Проявления первых симптомов англо-русского соперничества на Кавказе и Каспии
К началу XVII в. благодаря достаточно глубоким реформам, в особенности в области государственного строительства и в военной сфере, шаху Аббасу I удалось укрепить Сефевидское государство. Начав в 1603 г. войну с Турцией, шах Аббас I сумел в течение нескольких лет занять весь Азербайджан, Восточную Грузию, Курдистан, Луристан, а также Багдад, Мосул и Диярбекир. С целью обеспечить свое господство в Персидском заливе и открыть через него дорогу торговле шелком, шах Аббас I в 1623 г. при участии английского флота овладел Ормузом. Дело в том, что в борьбе за Ормуз интересы Сефевидского государства и Англии совпадали. Государство Сефевидов в этот период интересовало англичан как с точки зрения закрепления на подступах к Индии, так и с точки зрения торговли шелком, что и делало возможным союз между шахом Аббасом I и английской Ост-Индской компанией в борьбе против Португалии. Значительное внимание уделял шах Аббас I и Каспийскому региону. Так, по его приказу была проведена большая дорога вдоль южного побережья Каспийского моря в Мазан-даране протяженностью около 270 км52. В целом дипломатическая деятельность Сефевидов на рубеже XVI—XVII вв. была направлена на заключение антиосманского союза и получение помощи с Запада и Севера для борьбы с Высокой Пор-той. В письме шаха Аббаса 1 английскому королю Якову I Стюарту (ок. 1607) отмечалась готовность шаха «мощной армией атаковать турка, в результате чего он может быть разгромлен... наши границы соединятся и мы, как соседи, будем жить в вечной дружбе»53. Выход в середине XVI в. Российского государства к Каспийскому морю заинтересовал и англичан, которые в начале второй половины этого столетия, установив торговлю с Москвой через Белое море, пытались по Волге проникнуть в Сефевидское государство.
Со второй половины XVI в. Англия, впервые пользуясь правом транзита через территорию Российского государства, разрешенного Иваном IV, устанавливает торговые отношения с Сефевидским государством. В 60-80-х годах XVI в. торговые операции здесь осуществляла основанная англичанами в 1555 г. «Московская компания». Только за 1558—1580 гг. этой компанией было отправлено в Сефевидское государство 9 торговых экспедиций54. Допуск английских купцов к транзитной торговле с Сефевидами через территорию Российского государства был продиктован стремлением Ивана IV прорвать
кольцо экономической блокады, созданной против Российского государства Польшей и Швецией, и завязать с Западной Европой непосредственную торговлю по северному пути. Англичане же стремились монополизировать всю торговлю по Волжске-Кае пи некому пути, а вслед за этим и всю восточную торговлю и прежде всего с Сефевидским государством, Индией и Китаем. Российское государство не могло отказаться от выгод своего монопольного положения в Волж-ско-Каспийской торговле и, убедившись в том, что Англия не собирается заключать союзный договор с Москвой, не возобновила в 1586 г., уже при правлении царя Федора Ивановича (1584—1598), прав «Московской компании» на транзитную торговлю через свою территорию. Одновременно Российское государство проявляло дипломатическую активность во взаимоотношениях с Сефевидским государством, особенно в течение 1586— 1612 гг. Достаточно отметить лишь тот факт, что за этот период оба государства обменялись 17 посольствами и миссиями (12 иранских, 5 российских)55. В свою очередь, английская «Московская компания» в 60—70-х годах усиливает свою торгово-дипломатическую деятельность в Сефевидском государстве. В этот период сюда направляются миссии Э. Дженкинсона (1562), А. Эдуардса (1566) и другие, которым удалось в результате переговоров с шахом Тахмасибом I и ширванским правителем Абдулла-ханом добиться права монопольного вывоза шелка-сырца из Гиляна и Ширвана по Волжске-Каспийскому пути, а также права на беспошлинную торговлю в пределах Сефевидского государства56. Однако в целом попытка англичан монополизировать торговлю со странами Ближнего и Среднего Востока через Волжске-Каспийски и путь и Архангельск не увенчалась успехом. Это было связано, во-первых, с военными успехами Османской империи, установившей свой контроль в 80-х годах XVI в. над западным побережьем Каспия, а во-вторых, с ревнивым отношением России к английским планам в данном регионе. Англичанам не удалось также достичь и другой важной цели — установить сухопутные торговые связи с Индией через территорию Сефевидского государства, перехватив тем самым португальско-индийскую торговлю по водному пути Ормуз-Индийски и океан.
