Понятие и особенности административно правовых норм.
А-п норма - установленные или санкционированные государством правила, регулирующие отношения в сфере деятельности исполнительной власти, реализация которых при неисполнении обеспечивается государственным принуждением. Особенности административно-правовых норм: 1) являются разновидностью юридических норм; 2) объектом регулирования выступают особого рода общественные отношения — управленческие; 3) административно-правовые нормы — средство реализации публичных интересов в сфере государственного управления; 4) устанавливаются органами государственной власти, местного самоуправления, администрацией предприятий, учреждений, организаций; 5) содержатся в нормативных правовых актах различной юридической силы (законах и подзаконных нормативных правовых актах); 6) имеют представительно-обязывающий характер; 7) обеспечиваются мерами государственного принуждения; 8) преследуют цель обеспечения должного управленческого порядка; 9) административно-правовые нормы во многих случаях регулируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей права (финансового, земельного, экологического, трудового и др.). Структура административно-правовой нормы — внутреннее строение административно-правовой нормы, совокупность логически обусловленных элементов. Элементы структуры административно-правовой нормы: 1) гипотеза — часть административно-правовой нормы, указывающая на условия, при наступлении которых норма начинает действовать; 2) диспозиция — часть административно-правовой нормы, содержащая правила должного поведения субъектов управления; 3) санкция — часть административно-правовой нормы, указывающая на последствия, наступающие в результате нарушения диспозиции.(предупреждение, административный штраф, Административный арест, Дисквалификация, лишение специального права предоставленного физическому лицу и др.)
Виды административно правовых норм. По предмету правового регулирования: 1) материальные — нормы, которые закрепляют юридический статус управленческих отношений, их непосредственно регулируют; 2)процессуальные — нормы, определяющие условия и порядок реализации материальных административно-правовых норм. По функциям права: 1)регулятивные— регулирующие позитивные управленческие отношения; 2)охранительные — регулирующие управленческие отношения, связанные с их защитой и вытеснением отношений, чуждых данному обществу. По месту правового регулирования: 1)императивные — содержат категорические требования в отношении варианта поведения в сфере управления; 2)диспозитивные — дающие возможность участникам управ ленческих отношений выбирать вариант поведения исходя из имею щейся юридической альтернативы; 3)рекомендательные, с помощью которых участникам управленческих отношений предлагается наиболее эффективный (целесообразный) вариант решения стоящих перед ними задач; 4) поощрительные, содержащие меры поощрения, применяемые к участникам управленческих отношений при наличии в их действиях факта заслуги. По содержанию предписания: 1) управомачивающие — нормы, в которых закрепляются субъективные права участников управленческих отношений, выражается юридическая возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению; 2) обязывающие — нормы, закрепляющие юридические обязанности участников управленческих отношений, предписывающие определенные варианты поведения; 3) запрещающие — нормы, содержащие юридические запреты на совершение определенных действий в сфере государственного управления.
По адресату, регламентирующие: 1)организацию и деятельность органов исполнительной власти; 2)административно-правовой статус государственных служащих; 3)организацию и деятельность государственных предприятий и учреждений; 4)отдельные вопросы функционирования негосударственных (коммерческих) структур; 5) административно-правовой статус общественных объединений и их служащих; 6) административно-правовой статус граждан. По действию в пространстве: 1) федеральные — действующие в пределах Российской Федерации; 2)региональные (окружные) — действующие в пределах региона РФ (федерального округа); 3)субъектов федерации — действующие в пределах субъекта РФ; 4)муниципальные — действующие в пределах муниципального образования; 5)локальные — действующие в пределах учреждения, предприятия, организации. По действию во времени: 1)срочные — нормы, для которых определен срок действия; 2)бессрочные — нормы без указания срока действия, действующие до момента фактической или юридической отмены; 3)чрезвычайные — нормы, вступающие в действие при наступлении определенных обстоятельств. По кругу лиц: 1)общего действия — регламентирующие деятельность всех или большинства субъектов управленческих отношений; 2)специальные — распространяющие действия на отдельные категории, группы субъектов управленческих отношений (пенсионеров, студентов, вынужденных переселенцев и др.). По юридической силе: 1) законодательные — нормы, содержащиеся в нормативных правовых актах высшей юридической силы; 2)подзаконные — нормы, содержащиеся в подзаконных нормативных правовых актах. По характеру юридической защиты: 1)охраняемые в судебном порядке; 2)охраняемые во внесудебном (административном) порядке.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|