Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Содержание мотивационного механизма 3 страница




мировые рынки реальных брендов.

Поэтому мы и торгуем только нефтью, газом, лесом, никелем… Не

результатом интеллектуального труда или использования высоких

технологий. Не столько продуктом труда, сколько просто природ-

ными ресурсами. Как в детском стихотворении: «А у нас в России —

газ! А у вас? »

В советское время еще существовало некоторое количество отечес-

твенных брендов мирового масштаба, но и они уже ушли или уходят

в прошлое. У автомата Калашникова резко сузился рынок и без

того — скорее второго, третьего эшелона, чем продвинутый. Истре-

бители СУ еще пользуются некоторым спросом в Юго-Восточной

Азии. Китай уже приступил к созданию истребителей следующего

поколения, о чем мы можем только мечтать… Даже национальная

гордость — космонавтика — все чаще дает сбои, пропуская вперед не

только США, но и Европу, и Китай. Водочный бренд «Столичная»

продан за рубеж, а на внутреннем рынке доминируют заграничные

марки: от шведского «Absolute» до украинского «Nemiroff», завое-

вавшего уже почти треть российского рынка.

За этой ситуацией стоят не только рухнувшие наука и наукоемкое

производство, но имидж и репутация российского бизнеса и страны

в целом.

Бренд, как имиджево-репутационная составляющая марки,

существенно связан с рядом других имиджей и брендов, внешних

по отношению к имиджу конкретного бизнеса, но связанных с ним

прямыми и обратными связями (рис. 7. 1).

272 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 7. Выйти за забор, или Все должно быть частью чего-то большего 273

Рис. 7. 1. Взаимодействие имиджей

В первом случае, с одной стороны, речь идет о сферах деятельности,

которые во многом определяют представления о стране (японская

электроника, русский балет, американские автомобили). С другой

стороны, имидж страны может создавать имидж некоторых видов

деятельности (голливудское кино, швейцарские банки и т. п. ).

Во втором случае некоторые компании активно участвуют в фор-

мировании имиджа страны (Toyota, Sony, Honda для Японии),

который часто сказывается на имидже компании, придавая ей авто-

ритет или вызывая скептическое отношение (как это долгое время

наблюдалось по отношению к японским компаниям в послево-

енный период).

В третьем случае речь идет о более глубокой связи имиджа страны

и отдельных товарных марок (водка «Путинка» и Россия).

В четвертом случае некоторые отрасли вызывают заранее пози-

тивное отношение (культура и искусства, наука), а некоторые — нет

(атомная энергетика, производство оружия). В то же время неко-

торые компании могут определять лицо целой отрасли, символизи-

ровать ее (Газпром, РАО ЕЭС России).

В пятом случае, с одной стороны, имидж фирмы может использо-

ваться для создания «зонтика» брендов («Балтика» для сортов пива),

а с другой — отдельные товары создают имидж и репутацию фирмы

(сорта колбасных изделий для «Стрельца», «Невского треста» или

«Парнаса»).

В шестом случае яркими примерами являются Coca-Cola, Xerox,

McDonalds.

РФ периодически затевает кампанию по улучшению своего

имиджа. Недавно запущен англоязычный новостной телеканал

Russia Today, в Нью-Йорке состоялась грандиозная выставка русс-

кого изобразительного искусства «Россия! ». Но факты удручают:

уже давно к России не относились так плохо и одновременно так

безразлично.

Британская компания Anholt-GMI уже несколько лет составляет

рейтинг стоимости брендов 25 крупных стран, методика которого

разработана С. Анхольтом и представляет собой оценку страны

гражданами других государств по нескольким позициям. РФ в этом

рейтинге занимает стабильно предпоследние позиции, пропуская

вперед даже Чехию и Египет, и обходит пока только Турцию. Россий-

ские эксперты с этими данными в целом согласны и считают, что с

«дурным имиджем» связаны многие наши проблемы — от хрони-

ческих конфликтов с Западом до потери влияния в СНГ. С точки

зрения Запада, у России беда с политическим устройством, не

говоря уже о товарах «Made in Russia». Не помогает даже культурное

наследие, которым в России принято гордиться…

В наше время наиболее популярны и привлекательны такие

страны, как Австралия, Канада, Швейцария и Швеция. Люди ищут

стабильности, качества жизни, хотят чувствовать себя в безопас-

ности. Модными становятся те страны, которые не угрожают, а не

те, кто силен. Любовь обратно пропорциональна страху. Если у чело-

века заводятся «лишние» деньги, то он скорее отдаст их тому, кто

строит предприятия, театры или спасает тонущих людей, а не тому,

кто летает на истребителе и выступает на военных кораблях. Неуди-

вительно, что в рейтинге Анхольта Америка оказалась на 11-м месте.