Неудачи англичан в деле налаживания торговли с Индией через Волжско-Каспийский путь были связаны также и с исключительно большой протяженностью и опасностью морских, речных и сухопутных дорог, что делало товары, провозимые этими путями, не конкурентоспособными по сравнению с теми, которые доставлялись более короткими сухопутными и морскими путями, связывающими страны Среднего Востока с Европой и другими странами Азии через традиционные транзитные пути.
Однако в связи с сефевидско-османски ми войнами начала XVII в., а в дальнейшем тяжелой пошлинной политикой Османской империи Вол же ко-Каспийский путь в течение всего века приобретает важное значение в транзитной торговле Восток—Запад. Этот торговый путь становится наиболее экономически выгодным как для западных стран, так и для Российского государства, причем последнее все чаше играет роль посредника в европейско-азиатской торговле. Основными транспортными путями в этой торговле становятся маршруты: Исфа-ган—Казвин—Решт—Астара—Ленкорань—Баку—Дербент—Астрахань и далее по Волге на север и Тебриз-Муганьская степь—Шемаха—Шаб-ран—Ниязабад—Астрахань и далее на север57. В транскаспийской торговле XVII в. важную роль играли азербайджанские города Тебриз, Ардебиль и Шемаха. В частности, из Ардеби-ля шла прямая дорога к южному побережью Каспийского моря в Решт, а оттуда морем через Ленкорань или сухопутным путем товары доставлялись в Шемаху, Дербент и Астрахань и далее через Волгу в крупные торговые центры Российского государства. Через Решт по мощеной дороге, проходившей по южному побережью Каспийского моря, караваны из Ардебиля и других городов Азербайджана и сопредельных стран шли в северо-восточные города Сефевидского государства — Астрабад, Мешхед и др. и в Центральную Азию. Наиболее важные транзитные пути европейско-азиате кой торговли от Тебриза проходили по направлениям: Тебриз—Ардебиль-Исфаган-Бендер-Аббас (или Ормуз), далее в Индию; Тебриз-Нахчыван-Иреван-города Турции и далее; Тебриз—Ван-Диярбекир-Алеппо (в Сирии), а оттуда морем в страны Европы; Тебриз—Нахчыван—Гянджа—Шемаха, откуда часть товаров через Волжско-Каспийский путь отправлялась в Российское государство58.
Важнейшая роль в транзитной торговле принадлежала Шемахе, которая служила биржей и местом складирования в европейско-азиатской торговле по Волжско-Каслийскому водному пути. Путь этот проходил через Шабран-Дербент-Тарки-Астрахань, далее по Волге в Москву и обратно. Поскольку обратный путь вниз по течению Волги был легче, то вплоть до Дербента (часто до Ниязабада и Баку) шли водным путем, а после выгрузки товаров в этих пунктах караванами товары сухопутным путем доставлялись в Шемаху59. Начавшаяся в XVI в. борьба европейского капитала в поисках рынков в пределах Сефевидского государства еще более обострилась в начале XVII в. Конкурентная борьба между английским, португальским, голландским и венецианским капиталами привела к тому, что на восточном рынке венецианский капитал был постепенно оттеснен на задний план. Позже, уже в середине XVII в., в борьбу европейских стран
за восточные рынки включилась и Франция. Торговые договора между Сефевидским государством и голландской (1623), английской (1629) и французской (1674) Ост-индскими компаниями в значительной степени способствовали оживлению европейско-азиате кой торговли шелком-сырцом, причем на весьма выгодных для последних условиях. Попытка же Гольштинской торговой компании направить торговлю ширванским и гилянским шелком-сырцом через Волжско-Каспийский путь в Москву, а оттуда через Балтийское море в Германию, предпринятая в 30-х годах XVII в., в силу ограниченных финансовых возможностей и, прежде всего в связи с политической раздробленностью Германии завершилась неудачей60.
