Содержание мотивационного механизма 1 страница
Содержание мотивационного механизма Потребности (исходный дискомфорт) Субъективный план = мотивация Объективный план Намерения Возможности Средства Результат Хочу — не хочу Могу — не могу Вооруженность, спо- собности, подготовка, компетентность Интенции Потенции Интенции + Потенции = Решение + Волевое усилие + Средства = Результат Отсюда видно, что к мотивации относятся не только наме- рения, но также и возможность их самостоятельного соотнесения, принятие решения, а также воля, способствующая реализации решения. Отсутствие хотя бы одного из этих факторов (желаний, вероятности их осуществления, невозможность принятия самосто- ятельного решения или безволие) разрушает мотивацию, создавая предпосылки не только к демотивации, но и к развитию неврозов, конфликтов. Принципиальным обстоятельством является то, что все мотивы, действия и результаты деятельности подвергаются оценке со стороны общества и самой личности, и тем самым, сама оценка выступает важным компонентом мотивации (рис. 6. 1). С этой точки зрения к удовлетворенности ведет результат труда, но никак не наоборот, как это понимается в других моделях. Пока- зательна трактовка заработной платы в различных концепциях мотивации. С точки зрения Маслоу, зарплата — способ удовлетво- 244 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 6. HR и человеческий капитал компании 245 рения различных (практически — всех) потребностей. По Герцбергу, зарплата — фактор условия (неудовлетворенности), но не моти- вации, и лишь иногда, при условии адекватной связи с результатом, становится мотивом. Согласно развиваемой точке зрения, зарплата
может быть мотивацией лишь при определенных условиях: работник должен придавать ей повышенное значение (зарплата как ценность, как символ) и верить в связь между ней и результативностью труда. В этом случае заработная плата для выполнения стимулирующей функции может быть разбита, например, на составные части: за выполнение должностных обязанностей; выплаты за выслугу лет, индексация зарплаты в соответствии с инфляцией; по результатам конкретной деятельности. Первые две выплаты гарантированы, третья — лишь с учетом конечных результатов. (Эта схема сейчас чрезвычайно популярна в России в связи с высокой инфляцией и недостаточной стабильностью рынка). Рис. 6. 1. Роль оценки в мотивации поступка Для современных концепций мотивации, таким образом, харак- терна все нарастающая роль субъективно-социальных факторов оценивания, учитывающих социальную природу человеческой личности. По точному замечанию В. А. Ядова, если отвлечься от потребностей, объединяющих человека с животным миром (в еде, сне, тепле, продолжении рода и т. д. ), выделив собственно челове- ческое, то останется всего одна потребность. Единственная, хотя по-своему и интегральная: потребность быть сопричастным тому, что придает смысл существованию (идея, вера, дело или дети… дом души у каждого свой), и в этой сопричастности не оказаться забытым, потерянным, а быть замеченным, именованным, оклик- нутым. Фактически речь идет о том, ЧТО личность склонна расценивать как успех (профессиональный, деловой, жизненный). Представ- ление об успехе как о доминирующем мотиве хорошо разработано в современной психологии, в том числе — в психологии управления. Традиционная точка зрения предполагает, что люди делятся на две основные группы: мотивируемых преимущественно стремлением к успеху и стремлением избежать неудачи. Разработаны и использу-
ются добротные методики и тесты, выявляющие степень мотиви- рованности успехом и избеганием неудачи, позволяющие строить индивидуальные «алгебры поведения» (Аткинсон, Хекхаузен и др. )1. Были даже предложены культурологические обобщения, согласно которым «западный» человек на 75 % мотивируется стремлением к успеху и на 25 % — избеганием неудачи, а «восточный» (например, японец) наоборот: на 25 % — стремлением к успеху и на 75 % — избе- ганием неудачи. Однако более глубокий анализ показывает, что между успехом и неудачей (в качестве мотивационных факторов) нет простой симметрии; выявился ряд неоднозначных обстоятельств. Так, выявилось, что люди, мотивируемые стремлением к успеху, склонны удачи приписывать себе, а причины неудач — обстоя- тельствам, злой воле противников и т. п. В этом отношении они оказываются существенно зависимыми от внешних оценок. Люди же, мотивируемые преимущественно избеганием неудач, лучше «держат» удары судьбы, поскольку причину неудач видят в себе, а успех связывают с обстоятельствами. Они ищут резервы решения проблем в себе самих, но при этом более подвержены воздействию стресса. И, что самое главное, разные люди по-разному понимают сам успех. 