Война в Ираке, да и в целом культурная экспансия США рождают

противодействие во всем мире.

274 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 7. Выйти за забор, или Все должно быть частью чего-то большего 275

С Россией все обстоит еще хуже. Как в дальнем, так и в ближнем

зарубежье крепнет мнение, что Россия не может и не хочет ставить

своей главной целью наведение порядка внутри страны. Действия

наших политиков, истерически реагирующих на проявления само-

стоятельности выходцев из СССР, закрывающих глаза на вопиющие

нарушения закона в самой РФ и заигрывающих с зарубежными неод-

нозначными лидерами и режимами, но при этом желающих, чтобы

имидж России изменился в лучшую сторону, выглядят по меньшей

мере странно. Наша власть воспринимается за рубежом так же, как

в советские времена: она закрыта и боится честного разговора.

Российский бизнес находится в сложной ситуации. Налицо

не всегда дружеское, а порой и враждебное отношение к нему со

стороны общества, государства, СМИ, мирового сообщества1.

Нельзя не признать парадоксальность отношения современного

российского общества к бизнесу. С одной стороны, очевидны роль

и значение деловой активности для развития экономики и обще-

ства в целом. С другой — честный бизнес в нынешней российской

ситуации воспринимаются как нонсенс, нечто вроде круглого квад-

рата или железной деревяшки — не то прилагательное не к тому

существительному… У подавляющего большинства людей в России

и за рубежом образ отечественного предпринимателя ассоцииру-

ется с цинизмом, рвачеством, обманом, пренебрежением к челове-

ческой жизни, а то и кровью. Бизнес и менеджмент ставятся рядом

с преступностью. Общественное мнение, до сих пор убежденное,

что от трудов праведных не наживешь палат каменных, весьма

агрессивно по отношению к новым собственникам. «Наворовали»,

«награбили» — не самые жесткие объяснения происхождения новых

состояний. Еще в начале ХХ века В. В. Розанов заметил, что собс-

твенность на Руси имеет только два источника: либо наворовал,

либо выпросил в подарок. И новейшая история приватизации дает

яркие и убедительные подтверждения этому.

1 Подробнее см. Тульчинский Г. Л. Бизнес в России: проблема признания

и уважения. М.: Вершина, 2006.

К сожалению, речь идет не только об общественном мнении,

но и о самооценке самих представителей делового мира, живущих

и действующих вполне по-ленински: «Мораль? Выдумка слабых,

жалобный стон неудачников». Молодыми предпринимателями и

менеджерами словосочетания «этика бизнеса», «честный бизнес»

воспринимаются либо как признак слабости и несостоятельности,

а то и слабоумия, либо как особо изощренных хитрости, цинизма

и ханжества.

Однако общество, отторгающее и не принимающее собственный

деловой мир, не хотящее его понять и не доверяющее ему, — обре-

чено. Бизнес сам по себе не плох и не хорош, он, как и молодежь, —

такой, какого заслуживает его общество.

Главная проблема, не только бизнеса, но и России в целом, —

консолидация общества на основе выстраивания эффективных

социальных связей и отношений, включая интеграцию в эту систему

легитимного в глазах общества бизнеса, когда оно признает в нем

своего, пусть и непутевого, но сына, а тот видит в обществе свою

немощную, безумную, но мать. Бизнес и общество скованы одной

цепью. Эта метафора имеет несколько планов, и все они очевидны.

Многое в отношении к российскому бизнесу, как в стране, так

и за рубежом, даже в самой бизнес-среде, представляется связанным

с недопониманием чего-то принципиально важного, связанного с

самой природой бизнеса, его местом и значением в современном

обществе. Бизнес — единственная социальная сила, способная что-

либо сделать в российском обществе. Но при этом он презирается

и даже отвергается самим обществом, включая государственную

власть, относящимся к бизнесу как к вынужденному злу, которое

можно временно потерпеть: но только до той поры, пока это «зло»

отмаливает свою «изначальную греховность» и пока у него есть

средства откупиться от нее.

