Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Доказательство бытия Бога у Декарта и в средневековой философии




 

В философско-научной концепции Декарта речь скорее идет не о привычном для обычного человека Боге (в религии), а скорее о философском Боге, Боге разума, существование которого следовало не постулировать, а доказывать, причем лишь с помощью рациональных аргументов.

Главные для Декарта доводы и доказательства сконцентрированы вокруг проблемы существования как бытия. Человек не может быть помыслен как существо, в самом себе содержащее источник, гарантии и смысл своего бытийствования. Но такое существо должно быть. И это существо - Бог. Бога, согласно Декарту, стоит мыслить как такую сущность, которая единственно в себе самой заключает источник своего существования. Вследствие этого бог выступает в качестве творца, начинателя всего сущего, он есть единая и единящая субстанция. Под словом Бог Декарт понимает субстанцию бесконечную, вечную, неизменную, независимую, все сведущую, всемогущую, создавшую и породившую меня и все остальные существующие вещи (если они действительно существуют).

Эти преимущества столь велики и возвышены, что чем внимательнее их рассматривать, тем менее Декарту кажется, что эта идея может идти от него самого. Отсюда он делает вывод том, что бог не плод его воображения, а все-таки существует.

В своем доказательстве бытия Бога Декарт воспользовался методом сочинения. Он предположил, что существуют не всеблагой бог, а какой-нибудь злой гений, бог обманщик, который приложил все свое искусство, чтобы его обмануть. «Я стану думать, что небо, воздух, земля, цвета, формы, звуки и все остальные внешние вещи - лишь иллюзии и грезы, которыми он воспользовался, чтобы расставить сети моему легковерию». Мы легко допустим, что нет ни бога, ни неба, ни земли и что у нас самих нет тела, но мы не можем предположить, что мы не существуем, так как мы мыслим и, следовательно, мы существуем.

Средневековую философию называют служанкой богословия. Средневековые философы говорили о боге, как о первосущности, первопричине и перводвигателе всего сущего. В доктринах христианских теологов бытие было отождествлено с богом. Канонической предпосылкой этого послужили известные слова библейского текста: «И сказал Бог Моисею: Я есть Существует». Августин толкует этот текст в буквальном смысле и приходит к постижению бога, как бытия.

До Фомы Аквинского доминирующим понятием в представлении о божественном бытии было понятие сущности. Ансельм Кентерберийский: «Бог есть natura essendi», то есть природа, сущность, сообщающая всему бытие. Фома в качестве первоосновы антологии выбирает сущее, соответствующее глаголу быть, который указывает на акт бытия, на чистое бытие, а не на бытие некоторой сущности, которому нет необходимости, для того, чтобы быть приписанным к какой-либо сущности. Такое чистое бытие несвойственно конечным вещам, им обладает один Бог, точнее, он сам и есть Бытие. То есть, Бог есть акт бытия, благодаря которому все вещи получают существование.

Кентерберийский же формирует 4 доказательства бытия бога. В трех существование творца он рассматривает, исходя из рассмотрения творений, а в онтологическом доказательстве показывает, что понятие бытия фактически содержится в понятии Бог. Боэций: «В Боге бытие и сущность совпадает (он разделил эти два понятия). Бытие вещи получают от Бога».

 


Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...