Государственная поддержка развития лизинга
Рыночной программой Правительства РФ предусмотрено развитие реформ и стабилизация российской экономики, где отмечено, что «в России должна быть создана социально-ориентированная, эффективная экономика – конкурентоспособная, высокотехнологичная и рыночная». Исходя из этого, ежегодно определяется перечень федеральных целевых программ, которые частично финансируются из федерального бюджета. При этом данные программы разрабатываются на длительный период, а ход их выполнения контролируется Правительством РФ. Как правило, это крупные отраслевые программы, определяющие реализацию намеченной стратегии государства: «повышение конкурентоспособности отечественной продукции», «Российская инжиниринговая сеть технических нововведений», «Развитие и организация конкурентоспособных производств химических продуктов для реализации приоритетных направлений развития народного хозяйства и снижения антропогенной нагрузки на окружающую среду», «Обновление потребительских товаров и повышение конкурентоспособности», «Сертификация метрологии», «Государственная защита станкостроения» и др. Основой технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства, позволяющей поднять производство на качественно новый уровень, обеспечивающий выпуск высококонкурентоспособной продукции, является научно-технический потенциал страны, самоотверженно поддерживаемый учеными страны, поэтому на данном этапе, как никогда, созрела необходимость создания эффективного механизма трансформации результатов их научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в наукоемкие технологии, которые обеспечат структурные преобразования как на отдельных промышленных предприятиях, так и экономики в целом.
Для этого необходимо: – создать и модернизировать инфраструктуру, позволяющую эффективно использовать научные достижения, а также обеспечивающую научно-техническую и инновационную деятельность; – обеспечить трансформацию результатов научной деятельности в коммерчески эффективные технологии, конкурентоспособную технологию; – перестроить систему подготовки кадров таким образом, чтобы интеллектуальный потенциал страны обеспечивал не только кадровую основу рыночной экономики, но и технологическую с ее соответствующим развитием. В свою очередь для реализации научно-технической политики в России следует: – создать систему программно-целевого планирования исследований и разработок, нацеленную на отраслевые интересы и согласованную с ними; – реформировать сеть научно-технических лабораторий, сориентировать организации страны на проведение приоритетных исследований и разработок, обеспечивающих национальную технологическую безопасность; – создать организационные, технические, экономические, законодательные, информационные условия, обеспечивающие разработку высокопродуктивных технологий научных исследований, их защиты и использования; – поднять престижность научного труда, привлекать молодые кадры в сферу науки, обеспечив их социальную защиту. Успешное решение поставленных Правительством России задач в значительной степени определяется уровнем научно-технических достижений, а также возможностями предприятий и отраслей, в которых они функционируют. Для привлечения финансовых ресурсов в инвестиции предприятий путем проведения лизинговых операций помимо создания законодательной и нормативной базы необходимо обеспечить благоприятные для этого экономические условия, в том числе гарантируемые государством. Эти условия определяются налоговыми льготами, применением метода ускоренной амортизации лизингового оборудования, таможенным и валютным регулированием лизинговых операций.
