Понятие органа исполнительной власти. Понятие полномочий органа исполнительной власти, компетенции.
Орган исполнительной власти — государственное учреждение, обладающее относительной самостоятельностью, структурной организацией, наделенное государственно-властными полномочиями исполнительно-распорядительного характера и действующее в пределах определенной территории. Признаки органа исполнительной власти: 1. является государственным учреждением; 2. вместе с органами законодательной и судебной власти входит в систему органов государственной власти (государственный аппарат); 3. наделен полномочиями государственно-властного характера; 4. решает задачи, определенные государством; 5. обладает соответствующей компетенцией; 6. деятельность носит исполнительно-распорядительный подзаконный характер; 7. организованный коллектив людей (государственных служащих); 8. осуществляет управленческую деятельность на основе предметной специализации; 9. осуществляет деятельность в различных формах (правотворческая, правоприменительная, договорная); 10. располагает широким арсеналом средств, способов осуществления деятельности; 11. обладает внутренней организацией, структурой; 12. наделен административной правосубъектностью; 13. действует в пределах определенной территории; 14. подконтролен и подотчетен по определенным вопросам органам представительной власти, а также вышестоящим органам исполнительной власти. Административная правосубъектность (правоспособность -дееспособность) органов исполнительной власти с момента издания (обретения юридической силы) правового акта об их образовании с закреплением компетенции; прекращается в связи с их ликвидацией. Органы исполнительной власти: 1. Федеральные органы исполнительной власти
Главенствующую роль играет Правительство РФ (ФКЗ «О Правительстве») 2. Органы исполнительной власти субъектов - Правительства - Администрации 3. Территориальные органы исполнительной власти.
Компетенция ОИВ – совокупность принадлежащих ему полномочий по установленным предметам ведения. Полномочия ОИВ – принадлежащие данному органу права и обязанности по изданию правовых актов и осуществлению иных государственно-властных действий, т.е. действий обязательных для исполнения др. субъектами. Предметы ведения – это сферы или виды общественных отношений, регулируемые государством. Приведенные определения являются легальными, они закреплены ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между ОГВ РФ И субъектов РФ, Полномочия органов исполнительной власти выражаются, прежде всего, в том, что органы исполнительной власти в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты и обеспечивают их исполнение организационными и юридическими средствами. Акты органов исполнительной власти, с одной стороны, подзаконны, то есть изданы в соответствии с законом и во исполнение закона, а, с другой стороны - направлены на регулирование общественных отношений в сфере деятельности органа исполнительной власти. Следовательно, акты органов исполнительной власти носят исполнительно-распорядительный характер.
26. Федеративная основа организации исполнительной власти в РФ. Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, равноправии и самоопределении членов РФ (ст. 5 Конституции РФ). Разграничение предметов ведения осуществляется по трёхкамерной системе: предметы исключительного ведения РФ, предметы совместного ведения(конкурирующая компетенция) и предметы исключительного ведения субъекта РФ(все, что не включено в состав этих двух--по Конституции РФ).
Система органов исполнительной власти в РФ строится и функционирует на основе принципов федерализма, сочетания централизации и децентрализации, законности. Эти принципы вытекают из Конституции РФ. Принцип федерализма в системе органов исполнительной власти обусловлен государственным устройством России. В структурном плане он проявляется в том, что в общую систему этих органов входят: а) федеральные органы исполнительной власти; б) органы исполнительной власти субъектов РФ — республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ст. 77 Конституции РФ). Вместе с тем федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в силу особенностей, присущих статусу РФ и ее субъектов, Представляют собой относительно самостоятельные системы. В юридическом аспекте принцип федерализма проявляется в том, что, во-первых, компетенция органов исполнительной власти и взаимоотношения между ними определяются прежде всего на основе нормативно-правовых актов, закрепляющих разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами; во-вторых Конституция РФ регламентирует соотношение правовых актов органов государственной власти РФ и ее субъектов. в-третьих, одной из правовых форм регулирования взаимоотношений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ становятся административные договоры, соглашения. Они признаются в качестве элемента механизма реализации принципа федерализма прежде всего в сфере функционирования исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. В свою очередь органы исполнительной власти субъектов РФ по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий (ст. 78 Конституции РФ).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|