Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Благотворительность и социальные инвестиции




Благотворительность и социальные инвестиции

Благотворительность как филантропия Социальные инвестиции

(корпоративное гражданство)

Эмоциональна Рациональны

Не связана с интересами бизнеса Работают на бизнес-цели

Может быть «скрытной» Прозрачны для общества

Необязательна Часть бизнеса

Решения принимаются на основе лич-

ных симпатий

Выбор определяется бизнес-ин-

тересами

Интересы сотрудников, клиентов,

акционеров, потребителей и местных

сообществ учитываются мало

Учтены интересы всех заинтере-

сованных сторон (стейкхолдеров)

Направлена на видимый эффект, а не

долгосрочные цели

Нацелены на долгосрочный

эффект, на решение проблемы

Ограничена сферой благотворитель-

ности

Рассматривают все социальные

вопросы в комплексе

Ограничивается денежными или ма-

териальными пожертвованиями

Используют весь набор форм

социально-связанной деятель-

ности, ресурсы всех служб

1 См. также: Туркин С. Корпоративное гражданство // socinvest. ru. Отечес-

твенный эксперт по социальной ответственности бизнеса‚ директор агентства

«Социальные Инвестиции» С. Туркин приводит три аргумента в пользу предпоч-

тительности термина «корпоративное гражданство» перед «социальной ответс-

твенностью бизнеса» или «благотворительностью». Во-первых, он хорошо вос-

принимается на слух. Для бизнеса слово «корпоративный» звучит немного лучше

чем «ответственность». Во-вторых, в слове «корпоративный» заложен «деловой

оттенок», позволяющий говорить о выгоде, в отличие от других терминов, оп-

ределенно исключающих любую выгоду. В третьих, этот термин точно отражает

суть понятия: в нем заложена скорее ответственность перед обществом, чем перед

государством, что особенно мило уму и сердцу российского предпринимателя.

300 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 7. Выйти за забор, или Все должно быть частью чего-то большего 301

Социальные инвестиции (СИ), в отличие от благотворительности,

сами являются бизнесом, что приносит ощутимые преимущества на

рынке, в том числе:

• дополнительные возможности для продвижения товара, PR

и рекламы;

• рост стоимости бренда и нематериальных активов.

• получение преимуществ перед конкурентами;

• закрепление и расширение маркетинговой ниши;

• сохранение старых и завоевание новых клиентов;

• развитие партнерских отношений;

• дополнение и расширение возможности влияния на местные

сообщества;

• улучшение отношений с местной властью, возможность равно-

правного диалога с нею;

• создание новостных поводов и оптимизация работы со СМИ;

• развитие новых навыков персонала;

• рост лояльности сотрудников;

• укрепление репутации;

• повышение устойчивости при кризисах;

• снижение возможных рисков бизнеса;

• улучшение финансовых показателей, рост капитализации

и прибыльности.

Можно говорить о двух традиционных технологиях социальных

инвестиций.

1. Прямые инвестиции компании. Компания сама проводит

конкурсы заявок, осуществляет отбор среди них, заключает дого-

воры на благотворительную поддержку, оплачивает счета. Главный

недостаток данной модели — опасность превращения компании в

«дойную корову» местной и федеральной власти, потребительское

отношение к ней общественности, трудоемкость, проблемы с нало-

гами и снижение эффективности финансового менеджмента. Эта

модель характерна для ранних этапов развития КСО и типична для

нынешней российской ситуации, когда бизнес вынужден подхваты-

вать «социалку», от которой отказывается государство.

2. Инвестиции через специальные фонды. В этом случае также

возможны два варианта: создание корпоративного фонда — как

самостоятельной НКО, или участие (соучредительство) в системном

фонде. Известные примеры первых фондов — «САПИ» («Алроса»)

и «ЛУКОЙЛ», вторых — «Евразия», Pro-Arte, имени Д. С. Лиха-

чева, Фонд города Тольятти и др. Эта модель СИ бизнеса позволяет

аккумулировать региональные ресурсы, участвовать в масштабных

проектах и программах, развивать партнерские отношения на регио-

нальном, федеральном и международном уровнях, наладить эффек-

тивный менеджмент СИ, обеспечить финансовую прозрачность СИ,

повысить общественное доверие к ним.

