Ситуационные задачи для контроля усвоения темы
1. Даны водные растворы следующих веществ: бромид калия, нитрат хрома (III), гидроксид натрия, нитрат свинца (II), серная кислота, хлорид бария. Напишите возможные реакции между этими веществами в молекулярном и ионном видах и объясните, почему они протекают. 2. Какие пары веществ не могут вместе существовать: а) хромат калия и нитрат бария; б) серная кислота и хлорид бария; в) бромид железа (III) и нитрат кальция; г) иодид аммония и гидроксид калия; д) нитрат бария и хлорид калия? Ответ обоснуйте соответствующими уравнениями реакций в молекулярном и ионном видах. 3. Найти ионную силу раствора, содержащего 7,45 г KCl и 0,01 моль K2SO4 в 1 л раствора. 4. Уксусная кислота в 0,76% -ном растворе (плотность 1 г/мл) ионизирована на 0,19%. Вычислите константу ионизации. 5. Чему равны активности ионов Ca2+ и Cl- в 0,02 М растворе CaCl2? 6. Имеются два раствора с одинаковой молярной концентрацией: хлорид калия и сульфат магния. Какой из этих растворов имеет большее значение ионной силы? Дайте краткое пояснение. 7. Значения изотонического коэффициента некоторых электролитов при разбавлении водного раствора стремятся к: а)2; б)3; в)4. Приведите по 2 примера каждого типа электролитов. 8. Рассчитайте ионную силу плазмозамещающего раствора «Трисоль», который готовят по прописи: · натрия хлорид 0,5 г · калия хлорид 0,1 г · натрия гидрокарбонат 0,4 г · вода для инъекций до 100 мл 9. Водные растворы сульфата цинка с массовой долей 0,1%; 0,25% и 0,5% применяются в качестве глазных капель как антисептическое и вяжущее средства. Рассчитайте активность иона цинка в таких растворах. Плотность каждого раствора условно принять равной 1 г/мл. 10. При лечении маниакальных состояний препаратами лития (в виде LiCl) концентрация иона лития в плазме должна быть не ниже 0,6 ммоль/л и не выше 1,6 ммоль/л. Вычислите диапазон активностей иона лития в плазме.
Образец билета выходного контроля 1. Какие реакции не протекают до конца при комнатной температуре: А) NH4Cl+KOH Б) CaJ2+Pb(NO3)2 В) KCl+Al(NO3)3 Г) H2SO4+BaCl2 Д) HNO3+CaCl2 Ответ: А,В,Д. 2. Сумма коэффициентов левой части для сокращенного ионного уравнения реакции: АgNO3 + K2CrO4 → … равна: А) 2 Б) 3 В) 4 Г) 5 Д) 6 Ответ: Б. 3. В водный раствор CH3COOH добавлена некоторая масса CH3COONa. При этом степень ионизации уксусной кислоты: А) возрастает Б) убывает В) не изменяется Г) сначала возрастает, затем убывает Д) сначала убывает, затем возрастает Ответ: Б. 4. Разбавленный раствор NH4Br и разбавленный раствор H2SO4 замерзают при одинаковой температуре. Массовая доля какого вещества больше в растворе? А) кислоты Б) соли В) они равны. Ответ: Б. 5. Ионная сила плазмозамещающего раствора «Хлосоль», который готовят по прописи: · натрия ацетат 0,36 г · натрия хлорид 0,475 г · калия хлорид 0,15 г · вода для инъекций до 100 мл равна: А) 0,145 Б) 0,044 В) 0,081 Г) 0,125 Д) 0,101 Ответ: А. Домашнее задание Тема: «Протолитические процессы в реакциях диссоциации и гидролиза». Литература: [1] с. 95; [3] с. 120; [4] с. 30. ЗАНЯТИЕ №12
Тема: Протолитические процессы в реакциях диссоциации и гидролиза. Актуальность темы: Для живых организмов характерно поддержание кислотно-основного состояния на определенном уровне. Это находит выражение в достаточно постоянных значениях рН биологических сред и в способности восстановления рН при воздействии на эти среды протолитов. Несмотря на то, что в процессе метаболизма в организме постоянно образуются кислоты, рН тканей поддерживается примерно постоянным. Совокупность механизмов поддерживающих протолитический гомеостаз, включает в себя физико-химические механизмы и физиологические механизмы (легочную и почечную компенсацию). Для понимания физико-химических механизмов необходимо ознакомиться современными понятиями «кислота», «основание», «протолиз» в различных типах реакций.