1 Наиболее полный обзор современных концепций мотивации см. Хекхау- зен Х. Мотивация и деятельность. В 2 т. М: Высшая школа, 1986. 246 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 6. HR и человеческий капитал компании 247 Можно говорить о нескольких видах успеха и соответствующих им основных видах мотивации, а значит о характерных особен- ностях личности1. • Успех-признание (популярность, известность) — этот тип моти- вации характерен для молодых людей, начинающих професси- оналов. • Успех-признание у «значимых других» — у того социального окружения, на которое ориентируется личность (семья, друзья, начальство, любимые учителя, специалисты-профес- сионалы и т. д. ). • Успех-преодоление — способность личности решать все более сложные профессиональные, деловые и жизненные проблемы (такое поведение чревато опасным профессиональным поведе- нием, а то и жизненным «каскадерством»). • Успех-самопреодоление, стремление к совершенству — одно из
проявлений самосознания мастера, когда внешние оценки уже менее существенны, по сравнению с критериями, задаваемыми себе самой личностью. • Успех-призвание, когда ценностью является сама возможность заниматься любимым делом, а не внешние оценки результата. Эти формы мотивации могут быть представлены в виде шкалы успеха, где интервалами будут типы успеха, рассматриваемые в качестве меры зрелости личности: успех-признание, успех- признание успех у «значимых других», успех-преодоление, самопре- одоление, призвание. От признания к призванию нарастает авто- номность личности, ее свобода и ответственность. Для работы менеджмента с персоналом такая шкала принципиально важна. Например, в случае с личностью, мотивируемой преимущес- твенно стремлением к признанию, задача менеджера (воспитателя, родителя) заключается в своевременном признании достигнутых результатов. Хорошие менеджеры, тренеры, режиссеры и родители 1 Тульчинский Г. Л. Разум, воля, успех. О философии поступка. — Л.: ЛГУ, 1990. знают, что значит вовремя пришедшее признание, поэтому сознательно программируют пусть маленькие, но победы. Не менее важно знать, кто для сотрудника является авторитетом («значимыми другими») и, по возможности, не препятствовать в соотнесении личности с ними. «Каскадерам», мотивируемым стремлением к преодолению, разре- шению проблем, надо лишь вовремя предлагать их. Но уже с «мастеров» начинаются трудности, достигающие пика в отношении «призванных». Дело в том, что внешние оценки их деятельности для них мало значимы. Критерии и основания они находят в самих себе, сами поднимают свою планку оценок. Учить их, давать задания — заведомо лишено смысла. Они делают не то, что кому-то надо, а то, что не могут не делать; им важен не результат, а сама возможность действия. Для окружающих и близких такие люди чрезвычайно неудобны. Они себя не щадят, видя в себе лишь средство осуществления призвания. Но и других не жалеют. Единс- твенно конструктивная возможность — общность интересов. Если
ее нет, в коллективе вызреет колоссальной силы конфликтный потенциал. Если же она есть, фирма получит мощный потенциал развития. Практически весь научно-технический прогресс, худо- жественное творчество, социально-культурное развитие в целом осуществляются именно за счет духовных, интеллектуальных и фи- зических сил этих людей. Можно ли способствовать развитию мотивации? Очевидно, что методы прямого воздействия (принуждение и убеждение) оказы- ваются не только неэффективными, но и приводят к порождению эффекта диаметрально противоположного — демотивации. Для нашей культуры чрезвычайно важным является позитивное подкрепление. Не ругать за ошибки, а хвалить за успехи. Кроме того, в случае ошибок необходимо не искать виноватых, а стремиться исправить ситуацию общими усилиями. Существуют правила, позво- ляющие дать позитивную обратную связь максимально своевре- менно и результативно. Например, формула похвалы, БИКЛПИ. • Быстро. Похвала должна следовать немедленно, а не когда у ме- неджера, наконец-то, появится для этого время. 