Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ситуационные задачи для контроля усвоения темы




1. Даны водные растворы следующих веществ: бромид калия, нитрат хрома (III), гидроксид натрия, нитрат свинца (II), серная кислота, хлорид бария. Напишите возможные реакции между этими веществами в молекулярном и ионном видах и объясните, почему они протекают.

2. Какие пары веществ не могут вместе существовать: а) хромат калия и нитрат бария; б) серная кислота и хлорид бария; в) бромид железа (III) и нитрат кальция; г) иодид аммония и гидроксид калия; д) нитрат бария и хлорид калия? Ответ обоснуйте соответствующими уравнениями реакций в молекулярном и ионном видах.

3. Найти ионную силу раствора, содержащего 7,45 г KCl и 0,01 моль K2SO4 в 1 л раствора.

4. Уксусная кислота в 0,76% -ном растворе (плотность 1 г/мл) ионизирована на 0,19%. Вычислите константу ионизации.

5. Чему равны активности ионов Ca2+ и Cl- в 0,02 М растворе CaCl2?

6. Имеются два раствора с одинаковой молярной концентрацией: хлорид калия и сульфат магния. Какой из этих растворов имеет большее значение ионной силы? Дайте краткое пояснение.

7. Значения изотонического коэффициента некоторых электролитов при разбавлении водного раствора стремятся к: а)2; б)3; в)4. Приведите по 2 примера каждого типа электролитов.


8. Рассчитайте ионную силу плазмозамещающего раствора «Трисоль», который готовят по прописи:

· натрия хлорид 0,5 г

· калия хлорид 0,1 г

· натрия гидрокарбонат 0,4 г

· вода для инъекций до 100 мл

9. Водные растворы сульфата цинка с массовой долей 0,1%; 0,25% и 0,5% применяются в качестве глазных капель как антисептическое и вяжущее средства. Рассчитайте активность иона цинка в таких растворах. Плотность каждого раствора условно принять равной 1 г/мл.

10. При лечении маниакальных состояний препаратами лития (в виде LiCl) концентрация иона лития в плазме должна быть не ниже 0,6 ммоль/л и не выше 1,6 ммоль/л. Вычислите диапазон активностей иона лития в плазме.

 

Образец билета выходного контроля

1. Какие реакции не протекают до конца при комнатной температуре:

А) NH4Cl+KOH Б) CaJ2+Pb(NO3)2

В) KCl+Al(NO3)3 Г) H2SO4+BaCl2

Д) HNO3+CaCl2

Ответ: А,В,Д.

2. Сумма коэффициентов левой части для сокращенного ионного уравнения реакции: АgNO3 + K2CrO4 → … равна:

А) 2 Б) 3 В) 4 Г) 5 Д) 6

Ответ: Б.

3. В водный раствор CH3COOH добавлена некоторая масса CH3COONa. При этом степень ионизации уксусной кислоты:

А) возрастает Б) убывает

В) не изменяется Г) сначала возрастает, затем убывает

Д) сначала убывает, затем возрастает

Ответ: Б.

4. Разбавленный раствор NH4Br и разбавленный раствор H2SO4 замерзают при одинаковой температуре. Массовая доля какого вещества больше в растворе?

А) кислоты Б) соли В) они равны.

Ответ: Б.

5. Ионная сила плазмозамещающего раствора «Хлосоль», который готовят по прописи:

· натрия ацетат 0,36 г

· натрия хлорид 0,475 г

· калия хлорид 0,15 г

· вода для инъекций до 100 мл равна:

А) 0,145 Б) 0,044 В) 0,081 Г) 0,125 Д) 0,101

Ответ: А.

Домашнее задание

Тема: «Протолитические процессы в реакциях диссоциации и гидролиза».

Литература: [1] с. 95; [3] с. 120; [4] с. 30.


ЗАНЯТИЕ №12

 

Тема: Протолитические процессы в реакциях диссоциации и гидролиза.

Актуальность темы: Для живых организмов характерно поддержание кислотно-основного состояния на определенном уровне. Это находит выражение в достаточно постоянных значениях рН биологических сред и в способности восстановления рН при воздействии на эти среды протолитов. Несмотря на то, что в процессе метаболизма в организме постоянно образуются кислоты, рН тканей поддерживается примерно постоянным. Совокупность механизмов поддерживающих протолитический гомеостаз, включает в себя физико-химические механизмы и физиологические механизмы (легочную и почечную компенсацию). Для понимания физико-химических механизмов необходимо ознакомиться современными понятиями «кислота», «основание», «протолиз» в различных типах реакций.

Учебные цели: сформировать системные знаний по теории кислотно-основных равновесий для обоснования протекающих в условиях живых систем процессов протолиза.

