Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Данные нейрофизиологии. Информационное отставание




Данные нейрофизиологии

Память — как сеть; когда ее вытягивают из ручья, оказывается, что она полна рыбы, а вся вода протекла насквозь, не задержавшись.

Оливер Уэнделл Холмс

 

Ниже перечисляется ряд недавно открытых важ­ных фактов, относящихся к сфере нейрофизиоло­гии и обработки информации. Некоторые старые гипотезы ими подтверждаются, другие в свете но­вых данных пришлось полностью или частично ревизовать. Вот вкратце самое существенное.

· Повторение важного сообщения обеспечива­ет его закрепление в долговременной памяти всех трех видов — эпизодической, семанти­ческой и процедурной, т. е. гарантирует, что сообщение не будет немедленно забыто.

· Протоколирование ограничивает свободу для позднейших интерпретаций, обусловленных
забывчивостью.

· Ограничивайте образующуюся область ин­терпретации для ретроспективных воспоми­
наний, сознательного закрепляя сообщения в проспективной памяти (памяти на намере­ния), где обеспечено сохранение фактиче­ских и временных характеристик события.

· В нашей системе представления воспомина­ний высказывание только тогда сохраняется в своей фонетической форме («Меня зовут Петер Беккер»), когда мы позаботимся о его дополнительном закреплении. В противном случае остается визуальное представление: «По профессии я пекарь» — зрительный об­раз, ассоциирующийся с выпеканием хлеба,
пекарней и т. д. (по английской фамилии Вакег, означающей «пекарь», этот феномен получил название Ьакег — Вакег).

 

· Накопление информации лучше всего удает­ся с той системой и с теми типами представ­ления, которые гарантируют последующее воспроизведение информации, так что она не будет заблокирована (явление, известное как «вертится на кончике языка»).

· Мнемотехника, т. е. техника сознательного, программируемого запоминания, имеет от­четливые границы, поскольку запрос на вос­поминание будет удачным только после пред­варительного индивидуального сохранения информации.

· Провалы памяти и другие случаи, когда не получается что-либо вспомнить, могут быть ликвидированы с помощью перепрограмми­рования и других образцов, при этом челове­ку удается вновь схватить потерянную было «красную нить».

· Воспоминания о прошедших событиях, а также о бизнес-процессах, можно испра­вить путем повторного обращения к ним или изменить путем внушения. При повтор­ном изложении мнимые события искажа­ются и соединяются с воображением — че­ловек сам верит в то, что рассказывает, да­же если в действительности дело обстояло иначе.

· Стремление снизить когнитивный диссонанс (неспособность выбрать одно из двух) прояв ляется в том, что впоследствии люди объяс­няют фактически принятые ими решения, преувеличивая какую-то одну сторону собы­тий («слепота памяти» в процессе принятия решений или наблюдения за действительно­стью). Таким путем они удовлетворяют на­стоятельную потребность в определенности.

· Внушаемость (влияние) находит объяснение в позднейшей обработке воспоминаний пу­тем постановки атрибутивно-оценочных во­просов.

Разница между манипулированием и ведени­ем активного диалога основана на решающей ма­лости. Модели, средства, инструменты и техниче­ские приемы в обоих случаях одни и те же — от­личается лишь намерение, а оно субъективно.

 

Информационное отставание

Половина правды — это все-таки целая ложь.

Говорите только правду, но никогда не всю правду. Ибо хорошая реч ь должна не изнурить слушателя, но исчерпать тему.

Правда — это только для идиотов.

Из популярной песни немецкой поп-группы

 

 

Характерная примета современности — избыток выливающейся на нас информации. При этом мы

живем в сложной (социальной) среде, которую по­средством информации постигаем и охватываем.

Объем информации, который человек XVII в. получал за всю свою жизнь, сравним с тем, кото­рый мы находим в воскресном номере Ney York Times или в еженедельнике Focus.

В вечернем выпуске новостной программы Taggesscgau мы видим около двух десятков сюжетов, которые отфильтрованы примерно из 2000 посту­пивших новостей; при отборе соответствующих снимков и видеофрагментов прорабатывается при­близительно 20 000 файлов.

Из-за того же избытка информации мы испы­тываем и речевые затруднения в бизнес-коммуни­кациях: чем глубже вникаешь в тематику, тем труднее сосредоточиться на главном.

Предоставьте поток своих слов ассоциативным мыслям, и вы начнете перескакивать, следуя инди­видуальной логике, со спичек на палочки, теряя комплексность и способность правильно постро­ить речь для конкретного собеседника или аудито­рии. В то время как вы высказываете мысль, на вас выливается поток бесчисленных ассоциаций. Со­гласно простому эмпирическому правилу, во вре­мя речевого акта мы обрабатываем параллельно не менее пяти мыслей, а бесчисленные дальней­шие биты информации крутятся между синапсами головного мозга по замкнутому циклу.

В результате перегрузки происходит авария, которая часто сопровождается нехваткой слов, —

вы не в состоянии однозначно выстроить и четко структурировать информацию, как того требует кодекс законов риторики.

К тому же темп речи в семь-восемь раз превы­шает (может превышать) скорость переработки информации слушателем.

Под влиянием любых параллельных процессов (таких как показ презентации Power Point), меша­ющих или отвлекающих внешних воздействий сложность информации пропорционально растет.

Для правильного построения речевого акта не­обходимо предварительно подготовиться, неукос­нительно соблюдая основные правила и структу­рируя изложение информации, данных и фактов.

После завершения этого процесса удается сис­тематизировать даже спонтанно-ассоциативные речевые акты, поскольку наш мозг начинает кон­тролировать закрепленные в нем речевые стерео­типы и систематизирует высказывания.

При этом вы прибегаете к заранее подготовлен­ным схемам аргументации, хранящимся в кратко­временной памяти.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...