Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общий замысел критической философии Канта. Основные задачи критики познания.




Иммануэль Кант (1724-1804гг.) – классический немецкий философ. Вырос в религиозной семье, ценил такие понятия, как честность, уважение к труду и личности человека, скромность.

Важнейшей работой Канта была «Критика чистого разума». Существовало 2 предисловия к ней (соответственно, к первому и второму изданиям).

 

I. Разум основывался на опыте человека. А поведение было всегда чем-то обосновано, т.е. существовали определенные причины. Но! Если исходить из опыта, то свободы воли быть не может (как и Бога, понятия о нем, и т.д.). Поэтому разум постоянно находится в противоречии с самим собой: между опытом и теми знания, что выходят за рамки этого опыта. Идеал разумного познания же для Канта заключался в духе основательности. Его можно было достичь при помощи критики, что пронизывала все на свете. При этом критиковались не отдельные части, а шла тотальная критика всего разума в целом. Кроме того, она не основывалась на знаниях из опыта. Т.е. носила априорный характер. Все это привело к новой критической философии, которая больше уже не ограничивалась мнимыми знаниями.

II. Задача Канта: сделать из философии науку. Для этого человек должен сам строить догматы и проверять их, а не просто брать их у тех, кто уже их доказал. Именно тогда он начинает нормально/правильно соображать. Теперь познание носит творческий характер. Уже не природа предписывает свои законы разуму, а он ей! Кант говорит, что разум человека – это реализация его свободы. Поэтому нужно рассматривать человека как существо свободное.


45.Понятие априорного и его роль в кантовской теоретической философии.

Иммануэль Кант (1724-1804гг.) – классический немецкий философ. Вырос в религиозной семье, ценил такие понятия, как честность, уважение к труду и личности человека, скромность.

Философ считал, что есть знания, которые имеют необходимый и всеобщий характер, как, например, науки и их законы. А некоторые знания можно сделать такими же, хотя на самом деле они такими не являются.

 

В своей работе «Критика чистого разума» Кант выделял 2 вида знания:

o Априорные (т.е. вне опыта);

o Апостериорные (т.е. опытные).

Кант считал, что опыт человека принципиально незавершен. Значит, благодаря опыту мы не можем познать все. Поэтому главную задачу критической философии Кант определяет как изучение априорных познаний. При этом познания могут быть:

- аналитическими (предикат ничего нового нам не добавляет);

- синтетические.

Аналитические суждения все априорные, тогда как синтетические – это и эмпирические, и априорные. Синтетические суждения могут быть априорными в том случае, если они опираются только на форму чувственности, а не на чувственный материал.

 

В учениях Канта также выделяют:

1. трансцендентальная эстетика – учение о чувственности, ощущениях и восприятии;

2. учение о рассудке;

3. учение о разуме.

Кант считал, что опыт – это взаимодействие чувственности и рассудка. Неопределенный предмет эмпирического созерцания – это явление (феном). Благодаря нему мы узнаем о предмете не более того, чем он является на самом деле.

Вещи «в себе» (ноумен) нам не даны. Все существующее разнообразие структурирует форма. Отсюда следует, что наша чувственность обладает априорными формами. Поэтому явление предстает перед нами как единое целое.

 

В этой чувственности мы можем выделить чистое созерцание, т.е. ту чистую форму, что освобождена от чувственного созерцания. Это и есть время и пространство. Они являются неэмпирическими понятиями, что выводятся по опыту. Это необходимые априорные созерцания, лежащие в основе всего. Ими располагает сознание.


Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...