Благотворительность и социальные инвестиции
Благотворительность и социальные инвестиции Благотворительность как филантропия Социальные инвестиции (корпоративное гражданство) Эмоциональна Рациональны Не связана с интересами бизнеса Работают на бизнес-цели Может быть «скрытной» Прозрачны для общества Необязательна Часть бизнеса Решения принимаются на основе лич- ных симпатий Выбор определяется бизнес-ин- тересами Интересы сотрудников, клиентов, акционеров, потребителей и местных сообществ учитываются мало Учтены интересы всех заинтере- сованных сторон (стейкхолдеров) Направлена на видимый эффект, а не долгосрочные цели Нацелены на долгосрочный эффект, на решение проблемы Ограничена сферой благотворитель- ности Рассматривают все социальные вопросы в комплексе Ограничивается денежными или ма- териальными пожертвованиями Используют весь набор форм социально-связанной деятель- ности, ресурсы всех служб 1 См. также: Туркин С. Корпоративное гражданство // socinvest. ru. Отечес- твенный эксперт по социальной ответственности бизнеса‚ директор агентства «Социальные Инвестиции» С. Туркин приводит три аргумента в пользу предпоч- тительности термина «корпоративное гражданство» перед «социальной ответс- твенностью бизнеса» или «благотворительностью». Во-первых, он хорошо вос- принимается на слух. Для бизнеса слово «корпоративный» звучит немного лучше чем «ответственность». Во-вторых, в слове «корпоративный» заложен «деловой оттенок», позволяющий говорить о выгоде, в отличие от других терминов, оп- ределенно исключающих любую выгоду. В третьих, этот термин точно отражает суть понятия: в нем заложена скорее ответственность перед обществом, чем перед
государством, что особенно мило уму и сердцу российского предпринимателя. 300 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 7. Выйти за забор, или Все должно быть частью чего-то большего 301 Социальные инвестиции (СИ), в отличие от благотворительности, сами являются бизнесом, что приносит ощутимые преимущества на рынке, в том числе: • дополнительные возможности для продвижения товара, PR и рекламы; • рост стоимости бренда и нематериальных активов. • получение преимуществ перед конкурентами; • закрепление и расширение маркетинговой ниши; • сохранение старых и завоевание новых клиентов; • развитие партнерских отношений; • дополнение и расширение возможности влияния на местные сообщества; • улучшение отношений с местной властью, возможность равно- правного диалога с нею; • создание новостных поводов и оптимизация работы со СМИ; • развитие новых навыков персонала; • рост лояльности сотрудников; • укрепление репутации; • повышение устойчивости при кризисах; • снижение возможных рисков бизнеса; • улучшение финансовых показателей, рост капитализации и прибыльности. Можно говорить о двух традиционных технологиях социальных инвестиций. 1. Прямые инвестиции компании. Компания сама проводит конкурсы заявок, осуществляет отбор среди них, заключает дого- воры на благотворительную поддержку, оплачивает счета. Главный недостаток данной модели — опасность превращения компании в «дойную корову» местной и федеральной власти, потребительское отношение к ней общественности, трудоемкость, проблемы с нало- гами и снижение эффективности финансового менеджмента. Эта модель характерна для ранних этапов развития КСО и типична для нынешней российской ситуации, когда бизнес вынужден подхваты- вать «социалку», от которой отказывается государство.
2. Инвестиции через специальные фонды. В этом случае также возможны два варианта: создание корпоративного фонда — как самостоятельной НКО, или участие (соучредительство) в системном фонде. Известные примеры первых фондов — «САПИ» («Алроса») и «ЛУКОЙЛ», вторых — «Евразия», Pro-Arte, имени Д. С. Лиха- чева, Фонд города Тольятти и др. Эта модель СИ бизнеса позволяет аккумулировать региональные ресурсы, участвовать в масштабных проектах и программах, развивать партнерские отношения на регио- нальном, федеральном и международном уровнях, наладить эффек- тивный менеджмент СИ, обеспечить финансовую прозрачность СИ, повысить общественное доверие к ним. Весь международный опыт свидетельствует в пользу второй модели. Это же подтверждает и развитие российской практики, несмотря на пока еще продолжающееся доминирование первой модели. Выра- ботанная за рубежом модель КСО через фонды — более прозрачная, понятная; под нее, кстати, строилось и строится отечественное зако- нодательство по благотворительности. Другое дело, что эта модель плохо вписывается в российские реалии. Когда еще у отечественного производителя появятся свободные средства для вложения в специ- альный фонд для решения социальных проектов? Да и где гарантии, что власти не загоняют это фонд как зайца? А ремонтировать боль- ницу или школу надо сейчас — она вот-вот рухнет. Сказываются также взаимное недоверие в бизнес-сообществе, между бизнесом и властью, бизнесом и обществом, и издержки российского зако- нодательства: компания, делая взносы в благотворительные фонды должна оплачивать как свои налоги, так и налоги за «доход», полу- ченный от этого фондом, что немыслимо в зарубежной практике. Условия для развития отечественного грантового финансирования пока не созданы, а рынок НКО в РФ неразвит. Нередко российские компании, выходя на мировой рынок и пы- таясь продать свои акции, сталкиваются с недоумением потенци- альных зарубежных инвесторов: «Почему вы — металлургический 302 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 7. Выйти за забор, или Все должно быть частью чего-то большего 303
