Над Прикаспийским путем в 1Х-ХУ вв.
После ослабления Аббасидского халифата в течение IX в. на территории Азербайджана, Персии и Центральной Азии образуются независимые государственные объединения: Ширваншахов, Саджидов, Саларидов, Раввадидов, Шеддадидов — в Азербайджане, Тахиридов — в Хорасане и сопредельных областях Центральной Азии, Саффаридов — на юго-востоке и Бундов — западной и юго-западной Персии. В состав же Са-манидского государства входили Центральная Азия и северо-восточные области Ирана. На западном Прикаспии все более возрастающую роль начинает играть государство Ширваншахов, просуществовавшее вплоть до середины XVI в. Уже в конце X в. значительным приморским городом с удобной гаванью становится Баку, принимавший участие в международной транзитной торговле как морским, так и сухопутными караванным путями. Сведения об Апшеронском полуострове, о его нефти, островах и вечном огне приводит известный арабский географ-путешественник и писатель X в. Масуди, который побывал в Ширване и плавал по Каспийскому морю. Он отмечал, что на Апшероне и близлежащих островах «бьют сильные фонтаны огней, видимые ночью на очень большом расстоянии»11. В X—XV вв. значение Баку как одного из богатых городов Ширвана усиливается. Из Баку (на юге полуострова) и Бильгях
(на севере) как морским путем, так и сушей вывозились в отдаленные страны нефть, соль, марена, шелк и другие товары12. В этот период мировая торговля, связывающая Европу с Индией и Китаем, осуществлялась по сухопутной южной магистрали через Центральную Азию и Персию, южные области Азербайджана и по северной дороге, вдоль берега Каспийского моря, мимо Дербентского прохода в Хаза-рию и дальше на север. Другой важный путь шел из Барды в Ардебиль и в Персию и из той же Барды в Двин и дальше в Сирию и Месопотамию13. Существовала также магистраль, проходящая по долине реки Араке в Сирию и Месопотамию14.
В этот же период функционировал караванный путь из Китая и Индии через Центральную Азию к Каспийскому морю. Отсюда товары переправлялись по морю и по рекам Кура и Риони, доставлялись к побережью Черного моря и отправлялись дальше в Византию. Апшерон и Баку соединялись с главными торговыми путями посредством местных караванных дорог, идущих из Баку вдоль берега моря и дальше к низовьям Куры; другая дорога шла от Баку на северо-запад, к средней части полуострова, затем она поворачивала на запад, через Гобустан на Шемаху и, наконец, третий путь, ответвлявшийся от второго к северо-западу по направлению к северной части полуострова, соединялся с главной торговой магистралью, идущей к Дербенту. Эти древние пути не потеряли своего значения и в последующие века15. Таким образом, города Азербайджана — Баку, Шемаха, Дербент, Тебриз, Ардебиль и другие, расположенные на путях международной торговли, связывали Арабский халифат с рядом стран Севера и Востока, принимая деятельное участие в этой торговле. Купцы из Хазарии, Руси, Персии, Византии и далеких стран Востока, Индии, Китая, Ирака и Сирии, посещая эти города, в обмен на свои товары — мед, воск, меха, оружие, китайские шелковые ткани, пряности, фарфоровую посуду, драгоценные камни и др. — вывозили караванами нефть, соль, рыбу, скот (мулы, лошади), шафран, кошениль, марену и другие товары, а также изделия местных ремесленников — шелк-сырец, шелковые и шерстяные ткани, ковры и ковровые изделия и др.16 Начиная с X в. наблюдаются первые признаки возобновления стремления не прикаспийских государств тем или иным путем проникнуть и укрепиться в этом регионе. Так, Киевская Русь поддерживала торговые и политические отношения не только с Западом, но и с Востоком, причем, по мнению академика В.В. Бартольда, «именно торговые отношения сблизили русских с народами Востока»17. Еще задолго до того, как начал функционировать торговый путь «из варяг в греки», связывавший страны северо-восточной Европы с Византией, в IX—X вв. существовал каспийско-балтийский
торговый путь, связывавший по Волге северные и западные страны с Востоком. Основной магистралью, связывавшей русов с Востоком, был Волжско-Каспийский путь, главным же торговым посредником и перевалочным пунктом являлась столица Хазарского каганата город Итиль (с XII в. Саксин), расположенный в устье Волги. Именно через этот город и велась торговля стран Юго-Восточной Европы с Кавказом, Ираном и особенно со Средней Азией18. В этот период русы вели торговлю со странами, расположенными на южном и западном побережье Каспийского моря. Они спускались по Танаису (Дон), волоком переправлялись на Волгу, дальше плыли по ней к столице Хазарского каганата, где их облагали 10% пошлиной от стоимости их товаров, затем на своих судах они плыли дальше по Каспийскому морю19. Для IX—ХТ вв. характерно стремление Киевской Руси выйти и закрепиться на юге — на