Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Высказывания М. И. Калинина (Из докладов, статей и бесед)




Революция не ставит своей целью разрушение культурных и материальных благ, она увеличивает мощь, духовную и материальную, самого восставшего народа. Восставший народ творит, созидает, он должен создавать, если хочет довести революцию до конца.
(«О земле», март 1917)
Уездные и волостные крестьянские комитеты... спасут необходимые культурные центры, сгладят эксцессы против имущества и личности, - одним словом, внесут в эту тяжелую междуклассовую драму благородство и великодушие демократического духа.
(«Революция и деревня», март 1917)
Советская культура, которая... кажется, по сравнению с развитой, общепризнанной буржуазной культурой, еще несовершенной, - в своем несовершенстве имеет громадные преимущества перед старой культурой - она молода, имеет будущность, и эта будущность дает ей возможность надеяться быть победителем над старой буржуазной культурой.
(Из доклада на VI Чрезвычайном съезде Советов Белоруссии, 1924)
В прошлом отставшие своей культурой народы быстро догоняют ушедших вперед. Создаются и растут национальные кадры. Русская литература делается родной литературой народов. Русский язык изучается уже охотно и свободно. Рост культурного и материального обеспечения, рост политического сознания, творческой инициативы - характерная черта всех народов и национальностей, населяющих нашу республику. Таковы политические результаты национальной политики коммунистической партии.
(«О проекте Конституции РСФСР», 1937)
Марксисты стремились определить не точные границы, отделяющие интеллигенцию от остального населения, а ее социально-экономическую роль и место в классовой структуре капиталистического общества. Там роль интеллигенции определена - это служить капиталу на всех его поприщах, т. е. в производстве, в государственном аппарате, в общественной жизни и т. д., выступая повсюду и везде защитником капитализма. Коротко говоря, интеллигенция являлась приказчиком капиталистов...
Положение советской интеллигенции совершенно иное. Кому она может служить при отсутствии капиталистов?- Только народу, т. е. рабочему классу и крестьянству.
Например, писатель - его произведение читает не капиталист, а народ. Недаром книги наших писателей выходят не двумя-тремя тысячами экземпляров, что является нормальным в странах капитала, а сотнями тысяч.
Наш артист, - он играет не в строго отборной аудитории, так сказать, завсегдатаев театра, а перед народом. И как бы ни был вместителен театр, в нем всегда тесно, в нем бьется народная волна...
Ни один угнетенный класс никогда не имел и не мог создать собственной интеллигенции. Только рабочий класс оказался в силах разрешить эту задачу благодаря завоеванию политической власти и экспроприации экспроприаторов. Речь идет о создании такой интеллигенции, таких руководящих кадров, таких инженеров и техников, таких администраторов, командиров, деятелей науки, искусства, литературы, театра, школы, печати, юриспруденции, медицины и т. д., которые способны понять политику рабочего класса, способны усвоить эту политику и готовы осуществлять ее на совесть, т. е. такую интеллигенцию, которая способна отстаивать интересы рабочего класса на всех поприщах и во всех сферах как интересы руководящего класса нового общества.
Такой именно и является в своей основе наша, советская интеллигенция, которая благодаря этому становится передовым отрядом в строительстве коммунизма.
(«Об интеллигенции», 1939)
...перед нашей интеллигенцией, перед людьми интеллектуального труда в нашей стране открылось такое широкое поприще для творчества, о котором раньше нельзя было и мечтать.
Прежде, например, грузинский писатель писал на грузинском языке только для грузинского народа. Даже очень даровитому писателю прорваться на широкую арену, не говоря - европейскую, но и в российскую литературу, представляло огромные трудности, вплоть до полицейских рогаток. Но фактически тогда он не творил даже и для своего народа. Теперь же он действительно творит для грузинского народа, а вместе с ним и для всего 183-миллионного советского народа. В этом как раз и выражается одна из важнейших особенностей советской власти, глубоко интернациональной по самой своей природе. Можно смело сказать, что в наше время ни одно ценное художественное произведение грузинского, армянского, белорусского, украинского и любого национального писателя не останется втуне, оно сейчас же выскочит на всесоюзную арену, его подхватит не только русский народ, но и народы всего Советского Союза. Вот в чем заключается новое положение.
Это новое положение, несомненно, расширяет кругозор всех работников интеллектуального труда и уменьшает национальную ограниченность.
(Из речи на Тбилисском общегородском собрании интеллигенции, 1940
Чем выше будет наша культура, чем лучше будут жить люди в нашей стране, тем сильнее будет агитация за коммунизм во всем мире. И это будет такая агитация, с которой никакие силы реакции не справятся, против которой окажутся бессильными все орудия пытки, казни и истребления людей.