Что же касается русского торгового капитала, то хотя он был слабее западноевропейского торгово-промышленного капитала, однако благодаря территориальной близости Российского государства к Кавказу и Каспию и сопредельным странам Ближнего и Среднего Востока, а также твердой протекционистской политике русского правительства в отношении торговли через Волжско-Каспийский путь, ее интересы были ограждены от возможной конкуренции иностранцев. Юридически это нашло свое отражение в Новоторговом уставе 1667 г., согласно которому пропуск иностранцев из Архангельска в Москву и далее разрешался только по специальной грамоте царя Алексея Михайловича (1645—1676)61. Российско-сефевидская торговля после вытеснения Османской империи из Южного Кавказа во второй половине XVII в. значительно расширяется. В то же время морские набеги казацких отрядов под предводительством Степана Разина на западное и южное побережья Каспия в 1667—1669 гг. наглядно продемонстрировали отсутствие у Сефевидского государства морской силы в лице военного флота, что сделало его уязвимым и в последующих военно-политических событиях на Каспии, развернувшихся в этом регионе в начале XVIII в. Таким образом, уже к середине XV в. бассейн Каспийского моря, через который пролегали магистральные караванные и морские пути, соединяющие Китай, Индию и Центральную Азию с бассейнами Средиземного и Черного морей, атакже Персидский залив с Поволжскими ханствами и Московским государством, начинает играть одну из ключевых ролей в международной торговле Азия—Европа. С появлением же в середине XV в. мощной Османской империи и сильных азербайджанских государств — Ак-Коюнлу, а затем с начала XVI в. — Сефевид-ской державы, военно-стратегическая ситуация на Кавказе и Каспии в корне меняется. Этот регион становится одним из узловых элементов бо взаимоотношениях между Азией и Европой, приобретших в этот период характер военно-политического противостояния. Встав на путь
широких завоеваний, как в Европе, так и Северной Африке и Азии, и прибрав к рукам традиционные торговые центры в Восточном Средиземноморье, связывающие Запад и Восток, Османская империя стремилась во второй половине XVI в. выйти и укрепиться в бассейне Каспийского моря. Это дало бы ей возможность войти в прямой контакт с суннитскими среднеазиатскими государствами и образовать с ними общий блок против своего основного конкурента в этом регионе — шиитской Сефевидской державы, а также установить свой полный контроль над всей азиатско-европейской торговлей.
Реальная турецкая угроза Европе в XV—XVI вв. подталкивала ряд западноевропейских государств — Венецию, Португалию, Испанию, Англию, Папство, германские государства и других — к созданию антиосманской военно-политической коалиции с государствами Ак-Коюшгу, а затем и Сефевидов, стремившихся, в свою очередь, восстановить традиционные торговые связи со странами Запада и выйти к Черному и Средиземному морям. Кроме этого, Запад преследовал далекоидущие геополитические цели — создать благоприятные условия для предстоящей колониальной экспансии в Азии, столкнув друг с другом и тем самым ослабив две могущественные восточные монархии — Османскую империю и Сефевидскую державу. Таким образом, создавались предпосылки реализации ведущими европейскими державами при помощи морской силы геополитической «стратегии анаконды» — установление контроля и удушения береговых территорий афро-азиатских стран, в полной мере осуществленной уже в XVIII—XIX вв., когда капиталистический Запад благодаря промышленной революции уходит далеко вперед от безнадежно отставшего феодального Востока. Тем временем завоевание в середине XVI в. Казанского и Астраханского ханств обеспечили Русскому государству свободный выход к Каспийскому морю, положив тем самым начало эре русского проникновения на Кавказ и Каспий. Кавказ интересовал Российское государство не только с точки зрения укрепления своих юго-восточных границ, но потому, что именно через эту территорию проходил ряд военно-стратегических и торговых путей, имевших важное экономическое и политическое значение. Прежде всего, вдоль всего западного побережья Каспия пролегал южный (сухопутный) отрезок магистрального Волжско-Каспийского торгового пути, который связывал Восточную Европу со странами Ближнего и Среднего Востока. С этим путем непосредственно была связана и вторая важная военно-торговая магистраль, соединявшая Каспийское побережье Кавказа с Черноморско-Азовским по линии Темрюк—Пятигорье—Эльхотово—Тарки-Дербент, причем последний
участок этого пути совпадал с дагестано-ширванским участком («Османская дорога») Волжско-Каспийского водного торгового пути. В центральнокавказском секторе Северокавказского пути от него ответвлялись три дороги, ведущие на Южный Кавказ. Одна из них по ущелью Терека вела через Северную Осетию в Картлийское царство, вторая — через Ингушетию по верховьям реки Ассы — в Картли и Ка-техи, третья же дорога пролегала по реке Аргун, через Чечню и по Алазанской долине через Тушетию вела в Кахетинское царство62. Учитывая все возрастающее международное значение этих коммуникаций, Русское государство во второй половине XVII в. окончательно установило свой контроль над северокавказскими торговыми путями. Важную роль в этом сыграла система русских военных крепостей на Восточном Кавказе, в первую очередь Терский городок, возведенный в устье Терека, а также активная деятельность терско-гребен-ского казачества. К тому же Москве удалось еще в 1557 г. добиться признания Большой Ногайской Ордой зависимости, перехода адыгов и кабардинцев под покровительство Русского государства. Причем все это происходило на фоне острого военно-политического соперничества между Сефевидской державой и Османской империей за преобладание на Кавказе. В то же время наличие крепостей и русских отрядов на Тереке, а также союз России с северокавказскими владетелями не позволили Высокой Порте и Крымскому ханству установить свой контроль над Северным Кавказом. С другой стороны, будучи занятым Ливонской войной на северо-западе, Русское государство не в состоянии было проводить более активную наступательную политику на Кавказе. В течение XVII в. Русское государство из-за длительной войны с Польшей не могло уделять должного внимания Северному Кавказу, что, в свою очередь, привело к активизации Османской империи и Крымского ханства в этом регионе, особенно в Кабарде, ориентировавшейся в своей политике на Русское государство. Вынужденная после поражения в войне 1683-1699 гг. и Карловиц-кого договора поддерживать мирные отношения с европейскими державами, Османская империя стремилась компенсировать свои потери на Западе завоеваниями на Востоке. С началом нового, XVIII в., Османская империя в союзе с Крымским ханством значительно активизировала свою военно-политичес-КУК> деятельность на Кавказе. В первые десятилетия XVIII в. турецкие и крымские войска неоднократно вторгаются в пределы как Северно-1X1) так и Южного Кавказа. Однако «зацепиться» здесь надолго им так и не удалось из-за резко возросшей военно-политической активности с°здаваемой Петром 1 Российской империи.