«В России надо жить долго» — печальная истина: на усво-

ение деловым миром, общественностью и руководством страны

очевидных даже на уровне здравого смысла азов экономики и ме-

неджмента, уходят годы и десятилетия.

276 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 7. Выйти за забор, или Все должно быть частью чего-то большего 277

Почти все нобелевские премии по экономике в последние два

десятка лет присуждались за аналитику и разработку социальных

факторов экономического развития, обоснования эффективности

социальных инвестиций, как на уровне конкретной компании, так

и общества в целом. Эти обстоятельства становятся откровением для

наших «реформаторов» и порожденных безответственными рефор-

мами безответственных временщиков.

Корпоративная социальная

ответственность как брендинг

В последнее время в СМИ и в бизнес-сообществе ведутся

активные дискуссии о так называемой «социальной ответствен-

ности бизнеса».

Но что такое социальная ответственность в нынешней России

с ее не устоявшимися и «неуставными» отношениями с обществом?

По отношению к кому, перед кем? По отношению к своим работ-

никам? В условиях фактической безработицы они рабски зависимы

и стерпят что угодно, лишь бы платили хоть какую-то зарплату… По

отношению к потребителям, партнерам, кредиторам? Но ведь у нас

в особом почете «кидалово», да еще с привлечением власти… По

отношению к государству? Но глаза чиновников похожи на экраны

в игровых автоматах, где только цифры и крутятся… Просто по

отношению к людям? Кому конкретно? Соседям? Любимой теще?

Друзьям?

В чем заключается ответственность? В помощи деньгами? Всем

желающим не хватит. И вообще, ответственность — это когда я

должен от себя отрывать? Или «на тебе Боже, что нам негоже»?

Почему? С какой стати? Добровольная или вынужденная? Беско-

рыстная или с расчетом? А может, из тщеславия?

Разве бизнес не социально ответствен по самой своей природе,

по определению, по самому факту своего бытия? Разве он не ответс-

твен перед потребителями? Если он не будет ответствен, потреби-

тель от него отвернется, его продукция и услуги перестанут пользо-

ваться спросом, и он прекратит свое существование. Бизнес долго

не протянет, если не будет ответствен перед партнерами, креди-

торами, инвесторами. Он ответствен и перед своим персоналом:

если будет платить низкую зарплату, не обеспечит условия труда, то

быстро утратит свою привлекательность как работодатель. Если он

будет практиковать безответственную, «отвязную» конкуренцию,

конкуренты быстро приведут его в чувство. Бизнес не может быть

безответственным и по отношению к государству, нарушать зако-

нодательство, не платить налоги. Он ответствен и по отношению к

населению, проживающему в местах его размещения: бизнес создает

рабочие места, обеспечивает занятость, экономический рост. Насы-

щает рынок товарами и услугами. Платит налоги, создавая возмож-

ность существования государства. Потребители получают необхо-

димые товары и услуги. Работники — заработную плату, на которую

они согласились. Государство — свои налоги, которые оно утвердило

в своих законах. Разве этого мало?

Однако, если кто-то говорит, что он — социально ответственен,

как оценить, так ли это? Не лукавы ли эти «романтичные» разго-

воры о социальной ответственности и социальных инвестициях? Не

являются ли они идеологическим прикрытием атаки на бизнес со

стороны бюрократов и общественников, желающих, чтобы бизнес

поделился с ними доходами? Новая ария из старой оперы про одного

с сошкой и семерых с ложкой?

Можно сказать и еще жестче. Как хорошо известно из истории,

соединение этики, экономики и политики чревато социализмом и

тоталитаризмом. Разве исторически не доказана неэффективность

подобной ориентации?

Да и какая социальная ответственность может быть у отечест-

венного бизнеса, отчаянно цепляющегося за сохранение резуль-

татов неоднозначного первоначального накопления «по-русски» —

«прихватизации». «И способны ли вообще оппортунизм, цинизм

и аморализм, сопровождающие крушение старого тоталитарного

строя, — не говоря уж об открытом разгуле преступности, — поро-

278 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 7. Выйти за забор, или Все должно быть частью чего-то большего 279

дить ту этику высочайшей ответственности, которая является непре-

менным условием существования эффективной индустриальной

экономики? Сегодня по-новому звучит старая московская шутка:

что хуже социализма? Ответ: то, что за ним последует»1.

