Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технологии КСО. модели КСО. Достоинства Недостатки. А) Традиционные социальные инвестиции . и модели КСО. А) Традиционные социальные инвестиции




Технологии КСО

Технологии

и

модели КСО

Достоинства Недостатки

(

А) Традиционные социальные инвестиции

1. Прямые инвести-

ции компании

Прямой контроль финан-

сов (

«

короткая рука»)

Существенные финан-

совые затраты.

Проблема анализа

эффективности.

Превращение компа-

нии в

«

дойную корову»

органов власти (

мест-

ной и

федеральной).

Потребительское

отношение обществен-

ности к

компании.

Трудоемкость.

Проблемы с

налогами.

Снижение эффектив-

ности финансового

менеджмента

Либоракина М. Эффективные модели участия российских компаний

в

решении социальных проблем // Социальная ответственность компаний.

Эффективные технологии управления социальными инвестициями. —

М.,

2005. —

С. 24.

Продолжение  

308 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 7. Выйти за забор, или Все должно быть частью чего-то большего 309

Технологии

и модели КСО

Достоинства Недостатки

2. Через фонды:

— корпоративные

фонды; системные

фонды

Аккумулирование ре-

сурсов.

Возможность аккумули-

рования региональных

ресурсов.

Участие в масштабных

проектах и программах.

Развитие партнерских

отношений на региональ-

ном, федеральном и меж-

дународном уровнях.

Эффективный менедж-

мент СИ.

Финансовая прозрач-

ность СИ.

Повышение обществен-

ного доверия

Утрата прямого конт-

роля («длинная рука»).

Потери на налогообло-

жении НКО.

Затраты на админис-

тративный менедж-

мент НКО.

Первоначальное недо-

верие органов власти

(В) Коммуникативные технологии

Социальное

партнерство

(PR как Public

Relations и Public

Responsibility).

Социальный аудит

и гуманитарная

экспертиза.

Международные

стандарты КСО, ин-

дексы и рейтинги.

Социальная отчет-

ность

Экономия и оптимизация

затрат.

Развитие партнерских

отношений.

Соблюдение международ-

ных стандартов.

Информационная отдача.

Возможность комплекс-

ного анализа эффектив-

ности.

Интегрированный мар-

кетинг.

Продвижение брендов.

Бренд-интегрированный

бизнес

Привлечение экс-

пертов.

Дополнительная под-

готовка персонала

Руководитель социального департамента РСПП Ф. Прокопов

полагает, что корпоративная социальная ответственность (КСО) —

не альтруизм, ответственность должна быть полезна для долго-

срочного успеха самого бизнеса в той же мере, что и для общества

в целом. Компания должна управлять своими социальными рисками,

как внутренними (например, связанными с персоналом), так и

внешними (взаимоотношениями с местными жителями, властями

и т. д. ). Обязательства компаний выходят далеко за пределы благо-

творительности и охватывают целый комплекс вопросов, связанных

с экономической устойчивостью, с взаимоотношениями с постав-

щиками, потребителями и персоналом, с качеством продукции, с

экологической безопасностью, с правами человека, с взаимодейс-

твием с местными сообществами, включая благотворительность.

Выбор конкретных социальных технологий и направлений реали-

зации такого взаимодействия будет определяться местной специ-

фикой, а также особенностями предприятия — его величиной,

составом коллектива, потребностями в тех или иных социальных

услугах, а главное — общей стратегией развития компании.

Социальный аудит и гуманитарная

экспертиза: международные стандарты

и индексы КСО

Сделать бизнес социально ответственным значит сформировать

зоны и центры ответственности, и строить все ключевые бизнес-

процессы с учетом своей социальной функции. Для этого мало

принять решения и заявить об этом. Публичные заявления о собс-

твенной социальной ответственности остаются пустым звуком, если

не подтверждаются документально.

Российские компании пока пугаются самих слов «социальный

аудит», объясняя свою позицию довольно просто: будем отчиты-

ваться, когда власть придет со своей системой оценки. Но такая

позиция недальновидна, что очевидно в контексте всей рассмат-

риваемой в данной книге ситуации. Вопрос намного глубже, инте-

реснее и перспективнее. КСО и социальный аудит могут стать

центральной темой в плане формирования общественного мнения

о бизнесе, включая отношения бизнеса и власти.

Таблица 7. 2 (продолжение)

310 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 7. Выйти за забор, или Все должно быть частью чего-то большего 311

Оценка качества менеджмента компаний на основе неких общих

индикаторов успешности и качества менеджмента — практика

хорошо известная, в том числе и в России. Ежегодно, например,

проводится глубокая аналитика итогов финансово-экономической

деятельности российских предприятий, на основе которой рассчи-

тывается их ЭКСИН-рейтинг. По итогам такого расчета РСПП

определяет 1000 лучших российских предприятий.