побережьях Черного, Азовского и Каспийского морей. Почти одновременно с походами русов по Черному морю их речные и морские суда появились и на Каспийском море. Постепенно русами был освоен еще один магистральный торговый водный путь, почти параллельный первому — из Балтийского моря в Черное через Новгород и Киев. Он шел из Каспийского моря вверх по Волге и, с одной стороны, через Окско-Волжское междуречье доходил до Балтийского моря, а с другой, пролегая по Каме и далее по Северной Двине, — до Белого моря20. Помимо речных путей, вытянутых приблизительно в меридиалъ-ном направлении, существовало еще несколько торговых путей, шедших приблизительно по параллели. Таким был, например, путь из устья Днепра вокруг Крыма в Азовское море, затем вверх по Дону, по волоку на Волгу и далее в Каспийское море. Восточные купцы поднимались из Каспийского моря вверх по Волге, русские же купцы, в свою очередь, по Дону и Волге проникали на Каспий и достигали южных его пределов. Как и на Черном море, мирные торговые отношения на Каспии часто прерывались набегами и войнами с целью закрепления тех или иных торговых выгод. Причем, если хазары, опустошавшие побережья Каспийского моря, не имели судов, то у русов их было в достаточном количестве. Первый упоминаемый арабскими источниками морской поход русов на Каспий состоялся в 880 г., когда они напали на побережье Табаристана и город Абескун. В 909 г. они на 16 судах совершили новый поход в этот регион и овладели городами Абескун и Макале (Миан-Кале) в Астрабадском заливе. В 910 г. русы напали на Сари, Дайлем, Гилянь и прилегающее побережье21. В 912—913 гг. состоялся крупный поход русов из устьев Днепра через Черное и Азовское моря к устьям Дона, поднявшись
по которому, они переволокли свои ладьи в Волгу и спустились в Каспийское море. Согласно Масуди, количество их судов достигало 500, каждое содержало по сто воинов22. В ходе этого похода русам удалось договориться с хазарским хаганом, которому они обязались дать половину будущей добычи взамен беспрепятственного пропуска к Волге и Каспию. Избрав себе базой остров в районе Баку, они совершали оттуда набеги на южное и юго-западное побережья Каспия — Гилян, Дейлем, Табаристан, Абескун. По свидетельству того же Масуди, успехам русов способствовал тот фактор, что «народы, живущие на побережьях этого моря, пришли в смятение, так как в прежние времена не видали, чтобы враг наступал на них с моря, и по нему ходили лишь суда купцов и рыбаков»23. В этот период Ширваншахи, обладая достаточно большим и хорошо вооруженным войском, не имели морского флота, и по Каспию плавали лишь торговые суда. Однако, несмотря на столь успешное начало, в целом этот поход русов завершился неудачей, так как при возвращении они подверглись нападению вначале хазар, а затем, отступая на ладьях вверх по Волге, были разбиты волжскими булгарами. Другой крупный поход русов на Каспий состоялся в 943—944 гг. На этот раз им удалось, поднявшись по реке Куре, захватить город Барду, однако надолго удержаться они здесь не смогли и вскоре вернулись обратно. В 1030 г. русы на 38 судах вновь напали на Баку24.
Следует отметить, что эти походы русских стимулировали военно-морское строительство в государстве Ширваншахов. В ХТТ в. при шир-ваншахе Ахситане Т (1160—1196) был создан флот, состоящий из нескольких десятков судов, а в Бакинской бухте в первой половине XIII в. сооружена морская крепость Сабаил, ставшая военно-морской базой местного флота. Это позволило успешно отразить очередное нападение с моря русов в 1175г., когда была разбита их флотилия, состоящая из 73 судов25. Между тем грандиозные монгольские завоевания первой половины XIII в. перекроили всю политическую карту Евразии и Среднего Востока, и в течение последующих нескольких столетий их отзвуки отмечались в мировой истории. Однако даже после того, как в этот период в состав евразийской империи Чингиз-хана вошли все земли от Восточной Европы до Китая и образовался новый торговый путь из Европы через Россию и Золотую Орду в Китай, древняя южная магистраль, пролегающая из Китая через Центральную Азию, Персию и Азербайджан на запад, не потеряла своего значения. В конце XIII — начале XIV в. международная торговля в Каспийском бассейне значительно расширяется, причем большое развитие