Практика вполне подтверждает такое мнение стороннего наблю-

дателя. Чего стоит одна только ситуация в жилищном строитель-

стве. Существуют технологии, позволяющие существенно снизить

его стоимость, а тем самым — ускорить решение острейшей соци-

альной проблемы в современной России. Однако строительство

дешевого жилья тормозится отраслевыми ассоциациями самого

бизнеса (подписавшими, между прочим, высоконравственные

корпоративные кодексы чести), поскольку снизит запредельные

прибыли в отрасли. Поэтому сейчас в крупных российских городах

получающий сверхдоходы строительный бизнес покупает квар-

тиры «впрок», в результате чего около 30 % нового жилья пустует,

а население задыхается, не имея перспектив улучшения жилищных

условий. Ситуация усугубляется и «безответственностью» чинов-

ников, организующих «компании», скупающие жилье, объявля-

емое ими же «аварийным», всеми правдами и неправдами высе-

ляющими оттуда жильцов, «зачищая» дома для перепродажи

«инвесторам».

Между тем развитие отечественной ситуации и мировая прак-

тика показывают, что корпоративная социальная ответственность

(КСО) все более становится реальным требованием к современ-

ному бизнесу и менеджменту. За рубежом все шире практикуются

социальные (нефинансовые) отчеты корпораций, которые проходят

подтверждение (верификацию) у независимых экспертов. Разра-

ботан ряд международных стандартов подобной социальной отчет-

ности (социального аудита). С этими отчетами активно работают

эксперты и консультанты фондового рынка. На бразильской, южно-

африканской и других фондовых биржах условием допуска к разме-

1 Геллнер Э. Условия свободы. Гражданское общество и его исторические

соперники. М.: Московская Школа Политических Исследований, 2004, с. 170.

щению ценных бумаг является наличие верифицированной соци-

альной отчетности компании. В Объединенном Королевстве введена

должность министра по КСО. Аналогичная должность вводится во

Франции. Что стоит за этими процессами?

Согласно классическому определению Еврокомиссии, корпо-

ративная социальная ответственность (КСО, Corporate Social

Responsibility, CSR) — концепция, которая отражает добровольное

решение компаний участвовать в улучшении жизни общества и в за-

щите окружающей среды.

Исторически идея КСО выросла из профсоюзного движения,

активно развернувшегося в Европе и США еще в XIX веке, и тогда

же ставшей популярной благотворительности1. В первом случае

резоны работодателя очевидны: предотвратить стачки и порчу

своего имущества в результате волнений сотрудников. Второй

связан в первую очередь с необходимостью политической подде-

ржки компании и стремлением ее хозяина получить общественное

признание и повысить свой статус, уйдя от имиджа простого

«денежного мешка». К концу XIX века в большинстве отраслей,

особенно в США, сформировались крупные монополисты, дикто-

вавшие цены почти на все социально значимые товары и услуги.

У бизнеса появились хорошо узнаваемые лица, и они не отличались

гуманностью. «Какое мне дело до закона? — удивлялся миллиардер

К. Вандербилд. — У меня что, нет силы? ». «Общественность не

имеет права мешать нашим контрактам», — добавлял Д. Рокфеллер,

жесткие методы ведения бизнеса которого дали повод ряду скан-

дальных статей в прессе.

Первым бизнес-адептом идеи КСО считается основатель U. S. Steel

Э. Карнеги, известный щедрыми вложениями в общественные

проекты. В начале XX века он сформулировал принципы, «обяза-

тельные для всякого уважающего себя капиталиста». По мнению

Карнеги, богатые должны субсидировать бедных через благотвори-

1 Ямбаева Р. Социальный отсчет //КоммерсантЪ Social Report. 2005, № 182,

с. 27–31.

280 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 7. Выйти за забор, или Все должно быть частью чего-то большего 281

тельность и рассматривать себя не как хозяев, а как управляющих

капиталом, который работает на благо общества.

Радикально изменили ситуацию Первая мировая война и сопро-

вождавшие ее экономические кризисы. Во всех развитых странах

в это время произошло существенное усиление государственного

регулирования экономики. Для США поворотным моментом в

отношениях бизнеса и общества стала Великая депрессия 30-х годов.