Такая традиционная аналитика все чаще дополняется оценкой

качества менеджмента на основе международной «методологии

всеобщего менеджмента качества» (Total Quality Managemet — TQM),

позволяющей оценивать не только производственную и финан-

сово-экономическую деятельность предприятия, но и его научно-

техническую, маркетинговую и кадровую работу. По определению

Европейской экономической комиссии ООН TQM в современном

менеджменте включает следующие направления:

• стратегия целенаправленного построения устойчивой модели

хозяйствования на национальном и региональном уровнях,

основанной на деятельности конкурентоспособного, инвес-

тиционно привлекательного, цивилизованного, безопасного

и социально ответственного бизнеса;

• фундамент корпоративного управления, основанного на

информационных технологиях в управленческой, информаци-

онной, технологической и технической сферах, организующего

эффективную работу по раскрытию потенциала компаний в

интересах потребителей, акционеров, работников и общества;

• механизм для экономического мониторинга и оценки деятель-

ности хозяйствующих субъектов, создающий основу для эффек-

тивного стимулирования процессов развития и совершенство-

вания.

Сегодня TQM является одним из основных инструментов реали-

зации Концепции устойчивого развития, принятой на Конфе-

ренции ООН (Рио-де-Жанейро, 1992), на которой лидеры 179 стран

признали, что без кардинального решения проблем по обеспечению

охраны окружающей среды оказываются подл угрозой все дости-

жения человеческой цивилизации. На основе TQM разработаны

серии международных стандартов, из которых наиболее известны

система менеджмента качества ИСО 9001: 2000 и система экологи-

ческого менеджмента ИСО 14001: 2004.

Стандарты ИСО серии 9000 — универсальны и могут применяться

в любой организации независимо от вида и масштабов ее деятель-

ности и организационно-правовой формы. ИСО 9001: 2000 является

наиболее популярным сертификационным стандартом для систем

менеджмента во всем мире, в том числе — и в России. Внедрение

этого стандарта дает организации существенные конкурентные

преимущества, которые можно условно классифицировать следу-

ющим образом.

Организационные преимущества:

• упорядоченный, регулярный менеджмент;

• четкое распределение ответственности и полномочий;

• согласованное взаимодействие процессов и функций;

• высвобождение высшего руководства для стратегического

управления;

• повышение безопасности работ производственного персонала

за счет его квалификации и компетентности, культуры произ-

водства, стабильной работы оборудования и техпроцессов.

Экономические преимущества:

• оптимизация использования ресурсов, повышение производи-

тельности труда;

• сокращение затрат на устранение несоответствий — «скрытого

производства»;

• сокращение экономических потерь от применения в произ-

водстве неисправного оборудования, оснастки, средств изме-

рений;

• сокращение рекламаций, штрафов и выплат компании в связи

с различными несоответствиями;

312 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 7. Выйти за забор, или Все должно быть частью чего-то большего 313

• расширение рынков сбыта.

Репутационные преимущества:

• улучшение репутации в глазах всех заинтересованных сторон,

формирование и продвижение привлекательного имиджа,

бренда;

• завоевание приверженности потребителей;

• повышение лояльности сотрудников, улучшение психологи-

ческого климата;

• улучшение отношений с поставщиками;

• национальное и международное признание компании при

участии в конкурсах и рейтингах по качеству менеджмента.

Стратегические преимущества:

• преемственность знаний и опыта сотрудников, трансформация

этих знаний в интеллектуальный потенциал компании;

• рост нематериальных активов и повышение капитализации

компании;

• возможность тиражирования бизнеса;

• подготовленность к инновациям, реинжинирингу бизнес-

процессов.

По данным экспертов Ростест-Москва, эффективность работы

предприятий, внедривших систему качества по ИСО серии 9000, в

два-три раза выше, чем у тех, кто ее не имеет. Аналогичны данные

по китайскому опыту, а также исследования специалистов других

стран1.

По стандарту ИСО 14001 в России сертифицировано не более

сотни компаний, тогда как мире их число приближается к сотне

тысяч. Отставание тем более нетерпимое, что за рубежом система

бизнес-аудита дополняется практикой социальных отчетов, получа-

ющими все более широкое распространение. В своих нефинансовых

1 См. Шокина Л. И. Оценка качества менеджмента компаний // 1000 луч-

ших предприятий России. Промышленность России: эффективность произ-

водства и качества менеджмента. — М., 2005. — С. 22.

отчетах компании обычно предлагают обзор воздействия бизнеса на

экологию и социальную сферу за конкретный предыдущий период.

