Исполнительная власть: понятие и соотношение с государственным управлением.
Стр 1 из 13Следующая ⇒ Понятие государственного управления. Государственное управление – управление делами государства. Это основанная на законе и осуществляемая во исполнение закона полновластная, непрерывная, постоянная, повседневная деятельность органов государства и гос. служащих. Признаки государственного управления: 1) государственное управление является одной из форм гос. деятельности наряду с законодательной и судебной. 2) деятельность носит юридически властный, исполнительно-распорядительный характер; 3)деятельность осуществляется постоянно, непрерывно и планово; 4)деятельность на основании и во исполнение законов. 5)характеризуется наличием вертикальных (иерархических) и горизонтальных связей; 6)осуществляется в различных формах (правовых в не правовых); 7)обеспечивается посредством системы гарантий; 8)нарушение управленческой деятельности влечет за собой наступление негативных последствий (правоограничений). 9) Субъектами, осуществляющими государственное управление, являются Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти, а также ряд других государственных органов, в частности органы военного управления, имеющие определенную законодательными и иными нормативными правовыми актами компетенцию, направленную на реализацию законов и иных нормативных правовых актов в конкретных областях государственной жизни.
Система государственного управления. 1. Субъекты: ОИВ РФ и субъектов РФ. 2. Объекты: общественные отношения. В зависимости от индивидуализации объекта -Всеобщий – совокупные отношения для нормального функционирования которых необходимо упорядочивающее воздействие со стороны государства.
-Общий – отношения в рамках крупной сферы жизнедеятельности общества (экономическая, социальная и т.д. - родовой – отношения в рамках одной из этих сфер -видовой – ещё более специальный объект - непосредственный – конкретные общественные отношения 3. Процесс характеризуется через следующие элементы: функции, формы, методы, стадии, циклы. Принципы государственного управления — основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе управленческой деятельности и раскрывающие ее сущность. Принципы делятся на: 1) Общие (социально-правовые) принципы - принципы;имеют общесоциальный характер и реализуются в управлении независимо от уровня и места того или иного органа гос. управления. • Демократизм — означает, что народ выступает единственным источником власти. • Законность — деятельность органов исполнительной власти должна строиться на основе точного и неукоснительного соблюдения и исполнения Конституции РФ и законов. • Объективность — в процессе осуществления управленческой деятельности необходимо адекватно воспринимать происходящие процессы. • Научность — применение научных методов сбора, анализа и хранения информации, учета научных наработок в ходе принятия управленческих решений. • Конкретность — осуществление управления должно строиться в соответствии с реальным состояниемобъекта управления и ресурсом субъекта управления, • Разделение властей выражается в подразделении государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную с закреплением за ними в установленном порядке конкретных функций. • Федерализм — деятельность органов исполнительной власти строится на основе нормативного закрепления разграничения компетенции и предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
• Эффективность — достижение целей управленческой деятельности должно осуществляется при минимальных затратах сил, средств и времени. 2) Организационные принципы: • Отраслевой — осуществление управленческой деятельности, организация системы управления строится с учетом общности объекта управления, который образует определенную отрасль. • Территориальный — формирование системы управления основывается на территориальной основе. • Линейный — тип организации служб и подразделений, при котором руководитель в пределах своей компетенции обладает по отношению к подчиненным всеми правами распорядительства. • Функциональный — органы и аппараты исполнительной власти осуществляют общие подведомственные функции управления. • Двойного подчинения — сочетание начал централизованного руководства с учетом территориальных условий и состояния объекта управления. • Сочетание единоначалия и коллегиальности — наиболее важные вопросы, касающиеся основополагающих аспектов управленческой деятельности, принимаются коллегиально, а оперативные, текущие, не требующие коллегиального рассмотрения, решаются единолично. - Ответственность субъектов гос. Управления за результаты своей работы как принцип государственного управления способствует повышению качества и эффективности их деятельности. - Рациональное распределение полномочий между субъектами исполнительной деятельности предполагает юридическое закрепление задач, функций и полномочий за каждым гос. Органом, их структурным подразделением и должностным лицом.
Исполнительная власть: понятие и соотношение с государственным управлением. Исполнительная власть — ветвь государственной власти, деятельность по управлению делами государства и общества, осуществляемая системой государственных органов, наделяемых исполнительно-распорядительными полномочиями, подконтрольных органам законодательной и судебной власти. Признаки исполнительной власти: 1. является самостоятельной ветвью единой государственной власти; 2. выступает подзаконной по отношению к представительной (законодательной) власти; 3. осуществляется органами исполнительной власти, которые являются органами государственного управления;
4. обладает предметно-функциональной самостоятельностью; 5. обладает единством, т.е. осуществляется на всей территории Российской Федерации; 6. организуется и осуществляется на началах федерализма при разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации; 7. ее деятельность носит исполнительно-распорядительный характер; 8. носит универсальный характер, т.е. осуществляется постоянно и непрерывно; 9. имеет в своем распоряжении определенные средства (ресурсы), принудительность. Функции исполнительной власти: 1) исполнительная — исполнение Конституции РФ, ФЗ и законов субъектов РФ; 2) правозащитная — функция соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина; 3) социально-экономическая — создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления; 4) обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране; 5) регулирующая — осуществление руководства, контроля, координации, планирования, учета, прогнозирования и т.д.; 6) нормотворческая — осуществление в установленном порядке деятельность по принятию нормативно-правовых актов; 7) охранительная — применение к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства. Структура исполнительной власти: 1)Правительство РФ в соотв. со ст.110 конституции это высший исполнит. орган. 1) федеральная исполнительная власть – федеральные министерства РФ, гос. комитеты РФ, федеральные комиссии РФ, федеральные службы, рос. Агентства, федеральные надзоры, а также иные органы исполнит. власти. 2) исполнительная власть субъектов федерации. Структура утверждается по представлению Председателя Правительства РФ президентом РФ. .СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ.
Итак, исполнительная власть - категория политико - правовая, в то время как государственное управление - категория организационно - правовая. Соответственно, государственное управление - реальность, без которой государственно-властный механизм работать практически не может. По своему назначению оно представляет собой не что иное, как государственную деятельность, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть. Иначе говоря, государственное управление практически осуществляется и в рамках системы государственной власти, базирующейся на началах разделения властей. Свой реальный характер исполнительная власть приобретает в деятельности особых звеньев государственного аппарата, в настоящее время именуемых исполнительными органами, а по существу являющимися органами государственного управления. Однако государственное управление по своему субъектному составу является более широким, чем исполнительная власть, поскольку к его субъектам необходимо также отнести Президента Российской Федерации, а также определенные государственные органы, не являющиеся органами исполнительной власти (в частности, органы военного управления). Следовательно, государственное управление, понимаемое как исполнительно - распорядительная деятельность, не противопоставляется исполнительной власти, понимаемой как деятельность субъектов этой власти.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|