшедших на станции.
Подсистема БА МАЛС должна обеспечивать:
1) контроль положения контроллера локомотива;
2) контроль скатывания;
3) измерение фактической скорости и направления движения локомотива.
Подсистема СО МАЛС должна обеспечивать:
1) проверку цифрового радиоканала связи;
2) проверку контроллера опроса и адаптера из состава СУ МАЛС.
3) проверку бортового контроллера;
4) проверку измерителя скорости БА МАЛС;
Безопасность системы определяется задачей исключения возможности проезда локомотивом, оборудованным системой МАЛС, запрещающего сигнала и места работы на путях.
При разработке системы должен быть максимально использован иерархический принцип построения, предусматривающий конфигурацию системы при отказе аппаратных модулей с переходом на более низкий уровень функционирования, при котором недостающие функции заменяются более жестким контролем бдительности машиниста.
Вопросы для закрепления
1. Назначение системы автоматической локомотивной сигнализации (АЛСО) с подвижными блок-участками.
2. Назначение маневровой автоматической локомотивной сигнализации
Воспользуйтесь поиском по сайту: