Содержание мотивационного механизма 3 страница
мировые рынки реальных брендов. Поэтому мы и торгуем только нефтью, газом, лесом, никелем… Не результатом интеллектуального труда или использования высоких технологий. Не столько продуктом труда, сколько просто природ- ными ресурсами. Как в детском стихотворении: «А у нас в России — газ! А у вас? » В советское время еще существовало некоторое количество отечес- твенных брендов мирового масштаба, но и они уже ушли или уходят в прошлое. У автомата Калашникова резко сузился рынок и без того — скорее второго, третьего эшелона, чем продвинутый. Истре- бители СУ еще пользуются некоторым спросом в Юго-Восточной Азии. Китай уже приступил к созданию истребителей следующего поколения, о чем мы можем только мечтать… Даже национальная гордость — космонавтика — все чаще дает сбои, пропуская вперед не только США, но и Европу, и Китай. Водочный бренд «Столичная» продан за рубеж, а на внутреннем рынке доминируют заграничные марки: от шведского «Absolute» до украинского «Nemiroff», завое- вавшего уже почти треть российского рынка. За этой ситуацией стоят не только рухнувшие наука и наукоемкое производство, но имидж и репутация российского бизнеса и страны в целом. Бренд, как имиджево-репутационная составляющая марки, существенно связан с рядом других имиджей и брендов, внешних по отношению к имиджу конкретного бизнеса, но связанных с ним прямыми и обратными связями (рис. 7. 1). 272 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 7. Выйти за забор, или Все должно быть частью чего-то большего 273 Рис. 7. 1. Взаимодействие имиджей В первом случае, с одной стороны, речь идет о сферах деятельности, которые во многом определяют представления о стране (японская
электроника, русский балет, американские автомобили). С другой стороны, имидж страны может создавать имидж некоторых видов деятельности (голливудское кино, швейцарские банки и т. п. ). Во втором случае некоторые компании активно участвуют в фор- мировании имиджа страны (Toyota, Sony, Honda для Японии), который часто сказывается на имидже компании, придавая ей авто- ритет или вызывая скептическое отношение (как это долгое время наблюдалось по отношению к японским компаниям в послево- енный период). В третьем случае речь идет о более глубокой связи имиджа страны и отдельных товарных марок (водка «Путинка» и Россия). В четвертом случае некоторые отрасли вызывают заранее пози- тивное отношение (культура и искусства, наука), а некоторые — нет (атомная энергетика, производство оружия). В то же время неко- торые компании могут определять лицо целой отрасли, символизи- ровать ее (Газпром, РАО ЕЭС России). В пятом случае, с одной стороны, имидж фирмы может использо- ваться для создания «зонтика» брендов («Балтика» для сортов пива), а с другой — отдельные товары создают имидж и репутацию фирмы (сорта колбасных изделий для «Стрельца», «Невского треста» или «Парнаса»). В шестом случае яркими примерами являются Coca-Cola, Xerox, McDonalds. РФ периодически затевает кампанию по улучшению своего имиджа. Недавно запущен англоязычный новостной телеканал Russia Today, в Нью-Йорке состоялась грандиозная выставка русс- кого изобразительного искусства «Россия! ». Но факты удручают: уже давно к России не относились так плохо и одновременно так безразлично. Британская компания Anholt-GMI уже несколько лет составляет рейтинг стоимости брендов 25 крупных стран, методика которого разработана С. Анхольтом и представляет собой оценку страны гражданами других государств по нескольким позициям. РФ в этом
рейтинге занимает стабильно предпоследние позиции, пропуская вперед даже Чехию и Египет, и обходит пока только Турцию. Россий- ские эксперты с этими данными в целом согласны и считают, что с «дурным имиджем» связаны многие наши проблемы — от хрони- ческих конфликтов с Западом до потери влияния в СНГ. С точки зрения Запада, у России беда с политическим устройством, не говоря уже о товарах «Made in Russia». Не помогает даже культурное наследие, которым в России принято гордиться… В наше время наиболее популярны и привлекательны такие страны, как Австралия, Канада, Швейцария и Швеция. Люди ищут стабильности, качества жизни, хотят чувствовать себя в безопас- ности. Модными становятся те страны, которые не угрожают, а не те, кто силен. Любовь обратно пропорциональна страху. Если у чело- века заводятся «лишние» деньги, то он скорее отдаст их тому, кто строит предприятия, театры или спасает тонущих людей, а не тому, кто летает на истребителе и выступает на военных кораблях. Неуди- вительно, что в рейтинге Анхольта Америка оказалась на 11-м месте. Война в Ираке, да и в целом культурная экспансия США рождают противодействие во всем мире. 274 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 7. Выйти за забор, или Все должно быть частью чего-то большего 275 С Россией все обстоит еще хуже. Как в дальнем, так и в ближнем зарубежье крепнет мнение, что Россия не может и не хочет ставить своей главной целью наведение порядка внутри страны. Действия наших политиков, истерически реагирующих на проявления само- стоятельности выходцев из СССР, закрывающих глаза на вопиющие нарушения закона в самой РФ и заигрывающих с зарубежными неод- нозначными лидерами и режимами, но при этом желающих, чтобы имидж России изменился в лучшую сторону, выглядят по меньшей мере странно. Наша власть воспринимается за рубежом так же, как в советские времена: она закрыта и боится честного разговора. Российский бизнес находится в сложной ситуации. Налицо не всегда дружеское, а порой и враждебное отношение к нему со стороны общества, государства, СМИ, мирового сообщества1. Нельзя не признать парадоксальность отношения современного российского общества к бизнесу. С одной стороны, очевидны роль
и значение деловой активности для развития экономики и обще- ства в целом. С другой — честный бизнес в нынешней российской ситуации воспринимаются как нонсенс, нечто вроде круглого квад- рата или железной деревяшки — не то прилагательное не к тому существительному… У подавляющего большинства людей в России и за рубежом образ отечественного предпринимателя ассоцииру- ется с цинизмом, рвачеством, обманом, пренебрежением к челове- ческой жизни, а то и кровью. Бизнес и менеджмент ставятся рядом с преступностью. Общественное мнение, до сих пор убежденное, что от трудов праведных не наживешь палат каменных, весьма агрессивно по отношению к новым собственникам. «Наворовали», «награбили» — не самые жесткие объяснения происхождения новых состояний. Еще в начале ХХ века В. В. Розанов заметил, что собс- твенность на Руси имеет только два источника: либо наворовал, либо выпросил в подарок. И новейшая история приватизации дает яркие и убедительные подтверждения этому. 1 Подробнее см. Тульчинский Г. Л. Бизнес в России: проблема признания и уважения. М.: Вершина, 2006. К сожалению, речь идет не только об общественном мнении, но и о самооценке самих представителей делового мира, живущих и действующих вполне по-ленински: «Мораль? Выдумка слабых, жалобный стон неудачников». Молодыми предпринимателями и менеджерами словосочетания «этика бизнеса», «честный бизнес» воспринимаются либо как признак слабости и несостоятельности, а то и слабоумия, либо как особо изощренных хитрости, цинизма и ханжества. Однако общество, отторгающее и не принимающее собственный деловой мир, не хотящее его понять и не доверяющее ему, — обре- чено. Бизнес сам по себе не плох и не хорош, он, как и молодежь, — такой, какого заслуживает его общество. Главная проблема, не только бизнеса, но и России в целом, — консолидация общества на основе выстраивания эффективных социальных связей и отношений, включая интеграцию в эту систему легитимного в глазах общества бизнеса, когда оно признает в нем
своего, пусть и непутевого, но сына, а тот видит в обществе свою немощную, безумную, но мать. Бизнес и общество скованы одной цепью. Эта метафора имеет несколько планов, и все они очевидны. Многое в отношении к российскому бизнесу, как в стране, так и за рубежом, даже в самой бизнес-среде, представляется связанным с недопониманием чего-то принципиально важного, связанного с самой природой бизнеса, его местом и значением в современном обществе. Бизнес — единственная социальная сила, способная что- либо сделать в российском обществе. Но при этом он презирается и даже отвергается самим обществом, включая государственную власть, относящимся к бизнесу как к вынужденному злу, которое можно временно потерпеть: но только до той поры, пока это «зло» отмаливает свою «изначальную греховность» и пока у него есть средства откупиться от нее. «В России надо жить долго» — печальная истина: на усво- ение деловым миром, общественностью и руководством страны очевидных даже на уровне здравого смысла азов экономики и ме- неджмента, уходят годы и десятилетия. 276 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 7. Выйти за забор, или Все должно быть частью чего-то большего 277 Почти все нобелевские премии по экономике в последние два десятка лет присуждались за аналитику и разработку социальных факторов экономического развития, обоснования эффективности социальных инвестиций, как на уровне конкретной компании, так и общества в целом. Эти обстоятельства становятся откровением для наших «реформаторов» и порожденных безответственными рефор- мами безответственных временщиков. Корпоративная социальная ответственность как брендинг В последнее время в СМИ и в бизнес-сообществе ведутся активные дискуссии о так называемой «социальной ответствен- ности бизнеса». Но что такое социальная ответственность в нынешней России с ее не устоявшимися и «неуставными» отношениями с обществом? По отношению к кому, перед кем? По отношению к своим работ- никам? В условиях фактической безработицы они рабски зависимы и стерпят что угодно, лишь бы платили хоть какую-то зарплату… По отношению к потребителям, партнерам, кредиторам? Но ведь у нас в особом почете «кидалово», да еще с привлечением власти… По отношению к государству? Но глаза чиновников похожи на экраны в игровых автоматах, где только цифры и крутятся… Просто по отношению к людям? Кому конкретно? Соседям? Любимой теще? Друзьям? В чем заключается ответственность? В помощи деньгами? Всем желающим не хватит. И вообще, ответственность — это когда я
должен от себя отрывать? Или «на тебе Боже, что нам негоже»? Почему? С какой стати? Добровольная или вынужденная? Беско- рыстная или с расчетом? А может, из тщеславия? Разве бизнес не социально ответствен по самой своей природе, по определению, по самому факту своего бытия? Разве он не ответс- твен перед потребителями? Если он не будет ответствен, потреби- тель от него отвернется, его продукция и услуги перестанут пользо- ваться спросом, и он прекратит свое существование. Бизнес долго не протянет, если не будет ответствен перед партнерами, креди- торами, инвесторами. Он ответствен и перед своим персоналом: если будет платить низкую зарплату, не обеспечит условия труда, то быстро утратит свою привлекательность как работодатель. Если он будет практиковать безответственную, «отвязную» конкуренцию, конкуренты быстро приведут его в чувство. Бизнес не может быть безответственным и по отношению к государству, нарушать зако- нодательство, не платить налоги. Он ответствен и по отношению к населению, проживающему в местах его размещения: бизнес создает рабочие места, обеспечивает занятость, экономический рост. Насы- щает рынок товарами и услугами. Платит налоги, создавая возмож- ность существования государства. Потребители получают необхо- димые товары и услуги. Работники — заработную плату, на которую они согласились. Государство — свои налоги, которые оно утвердило в своих законах. Разве этого мало? Однако, если кто-то говорит, что он — социально ответственен, как оценить, так ли это? Не лукавы ли эти «романтичные» разго- воры о социальной ответственности и социальных инвестициях? Не являются ли они идеологическим прикрытием атаки на бизнес со стороны бюрократов и общественников, желающих, чтобы бизнес поделился с ними доходами? Новая ария из старой оперы про одного с сошкой и семерых с ложкой? Можно сказать и еще жестче. Как хорошо известно из истории, соединение этики, экономики и политики чревато социализмом и тоталитаризмом. Разве исторически не доказана неэффективность подобной ориентации? Да и какая социальная ответственность может быть у отечест- венного бизнеса, отчаянно цепляющегося за сохранение резуль- татов неоднозначного первоначального накопления «по-русски» — «прихватизации». «И способны ли вообще оппортунизм, цинизм и аморализм, сопровождающие крушение старого тоталитарного строя, — не говоря уж об открытом разгуле преступности, — поро- 278 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 7. Выйти за забор, или Все должно быть частью чего-то большего 279 дить ту этику высочайшей ответственности, которая является непре- менным условием существования эффективной индустриальной экономики? Сегодня по-новому звучит старая московская шутка: что хуже социализма? Ответ: то, что за ним последует»1. Практика вполне подтверждает такое мнение стороннего наблю- дателя. Чего стоит одна только ситуация в жилищном строитель- стве. Существуют технологии, позволяющие существенно снизить его стоимость, а тем самым — ускорить