В администрации президента Ф. Д. Рузвельта была создана специ-

альная служба для наблюдения за подготовкой «кодексов честной

конкуренции», которые предполагали правительственный контроль

за защитой общественных интересов и гарантию прав рабочих созда-

вать собственные организации и участвовать в заключении коллек-

тивных договоров. После войны к общим стандартам трудовых

отношений в США добавилась проблема повышения уровня жизни

чернокожего населения, решение которой в значительной степени

чиновники переложили на работодателей. Аналогичные шаги по

защите прав работников накануне и после Второй мировой войны

предприняли и многие европейские страны. В 50–70-е годы на фоне

множества крупных забастовок социальная ответственность корпо-

раций перед собственным персоналом была введена практически

везде. У работников появились законные основания и инструменты

для отстаивания своих интересов. Масштабы уступок работодателей

своим сотрудникам и вложений предприятий в их соцобеспечение

до сих пор остаются предметом торга между компаниями и профсо-

юзами.

В 1970-х годах к этим факторам добавилась проблема эколо-

гической безопасности. КСО оказалась связанной с влиянием

промышленности на окружающую среду и уровень жизни населения

в целом. Развитие вычислительной техники позволило создать и

просчитать модели развития мировой экономики. В 1972 году вышла

знаменитая книга «Пределы роста», написанная группой исследо-

вателей Массачусетского технологического института. Ее допол-

нили последовавшие исследования «Римского клуба». Широкой

публике впервые аргументировано показали, что промышленное

развитие вкупе с ростом населения неизбежно приведет к глубо-

кому кризису и истощению ресурсов. Годом позже арабские страны

ввели эмбарго на нефть, обернувшееся настоящим энергетическим

кризисом. Еще через год вспомнили об открытой еще в 1957 году

над Антарктидой озоновой дыре. Американские химики выдви-

нули гипотезу о ее связи с выбросами фреонов. Скандал вылился в

Венскую конвенцию 1985 года, призывающую к детальному иссле-

дованию процессов в атмосфере, а в 1987 году привел к подпи-

санию Монреальского протокола, который декларировал, что

человечество, точнее — бизнес, должно смириться с многомилли-

ардными затратами ради сохранения жизни на Земле. В 1995 году

ООН провозгласила «научным фактом» появившиеся ранее данные

о глобальном потеплении. Спустя два года был подписан знаме-

нитый Киотский протокол о сокращении выбросов углекислого

газа. В 1987 году в инициированном ООН исследовании воздействия

человека на окружающую среду впервые был использован термин

«устойчивое развитие» (sustainable development), под которым пони-

малось «текущее использование ресурсов с учетом их обязательной

доступности в будущем». Очень скоро этот термин стал означать для

корпораций требование их полной гармонии с окружающим миром,

включая акционеров, работников, природу и общество.

Маркетинговые исследования и опросы населения, ставшие

в 90-е годы особенно популярными, со всей очевидностью демонс-

трировали, что социальная и экологическая политика компаний

напрямую влияет на их объем продаж. Согласно MORI, в 1998 году

30 % британцев покупали продукцию компаний, которые счита-

лись социально ответственными, а 28 % бойкотировали продукцию

социально безответственных производителей. Годом позже амери-

канская Conference Board привела данные, согласно которым у

компаний, реализующих концепцию социальной ответственности,

доход на инвестированный капитал на 9, 8 % выше, чем у игнори-

рующих ее конкурентов, доход с активов — на 3, 55 %, прибыль —

на 63, 5 %. Инвестфонды США и Великобритании еще в 80-е годы

начали учитывать при формировании своих портфелей уровень

282 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 7. Выйти за забор, или Все должно быть частью чего-то большего 283

социальной ответственности компаний-эмитентов ценных бумаг.

Появились фондовые индексы для вложений в социально ориенти-

рованные компании. По данным Social Investment Forum, в «соци-

альные и экологические» портфели сегодня вложено более 1 трлн

долларов.

В итоге в большинстве развитых стран общепринятой стала

концепция своеобразного разумного эгоизма, когда вложение

средств в социальные программы считается одним из факторов

обеспечения стабильности бизнеса. Эти идеи вызвали широкий

резонанс как общества, так и государственных органов, получа-

ющих одновременно и уменьшение нагрузки на бюджетные расходы

и поддержку своих программ и проектов. В результате социальная

ответственность была поддержана на международном уровне и с 2000

года даже стала одним из приоритетов Евросоюза. В 2001 г. Евро-

пейская комиссия опубликовала «Зеленую книгу о корпоративной

социальной ответственности», а 2005 г. был объявлен в Европейском

союзе Годом социальной ответственности. Сегодня КСО постепенно

становится важным фактором формирования политики ведущих

компаний США, Великобритании и других развитых стран1.