В этот же период начинается процесс реанимации и освоения магистрального Волжске-Каспийского водного торгового пути, проходившего через Восточную и Северную Европу, от Белого моря по Северной Двине, Волге и Каспийскому морю через территорию Сефевидского государства в Индию, который уже в XVII в. становится одним из наиболее выгодных маршрутов в европейско-азиатской транзитной торговле. В целом же события на Кавказе и Каспии в эпоху позднего Средневековья нельзя рассматривать в отрыве от общемировых процессов, в корне изменивших геополитический облик мира. Начавшееся с XV в. развитие морских торговых путей, находившихся в руках западных европейцев, и упадок в целом караванной торговли, приведший, в свою очередь, к нарушению устанавливавшихся столетиями традиционных торгово-экономических связей стран Ближнего и Среднего Востока как со странами Европы, так и с Индией, и Китаем, послужили одной из основных причин экономического и связанного с ним политического и культурного упадка всей мусульманской Азии на рубеже ХУН-ХУШ вв. К этому следует добавить и тот немаловажный геостратегический фактор, что страны мусульманского Востока, оставшись в военно-морском отношении на уровне времен Синбада-Морехода, так и не стали обладателями пресловутой «морской мощи» (8еа Рошег), включающей в себя, согласно концепции А. Мэхэна, три основных компонента — военно-морской флот, торговый флот и военно-морские базы, ибо, как заметил в свое время Бернар Карра де Во, «мусульмане... в целом не слывут большими любителями морского дела»63. Обладающая к этому времени мощной морской силой маленькая в пространственном отношении талассократическая Западная Европа сумела выиграть геополитическую схватку с огромным теллурократи-ческим Востоком, «погрузившимся» в силу ряда объективных и субъективных причин в длительный «летаргический сон», от которого он очнулся лишь благодаря грозным раскатам XX в.
Примечания 1 Джафаров Ю.Р. Гунны и Азербайджан. Баку: Азернешр, 1993. С. 28. 2 Там же. С. 36-37. 3 Кудрявцев А.А. Древний Дербент. М.: Наука, 1982. С. 42, 55. 4 Иванов М.С. Очерк истории Ирана. М.: ГИПЛ. 1952. С. 26. 5 Джафаров Ю.Р. Указ. соч. С. 98-99. 6 Буниятов З.М. Избр. соч. В 3 т. Баку: Элм, 1999. Т. 1. С. 180. 7 Там же. С. 181. 8 Там же. С. 179-180. 9 Гумилев Л.И. Тысячелетие вокруг Каспия. Баку: Азернешр, 1991. С. 62. 10 Там же. 11 Цит. по: Херимое Н.К. Жизнь в пути. М.: Мысль, 1973. С. 3. 12 Ашурбейли С.Б. История города Баку. Период Средневековья. Баку: Азернешр, 1992.С. 112. 13 Там же. С. 74. 14 Там же. С. 113. 15 Там же. 16 Там же. С. 72. 17 Бартояъд В.В. Место прикаспийских областей в истории мусульманского мира. Баку, 3925. С. 72. 18 Бушев П.П. История посольств и дипломатических отношений Русского и Иранского государств в 1586-1612 гг. М.: Наука, 1976. С. 30-31. 19 Ашурбейли С.Б. История города Баку. С. 73. 20 Русские мореплаватели. М.: Военное издательство МО СССР, 1953. С. 3-4. 21 Хроника важнейших событий военной истории русского флота с IX в. до 1917 г. М.: Военное издательство МО СССР, 1948. С. 10. 22 Ашурбейли С.Б, Государство Ширваншахов (У1-ХУ1 вв.). Баку: Элм, 1983. С. 76. 23 Цит. по: Там же. С. 76. 24 Ашурбейли С.Б. История города Баку. С. 87. 25 Алиев Н.А. Военно-морская история Азербайджана. С. 27-28, 32. 26 Ашурбейли С.