решение острейшей соци- альной проблемы в современной России. Однако строительство дешевого жилья тормозится отраслевыми ассоциациями самого бизнеса (подписавшими, между прочим, высоконравственные корпоративные кодексы чести), поскольку снизит запредельные прибыли в отрасли. Поэтому сейчас в крупных российских городах получающий сверхдоходы строительный бизнес покупает квар- тиры «впрок», в результате чего около 30 % нового жилья пустует, а население задыхается, не имея перспектив улучшения жилищных условий. Ситуация усугубляется и «безответственностью» чинов- ников, организующих «компании», скупающие жилье, объявля- емое ими же «аварийным», всеми правдами и неправдами высе- ляющими оттуда жильцов, «зачищая» дома для перепродажи «инвесторам». Между тем развитие отечественной ситуации и мировая прак- тика показывают, что корпоративная социальная ответственность (КСО) все более становится реальным требованием к современ- ному бизнесу и менеджменту. За рубежом все шире практикуются социальные (нефинансовые) отчеты корпораций, которые проходят подтверждение (верификацию) у независимых экспертов. Разра- ботан ряд международных стандартов подобной социальной отчет- ности (социального аудита). С этими отчетами активно работают эксперты и консультанты фондового рынка. На бразильской, южно- африканской и других фондовых биржах условием допуска к разме- 1 Геллнер Э. Условия свободы. Гражданское общество и его исторические соперники. М.: Московская Школа Политических Исследований, 2004, с. 170. щению ценных бумаг является наличие верифицированной соци- альной отчетности компании. В Объединенном Королевстве введена должность министра по КСО. Аналогичная должность вводится во Франции. Что стоит за этими процессами? Согласно классическому определению Еврокомиссии, корпо- ративная социальная ответственность (КСО, Corporate Social Responsibility, CSR) — концепция, которая отражает добровольное решение компаний участвовать в улучшении жизни общества и в за- щите окружающей среды. Исторически идея КСО выросла из профсоюзного движения, активно развернувшегося в Европе и США еще в XIX веке, и тогда же ставшей популярной благотворительности1. В первом случае резоны работодателя очевидны: предотвратить стачки и порчу своего имущества в результате волнений сотрудников. Второй связан в первую очередь с необходимостью политической подде- ржки компании и стремлением ее хозяина получить общественное признание и повысить свой статус, уйдя от имиджа простого «денежного мешка». К концу XIX века в большинстве отраслей, особенно в США, сформировались крупные монополисты, дикто- вавшие цены почти на все социально значимые товары и услуги. У бизнеса появились хорошо узнаваемые лица, и они не отличались гуманностью. «Какое мне дело до закона? — удивлялся миллиардер К. Вандербилд. — У меня что, нет силы? ». «Общественность не имеет права мешать нашим контрактам», — добавлял Д. Рокфеллер, жесткие методы ведения бизнеса которого дали повод ряду скан- дальных статей в прессе. Первым бизнес-адептом идеи КСО считается основатель U. S. Steel Э. Карнеги, известный щедрыми вложениями в общественные проекты. В начале XX века он сформулировал принципы, «обяза- тельные для всякого уважающего себя капиталиста». По мнению Карнеги, богатые должны субсидировать бедных через благотвори- 1 Ямбаева Р. Социальный отсчет //КоммерсантЪ Social Report. 2005, № 182, с. 27–31. 280 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 7. Выйти за забор, или Все должно быть частью чего-то большего 281 тельность и рассматривать себя не как хозяев, а как управляющих капиталом, который работает на благо общества. Радикально изменили ситуацию Первая мировая война и сопро- вождавшие ее экономические кризисы. Во всех развитых странах в это время произошло существенное усиление государственного регулирования экономики. Для США поворотным моментом в отношениях бизнеса и общества стала Великая депрессия 30-х годов. В администрации президента Ф. Д. Рузвельта была создана специ- альная служба для наблюдения за подготовкой «кодексов честной конкуренции», которые предполагали правительственный контроль за защитой общественных интересов и гарантию прав рабочих созда- вать собственные организации и участвовать в заключении коллек- тивных договоров. После войны к общим стандартам трудовых отношений в США добавилась проблема повышения уровня жизни чернокожего населения, решение которой