В результате освоения темы студент должен уметь:

· Определять кислоты и основания на основании протолитической теории;

· Определять амфолиты, показать, когда амфолиты ведут себя как кислоты и когда они проявляют основные свойства;

· Написать константы кислотности и основности, и по ним оценить силу кислот и оснований;

· Рассчитывать рН в растворах кислот или оснований;

· Предвидеть среду, которая создается при гидролизе различных солей;

· Рассчитывать рН, степень и константу гидролиза различных типов солей;

· Определять рН среды при помощи универсальной индикаторной бумаги.

Для формирования умений студент должен знать:

· Сущность протолитической теории кислот и оснований, классификацию кислот, оснований и амфолитов;

· Расчетные формулы констант кислотности и основности, рН в растворах сильных и слабых кислот и оснований в водных растворах;

· Основные случаи гидролиза солей и смещение протолитических равновесий при гидролизе солей;

· Расчетные формулы константы и степени гидролиза, а также рН в растворах гидролизующихся солей;

· Способы экспериментального определения рН в водных растворах кислот, оснований и солей.

Вид занятий: лабораторно-практическое.

Продолжительность занятия: 3 академических часа.

Оснащение рабочего места: штатив с пробирками, универсальная индикаторная бумага, мерные пробирки на 10 мл, калькулятор, справочник физико-химических величин, водяная баня.

Реактивы: 0,1 м растворы HCI и NaOH, CH3COOH и NH3; 0,1 м растворы Na2CO3, Na2SO4, NH4Cl, KNO3, CH3COONa, Al2(SO4)3, CH3COONH4, дистиллированная вода, индикаторы фенолфталеин, синяя лакмусовая бумага.

Содержание занятия

1. Контроль исходного уровня знаний и умений (тест).

2. Разбор теоретических вопросов и решений задач.

3. Выполнение лабораторной работы;

а) определение рН водных растворов слабых и сильных кислот и оснований колориметрическим способом (при помощи универсальной индикаторной бумаги);

б) определение рН в водных растворах солей;

в) изучение влияния температуры на степень гидролиза солей;

г) изучение совместного гидролиза солей.

4. Выходной контроль знаний и умений студентов. Проверка протоколов лабораторной работы

5. Подведение итогов занятий. Задание на дом по теме: «Протолитические процессы в буферных растворах».

Вопросы и упражнения для подготовки к занятию

1. В чем принципиальное различие теории кислот и оснований Бренстеда-Лоури от теории С. Аррениуса?

2. Понятия сопряженной кислоты и сопряженного основания.

3. Приведите примеры кислот и оснований:

а) молекулярные,

б) катионные,

в) анионные.

4. Приведите примеры 2-х амфолитов и их взаимодействия с кислотами и основаниями.

5. Что такое константа кислотности и константа основности? Как они связаны для водных растворов?

6. Выразите константы кислотности (ступенчатые и суммарные) для следующих кислот:

а) муравьиной,

б) сернистой,

в) ортоборной.

7. Выразите константы основности (ступенчатые и суммарные) для следующих оснований:

а) гидроксида аммония,

б) гидроксида магния,

в) гидроксида железа (III).

8. Расположите следующие кислоты в порядке возрастания их силы (пользуясь таблицей констант кислотности и основности): фтороводородная, фосфорная, азотная, сернистая, сероводородная, угольная, циановодородная. Для двух- и многоосновных кислот надо брать первые константы кислотности.

9. Покажите ступенчатый гидролиз солей:

а) карбоната калия,

б) хлорида аммония,

в) оксалата аммония.

Какими способами можно подавить гидролиз каждой соли?

10. Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций взаимодействия водных растворов:

а) сульфата хрома (III) и карбоната калия,

б) хлорида алюминия и сульфида калия,

в) бромида магния и сульфита натрия.

11. Пользуясь таблицей констант кислотности и основности оцените реакцию среды, которая создается при растворении в воде следующих солей:

а) гидрокарбоната натрия,

б) хлорида марганца (II),

в) формиата аммония,

г) хлорида калия,

д) ацетата аммония.

12. Интервалы перехода окраски индикаторов:

· метилоранжа – от рН 3,1 до 4,4,

· фенолфталеина от рН 8,0 до 10,0.

Какой из индикаторов будете использовать при титровании растворов:

а) уксусной кислоты гидроксидом натрия,

б) аммиака соляной кислотой,

в) азотной кислоты гидроксидом калия?

Дать обоснованный ответ.

Литература:

[1] с. 95; [3] с. 120; [4] с. 30.

Дополнительная:

1. Лекционный материал.

2. Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия. -М., Высшая школа. 2002.

3. Краткий справочник физико-химических величин. Под ред. А.А. Равделя. -Л., Химия. 1983.

4. Данное руководство.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...