(Из речи на митинге рабочих Тбилисского паровозоремонтного завода им. Сталина, 1940)
Образование не дается легко. Его надо завоевать в неустанном труде. Без широкой образованности нельзя преподавать марксизм-ленинизм с расчетом хотя бы на маленький успех. Какой может получиться преподаватель марксизма-ленинизма из человека, который плохо знает историю народов СССР, всеобщую историю, естествознание, литературу, философию, разные отрасли искусства и т. д.
Вы, наверное, хорошо знакомы с тетрадями Карла Маркса, в которых содержатся его знаменитые хронологические выписки. Но Маркс поражает не только своими знаниями истории, но и математики, и естественных наук, и литературы, и искусств и т. д. и т. п. Чего только не знал Маркс! Вот где успех!
(«О преподавании марксизма-ленинизма», 1940)
...для того чтобы повышать культуру, надо обратиться к истории культуры, ко всему культурному наследию человечества. Нужно знать русскую литературу и в особенности художественную. Без этого не обойтись. Учитель имеет дело с человеческим материалом, с самым молодым и восприимчивым. Художественная литература - это богатейшая панорама типов людей, так по крайней мере я думаю. В художественной литературе вы видите людские типы в бесконечно разнообразных положениях. Поэтому знание художественной литературы - это почти ваша профессиональная обязанность. Поэтому повышение культуры - это в первую очередь знание художественной литературы. Она больше всего обогащает человека, дает возможность (я сужу по своему опыту) расти человеку, больше понимать людей.
(Из речи на совещании учителей, 1938)
Вы знаете, что лучшие, гениальные произведения читаются различными людьми или людьми различных положений или различных возрастов, и каждое положение и каждый возраст находят свои отклики в этих произведениях. Я напомню вам хотя бы о «Дон-Кихоте». Я читал его в детстве и им восхищался; я читал его уже в зрелом возрасте и тоже восхищался. Ясно, что когда я читал его в детстве, находил одни качества, а в зрелом возрасте восхищаюсь другими сторонами. Вы видите, что есть произведения, которые удовлетворяют не только лиц различных классовых положений, но и различных возрастов.
(Из речи на VII Московском губернском съезде Советов, 1925)
Нам нужно, с одной стороны, обучать студентов высшей технической школы теории, обучать непосредственно техническому делу, а с другой стороны, их нужно знакомить с литературой, в том числе и с беллетристикой. Вам, может быть, покажется странным мое заявление, что инженеру, технику нужно знать литературу. Вы, может быть, скажете: для чего нужно инженеру, человеку, который будет руководить техническим делом, руководить чем-то ощутительным, материальным, зачем ему знать стихи, музыку, беллетристику и т. д.? Разве это нужно для производства? Я прямо скажу: если вы хотите быть не только инженером-техником, но инженером-руководителем большого предприятия, инженером-организатором, то вы должны знать и литературу. Инженер должен быть хорошим организатором. Вы возьмите буржуазное общество. Посмотрите, как там ценятся организаторы. Все это обычно выходцы из другой среды. За что они получают большую цену? Да за то, что представляют собой хороших организаторов.
В истории наибольшую ценность в качестве организатора имеет коммунистическая партия. Всю революционную работу, которую мы проделали, и ту цель, которую поставила коммунистическая партия, мы сумели достигнуть, вы думаете, только благодаря тому, что у нас был правильный политический прогноз и своевременно давались лозунги? Тот, кто думает так, жестоко ошибается.
В том-то и дело, что наша коммунистическая партия была лабораторией, была лучшим институтом для выработки организаторов. Ни одна партия не имела столько организаторских сил, как мы. Ни в одной партии, кроме нашей, не было настоящих организаторов. Революция показала, что только одни коммунисты располагают значительным количеством руководителей-организаторов.
Если из вас кто-либо читал Ленина, и читал все произведения, том за томом сразу, то должен был увидеть, какое колоссальнейшее внимание Ленин уделял организационным вопросам и как он всячески стремился приучить рабочих, коммунистов к организации.
Роль организатора - есть крупнейшая роль. В новом, социалистическом обществе роль организатора удваивается, утраивается. Чем должен располагать человек для того, чтобы быть организатором? Ведь каждый организатор должен суметь организовывать людей - не машины, а живых людей. Машины - предмет неодушевленный, вы это знаете и из грамматики, а организатор имеет дело с живыми людьми. Для того чтобы уметь организовывать, вам нужно знать людей, а как вы это сумеете без знания жизни?
Товарищи, знание типов, умение разбираться в людях, умение разбираться в каждом человеке и знать, что каждый собой представляет, что можно взять от каждого и как можно лучше использовать в производственном отношении того или другого, - все это требует знания литературы.