248 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 6. HR и человеческий капитал компании 249 • Искренне. Если менеджер не искренен, то его похвала прозвучит фальшиво и может быть расценена работником как желание им манипулировать. • Конкретно. Знание деталей поднимет доверие к вам. Когда менеджер хвалит кого-нибудь публично, конкретно утверждая, что именно сделано хорошо, это создает пример для подражания и показывает работникам, на какого рода усилия вы обращаете внимание и за что вознаграждаете. • Лично. Признание за хорошо проделанную работу должно исходить лично от менеджера. Слишком многие менеджеры недооценивают силу своего личного присутствия. Сильнейшим мотиватором для сотрудников является время, которое они проводят с руководителем, с менеджером: чашка кофе, пригла- шение на обед или на собрание. • Позитивно. Не делайте ошибки, завершая похвалу на крити- ческой ноте. Критицизм необходимо оставить для другого случая. • Инициативно. Ищите поведение, которое можно закрепить похвалой. Не стремитесь реагировать только на плохое выпол- нение работы. Признание не обязательно должно быть доро- гостоящим, чтобы оказаться эффективным. На формировании мотивации сказываются условия, оговоренные в договоре и корпоративных правилах, а также взаимные договорен- ности руководства с конкретным работником, создающие систему доверительных отношений. Но все эти правила, условия договора и особые договоренности должны являться частью продуманной
и целенаправленной мотивационной политики компании, выра- женной в системе мотивации персонала. Грамотная структура системы мотивации включает в себя ряд инструментов1. 1 Организация работы службы персонала. Методическое пособие. Библио- тека персонал-технологий. 2006. • Материальная мотивация. – Компенсационный пакет: фиксированная часть оплаты труда (оклад, постоянные доплаты) и переменная часть (премии, бонусы, надбавки). – Возможно использование системы грейдов, популярной в нашей стране в последнее время – При формировании компенсационного пакета необхо- димо учесть, что чем больше вклад сотрудника (в силу специфики должности) в получение прибыли компанией, тем больше должна быть переменная часть – Выплата переменной части должна напрямую зависеть от результатов работы: от достижения поставленных целей (если внедрена система МВО, Management by Objectives) или от выполнения заданных ключевых показателей деятельности (если внедрена система KPI, Key Performance Indicators). – Возможно использование индивидуальных и/или коллек- тивных показателей/результатов. – Изменение размера компенсации должно строиться на результатах оценки персонала или быть связано с измене- нием должности (продвижением или перемещением). • Социальная мотивация. – Унифицированный набор льгот: все сотрудники получают одинаковые льготы, но их величина может варьироваться в зависимости от должности. – Cafeteria Plan (льготы по выбору): сотрудник получает соответствующий его уровню/должности список льгот и выбирает в нем то, что отвечает его потребностям. – Часто используемые льготы: медицинское страхование, страхование жизни и от несчастного случая, пенсионное страхование, предоставление автотранспорта, мобильная связь, корпоративное питание или компенсация, мероп- риятия для детей сотрудников, организация или оплата 250 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 6. HR и человеческий капитал компании 251 занятий спортом, гибкий график рабочего времени, мате- риальная помощь в определенных случаях, кредиты/ссуды на приобретение жилья, автомобиля. • Корпоративная мотивация. – Проведение соревнований (Лучший работник, Лучший руководитель). – Спортивные турниры. – Корпоративные мероприятия. – Подарки к праздничным датам, юбилеям. – Специальное место для парковки автомобиля. – Размещение фотографий на информационном стенде или в корпоративной газете. – Приоритеты при планировании графиков отпусков. – Обеды лучших работников с руководителями компании. – Подписка на дорогие журналы, оплата членства в клубах или объединениях. Выбор элементов и составляющих мотивационной системы богат. Кроме указанных, к ней относятся также методы оценки и полу- чение обратной связи о своих успехах и неудачах, индивидуальное управление по результатам оценки и программы дополнительного