Параметры отрасли при привлекательности отрасли
1. Рост, Технолог стабильность, Прибыльность, размер По аналогии оценивают конкурентную позицию стратегической бизнес единицы (СЕБ) в отрасли. При этом в колонки таблицы заносят ключевые факторы успеха и определяют веса факторов, отражающие степень их значимости для достижения в отрасли устойчивой конкурентной позиции (сумма весов должна быть равна единице). Для каждого фактора оценивают его конкурентную силу (от 1 до 5). Оценка 5 означает, что по данному ключевому фактору успеха стратегическая единица бизнеса имеет сильную конкурентную позицию. Оценка 1 - соответствует очень слабой позиции по оцениваемому фактору. пример расчета конкурентной позиции СЕБ в отрасли. Таблица 70.2 После того, как получены интегральные оценки привлекательности отрасли и конкурентной позиции каждой СЕБ, строится матрица. Внутри матрицы выделяют девять квадратов. Анализируемые бизнесы могут отображаться на сетке матрицы в виде кругов: размер каждого круга пропорционален объему продаж на данном рынке. Доля конкретного бизнеса организации изображается как конкретный сегмент соответствующего круга. Рисунок показывает, что модель McKiпsey выделяет три типа стратегических позиций: ~победuтель (высокий приоритет инвестирования); промежсуточный (средний приоритет инвестирования); ~проuгравшuй (низкий приоритет инвестирования). Рисунок 70.3 Характеристики каждой из 9 позиций Победитель 1 Организация скорее всего является лидером. Стратегия - сохранение и усиление позиции, в том числе за счет n ио итетного инвести ования Победитель 2 Бизнес в данной позиции не является лидирующим, но и не является отстающим. Стратегия: целевое инвестирование для получения максимума прибыли за счет сильных сторон, а таюке для силения слабых сторон бизнеса
Победитель 3 Стратегия: четкое определение наиболее перспективных сегментов рынка и целевое инвестирование развития бизнеса в этих сегментах; конкретные мероприятия по усилению конкурентного статуса Проигравший 1 Стратегия: развитие бизнеса в сегментах с минимальным уровнем риска для получения максимально возможной прибыли за счет отдельных сильных сторон; Уход из данной поз и ии вплоть до ликвидации Проигравший 2 Стратегия: а) концентрация усилий на снижении риска и защите бизнеса в отдельных наиболее прибыльных сегментах рынка; Б) опрдажа бизнеса конкурентам Проигравший 3 Стратегия: а) вывод из данной позиции; б) полная ликвидация Промежуточный 1 Стратегия: а) переход в победители за счет создания и развития сильных сторон организации, поиск прибыльной ниши и инвестирование; Б) выход в проигравшие вплоть до ликвидации Промежуточный 2 Стратегия: очень избирательное инвестирование в очень прибыльные и наименее рискованные мероприятия Промежуточный 3 Велика вероятность исчезновения данного рынка. Стратегия: «короткие» эффективные инвестиции Модель McKiпsey имеет три существенных ограничения: 1. Конкурентная позиция каждого конкретного бизнеса устанавливается на текущий период времени, а затем без существенных изменений экстраполируется (переносится) на рассматриваемый стратегический период. В реальной практике, в течение стратегического периода конкурентная позиция может существенно измениться. 2. Стратегический выбор по модели не учитывает динамичных изменений в организации, т. е. делается прогноз для данного статичного состояния. В реальной практике организации (особенно крупные корпорации) активно участвуют в создании будущего: предлагают рынку новые продукты, осуществляют активную рекламу и системный маркетинг по формированию нужного спроса, внедряют новые технологии ит. д.
3. Модель структурирует бизнес-портфель организации по 9 конкретным позициям своей матрицы. Модель McKiпsey не дает Ответа на вопрос о том, как надо оптимизировать этот портфель: перестраивать уже сложившуюся СИfтему бизнесов в условиях всегда ограниченных ресурсов организации. Модель ADL-LC Аббревиатура ADL-LC получена от сокращений известной консалтинговой фирмы Аrthиr D. Little (ADL) и Life Cycle (LC) - жизненный цикл. Модель ADL-LC или матрица ADL представляет собой многофакторную модель стратегического анализа диверсифицированных компаний, а также инструмент стратегического менеджмента, который обосновывает принятие решений по стратегиям отдельных бuзнесов коммерческих организаций. Получение конкретных значений показателя «Конкурентная позиция» аналогично исчислению этого показателя по модели GE/McKiпsey. Методика расчета показателей жизненного цикла практически совпадает с методикой исчисления показателей привлекательности отрасли по матрице McKiпsey. Главное отличие модели ADL-LC от других подобных моделей заключается в использовании концепции жизненного цикла. Характерная особенность именно модели - это четкое выделение следующих жизненных стадий рынка или отрасли: Рождение, Развитие, Зрелость и Старение. Рисунок 70.4 Следовательно, при анализе и принятии стратегических решений по каждому конкретному бизнесу необходимо учитывать все значимые особенности соответствующеи стадии жизненного цикла. Характеристики по стадиям жизненного цикла по данной модели. Рождение Изменение в технологии ~ Фрагментарность предложений на быстроменяющемся рынке и энергичный поиск потребителей ~ Быстрый рост продаж: практически всю прибыль поглощают инвестиции Развитие ~ Быстрый рост продаж~ Появляется и быстро растет прибыль ~ Поток денежной наличности может оставаться отрицательным Зрелост ~ Объем продаж становится максимальным ~ Прибыль достигает максимума ~ Поток денежной наличности положительный и постепенно на астает Старение ~ Падает объем продаж ~ Прибыль снижается ~ Поток денежной наличности снижается, но медленнее, чем прибыль
Характеристики позиций в матрице по конкурентной позиции Слабая ~ У бизнеса есть ряд критически слабых сторон ~ В данной позиции бизнес самостоятельно выжить не может Прочная ~ Бизнес дает прибыль ~ Бизнес специализируется в своей нише и имеет в ней достаточную прочность из данной позиции в более сильную ~ У бизнеса минимальные возможности выхода из данной позиции в более сильную Заметная ~ У бизнеса есть заметные особенности и преимущества ~ Весьма прочные позиции в своих специализированных нишах ~ У бизнеса есть значимый потенциал для улучшения конкурентной позиции Сильная ~ Сильные конкурентные преимущества ~ Возможна самостоятельная бизнес-стратегия, не учитывающая поведение главных конкурентов; позиция бизнеса сильна, но не абсолютна Ведущая ~ Данную позицию на рынке может занимать только один бизнес ~ Устанавливает на рынке свой стандарт и контролирует другие бизнесы ~конкурентное преимущество практически абсолютное ~ бизнес0стратегшия полностью самостоятельная Нами предлагается подход, при котором составляется матрица, в первой колонке которой указана позиция (лидер, следующий за лидером, компания в кризисном положении), во второй колонке - рекомендуемые действия, соответствующие той или иной позиции. В последующих колонках приведены рекомендации по действиям компании в зависимости от стадии жизненного цикла отрасли. Задача заключается в том, чтобы соотнести действия организации в зависимости от той позиции, которую она занимает, с рекомендуемыми действиями на разных фазах жизненного цикла отрасли. Например, для компании, находящейся в состоянии кризиса, очевидно подходит только тот набор инициатив, который приведен во второй колонке и т. д. Матрица для выбора стратегии компании
Таблица 70.5
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|