Весь международный опыт свидетельствует в пользу второй модели.

Это же подтверждает и развитие российской практики, несмотря на

пока еще продолжающееся доминирование первой модели. Выра-

ботанная за рубежом модель КСО через фонды — более прозрачная,

понятная; под нее, кстати, строилось и строится отечественное зако-

нодательство по благотворительности. Другое дело, что эта модель

плохо вписывается в российские реалии. Когда еще у отечественного

производителя появятся свободные средства для вложения в специ-

альный фонд для решения социальных проектов? Да и где гарантии,

что власти не загоняют это фонд как зайца? А ремонтировать боль-

ницу или школу надо сейчас — она вот-вот рухнет. Сказываются

также взаимное недоверие в бизнес-сообществе, между бизнесом

и властью, бизнесом и обществом, и издержки российского зако-

нодательства: компания, делая взносы в благотворительные фонды

должна оплачивать как свои налоги, так и налоги за «доход», полу-

ченный от этого фондом, что немыслимо в зарубежной практике.

Условия для развития отечественного грантового финансирования

пока не созданы, а рынок НКО в РФ неразвит.

Нередко российские компании, выходя на мировой рынок и пы-

таясь продать свои акции, сталкиваются с недоумением потенци-

альных зарубежных инвесторов: «Почему вы — металлургический

302 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 7. Выйти за забор, или Все должно быть частью чего-то большего 303

завод — проводите КВНы, поддерживаете цирки и картинные

галереи? Разве этим не государство должно заниматься? Вы должны

эффективно работать и платить большие налоги, на средства от

которых ваши федеральные и местные власти будут ремонтировать

дороги, автобусы, содержать школы и т. д. ».

По мере консолидации российского общества и налаживания

партнерских отношений, будущее с очевидностью именно за второй

моделью. Более того, сама эта модель может рассматриваться, с

одной стороны, как переходная к наиболее эффективной технологии

интегральных социальных бизнес-коммуникаций, а с другой — явля-

ется ее частью и в определенном смысле — результатом.

Социальные инвестиции выводят благотворительность за рамки

простой филантропии, становятся частью бизнес-активности

и осуществляются совместными усилиями всех подразделений

компаний. Они становятся ядром, вокруг которого формируется

образ и репутация всего бизнеса.

Выбор конкретных форм и технологий КСО определяется не

только социальными проблемами, но также возможностями и стра-

тегией развития компании.

Уходя от благотворительности как простой раздачи средств и иму-

щества, бизнес переходит к наиболее современной и эффективной

модели — корпоративному гражданству, в которой бизнес рассматри-

вается как часть гражданского общества, способного к самооргани-

зации и саморазвитию.

Бизнес часто жалуется на социальное иждивенчество населения:

мол, привыкли за годы советской власти все получать на халяву… Но

что мешает вовлечь людей в решение важных для них проблем?

Интегрированные маркетинговые коммуникации и социальное

партнерство идут на смену устаревшему благотворительному

«делиться». В США создаются новые организационно-правовые

формы «социального партнерства» между бизнесом, властью, неком-

мерческими организациями и гражданами — CDFI (community

development financial institutions). Появились корпорации местного

развития, трасты, социальные банки, в сферу внимания которых

оказываются значимые социально-экономические инициативы.

Кроме прямой финансовой выгоды от такой заботы, социальные

инвестиции означают новые рынки для страховых и инвестици-

онных компаний, рейтинговых агентств и банков.

Пока бизнес будет заниматься простой благотворительностью,

общество, пресса и власть всегда будут обвинять компании, что они

дают слишком мало и не на те цели. Пока наша власть сама оцени-

вает, кто и сколько дал, сама награждает «лучших благотворителей»,

несущих яйца Фаберже и строящих церкви, у нее всегда будет повод

обвинить избранных ею нелояльных «олигархов» в социальной

безответственности. Помимо финансово-экономической деятель-

ности компания должна управлять своими социальными рисками,

как внутренними (например, связанными с персоналом), так и

внешними (взаимоотношениями с местными жителями, властями

и т. д. ). Это не моральная обязанность перед бедными, а ответствен-

ность перед обществом. Выход бизнеса «за забор» для обеспечения

устойчивого развития компании.