образования, участие в процессах улучшения и развития компании, возможность работы в проектах. Для точного определения составля- ющих и построения службой по персоналу эффективной мотиваци- онной системы необходимо выполнить ряд правил. Прежде всего, следует определить цели, которых планируется достигнуть при помощи внедрения системы мотивации. Компания мотивирует сотрудников к движению в четко определенном направ- лении. Если направление неизвестно, система не будет эффек- тивной. Это возможно, если HR не участвует в разработке стратегии компании и плохо информирован о предстоящих задачах. Кроме того, необходимо привлечь к созданию системы мотивации руководителей компании и ключевых сотрудников, чтобы учесть все нюансы и особенности разных подразделений. Обязателен так называемый «испытательный срок», который необходим для адаптации и проверки новой системы. Как и в ситу- ации с новыми сотрудниками, в случае «непрохождения» испытания систему следует отменить и отправить на доработку. После прохождения испытания и окончательного внедрения важно постоянно анализировать реакцию сотрудников для опре- деления эффективности системы. Показательны снижение/повы- шение текучести кадров, удовлетворенности, результативности общих показателей. Построение системы мотивации — задача комплексная, многосто- ронняя, сложная. Часто возникают ошибки, которые существенно сказываются на удовлетворенности работой в целом или делают систему неэффективной. Вот несколько типичных ошибок1: • заимствование мотивационных систем из других компаний; • слишком сложная система вознаграждения; • показатели не увязаны с целями бизнеса; • отсутствует количественная оценка показателей результатив- ности; • сотрудник не может влиять на выполнение поставленных задач; • стимулирование проектной деятельности по принципам текущей; • выплата премии-приза — внезапно и неизвестно за что; • гарантированные (фиксированные) премии воспринимаются как часть оклада, поэтому невыплату такой премии сотрудник воспринимает как несправедливое депремирование; • недостижимые цели — они просто не мотивируют. Подводя итог, можно сказать, что мотивационная система должна быть адресной, целенаправленной, привлекательной на рынке труда, разносторонней, четко связанной с целями компании, опира- 1 Организация работы службы персонала. Методическое пособие. Библио- тека персонал-технологий. 2006. 252 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 6. HR и человеческий капитал компании 253 ющейся на ее ценности и философию, быть прозрачной и понятной для сотрудников и ориентированной на будущее. Стоит заметить также, что единожды созданная система мотивации не является монументальным произведением на века. Она зависит от развития компании и подлежит регулярному анализу и пересмотру. Человеческие ресурсы и дифференцированный подход: сепарация (крекинг) человеческого капитала В современных рыночных условиях всегда выигрывает наиболее квалифицированная и сплоченная команда, ориентированная на развитие, преодоление трудностей, движение к успеху. Клиент всегда выбирает компанию, с которой приятно работать. Компании, остано- вившиеся в своем развитии, неизбежно проигрывают рядом с самораз- вивающимися, самообучающимися фирмами. Процесс непрерывного улучшения — это движение сегодняшнего дня. Это жизнь организации, которая обеспечивается ее сотрудниками. Задача менеджмента — сделать эту точку зрения неотъемлемой частью мышления и действий всех сотрудников. Важна вовлеченность всех сотрудников в процессы непрерывного улучшения. Именно это долгие годы было неоспоримым преимуществом и секретом японского менеджмента, а сегодня обеспе- чивает жизнеспособность крупнейших международных корпораций. Уплотнение социального времени, непрерывное интенсивное развитие социальной среды требуют от человека все более высокой скорости принятия решений, особенно в условиях дефицита инфор- мации. Это не может не сказываться на методах управления и на точке зрения на менеджмент вообще. Ни один менеджер не может быть уверенным в завтрашнем дне или в стабильности существую- щего статуса. Стабильность воспринимается скорее как стагнация1. Требования современной жизни вынуждают сделать выбор в пользу 1 Спивак В. А. Развивающее управление персоналом. — СПб, 2004. развивающего и обучающего управления. Оно становится