в значительной степени чиновники переложили на работодателей. Аналогичные шаги по защите прав работников накануне и после Второй мировой войны предприняли и многие европейские страны. В 50–70-е годы на фоне множества крупных забастовок социальная ответственность корпо- раций перед собственным персоналом была введена практически везде. У работников появились законные основания и инструменты для отстаивания своих интересов. Масштабы уступок работодателей своим сотрудникам и вложений предприятий в их соцобеспечение до сих пор остаются предметом торга между компаниями и профсо- юзами. В 1970-х годах к этим факторам добавилась проблема эколо- гической безопасности. КСО оказалась связанной с влиянием промышленности на окружающую среду и уровень жизни населения в целом. Развитие вычислительной техники позволило создать и просчитать модели развития мировой экономики. В 1972 году вышла знаменитая книга «Пределы роста», написанная группой исследо- вателей Массачусетского технологического института. Ее допол- нили последовавшие исследования «Римского клуба». Широкой публике впервые аргументировано показали, что промышленное развитие вкупе с ростом населения неизбежно приведет к глубо- кому кризису и истощению ресурсов. Годом позже арабские страны ввели эмбарго на нефть, обернувшееся настоящим энергетическим кризисом. Еще через год вспомнили об открытой еще в 1957 году над Антарктидой озоновой дыре. Американские химики выдви- нули гипотезу о ее связи с выбросами фреонов. Скандал вылился в Венскую конвенцию 1985 года, призывающую к детальному иссле- дованию процессов в атмосфере, а в 1987 году привел к подпи- санию Монреальского протокола, который декларировал, что человечество, точнее — бизнес, должно смириться с многомилли- ардными затратами ради сохранения жизни на Земле. В 1995 году ООН провозгласила «научным фактом» появившиеся ранее данные о глобальном потеплении. Спустя два года был подписан знаме- нитый Киотский протокол о сокращении выбросов углекислого газа. В 1987 году в инициированном ООН исследовании воздействия человека на окружающую среду впервые был использован термин «устойчивое развитие» (sustainable development), под которым пони- малось «текущее использование ресурсов с учетом их обязательной доступности в будущем». Очень скоро этот термин стал означать для корпораций требование их полной гармонии с окружающим миром, включая акционеров, работников, природу и общество. Маркетинговые исследования и опросы населения, ставшие в 90-е годы особенно популярными, со всей очевидностью демонс- трировали, что социальная и экологическая политика компаний напрямую влияет на их объем продаж. Согласно MORI, в 1998 году 30 % британцев покупали продукцию компаний, которые счита- лись социально ответственными, а 28 % бойкотировали продукцию социально безответственных производителей. Годом позже амери- канская Conference Board привела данные, согласно которым у компаний, реализующих концепцию социальной ответственности, доход на инвестированный капитал на 9, 8 % выше, чем у игнори- рующих ее конкурентов, доход с активов — на 3, 55 %, прибыль — на 63, 5 %. Инвестфонды США и Великобритании еще в 80-е годы начали учитывать при формировании своих портфелей уровень 282 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 7. Выйти за забор, или Все должно быть частью чего-то большего 283 социальной ответственности компаний-эмитентов ценных бумаг. Появились фондовые индексы для вложений в социально ориенти- рованные компании. По данным Social Investment Forum, в «соци- альные и экологические» портфели сегодня вложено более 1 трлн долларов. В итоге в большинстве развитых стран общепринятой стала концепция своеобразного разумного эгоизма, когда вложение средств в социальные программы считается одним из факторов обеспечения стабильности бизнеса. Эти идеи вызвали широкий резонанс как общества, так и государственных органов, получа- ющих одновременно и уменьшение нагрузки на бюджетные расходы и поддержку своих программ и проектов. В результате социальная ответственность была поддержана на международном уровне и с 2000 года даже стала одним из приоритетов Евросоюза. В 2001 г. Евро- пейская комиссия опубликовала «Зеленую книгу о корпоративной социальной ответственности», а 2005 г. был объявлен в Европейском союзе Годом социальной ответственности. Сегодня КСО постепенно становится важным фактором формирования политики ведущих компаний США, Великобритании и других развитых стран1. Социальная ответственность была конкретизирована в детальных показателях, нормативах, критериях и стандартах. Были разработаны формы специальной отчетности бизнеса по социальной ответствен- ности, которая со временем стала во все большей степени приоб- ретать характер не столько добровольный, сколько «ненавязчиво обязательный». Более того, показатели и критерии были разведены по различным «стейкхолдерам»2, которые предстали существен- 1 Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка. М.: Ассоциа- ция менеджеров, 2003. С. 40. 