Такое понимание ответственности бизнеса заложено в форму-

лировку социальной миссии предпринимательского сообщества,

которая содержится в «Социальной хартии российского бизнеса»,

разработанной и принятой РСПП1. Социальная миссия — это дости-

жение «устойчивого развития самостоятельных и ответственных

компаний, которое отвечает долгосрочным экономическим инте-

ресам бизнеса, способствует достижению социального мира, безо-

пасности и благополучия граждан, сохранению окружающей среды,

соблюдению прав человека».

Отсутствие информации о социальных программах компании,

о ее добровольном вкладе в решение социальных проблем местных

сообществ повышает для бизнеса риск попасть в ловушку завы-

шенных ожиданий населения, подменить собой государство в соци-

альной сфере.

1 См. Бизнес и общество: выгодное партнерство / Под общ. ред. А. А. Неща-

дина. — М.: Вершина, 2006. — С. 241–255.

304 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 7. Выйти за забор, или Все должно быть частью чего-то большего 305

Важно не просто информирование общества о том, чем занимается

компания в социальной сфере, а вовлечение представителей обще-

ственности в процессы отбора и реализации программ и проектов.

Хрестоматийным примером является опыт британской компании

Tesco, которая уже много лет ведет программу «Компьютеры для

школ». Покупатели, сделавшие в Tesco покупку на определенную

сумму, получают ваучер, который могут принести в школу, где учатся

их дети или внуки, или в которой они когда-то учились сами. Школа,

накопив такие ваучеры и предъявив их в магазины Tesco, получает

компьютеры бесплатно. В результате компания приобретает лояль-

ность бренду, широкую известность не только в качестве производи-

теля и продавца, но и как участника действенной поддержки образо-

вания. Увеличивается объем продаж, иногда люди специально идут

именно Tesco, чтобы получить ваучер и отнести его в конкретную

школу.

В России таких примеров — единицы.

В Новосибирске по инициативе основных игроков пивного рынка

был проведен радиоконкурс на самую разбитую улицу, вызвавший

повышенный отклик населения. После этого был организован авто-

пробег по этой улице старых советских автомобилей в духе ильфо-

петровского «Ударим автопробегом по бездорожью и разгиль-

дяйству! ». В итоге были получены роскошная пресса, огромное

внимание горожан, а власти срочно привели улицу в порядок.

Выпускник одного из авторов незадолго до окончания вуза

открыл с друзьями магазин в небольшом городке на севере Карелии.

Магазин был отнюдь не первым и не единственным в городке.

Поэтому завоевание позиций на местном рынке потребовало соот-

ветствующей ценовой маркетинговой стратегии: ориентации на

более низкие цены, чем у конкурентов, и на доход с оборота. Реали-

зация такой стратегии, помимо прочего, предполагала и завоевание

позитивной репутации, привлечение внимания жителей поселка к

новому магазину. Проблему решили несколько неожиданным, но

изящным и очевидным для местных условий образом. В городке не

была налажена работа по сбору бытового мусора: баки есть, но не

отремонтированы (нет средств), и люди часами при любой погоде

вынуждены с пакетами ожидать спецмашину. По согласованию

с мэрией магазином была реализована программа, включившая

ремонт и покраску баков, приобретение пластмассовых ведер для

мусора, которые были разнесены по квартирам в качестве подарков.

Поскольку реализация программы совпала с перевыборами мэра, то

на ведра и баки, помимо символики фирмы, было нанесено упоми-

нание «При поддержке мэра». В результате этой провинциальной и

немного комичной PR-акции магазин приобрел популярность, мэр

был избран на новый срок, жители избавились от мусора, а выпус-

кник подготовил на этом материале хорошую дипломную работу.