наиболее эффективным и востребованным в условиях, когда новейшие навыки и знания работников могут устареть за полгода. Гибкость, высокая скорость процессов и про-активность относятся сегодня к наиболее ценным качествам бизнеса и должны быть развиты у всех сотрудников. Зная, что компания может оставаться лидером на рынке, лишь находясь в непрерывном развитии, современные службы по работе с персоналом ориентированы на результат и стремятся к повышению личной эффективности каждого сотрудника, подразделения, депар- тамента. Для достижения устойчивого успеха необходимо сформировать активную команду единомышленников. В этом процессе особенно четко прослеживается взаимодействие отдела по работе с персо- налом и менеджеров компании всех уровней. Создание команды внутри компании — залог успеха любого пред- приятия. Может ли коллектив назваться командой, покажет только совместный труд. Часто руководитель к своему неудовольствию замечает, что работники, являясь профессионалами в своей области, действуют разрозненно, каждый заботится только о собственных достижениях, а не об успехе общего дела. Если такая тенденция начинает мешать работе компании, возможны два выхода: распустить сотрудников и набрать новых, или обучить существующий персонал с целью создания команды. Конечно, можно управлять организацией, умело используя конф- ликты среди персонала. Но если в компании работает дружная и сильная команда, она многое способна взять на себя. Руководитель уже не будет осуществлять непрерывный контроль, поощрять отли- чившихся и наказывать виновных, его задача — создавать условия для работы команды и помогать решать проблемы при их возник- новении. При формировании команды очень важно, чтобы новые сотруд- ники, принятые в компанию, соответствовали своей должности не только профессиональными качествами, но и лояльностью к куль- 254 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 6. HR и человеческий капитал компании 255 туре организации. Шведский специалист Й. Кунде говорит о том, что все знаменитые бренды обязаны своим успехом прежде всего четкой и сильной интеграции идеологии и ценностей компании в сознание своих сотрудников: «Нанимать людей на работу только благодаря их умениям и навыкам становится малоэффективным; их установки и ценности должны быть совместимы с ценностями и установками компании»1. Процесс формирования команды неоднозначен и сложен. Она всегда создается «под лидера». Это означает, что служба персонала должна подобрать сотрудников таким образом, чтобы команда была работоспособной под руководством данного лидера. Подбор персонала — одна из ключевых функций HR-подраз- деления. Здесь требуется высокий профессионализм, творческий подход, выраженная социальная и коммуникативная компетент- ность. Поэтому ситуации, когда линейные менеджеры сами выби- рают себе сотрудников (без предварительного отбора), могут нега- тивно сказаться на будущей работоспособности команды. Для выбора лучших кандидатов процесс подбора персонала в компанию должен быть многоступенчатым и выглядеть следующим образом. 1 этап. Собеседование в отделе по работе с персоналом: предва- рительный отбор, оценка личностных качеств, социальной и комму- никативной компетентности, эмоционального интеллекта, управ- ленческих навыков, ценностей и факторов мотивации. 2 этап. Собеседование с будущим непосредственным руково- дителем. В нем участвуют только те, кто прошел предварительный отбор на первом этапе. Это означает, что они могут стать членами формируемой команды при наличии необходимых профессио- нальных знаний. Здесь проверяется профессионализм и специфи- ческие знания, обсуждаются и сравниваются взаимные ожидания от будущей работы. Выявляется возможная совместимость/несовмес- тимость для будущей работы. 1 Кунде Й. Корпоративная религия. Создание сильной компании с яркой индивидуальностью и корпоративной душой. СПб, 2004. 3 этап. Собеседование с вышестоящим руководителем. Здесь участвуют два-три кандидата, прошедших предварительный отбор на двух предыдущих этапах. Затем определяется итоговый кандидат для собеседования о приеме на работу. Формируется окончательное предложение по компенсационному пакету, обязанностям, особым условиям. 