завод — проводите КВНы, поддерживаете цирки и картинные галереи? Разве этим не государство должно заниматься? Вы должны эффективно работать и платить большие налоги, на средства от которых ваши федеральные и местные власти будут ремонтировать дороги, автобусы, содержать школы и т. д. ». По мере консолидации российского общества и налаживания партнерских отношений, будущее с очевидностью именно за второй моделью. Более того, сама эта модель может рассматриваться, с одной стороны, как переходная к наиболее эффективной технологии интегральных социальных бизнес-коммуникаций, а с другой — явля- ется ее частью и в определенном смысле — результатом. Социальные инвестиции выводят благотворительность за рамки простой филантропии, становятся частью бизнес-активности и осуществляются совместными усилиями всех подразделений компаний. Они становятся ядром, вокруг которого формируется образ и репутация всего бизнеса. Выбор конкретных форм и технологий КСО определяется не только социальными проблемами, но также возможностями и стра- тегией развития компании. Уходя от благотворительности как простой раздачи средств и иму- щества, бизнес переходит к наиболее современной и эффективной модели — корпоративному гражданству, в которой бизнес рассматри- вается как часть гражданского общества, способного к самооргани- зации и саморазвитию. Бизнес часто жалуется на социальное иждивенчество населения: мол, привыкли за годы советской власти все получать на халяву… Но что мешает вовлечь людей в решение важных для них проблем? Интегрированные маркетинговые коммуникации и социальное партнерство идут на смену устаревшему благотворительному «делиться». В США создаются новые организационно-правовые формы «социального партнерства» между бизнесом, властью, неком- мерческими организациями и гражданами — CDFI (community development financial institutions). Появились корпорации местного развития, трасты, социальные банки, в сферу внимания которых оказываются значимые социально-экономические инициативы.
Кроме прямой финансовой выгоды от такой заботы, социальные инвестиции означают новые рынки для страховых и инвестици- онных компаний, рейтинговых агентств и банков. Пока бизнес будет заниматься простой благотворительностью, общество, пресса и власть всегда будут обвинять компании, что они дают слишком мало и не на те цели. Пока наша власть сама оцени- вает, кто и сколько дал, сама награждает «лучших благотворителей», несущих яйца Фаберже и строящих церкви, у нее всегда будет повод обвинить избранных ею нелояльных «олигархов» в социальной безответственности. Помимо финансово-экономической деятель- ности компания должна управлять своими социальными рисками, как внутренними (например, связанными с персоналом), так и внешними (взаимоотношениями с местными жителями, властями и т. д. ). Это не моральная обязанность перед бедными, а ответствен- ность перед обществом. Выход бизнеса «за забор» для обеспечения устойчивого развития компании. Такое понимание ответственности бизнеса заложено в форму- лировку социальной миссии предпринимательского сообщества, которая содержится в «Социальной хартии российского бизнеса», разработанной и принятой РСПП1. Социальная миссия — это дости- жение «устойчивого развития самостоятельных и ответственных компаний, которое отвечает долгосрочным экономическим инте- ресам бизнеса, способствует достижению социального мира, безо- пасности и благополучия граждан, сохранению окружающей среды, соблюдению прав человека». Отсутствие информации о социальных программах компании, о ее добровольном вкладе в решение социальных проблем местных сообществ повышает для бизнеса риск попасть в ловушку завы- шенных ожиданий населения, подменить собой государство в соци- альной сфере. 1 См. Бизнес и общество: выгодное партнерство / Под общ. ред. А. А. Неща- дина. — М.: Вершина, 2006. — С. 241–255. 304 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 7. Выйти за забор, или Все должно быть частью чего-то большего 305 Важно не просто информирование общества о том, чем занимается компания в социальной сфере, а вовлечение представителей обще- ственности в процессы отбора и реализации программ и проектов. Хрестоматийным примером является опыт британской компании Tesco, которая уже много лет ведет программу «Компьютеры для школ». Покупатели, сделавшие в Tesco покупку на определенную сумму, получают ваучер, который могут принести в школу, где учатся их дети или внуки, или в которой они когда-то учились сами. Школа,
накопив такие ваучеры и предъявив их в магазины Tesco, получает компьютеры бесплатно. В результате компания приобретает лояль- ность бренду, широкую известность не только в качестве производи- теля и продавца, но и как участника действенной поддержки образо- вания. Увеличивается объем продаж, иногда люди специально идут именно Tesco, чтобы получить ваучер и отнести его в конкретную школу. В России таких примеров — единицы. В Новосибирске по инициативе основных игроков пивного рынка был проведен радиоконкурс на самую разбитую улицу, вызвавший повышенный отклик населения. После этого был организован авто- пробег по этой улице старых советских автомобилей в духе ильфо- петровского «Ударим автопробегом по бездорожью и разгиль- дяйству! ». В итоге были получены роскошная пресса, огромное внимание горожан, а власти срочно привели улицу в