Особенности административно правового статуса организаций, занимающих доминирующее положение на товарных рынках.
Деятельность их подпадает под антимонопольное регулирование. В основе антимонопольного законодательства находится ФЗ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Основным органом антимонопольного регулирования является Министерство РФ но антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Доминирующее положение —это исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия, обращении товара или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признаётся положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определённого товара составляет 65% и более. Антимонопольный орган может признать доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке составляет от 35%. Территориальные границы рынков определяются как территорией РФ в целом так и по субъектам А-п ограничения деятельности организации занимающей доминирующее положение на рынке, 1. Запрет на злоупотребление доминирующим положением на рынке. Перечень таких злоупотреблений дан в ст 5 ФЗ «О конкуренции и»: например, установление монопольно высоких или монопольно низких цен, сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеется спрос при наличии безубыточной возможности их производства. В случае обнаружении данных злоупотреблений антимонопольный орган вносит представление соответствующей организации об устранении нарушений и вправе привлечь организацию к адм ответственности 2 Гос-й предварительный и последующий контроль экономической концентрации Предварительный контроль осуществляется путём дачи предварительного согласия антимонопольного органа на некоторые виды сделок по приобретению акций(долей) в уставном капитале коммерческих организаций Контроль распространяется на те сделки, одной из сторон которых является организация, доля которой на рынке составляет 35% и более Распространяется на следующие виды сделок:
а) По приобретению акций, если приобретатель получает право распоряжаться более чем 20% акций хозяйственного общества б) По получению в собственность(или пользование) одним хозяйствующим субъектом имущества другого хозяйствующего субъекта, если стоимость этого имущества превышает!0% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов субъекта, отчуждающего имущество. в) Сделки по приобретению субъектом прав, позволяющих ему определять условия ведения другим хозяйствующим субъектом предпринимательской деятельности, либо осуществлять функции его исполнительного органа Для совершения этих сделок их субъекты должны представить в антимонопольный орган соответствующее ходатайство Ходатайство может быть отклонено, если его удовлетворение приведет к возникновению или усилению доминирующего положения хозяйствующего субъекта. Ходатайство может быть удовлетворено даже при возможности ограничения конкуренции в случае, если участники сделки докажут, что положительный эффект от их действий (в том числе в социально-экономической сфере) превысит негативные последствия. Последующий контроль экономической концентрации путём уведомления антимонопольного органа об уже совершенных сделках. 3. Административная реорганизация хозяйствующих субъектов В случае, когда организация, занимающая доминирующее положение на рынке совершила 2 или более нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган вправе принять решение о её принудительном разделении или выделении из её состава! или нескольких организаций, если это ведёт к развитию конкуренции
Особенности а-п статуса естественных монополий определяются ФЗ "О естественных монополиях». Естественная монополия — это такое состояние рынка, при котором в силу объективных причин, прежде всего технологических, неизбежно наличие одного пли несколько монополистов, контролирующих у себя производство и предложение соответствующих товаров и услуг, Сферы естественных монополий: транспортировка нефти, нефтепродуктов и газа по трубопроводам, услуги по передачи электрической и тепловой энергии, ЖД перевозки, услуги транспортных терминалов(портов, аэропортов), услуги общедоступной почтовой и электрической связи. В отношении субъектов естественных монополий применяются следующие методы: 1.) ценовое регулирование посредством определения цен(тарифов) или их предельного уровня, 2) определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию и(или) установление минимального уровня их обеспечения С учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечение безопасности государства. Субъекты естественных монополий обязаны предоставлять органу регулирования естественных монополий текущие отчёты о своей деятельности, а также проекты планов капитальных вложений Существует целая система федеральных органов регулирования естественных монополий(Министерство энергетики. Министерство связи, Министерство путей сообщения, Федеральная энергетическая комиссия, Министерство транспорта). Существуют иностранные ЮЛ и ЮЛ с иностранным участием.
24. Административно правовой режим лицензирования отдельных видов деятельности. Лицензирование — мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий. Лицензия — специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Лицензируемый вид деятельности — вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензий в соответствии с ФЗ от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Лицензионные требования и условия — совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Лицензирующие органы — федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие лицензирование. Лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющий лицензию на осуществление конкретного вида деятельности. Соискатель лицензии — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившийся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности. Реестр лицензий — совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий. Виды деятельности, лицензируемые в особом порядке (специальными нормативными правовыми актами): 1. деятельность кредитных организаций; 2. деятельность, связанная с защитой государственной тайны; 3. деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; 4. деятельность в области связи; 5. биржевая деятельность; 6. деятельность в области таможенного дела; 7. нотариальная деятельность; 8. страховая деятельность; 9. деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг; 10. осуществление внешнеэкономических операций; 11. осуществление международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров;
12. приобретение оружия и патронов к нему; 13. использование результатов интеллектуальной деятельности; 14. использование орбитально-частотных ресурсов и радиочастот для осуществления телевизионного вещания и радиовещания (в том числе вещания дополнительной информации); 15. использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира; 16. деятельность, работы и услуги в области использования атомной энергии; 17. образовательная деятельность. Срок действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не может быть менее чем три года Федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии Лицензия выдается на срок менее чем три года -только по заявлению соискателя лицензии Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата, если иное не предусмотрено положением о лицензировании конкретного вида деятельности В продлении срока действия лицензии может быть отказано в случае, если за время действия - лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий, Деятельность, на осуществление которой федеральными органами государственной власти -выдана лицензия, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензирующим органом субъекта Российской Федерации выдана лицензия, может осуществляться на территории данного субъекта Российской Федерации В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих для их осуществления специальных знаний, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться квалификационные требования к соискателю лицензии и лицензиату За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор Органы могут приостановить(ОИВ) пли аннулировать(суд) лицензию 217 видов лицензируемой деятельности
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|