4 этап. Собеседование с лицом, принимающим решение о приеме на работу, руководителем компании или его замести- телем. Например, с генеральным директором. Это важнейший этап: кандидат получает предложение о работе или отказ. Формируются особые условия и задачи на период испытательного срока. Этап необходим для компаний с открытой кадровой политикой. Личный разговор с первым лицом компании мотивирует будущего работ- ника и дает представление о стиле управления, философии, нормах в компании. Руководитель компании должен получать полную информацию о будущем кандидате. Это возможно лишь в случае хорошо органи- зованной предварительной работы по выбору кандидатов, которая начинается задолго до первого собеседования — с анализа потреб- ностей в персонале. Такой анализ позволяет определить задачи и функции, выполнение которых необходимо в ближайшем будущем, а также понять, возможно ли распределение этих функций между имеющимися сотрудниками или необходимо открытие новой вакансии. Если открывается новая вакансия, необходимо четко сформу- лировать характеристики должности и личности будущего специ- алиста: • основные требования — образование, уровень квалификации, опыт, профессиональные знания, навыки, личные качества; • управленческие задачи — оценка, планирование, управление командой; • место в структуре — кому подчиняется, и кто находится в под- чинении. 256 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 6. HR и человеческий капитал компании 257 Необходимо знать ответы на следующие вопросы. • Для чего создается или существует эта должность? • Каковы функции сотрудника? • Что является результатом успешной деятельности? • Каковы критерии оценки его результатов? • С кем он будет взаимодействовать? После составления подробного описания вакансии и формиро- вания некого функционального образа будущего сотрудника опре- деляется стратегия поиска кандидатов. Поиск внутри компании необходим, это часть открытой кадровой политики. Вакансия должна быть обязательно опубли- кована внутри компании еще до обращения в агентства. Внут- ренние кандидаты должны иметь преимущества в конкурсе на вакансию. В случае поиска вне компании: объявление в Интернете, профес- сиональных журналах или обращение к агентствам, взаимодейс- твие с вузами, контакты со специализированными объединениями, клубами. Работа по сбору и анализу информации о кандидате включает в себя анализ резюме, комментарии агентства, проверку рекомен- даций интересных кандидатов, беседу с предыдущим работода- телем, подробное структурированное собеседование с претендентом и, в случае необходимости, тестирование. В процессе принятия решения о кандидате необходимо учиты- вать не только его профессиональную компетентность, образование и квалификацию, но и совместимость с другими членами команды. От межличностных отношений в компании зависит очень многое. Межличностные конфликты и грубость приводят к отчуждению, противостоянию, сопротивлению нововведениям, оборачиваются нравственными потерями (трусость, лицемерие, подхалимство). Нередко все это приводит к физиологическим потерям: нервным срывам, стрессам, сердечным и другим заболеваниям. Подсчи- тано, что в сфере производства на сегодняшний день около 20 % потерь приходится на межличностные конфликты. Поэтому пред- варительный тщательный отбор и многоступенчатость при подборе персонала позволяют существенно снизить опасность таких конф- ликтов и повысить эффективность команды в целом. На итоговое собеседование попадает только тот, кто отвечает требованиям руко- водителей всех уровней и, по их представлениям, может работать в имеющийся команде. Даже самая тщательная работа по подбору персонала может не принести ожидаемого положительного эффекта, если новый сотрудник будет предоставлен сам себе во время испытательного срока. Конечно, есть компании, в культуре которых существует традиция отношения к новичкам по принципу «бросить в холодную воду и посмотреть, выплывет или не выплывет». Но это экстре- мальный подход. Компания заинтересована в том, чтобы сотрудник прошел испытательный срок. Особенно если предварительный отбор был тщательным и добросовестным. Для эффективной работы команды хорошо организованный период адаптации новых сотрудников просто необходим. Это повы- шает сплоченность и позволяет всем членам команды проявить себя. В процессе адаптации новичка участвуют: • непосредственный руководитель;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|