порядок. Выпускник одного из авторов незадолго до окончания вуза открыл с друзьями магазин в небольшом городке на севере Карелии. Магазин был отнюдь не первым и не единственным в городке. Поэтому завоевание позиций на местном рынке потребовало соот- ветствующей ценовой маркетинговой стратегии: ориентации на более низкие цены, чем у конкурентов, и на доход с оборота. Реали- зация такой стратегии, помимо прочего, предполагала и завоевание позитивной репутации, привлечение внимания жителей поселка к новому магазину. Проблему решили несколько неожиданным, но изящным и очевидным для местных условий образом. В городке не была налажена работа по сбору бытового мусора: баки есть, но не отремонтированы (нет средств), и люди часами при любой погоде вынуждены с пакетами ожидать спецмашину. По согласованию с мэрией магазином была реализована программа, включившая ремонт и покраску баков, приобретение пластмассовых ведер для мусора, которые были разнесены по квартирам в качестве подарков. Поскольку реализация программы совпала с перевыборами мэра, то на ведра и баки, помимо символики фирмы, было нанесено упоми- нание «При поддержке мэра». В результате этой провинциальной и немного комичной PR-акции магазин приобрел популярность, мэр был избран на новый срок, жители избавились от мусора, а выпус- кник подготовил на этом материале хорошую дипломную работу. Полноценные и полномасштабные PR включают отношения с потребителями и властями, СМИ и инвесторами, конкурентами и организованной общественностью, населением и собственным персоналом. Поэтому заведомо более эффективными PR будет не трата денег на «покупку журналистов», «заказуху» и «джинсу», а плетение общности интересов, выражающееся в событиях и акциях, вызывающих живейшую заинтересованность общества. Почти образцом технологии «простой, но очень шумной» интер- активной акции является благотворительное мероприятие, ежегодно проводимое в рамках «Всемирного Дня ребенка» компанией «Макдоналдс в России». Во всех более 100 российских ресторанах компании средства, вырученные от продажи картофеля фри, пере- даются на благотворительные цели. В 2002 году это была поддержка детских приютов. В 2003 году — помощь детям-инвалидам в детских домах. Список организаций, в которые направляются средства, определяется администрацией соответствующих регионов. Акция широко анонсировалась в федеральных и местных СМИ. Инфор- мация о ней на специальных рекламных щитах, банерах и видео- экранах давалась бесплатно или на правах социальной рекламы. Общая бесплатная информационная поддержка акции оценивается в сумму более 270 тысяч долларов. Благодаря такой массированной информационной подаче в мероприятии приняли участие более 370 тысяч человек. 306 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 7. Выйти за забор, или Все должно быть частью чего-то большего 307 Акцию поддержали региональные руководители, политики, известные спортсмены, журналисты, которые в этот день стояли за прилавком и продавали картошку. Сотрудники пригласили в ресто- раны своих родителей, которые в этот день работали вместе с ними. Для работников ресторана в проводились соревнования по продаже картошки. В рестораны были приглашены дети из тех организаций, которым оказывалась поддержка. Каждый покупатель картофеля в день акции получал вырезанную из бумаги ладошку, которую можно было подписать и приклеить на стекло в ресторане. Соот- ветственно количеству ладошек можно было сразу видеть, сколько порций картофеля было продано в этот день и сколько денег выру- чено на благотворительность. В результате общий объем продаж был увеличен на 23, 6 %, а продаж картофеля фри — на 27, 5 %. Опросы в конце года показали, что индекс узнаваемости сети ресторанов поднялся на 11 пунктов, показатель доверия к компании — на 14 пунктов. По признанию авторов проекта результат даже превзошел их ожидания1. Акция, вызвавшая интерес и получившая должный информа- ционный резонанс, дает весьма ощутимый результат. В этой связи можно говорить о двух основных технологиях внешних социальных инвестиций, то есть об участии российских компаний в решении социальных проблем: а) традиционные социальные инвестиции и б) к оммуникативные технологии. В первом случае используются проведение конкурсов, финанси- рование фондов, стипендиальные программы и т. п. Для реализации таких проектов со стороны компании обычно требуются серьезные денежные вложения. Во втором случае акцент делается на доверительные контакты и сотрудничество, диалог с различными контактными группами ( стейкхолдерами), полномасштабные и полноценные Public Иванова Е. Благотворительная акция « Всемирный день ребенка» // Со- циальная ответственность компаний. Эффективные технологии управления социальными инвестициями. — М., 2005. — С. 67. Relations. Собственно, к этой группе относится и социальная отчет- ность с внешним аудитом и рейтингами. И опыт показывает, что эти технологии реализуются с существенно меньшими затратами, чем технологии первой группы1. Можно предположить, что, по мере консолидации российского общества, налаживания партнерских отношений, модель сотрудни- чества с НКО может рассматриваться, с одной стороны, как пере- ходная к технологии социальных бизнес-коммуникаций, а с другой — стать ее частью и в определенном смысле — результатом. Сравнительную характеристику технологий КСО можно предста- вить в виде таблицы. Таблица 7. 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|