Б. История города Баку. С. 118. 27 Там же. С. 119. 28 Гейдаров М.Х. Торговля и торговые связи Азербайджана в позднем Средневековье. Баку: Элм, 1999. С. 7. Струве В. В., Орбели И.А., Петрушевский ИМ. История Ирана с древнейших времен до конца XVIII в. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1958. С. 331. 30 Шильтбергер И. Путешествие по Европе, Азии и Африке с 1394 года по 1427 год. Баку: Элм, 1984. С. 33, 41. 31 ОпиНаза З.М. ХГУ-ХУП эвНэгаэ ТэЬпх зэЬэпшп 1агМ. ВаЬ: «Е1т», 1982. 32 До начала 20-х годов XX в. существовало несколько вариантов названия этой страны — Османская империя, Высокая Порта, Оттоманская империя и др. После принятия Великим национальным собранием 1 ноября 1922 г. законов об упразднении султаната и 3 марта 1924 г. об упразднении халифата страна получила официальное название Турецкая Республика (см.: НовичевА.Д. Турция. Краткая история. М.: Наука, 1965. С. 163,168). 33 Махмудов ЯМ. Взаимоотношения государств Аккоюнлу и Сефевидов с западноевропейскими странами (вторая половина XV — начало XVII в.). Баку: Изд-во БГУ, 1991. С. 83-103. 34 Там же. С. 130-135. 35 Там же. С. 138. 36 Фехнер М.Ф. Торговля Русского государства со странами Востока в XVI в. Труды ГИМ. Вып. XX). М.: ГИМ, 1966. С. 26, 50, 84. 37 Ашурбейли С. Экономические и культурные связи Азербайджана с Индией в Средние века. Баку: Елм, 1990. С. 32. 38 Английские путешественники в Московском государстве в XVI в. Л.: Печатный ДВ°Р, 1938. С. 226-227. 39 Там же. С. 167-172, 198-207. 40 На протяжении последних пяти столетий название этого централизованного государства несколько раз менялось в связи с изменениями его статуса — Московское государство (Московия), Русское государство, Российская империя. Советский Союз, Российская Федерация. 41 Карамзин Н.М. История государства Российского. СПб, 1842. Т. VIII, Кн. 2. С. 139. 42 Потто В.А. Кавказская война. В 5 т. Ставрополь: Кавказский край, 1994, Т. 1. С. 14. 43 Ивашов Л, Г. Россия или Московия? Геополитические измерения национальной безопасности России. М.: ЭКСМО, Алгоритм, 2002. С. 97. 44 Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией (вторая половина XVI - 30-е годы XVII века). М.: Изд-во АН СССР, 1963. С. 184-185. 45 Там же. С. 186. 46 Там же. С, 194. 47 Kurat A.N. The Turkish Expedition to Astrakhan in 1569 and the problem or the Don-Volga Canal // The Slavonic and East Evropean review. London, December, 1961. Vol. XL. No 94. Р. 7-23. 48 Лорд Кинросс. Расцвет и упадок Османской империи, М.: Крой-пресс, 1999. С. 283-284. 49 Кушева Е.Н. Указ, соч, С. 275. 50 Там же. С. 283. 51 Ивашов Л.Г. Указ. соч. С. 101. 52 Иванов М.С. Указ. соч. С. 71, 53 Цит. по: Ахмедов Б. Место государства Сефевидов в экспансионистских планах Англии к началу XVII в. // История и ее проблемы. 1999. № 1. С. 68. 54 Еушев П.П. Указ. соч. С. 37. 55 Там же. С. 443. 56 Английские путешественники... С. 202-206, 269-280; Махмудов Я. Указ. соч. С, 171-176. 57 Onullaxi S.M. XIV-XVII эзпэгаэ ТэЬпг рпэппт Еапх!. С. 143. 58 Гейдаров М.Х. Указ. соч. С. 71. 59 Там же. С. 59. 60 Там же. С. 71-72. 61 Зевакип Е.С. Очерки по истории Азербайджана и Ирана XVI-XVIII вв. Баку, 1938, Ч. 1.С. 31. 62 История народов Северною Кавказа... С. 316. 63 Карра де Во Б. Арабские географы. Л., 1941.С. 23.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|