Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стратегический анализ конкурентного окружения и конкурентоспособности предприятия.




Анализ непосредственного окружения (мезосреды) включает в себя факторы, которые воздействуют на фирму непосредственно и на которые фирма в той или иной степени может воздействовать самостоятельно.

Основными его элементами являются: анализ отрасли, анализ факторов конкуренции, анализ положения конкурентов на рынке, выявление целей и стратегий конкурентов, ключевые факторы успеха в конкурентной борьбе.

1….Анализ отрасли позволяет оценить привлекательность отрасли в соответствии с фазами ее жизненного цикла.примеры стратегического значения экономических характеристик отрасли: размер рынка (маленькие редко привлекают большие компании, большие – для компаний, намеревавшихся приобрести устойчивые фирмы с хорошими конкурентными позициями); темп роста рынка (быстро растущие рынки привлекают новых конкурентов, замедление приводит к вытеснению слабых компаний); стадия жизненного цикла (связана с темпом роста рынка); загруженность производственных мощностей (излишек пр мощностей приводит к падению цен и доходов, недостаток - к росту пок-лей); прибыльность отрасли (привлекает на рынок новые компани); масштаб конкуренции (определяется соотношением крупных и мелких компаний); количество компаний в отрасли (прямо пропорционально масштабу конкуренции); потребители (крупные компании имеют больше возможностей воздействия на производителей и поставщиков); скорость внедрения технологий и инноваций (фактор, повышающий риск вхлждения в отрасль); характеристики продукции (стандартизация, себестоимость и значимость) (покупателю легче перейти от одного производителя к другому, они заинтересованы в снижении цены на крупные и дорогие товары, чем на мелкие и дешевые); экономия на масштабе производства (увеличение объемов производства снижает расходы на ед. прол); экономия от реализации эффекта повышения производительности (эффекта обучаемости) (рабочие, менеджеры становятся опытнее, улучшается соотношение «затраты-эффективность»); вход в отрасль: высокие входные барьеры, эффект масштаба, финансовые ресурсы, каналы сбыта, эффект обучаемости, диверсификация, ограничения со стороны контролирующих органов (лицензии и разрешения), тарифи и международные ограничения (невысокие входные барьеры стимулируют появление новых конкурентов); выход из отрасли: специализированные активы, правительственные ограничения, эмоциональные препятствия (связан с большими потерями, чем нахождение в ней)

2…. Привлекательность и прибыльность зависят от ее структуры, которая по мнению Майкла Портера определяется 5 силами или факторами конкуренции (структурный анализ «модель5 сил конкуренции»):

1) соперничество среди конкурентных предприятий (участников отрасли);

2) конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями и конкурентоспособными с т.з. цены;

3) угроза появления новых конкурентов;

4) экономические возможности и товарные способности поставщиков (конкурентное давление);

5) экономические возможности и товарные способности покупателей (конкурентное давление).

Чем сильнее воздействие перечисленных факторов, тем сильнее возможность предприятия для установления высоких цен и получения прибыли.

РИСУНОК

Недостатком явл отсут-е учета состояния на рынке труда и раб силы.

Факторы, определяющие конкуренцию в отрасли, которые ведут к росту интенсивности конкуренции, М. Портер относит: сосуществование сбалансированных конкурентов (конкуренты имеют сходные характеристики); сосуществование конкурентов на рынке медленного роста (конкуренты стремятся утвердиться в качестве лидеров); снижение цен и иные увеличения объемов продаж (высокие постоянные затраты);необходимость индивидуализации продукции; существование серьезных препятствий для выхода из отрасли

3….Анализ положения конкурентов на рынке. Один из методов сравнения конкурентных позиций компаний – разработка карты стратегических групп, которая позволяет сравнивать рыночные позиции конкурентов и объединить их в однородные группы, если в отрасли много конкурентов и существуют трудности для всестороннего изучения каждого. Для этого необходимо:

1. установить параметры дифференциации компаний в отрасли, Н: соотношение цена/качество; ассортимент продукции, набор предлагаемых услуг

2. составить графики по избранным параметрам путем нанесения точек, обозначающих месторасположение каждой компании

3. объединить компании, чье расположение на графиках примерно совпало, в одну страт группу;

4. заключить каждую геометрическую группу в геометрическую фигуру, площадь котрой соответствовала бы доле группы в общем объеме продаж.

На карте страт групп видны свободные области, что позволяет организации в дальнейшем разработать стратегию занятия данной ниши.

ТАБЛИЦА 68.1

4…..Выявленеи целей и стратегий конкурентов

Схема классификации целей и стратегиц конкурентов, которая наряду с картой страт групп позволяет определить намерения конкурентов:

1. масштаб конкуренции (местный, регио, нац, мультинац, глобальный)

2. страт намерение (лидировать, опредеить лидера, войти в десятку, подняться на 1-2 ступеньки, опредить одного конкурента, выжить)

3. цели в борьбе за долю рынка (расширяться за счет внутренного роста (захват доли рынка конкурентов), расширение за счет приобретений, сохранить существующую долю рынка, уступить чась доли рынка)

4. цели в борьбе за конкурентную позицию (укрепить и рсаширить, сохранить, улучшить позицию, бороться, отступить на позицию, которую можно удержать)

5. характер действий (наступательный, оборонительный, комбинация, активныйрискованный, осторожное следование за лидером)

6. конкурентная стратегия (борьба за лидерство по издержкам, ориентация на нишу рынка (фокусирование), дифференциация товара за счет качества, ассортимента, имиджа, обслуживания, потребительской ценности)

5….Ключевые факторы успеха в конкурентной борьбе – это потребительские свойства товара, опыт и знания, конкурентные возможности, успехи на рынке и все, что повышает прибыльность.

Сравнительная характеристика основных факторов конкурентоспособности фирм-конкурентов

1. рынок (размер, особенности внедрения, степень вхождения, спро, диверсификация)

2. продукция (освоение производства изделий, ЖЦИ, конкуренция изделий, ассортимент, дизайн, новые изделия)

3. цены (новые изделия, выпускаемые)

4. продвижение товаров (реклама, сбытовые службы, содействие сбытовым организациям)

5. организация сбыта и распределение товаров на рынке (структура, размеры каналов сбыта, развитие сбытовой сети, контроль за каналами)

Это позволяет выявить ключевые факторы успеха конкурентов и определить для компании, какие факторы обеспечат ей в будущем успех.

По результатм анализа отрасли, факторов конкуренции в ней, положения конкурентов, их целей и стратегий и предварительного выявлениея основных факторов конкурентоспособности основных конкурентов, можно составить список возможностей и угроз, которые могут оказывать воздействие на организацию, но уже со стороны ближнего окружения. С этой целью можно составить таблицу для взвешенной оценки влияния выявленных возможностей и угроз (по аналоги с соответствующим этапом PEST-анализа)

ТАБЛИЦА 68.2

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...