Полноценные и полномасштабные PR включают отношения

с потребителями и властями, СМИ и инвесторами, конкурентами

и организованной общественностью, населением и собственным

персоналом. Поэтому заведомо более эффективными PR будет не

трата денег на «покупку журналистов», «заказуху» и «джинсу», а

плетение общности интересов, выражающееся в событиях и акциях,

вызывающих живейшую заинтересованность общества.

Почти образцом технологии «простой, но очень шумной» интер-

активной акции является благотворительное мероприятие, ежегодно

проводимое в рамках «Всемирного Дня ребенка» компанией

«Макдоналдс в России». Во всех более 100 российских ресторанах

компании средства, вырученные от продажи картофеля фри, пере-

даются на благотворительные цели. В 2002 году это была поддержка

детских приютов. В 2003 году — помощь детям-инвалидам в детских

домах. Список организаций, в которые направляются средства,

определяется администрацией соответствующих регионов. Акция

широко анонсировалась в федеральных и местных СМИ. Инфор-

мация о ней на специальных рекламных щитах, банерах и видео-

экранах давалась бесплатно или на правах социальной рекламы.

Общая бесплатная информационная поддержка акции оценивается

в сумму более 270 тысяч долларов. Благодаря такой массированной

информационной подаче в мероприятии приняли участие более

370 тысяч человек.

306 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в

ответе за бренд Глава 7. Выйти за забор, или Все должно быть частью чего-то большего 307

Акцию поддержали региональные руководители, политики,

известные спортсмены, журналисты, которые в

этот день стояли за

прилавком и

продавали картошку. Сотрудники пригласили в

ресто-

раны своих родителей, которые в

этот день работали вместе с

ними.

Для работников ресторана в

проводились соревнования по продаже

картошки. В

рестораны были приглашены дети из тех организаций,

которым оказывалась поддержка. Каждый покупатель картофеля

в

день акции получал вырезанную из бумаги ладошку, которую

можно было подписать и приклеить на стекло в

ресторане. Соот-

ветственно количеству ладошек можно было сразу видеть, сколько

порций картофеля было продано в

этот день и

сколько денег выру-

чено на благотворительность. В

результате общий объем продаж был

увеличен на 23, 6 %, а

продаж картофеля фри —

на 27, 5 %. Опросы

в

конце года показали, что индекс узнаваемости сети ресторанов

поднялся на 11 пунктов, показатель доверия к

компании —

на

14 пунктов. По признанию авторов проекта результат даже превзошел

их ожидания1.

Акция, вызвавшая интерес и

получившая должный информа-

ционный резонанс, дает весьма ощутимый результат. В

этой связи

можно говорить о

двух основных технологиях внешних социальных

инвестиций, то есть об участии российских компаний в

решении

социальных проблем: а) традиционные социальные инвестиции

и

б) к оммуникативные технологии.

В

первом случае используются проведение конкурсов, финанси-

рование фондов, стипендиальные программы и

т. п. Для реализации

таких проектов со стороны компании обычно требуются серьезные

денежные вложения.

Во втором случае акцент делается на доверительные контакты

и

сотрудничество, диалог с

различными контактными группами

(

стейкхолдерами), полномасштабные и

полноценные Public

Иванова Е. Благотворительная акция «

Всемирный день ребенка»

// Со-

циальная ответственность компаний. Эффективные технологии управления

социальными инвестициями. —

М., 2005. —

С. 67.

Relations. Собственно, к

этой группе относится и

социальная отчет-

ность с

внешним аудитом и

рейтингами. И

опыт показывает, что эти

технологии реализуются с

существенно меньшими затратами, чем

технологии первой группы1.

Можно предположить, что, по мере консолидации российского

общества, налаживания партнерских отношений, модель сотрудни-

чества с

НКО может рассматриваться, с

одной стороны, как пере-

ходная к

технологии социальных бизнес-коммуникаций, а

с

другой —

стать ее частью и

в

определенном смысле —

результатом.

Сравнительную характеристику технологий КСО можно предста-

вить в

виде таблицы.

Таблица 7. 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...