Во Франции, после масштабных забастовок 1970-х, был введен

стандарт Bilan Social: компании, в которых работают более 300 че-

ловек, должны регулярно представлять отчеты по работе с персо-

налом. В Германии в то же время и по той же причине появился

аналогичный стандарт Sozialbericht, правда, отчеты предоставлялись

на добровольной основе. В США Совет по экономическим приори-

тетам (The Council on Economic Priorities, CEP) начал публично

ранжировать компании по их действиям в области социальной поли-

тики и защите окружающей среды. В результате в 1972–1977 годах

многие американские корпорации выпустили социальные отчеты.

Спустя десять лет добровольный стандарт финансового выражения

общественной активности Sozialbilans был введен в Германии.

К настоящему времени социальную и экологическую отчетность

представляет половина компаний Global Fortune 500. В ноябре 2004 года

в подготовке рейтинга нефинансовых отчетов компании, выпуска-

емого SustainAbility в партнерстве с ООН, впервые приняло участие

международное рейтинговое агентство Standard & Poors (S& P).

Если десять лет назад такой аудит был добровольным начина-

нием компаний — необычным и даже «маргинальным», но теперь

становится общепринятой практикой, по крайней мере в Европе.

В двадцатку лидеров по нефинансовой отчетности входят лишь две

американские компании — Hewlett Packard (HP) и Ford, тогда как

Европа представлена многими крупнейшими фирмами — BP, BT,

Royal Dutch/Shell, Unilever и другими. В скандинавских странах и

Франции выпуск нефинансовых отчетов сегодня предписывается

законодательством, в Канаде их должны представлять все крупные

банки. В соответствии с актом Сарбейнса-Оксли от 2002 года акци-

онерные компании, бумаги которых котируются в США, обязаны

следовать расширенным стандартам корпоративной отчетности,

включая нефинансовые аспекты управления рисками. Весной

прошлого года началось обсуждение введения обязательной прак-

тики выпуска социальных отчетов крупными компаниями Великоб-

314 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 7. Выйти за забор, или Все должно быть частью чего-то большего 315

ритании: британское правительство предлагает сделать ежегодную

публикацию подобных отчетов для крупных компаний обяза-

тельной. Принципиальное решение об этом уже принято, но его

практическая реализация перенесена на 2006 год. В марте 2005 года

Международная организация по стандартизации (ISO) провела

первую рабочую встречу по разработке своих стандартов как крите-

риев корпоративной социальной отчетности ISO 26000. Планиру-

ется опубликовать их в 2008 году.

К настоящему времени появилось более 25 различных стан-

дартов нефинансовой отчетности, без соблюдения которых доступ к

глобальному и многим национальным рынкам капитала стал крайне

проблематичным. Эти стандарты используют более 4 тысяч орга-

низаций. Наибольшее распространение получили международные

стандарты АА1000 и GRI1.

Корпоративный социальный отчет — это публичный инструмент

информирования акционеров, работников, деловых партнеров,

клиентов и всего общества о социальной ответственности корпо-

рации. Именно в этой связи можно говорить о «социальном аудите»

бизнеса2. В большинстве случаев здесь имеются в виду нефинан-

совые отчеты по устойчивому развитию согласно международным

стандартам GRI и АА1000. Они не просто отражают внутренние и

внешние социальные программы бизнеса, но и служат более устой-

чивому существованию компании в долгосрочной перспективе.

Первым российским производителем, чья продукция получила

международный сертификат (British Retailer Consortium — BRC)

1 GRI и AA1000 имеют близкие цели и во многом дополняют друг друга. Так

AA1000 Assurance Standard дополняет GRI, конкретизируя базу верификации

устойчивого развития.

2 Впервые этот термин использовал в 1940-е годы профессор Стэнфордской

школы бизнеса (Stanford Business School) Т. Крепс для обозначения способов

подтверждения (верификации) деятельности компаний, говорящих о своей со-

циальной ответственности. Уже в 1960-х годах британский экономист Д. Гой-

дер утверждал, что социальный аудит может стать эффективным инструментом

для менеджмента и в то же время — позволить общественности (стейкхолдерам)

влиять на политику компании.

стала компания «Вимм-Билль-Данн». Сертификация оборудования,

производственных и технологических процессов заняла более года.

Зато при выборе экспортного продукта для Европы маркетологи

остановились на серии морсов «Чудо-Ягода». Сейчас WBD активно

продает свои чудо-морсы в Европе, Канаде, Австралии, Индии

и других странах. Без получения международного сертификата

продажи были бы просто невозможны. Его наличие, безусловно,

повышает конкурентные преимущества морсов «Вимм-Билль-Данн»

и на внутреннем рынке: в отечественные ГОСТы уже мало кто верит,

и заграничный «знак качества» выглядит надежней.