Социальная ответственность была конкретизирована в детальных

показателях, нормативах, критериях и стандартах. Были разработаны

формы специальной отчетности бизнеса по социальной ответствен-

ности, которая со временем стала во все большей степени приоб-

ретать характер не столько добровольный, сколько «ненавязчиво

обязательный». Более того, показатели и критерии были разведены

по различным «стейкхолдерам»2, которые предстали существен-

1 Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка. М.: Ассоциа-

ция менеджеров, 2003. С. 40.

2 В 1984–1986 годах экономист Р. Э. Фриман сформулировал широко рас-

пространенную сегодня теорию стейкхолдеров. Под этим названием подразу-

мевались любые индивидуумы, группы или организации, оказывающие сущес-

твенное влияние на принимаемые фирмой решения или оказывающиеся под

воздействием этих решений. По мнению Фримана, компания должна активно

строить гармоничные отношения со всеми стейкхолдерами. Понятие прижи-

лось и стало одним из ключевых терминов КСО.

ными группами влияния: «зеленые» движения стали экспертами по

экологии, профсоюзы — по оплате и другим условиям труда, обще-

ства потребителей и поставщиков — по контрактной дисциплине,

а религиозные организации — по защите свободы совести и чувств

верующих.

Эти показатели и оценки стали обобщаться в широко публи-

куемых рейтингах, позиции в которых важны для деловой репу-

тации и привлечения инвестиций. Социальная отчетность во все

большей степени приравнивается к финансовой, приобретая статус

обязательной. В результате, как заметил известный экономист и

менеджер А. Я. Лившиц: «Раньше было «спасибо, милый человек».

А теперь — «отдай, а то хуже будет»1. Похоже, что все это, рано или

поздно, закончится пересмотром законодательства.

Так или иначе, но социальная ответственность бизнеса предстала

одним из основных векторов развития бизнеса, его новым системо-

образующим принципом, если не философией.

Мировой опыт показывает, что она вызревает по мере развития

бизнеса и общества. Четко различаются три стадии зрелости:

1. Стадия «сильных личностей» и их «войны всех против всех» —

первоначальное накопление, когда главной проблемой стано-

вится самоутверждение за счет захвата, удержания и расши-

рения жизненного пространства, когда выживает сильнейший.

Победитель верит в справедливость мира: ведь он победил,

значит, он — лучший! Мир справедлив (по отношению к нему),

а поэтому он претендует (по праву сильнейшего) на распо-

ряжение ресурсами, льготы и преференции, на управление

другими, а главное — на уважение к себе со стороны слабых и

зависимых. Этого, однако, не происходит. Поэтому наступает

следующая стадия.

2. Стадия «служения», когда главной проблемой становится легити-

мизация бизнеса, его самооправдание перед обществом в глазах

государства и граждан. Обычно именно на этой стадии разви-

1 Лившиц А. Капиталист ответит за все // Известия. № 213, 23. 11. 2005, с. 6.

284 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 7. Выйти за забор, или Все должно быть частью чего-то большего 285

ваются спонсорство, патронаж, благотворительность, разъяс-

няются цели бизнеса и перспективы его развития. Бизнес хочет

уважения. Он демонстрирует свои возможности — преимущес-

твенно с помощью шумных мероприятий, вкладывания средств

в проекты, за которыми стоят «хорошие и полезные люди», а то

и просто — близкие. Однако и это не приносит особого резуль-

тата. За счет непрофильных трат снижается эффективность

бизнеса. Особой благодарности это не вызывает, более того —

поощряется откровенное иждивенчество. В общественном

мнении сохраняется недоверие: «С жиру бесятся», «Все скупить

хотят», «Кто платит, тот и заказывает музыку» и т. п. Действи-

тельно, дело бизнеса есть бизнес и его развитие. А благотвори-

тельность в таких формах — не задача бизнеса, а личное дело

самого предпринимателя. Он сам решает на что тратить свой

личный доход: на тех, кто ему нравится, или на тех, за кого

попросила любимая теща…

3. Стадия «социального партнерства», т. е. социальной ответствен-

ности, когда бизнес, утвердившись в обществе и общественном

мнении, переходит от самооправдания к развитию конструк-

тивных социальных связей — к социальному партнерству со

всеми компонентами общественной среды. В этой ситуации

социальная ответственность — ни что иное, как оптимизация

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...