Данные нейрофизиологии. Информационное отставание
Данные нейрофизиологии Память — как сеть; когда ее вытягивают из ручья, оказывается, что она полна рыбы, а вся вода протекла насквозь, не задержавшись. Оливер Уэнделл Холмс
Ниже перечисляется ряд недавно открытых важных фактов, относящихся к сфере нейрофизиологии и обработки информации. Некоторые старые гипотезы ими подтверждаются, другие в свете новых данных пришлось полностью или частично ревизовать. Вот вкратце самое существенное. · Повторение важного сообщения обеспечивает его закрепление в долговременной памяти всех трех видов — эпизодической, семантической и процедурной, т. е. гарантирует, что сообщение не будет немедленно забыто. · Протоколирование ограничивает свободу для позднейших интерпретаций, обусловленных · Ограничивайте образующуюся область интерпретации для ретроспективных воспоми · В нашей системе представления воспоминаний высказывание только тогда сохраняется в своей фонетической форме («Меня зовут Петер Беккер»), когда мы позаботимся о его дополнительном закреплении. В противном случае остается визуальное представление: «По профессии я пекарь» — зрительный образ, ассоциирующийся с выпеканием хлеба,
· Накопление информации лучше всего удается с той системой и с теми типами представления, которые гарантируют последующее воспроизведение информации, так что она не будет заблокирована (явление, известное как «вертится на кончике языка»).
· Мнемотехника, т. е. техника сознательного, программируемого запоминания, имеет отчетливые границы, поскольку запрос на воспоминание будет удачным только после предварительного индивидуального сохранения информации. · Провалы памяти и другие случаи, когда не получается что-либо вспомнить, могут быть ликвидированы с помощью перепрограммирования и других образцов, при этом человеку удается вновь схватить потерянную было «красную нить». · Воспоминания о прошедших событиях, а также о бизнес-процессах, можно исправить путем повторного обращения к ним или изменить путем внушения. При повторном изложении мнимые события искажаются и соединяются с воображением — человек сам верит в то, что рассказывает, даже если в действительности дело обстояло иначе. · Стремление снизить когнитивный диссонанс (неспособность выбрать одно из двух) прояв ляется в том, что впоследствии люди объясняют фактически принятые ими решения, преувеличивая какую-то одну сторону событий («слепота памяти» в процессе принятия решений или наблюдения за действительностью). Таким путем они удовлетворяют настоятельную потребность в определенности. · Внушаемость (влияние) находит объяснение в позднейшей обработке воспоминаний путем постановки атрибутивно-оценочных вопросов. Разница между манипулированием и ведением активного диалога основана на решающей малости. Модели, средства, инструменты и технические приемы в обоих случаях одни и те же — отличается лишь намерение, а оно субъективно.
Информационное отставание Половина правды — это все-таки целая ложь. Говорите только правду, но никогда не всю правду. Ибо хорошая реч ь должна не изнурить слушателя, но исчерпать тему. Правда — это только для идиотов. Из популярной песни немецкой поп-группы
Характерная примета современности — избыток выливающейся на нас информации. При этом мы живем в сложной (социальной) среде, которую посредством информации постигаем и охватываем. Объем информации, который человек XVII в. получал за всю свою жизнь, сравним с тем, который мы находим в воскресном номере Ney York Times или в еженедельнике Focus. В вечернем выпуске новостной программы Taggesscgau мы видим около двух десятков сюжетов, которые отфильтрованы примерно из 2000 поступивших новостей; при отборе соответствующих снимков и видеофрагментов прорабатывается приблизительно 20 000 файлов. Из-за того же избытка информации мы испытываем и речевые затруднения в бизнес-коммуникациях: чем глубже вникаешь в тематику, тем труднее сосредоточиться на главном. Предоставьте поток своих слов ассоциативным мыслям, и вы начнете перескакивать, следуя индивидуальной логике, со спичек на палочки, теряя комплексность и способность правильно построить речь для конкретного собеседника или аудитории. В то время как вы высказываете мысль, на вас выливается поток бесчисленных ассоциаций. Согласно простому эмпирическому правилу, во время речевого акта мы обрабатываем параллельно не менее пяти мыслей, а бесчисленные дальнейшие биты информации крутятся между синапсами головного мозга по замкнутому циклу. В результате перегрузки происходит авария, которая часто сопровождается нехваткой слов, — вы не в состоянии однозначно выстроить и четко структурировать информацию, как того требует кодекс законов риторики. К тому же темп речи в семь-восемь раз превышает (может превышать) скорость переработки информации слушателем. Под влиянием любых параллельных процессов (таких как показ презентации Power Point), мешающих или отвлекающих внешних воздействий сложность информации пропорционально растет. Для правильного построения речевого акта необходимо предварительно подготовиться, неукоснительно соблюдая основные правила и структурируя изложение информации, данных и фактов. После завершения этого процесса удается систематизировать даже спонтанно-ассоциативные речевые акты, поскольку наш мозг начинает контролировать закрепленные в нем речевые стереотипы и систематизирует высказывания. При этом вы прибегаете к заранее подготовленным схемам аргументации, хранящимся в кратковременной памяти.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|