Первый социальный отчет в России в 2002 году выпустила ОАО

«Бритиш Американ Тобакко Россия» (БАТ) при активном участии

Ассоциации социальной информации (АСИ) 1. Собственно, такие

отчеты были подготовлены одновременно во всех странах присутс-

твия компании — у табачных компаний, задерганных многомил-

лиардными исками, проблема взаимодействия с обществом стоит

очень остро. В России же, где борьба с курением волнует разве что

Минздрав, этот документ стал просто прецедентом выпуска соци-

ального отчета в соответствии со стандартом AA 1000. В первом

цикле отчет проводился только по Москве (всего у БАТ в России

три фабрики: в Москве, Саратове и Санкт-Петербурге), и только по

шести темам. В 2003 году ВАТ выпустила еще один отчет — уже по

11 темам, и к нему присоединилось саратовское предприятие. По

итогам 2004/2005 годов был подготовлен еще более полный отчет.

В 2004 году вышло сразу несколько отчетов российских

компаний — Альфа-банка, Фиа-банка, НК ЮКОС, НК «Сибнефть».

Документы Альфа-банка (отчеты за 2003 и 2004 годы) напоми-

нают цветные корпоративные буклеты, в которых рассказывается о

многочисленных благотворительных программах банка с упомина-

нием сумм, перечисленных на то или иное мероприятие. Вообще-

то, отчеты по стандарту АА 1000 часто упрекают в том, что в них

1 Ямбаева Р. Социальный отсчет //КоммерсантЪ Social Report. 2005,

№ 182. — C. 27–31.

316 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 7. Выйти за забор, или Все должно быть частью чего-то большего 317

очень много слов и очень мало цифр. Несколько более творчески

к составлению своего социального отчета подошел небольшой

тольяттинский «Фиа-банк» — возможно, и граждан, и чиновников

на региональном уровне не удовлетворяют общие слова. В доку-

менте четко прописаны все благотворительные проекты, вплоть до

перечисленных тому или иному физическому лицу, фамилия, имя

и отчество которого также указаны. Глава правления «Фиа-банка»

Анатолий Волошин поясняет, что отчет стал «яркой формой препод-

несения социальной ответственности компании» — банку уже

который год вручается городская премия «Благотворитель года», а

по узнаваемости он занимает в регионе третье место после Сбер-

банка и АвтоВАЗбанка.

Более содержательны социальные отчеты нефтяников: многие

их предприятия являются градообразующими, технологии серьезно

влияют на экологию регионов присутствия, ценные бумаги обра-

щаются на мировых фондовых рынках, а доходы и прибыли столь

велики, что вызывают острое желание поделить их у властей всех

уровней. ЮКОС, попавший в мясорубку налоговых проверок и

претензий как раз в год выпуска социального отчета, создал доку-

мент общего плана с минимумом цифр. Отчеты «Сибнефти» (за 2003

и 2004 годы), «Татнефти» (за 2004 год) и ЛУКОЙЛ а (за 2004 год)

позволяют действительно серьезно изучить социальную и экологи-

ческую политику компаний.

Металлурги, у которых резоны отчитаться о социальной ответс-

твенности в целом те же, что и у нефтяников, пока раскрывать это

направление своей деятельности в специальных отчетах не торопятся.

«Русский алюминий» («Русал») в своем первом отчете, появившемся

в сентябре, как и ЮКОС, не порадовал аналитиков количеством и

системностью цифр. Взяв структуру документа у GRI и ряд подходов

у AA 1000S, компания фактически рассказывает о том, как она следует

принципам Global Compact. ГМК «Норильский никель» подошла к

составлению отчета более академически, указав точное соответствие

ее элементов тем или иным пунктам GRI. В документе приводятся

цифры и данные в основном по Заполярному филиалу ГМК (в нем

сосредоточены все производственные мощности и 95 % численности

персонала компании) и только по социальной политике. В дальнейшем

«Норильский никель» обещает расширить список включаемых в

отчет показателей и охватить все предприятия группы. Последний

в отрасли свод информации о социальной политике подготовил в

свободной форме Магнитогорский металлургический комбинат, но

даже в самой компании его настоящим отчетом не считают.

Еще два из двенадцати существующих сегодня социальных отчетов

российских компаний предоставили предприятия лесопромышлен-

ного комплекса. ОАО «Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК»,

как и «БАТ Россия», выпустила отчет в рамках глобальной иници-

ативы иностранной материнской компании Mondi Business Paper.

Однако этот документ для российского предприятия Mondi более чем

актуален: Сыктывкарский ЛПК в последние несколько лет посто-

янно находится под давлением экологов, чиновников и местных

общественников. Отчет среди прочего стал ответом на массовую

кампанию против ЛПК в СМИ. В соцотчете ЗАО «Илим Палп

Энтерпрайз», как и у «Норильского никеля», присутствует индекс

соответствия GRI, но сам документ не перегружен цифрами.

Последний соцотчет на российском рынке — ОАО «Российские

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...