Первым шагом, стимулирующим развитие лизинга в РФ, было принятие постановления Правительства №633 от 29.06.1995 г. «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности», которое предписывало: «Министерству финансов РФ подготовить совместно с Министерством экономики РФ при участии других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и представить в июле 1995 г. в Правительство РФ предложения о внесении изменений и дополнений в действующее налоговое законодательство, предусмотрев при этом: – освобождение лизингодателей от уплаты налога на прибыль, полученную ими от реализации договоров финансового лизинга со сроком действия не менее 3-х лет; - освобождение банков и других кредитных учреждений от уплаты налога на прибыль, полученную ими от предоставления кредитов на срок 3 года и более для реализации операций финансового лизинга; - освобождение лизингодателей от уплаты налога на добавленную стоимость при выполнении лизинговых услуг с сохранением действующего порядка уплаты налога на добавленную стоимость при приобретении имущества, являющего объектом финансового лизинга». В постановлении Правительства РФ №752 от 27.06.1996 г. «О государственной поддержке развития лизинга в Российской Федерации» содержатся такие многообещающие пункты: «2. Министерству финансов РФ совместно с Министерством экономики РФ, Государственным комитетом РФ по промышленной политике и другим заинтересованным федеральным органам исполнительной власти предусмотреть при разработке особенной части Налогового кодекса РФ комплекс мер по налоговому стимулированию инвесторов, осуществляющих операции финансового лизинга с использованием оборудования отечественного производства. 4. Считать целесообразным предусматривать ежегодно в 1997–2000 гг. в Федеральной инвестиционной программе средства на общую сумму до 8 трлн. руб. для финансирования на конкурсной основе высокоэффективных инвестиционных проектов с использованием операций финансового лизинга. 5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов РФ оказывать необходимую поддержку развитию лизинговой деятельности, направленной на техническое перевооружение и модернизацию производства, в том числе путем участия в финансировании соответствующих проектов за сет бюджетов субъектов РФ».
3.09.1998 г. постановлением Правительства РФ №1020 был утвержден «Порядок предоставления государственных гарантий на осуществление финансовой аренды», цель которых – стимулирование более широкого привлечения частных инвестиций в сферу финансовой аренды как одной из форм инвестиционной деятельности. Размер государственных гарантий, выдаваемых кредитору лизингодателя, составляет до 40 процентов фактически предоставляемых для реализации финансовой аренды средств. В современном варианте Закона «О лизинге» имеется глава о государственной поддержке лизинговой деятельности, состоящая, правда, из единственной статьи №36. Статья сформулирована следующим образом: «Мерами государственной поддержки деятельности лизинговых организаций могут быть: - разработка и реализация федеральной программы развития лизинговой деятельности в Российской Федерации или отдельном регионе как части программы среднесрочного и долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации или региона; - создание залоговых фондов для обеспечения банковских инвестиций в лизинг с использованием государственного имущества; - долевое участие государственного капитала в создании инфраструктуры лизинговой деятельности в отдельных целевых инвестиционно-лизинговых проектах; - меры государственного протекционизма в сфере разработки, производства и использования наукоемкого высокотехнологичного оборудования; - финансирование из федерального бюджета и представление государственных гарантий в целях реализации лизинговых программ…, в том числе с участием фирм-нерезидентов; - предоставление инвестиционных кредитов для реализации лизинговых программ; - предоставление банкам и другим кредитным учреждениям в порядке, установленном в законодательстве РФ, освобождений от уплаты налога на прибыль, полученную ими от предоставления кредитов субъектам лизинга, на срок не менее чем на 3 года для реализации договоров лизинга;
- предоставление в законодательном порядке налоговых и кредитных льгот лизинговым компаниям…; - создание, развитие, формирование и совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей защиту правовых и имущественных интересов участников лизинговой деятельности; - предоставление лизингополучателям, ведущих переработку или изготовление сельскохозяйственной продукции, права осуществлять лизинговые платежи поставщикам продукции на условиях, предусмотренных в договорах лизинга; - отнесение при осуществлении лизинговых операциях в АПК к предмету лизинга племенных животных; - создание фонда государственных гарантий по экспорту при… международном лизинге отечественных машин и оборудования». Выводы
Мировой опыт показывает перспективность лизингового механизма, который обеспечивает комплекс возникающих имущественных отношений, связанных с передачей имущества в пользование после его приобретения у производителя. Состояние российской экономики диктует необходимость искать новые подходы к инвестиционной политике и механизмам ее реализации, а также к формам воздействия государства на процессы, происходящие в этой сфере, одним из которых является лизинг – особая форма инвестирования. Одним из основных условий высокой эффективности лизингового механизма является надежное правовое обеспечение всех взаимодействующих субъектов с учетом их интересов, которое в настоящее время в России имеется в достаточном объеме.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|