Учебные цели: сформировать системные знаний по теории кислотно-основных равновесий для обоснования протекающих в условиях живых систем процессов протолиза. В результате освоения темы студент должен уметь: · Определять кислоты и основания на основании протолитической теории; · Определять амфолиты, показать, когда амфолиты ведут себя как кислоты и когда они проявляют основные свойства; · Написать константы кислотности и основности, и по ним оценить силу кислот и оснований; · Рассчитывать рН в растворах кислот или оснований; · Предвидеть среду, которая создается при гидролизе различных солей; · Рассчитывать рН, степень и константу гидролиза различных типов солей; · Определять рН среды при помощи универсальной индикаторной бумаги. Для формирования умений студент должен знать: · Сущность протолитической теории кислот и оснований, классификацию кислот, оснований и амфолитов; · Расчетные формулы констант кислотности и основности, рН в растворах сильных и слабых кислот и оснований в водных растворах; · Основные случаи гидролиза солей и смещение протолитических равновесий при гидролизе солей; · Расчетные формулы константы и степени гидролиза, а также рН в растворах гидролизующихся солей; · Способы экспериментального определения рН в водных растворах кислот, оснований и солей. Вид занятий: лабораторно-практическое. Продолжительность занятия: 3 академических часа. Оснащение рабочего места: штатив с пробирками, универсальная индикаторная бумага, мерные пробирки на 10 мл, калькулятор, справочник физико-химических величин, водяная баня. Реактивы: 0,1 м растворы HCI и NaOH, CH3COOH и NH3; 0,1 м растворы Na2CO3, Na2SO4, NH4Cl, KNO3, CH3COONa, Al2(SO4)3, CH3COONH4, дистиллированная вода, индикаторы фенолфталеин, синяя лакмусовая бумага. Содержание занятия 1. Контроль исходного уровня знаний и умений (тест). 2. Разбор теоретических вопросов и решений задач. 3. Выполнение лабораторной работы; а) определение рН водных растворов слабых и сильных кислот и оснований колориметрическим способом (при помощи универсальной индикаторной бумаги);
б) определение рН в водных растворах солей; в) изучение влияния температуры на степень гидролиза солей; г) изучение совместного гидролиза солей. 4. Выходной контроль знаний и умений студентов. Проверка протоколов лабораторной работы 5. Подведение итогов занятий. Задание на дом по теме: «Протолитические процессы в буферных растворах». Вопросы и упражнения для подготовки к занятию 1. В чем принципиальное различие теории кислот и оснований Бренстеда-Лоури от теории С. Аррениуса? 2. Понятия сопряженной кислоты и сопряженного основания. 3. Приведите примеры кислот и оснований: а) молекулярные, б) катионные, в) анионные. 4. Приведите примеры 2-х амфолитов и их взаимодействия с кислотами и основаниями. 5. Что такое константа кислотности и константа основности? Как они связаны для водных растворов? 6. Выразите константы кислотности (ступенчатые и суммарные) для следующих кислот: а) муравьиной, б) сернистой, в) ортоборной. 7. Выразите константы основности (ступенчатые и суммарные) для следующих оснований: а) гидроксида аммония, б) гидроксида магния, в) гидроксида железа (III). 8. Расположите следующие кислоты в порядке возрастания их силы (пользуясь таблицей констант кислотности и основности): фтороводородная, фосфорная, азотная, сернистая, сероводородная, угольная, циановодородная. Для двух- и многоосновных кислот надо брать первые константы кислотности. 9. Покажите ступенчатый гидролиз солей: а) карбоната калия, б) хлорида аммония, в) оксалата аммония. Какими способами можно подавить гидролиз каждой соли? 10. Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций взаимодействия водных растворов: а) сульфата хрома (III) и карбоната калия, б) хлорида алюминия и сульфида калия, в) бромида магния и сульфита натрия. 11. Пользуясь таблицей констант кислотности и основности оцените реакцию среды, которая создается при растворении в воде следующих солей: а) гидрокарбоната натрия, б) хлорида марганца (II),
в) формиата аммония, г) хлорида калия, д) ацетата аммония. 12. Интервалы перехода окраски индикаторов: · метилоранжа – от рН 3,1 до 4,4, · фенолфталеина от рН 8,0 до 10,0. Какой из индикаторов будете использовать при титровании растворов: а) уксусной кислоты гидроксидом натрия, б) аммиака соляной кислотой, в) азотной кислоты гидроксидом калия? Дать обоснованный ответ. Литература: [1] с. 95; [3] с. 120; [4] с. 30. Дополнительная: 1. Лекционный материал. 2. Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия. -М., Высшая школа. 2002. 3. Краткий справочник физико-химических величин. Под ред. А.А. Равделя. -Л., Химия. 1983. 4. Данное руководство.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|