получает морская торговля. Начиная с этого периода генуэзские и венецианские купцы, корабли которых плавали на Черном море, основывают на берегах Каспия свои фактории и даже плавают на своих торговых судах по нему. Основным предметом международной торговли в этот период становятся гилянские и шемахинские шелка. В этой связи еще более увеличивается значение Баку как самого удобного порта на Каспийском море. Это было отмечено в средневековом каталонском атласе, составленном в 1375 г., в котором само Каспийское море называется Бакинским морем, и это название было популярным среди европейцев и в последующие века26. До конца XIV в. шелк и шелковые ткани, ковры, пряности и другие товары из стран, прилегающих к Каспийскому морю, вывозились через Баку и Дербент в Астрахань, в Золотую Орду, Россию и Европу, в основном в Италию и Францию. Товары направлялись через Бакинский порт в Астрахань, затем по Волге и Дону, а оттуда венецианские купцы на своих галерах перевозили их по Азовскому морю в Европу. Однако после захвата Тимуром (1370-1405) в 1395 г. Астрахани этот торговый маршрут изменился, и восточные товары стали направлять в Европу через Персию и Сирию27. Завладев обширными территориями Передней Азии, через которые пролегала большая часть караванных путей, Тимур стремился установить контроль над этими путями европейско-азиатской торговли и тем самым ее монополизировать. Не случайно, что в своем письме турецкому султану Ильдрыму Бая-зиду I (1389—1402) Тимур сообщал о своем намерении обеспечить безопасность торговых путеи/6. В целях полной монополизации европейско-азиатской торговли в своих руках Тимур стремился разрушить торговые центры, расположенные на северных караванных путях, пролегавших в причерноморских и прикаспийских степях — Ургенч, Сарай, Берке, Азов и др.29
В XV в., в период существования на юге Азербайджана государств Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу, а на севере — Ширваншахов, караванные пути, по сравнению с предыдущим периодом, становятся более безопасными. «Самый лучший шелк» (И. Шильтбергер) — ширванский пользовался большим спросом в Малой Азии, Персии, Сирии, Италии-™. В этот же период в международной караванной торговле еще более возрастает роль Тебриза, что было связано с разрушением Тимуром Астрахани и Багдада31. Положение в этом регионе коренным образом меняется после утверждения в середине XV в. на территории бывшей Византийской империи Османского государства32. Уже в 70—80-х годах XV в. первостепенное значение в военно-политических взаимоотношениях между государством Ак-Коюнлу и формирующейся Османской империей
приобретает борьба за обладание главными транзитными путями и основными центрами международной торговли. Захват Константинополя (1453) и Трабзона (1461) войсками султана Мехмеда II (1451 — 1481), увеличение торговой пошлины нанесли огромный ущерб европейско-азиатской торговле. В этих условиях европейские купцы, в основном венецианцы, искали новые пути торговли с Востоком, минуя Османскую империю. При этом монополизировавшая всю восточно-европейскую торговлю Венеция стремится воспользоваться обострением взаимоотношений между Турцией и Ак-Коюнлу. С этим и связано установление во второй половине XV в. тесных торгово-дипломатических отношений между Узун-Гасаном (1453-1478) и Венецианской республикой с явно антиосмановской военно-политической направленностью. Дело дошло до того, что Венеции удалось добиться вступления государства Ак-Коюнлу в войну против Османской империи в 1472—1473 гг. Предполагалось, что армия Узун-Гасана прорвется к побережью Средиземного моря, куда должны были прибыть корабли Венеции и других стран Европы с большой партией огнестрельного оружия и специалистов по артиллерии. Однако ни Венецианская республика, ни другие европейские страны — члены антиосманской коалиции: Папство, Неаполитанское королевство, Германская империя, Польша, Венгрия, не смогли выступить против Османской империи одновременно с Ак-Коюнлу. В свою очередь, султан Мехмед II, опередив своих противников, окончательно завоевал единственный военно-стратегический пункт на средиземноморском побережье — Караман, где армия Узун-Гасана могла бы объединиться с войсками Венеции и других европейских государств. Армии Узун-Гасана все-таки удалось в 1472 г. прорваться на средиземноморское побережье в районе Карамана, однако его европейские союзники — и прежде всего Венеция — не оказали в решающий момент эффективной поддержки, в частности своими военно-морскими силами. Неудачей окончилась и вторая попытка Узун-Гасана закрепиться на средиземноморском побережье, предпринятая в 1473 г. В целом же попытка создания антиосманской европейско-аккоюнлунской коалиции в этот период завершилась неудачей и прежде всего из-за дипломатических маневров Венеции, которая в самый разгар Ак-Коюнлу-Османской войны начала тайные переговоры с Высокой Портой, чтобы, воспользовавшись первоначальными успехами своего союзника, вырвать у османского султана мирным путем торговые привилегии33. Венеции недолго пришлось ждать последствий этих событий. В результате войны 1499—1502 гг. Османская империя, нанеся тяжелый удар по превосходству Венеции на Средиземном море, сама превращается в достаточно сильную морскую державу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|