2 В 1984–1986 годах экономист Р. Э. Фриман сформулировал широко рас- пространенную сегодня теорию стейкхолдеров. Под этим названием подразу- мевались любые индивидуумы, группы или организации, оказывающие сущес- твенное влияние на принимаемые фирмой решения или оказывающиеся под воздействием этих решений. По мнению Фримана, компания должна активно строить гармоничные отношения со всеми стейкхолдерами. Понятие прижи- лось и стало одним из ключевых терминов КСО. ными группами влияния: «зеленые» движения стали экспертами по экологии, профсоюзы — по оплате и другим условиям труда, обще- ства потребителей и поставщиков — по контрактной дисциплине, а религиозные организации — по защите свободы совести и чувств верующих. Эти показатели и оценки стали обобщаться в широко публи- куемых рейтингах, позиции в которых важны для деловой репу- тации и привлечения инвестиций. Социальная отчетность во все большей степени приравнивается к финансовой, приобретая статус обязательной. В результате, как заметил известный экономист и менеджер А. Я. Лившиц: «Раньше было «спасибо, милый человек». А теперь — «отдай, а то хуже будет»1. Похоже, что все это, рано или поздно, закончится пересмотром законодательства. Так или иначе, но социальная ответственность бизнеса предстала одним из основных векторов развития бизнеса, его новым системо- образующим принципом, если не философией. Мировой опыт показывает, что она вызревает по мере развития бизнеса и общества. Четко различаются три стадии зрелости: 1. Стадия «сильных личностей» и их «войны всех против всех» — первоначальное накопление, когда главной проблемой стано- вится самоутверждение за счет захвата, удержания и расши- рения жизненного пространства, когда выживает сильнейший. Победитель верит в справедливость мира: ведь он победил, значит, он — лучший! Мир справедлив (по отношению к нему), а поэтому он претендует (по праву сильнейшего) на распо- ряжение ресурсами, льготы и преференции, на управление другими, а главное — на уважение к себе со стороны слабых и зависимых. Этого, однако, не происходит. Поэтому наступает следующая стадия. 2. Стадия «служения», когда главной проблемой становится легити- мизация бизнеса, его самооправдание перед обществом в глазах государства и граждан. Обычно именно на этой стадии разви- 1 Лившиц А. Капиталист ответит за все // Известия. № 213, 23. 11. 2005, с. 6. 284 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 7. Выйти за забор, или Все должно быть частью чего-то большего 285 ваются спонсорство, патронаж, благотворительность, разъяс- няются цели бизнеса и перспективы его развития. Бизнес хочет уважения. Он демонстрирует свои возможности — преимущес- твенно с помощью шумных мероприятий, вкладывания средств в проекты, за которыми стоят «хорошие и полезные люди», а то и просто — близкие. Однако и это не приносит особого резуль- тата. За счет непрофильных трат снижается эффективность бизнеса. Особой благодарности это не вызывает, более того — поощряется откровенное иждивенчество. В общественном мнении сохраняется недоверие: «С жиру бесятся», «Все скупить хотят», «Кто платит, тот и заказывает музыку» и т. п. Действи- тельно, дело бизнеса есть бизнес и его развитие. А благотвори- тельность в таких формах — не задача бизнеса, а личное дело самого предпринимателя. Он сам решает на что тратить свой личный доход: на тех, кто ему нравится, или на тех, за кого попросила любимая теща… 3. Стадия «социального партнерства», т. е. социальной ответствен- ности, когда бизнес, утвердившись в обществе и общественном мнении, переходит от самооправдания к развитию конструк- тивных социальных связей — к социальному партнерству со всеми компонентами общественной среды. В этой ситуации социальная ответственность — ни что иное, как оптимизация
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|