(«Задачи высшей технической школы», 1930)
Если хотите хорошо составлять документы, - читайте Чехова. Я считаю, что лучше его никто не пишет: коротко, сжато, ясно, прекрасный, настоящий русский живой язык. Чем больше вы будете читать, тем больше он будет нравиться. Сколько раз я ни читал Чехова, еще и еще возвращаюсь к нему. Это один из крупнейших наших художников. Он жил в безвременье, но дал много, у него нужно учиться. Прекрасный язык у Гончарова... У нас очень много близких по значению слов, а чтение литературы дает понимание их употребления. Вы будете иметь дело с народом. Вам нужно говорить с ним хорошим языком, чистым, ясным, простым. А это самое трудное. Имейте в виду, что беллетристика - это одно из важнейших пособий для наших работников...
Смотрите читайте беллетристику. Видно, вы еще во вкус ее не вошли. Посмотрите, сколько Маркс уделял времени беллетристике. Он критиковал Эжен Сю. Сколько он останавливался на Бальзаке.
Вам и по другой причине нужна беллетристика. Вы будете иметь дело с людьми, а беллетристика учит познавать людские характеры. В вашей работе знание беллетристики вам поможет в понимании людей. Это помимо того, что она вас вообще разовьет. Вам надо познакомиться с Белинским, Добролюбовым, они читаются чрезвычайно легко. Когда вы войдете во вкус, у вас и время найдется.
(Из беседы со студентами Института государственного права и государственного управления, 1938)
Я считаю, что секретари комитетов комсомола по работе среди школьной молодежи и пионеров должны быть очень культурными людьми. Этим я вовсе не хочу сказать, что вы должны быть узкими специалистами-педагогами. Нет, не о том идет речь. Пожалуй, если вы будете узкими специалистами-педагогами, то можете кое-что даже напортить в своей работе. Вы должны быть высококультурными людьми в смысле общей эрудиции, т. е. вы должны быть основательно знакомы с общими и специальными трудами по основным вопросам школьного дела, по основным отраслям науки, искусства и техники, вы должны хорошо знать художественную литературу и т. п., потому что вы являетесь образцом для учителей-комсомольцев. Вы должны быть высококультурными в смысле учения правильно держаться с учителями, в смысле умения обращаться с людьми вообще, в смысле такта. Если вы овладеете этими элементами культуры, то вы легче и скорее узнаете духовные запросы и интересы советского учительства, вы без труда узнаете, что люди читают, какие произведения больше всего любят, как относятся к литературе вообще, и, наконец, вам легче будет узнать настроение учительства и школьников. Только тогда вы станете действительными помощниками партии и советской власти в коммунистическом воспитании школьников.
(Из речи на совещании ЦК ВЛКСМ с секретарями обкомов комсомола, 1940)
Вообще я несколько удивлен, что вы ограничились только формальным отчетом.
Выражаясь языком наших критиков, ваши доклады носят скорее формалистический характер, чем характер социалистического реализма. Кажется, Брюсоз сказал: «Я потому молодежь люблю, что, опираясь на нее, можно двигаться вперед». И это правильно. Между тем у вас незаметно движения вперед, хотя для этого имеются большие возможности. Вы ведь не заведующие отделами народного образования, которые переобременены административно-хозяйственными делами, начиная с ремонта и кончая дисциплиной в школе. Вы располагаете сравнительно большей свободой, чем заведующие отделами народного образования. Вы являетесь помощниками партии и советской власти не столько по части ремонта школ, - хотя и здесь вы должны помогать, когда это требуется, - сколько по организации и обеспечению коммунистического воспитания подрастающего поколения. Вы, наконец, не беспристрастные наблюдатели, а, как я полагаю, пламенные советские патриоты. Энергия у вас должна кипеть, а если она не кипит, то какая же вы молодежь, какие же вы советские патриоты? Вы должны стремиться вперед и вперед, вы должны улавливать каждый новый актуальный вопрос. Но для этого, повторяю, еще раз, вы должны иметь большую культуру. Если бы это было в моих силах, я бы заставил вас минимум пять часов в день читать литературу (художественную, по разным вопросам искусства, науки, техники и т. д), чтобы вы были грамотными, культурными, образованными, чтобы при возникновении любого принципиального и практического вопроса учитель почувствовал: о, здесь Академией наук пахнет. Вот тогда и ваш авторитет сразу поднимется в глазах учительства.
(Из речи на совещании ЦК ВЛКСМ с секретарями обкомов комсомола, 1940)
Летнее время дает большую возможность для пополнения знаний хотя бы в области художественной литературы. Прочитать хорошую книжку, коллективно обсудить прочитанное, подискутировать - все это значительно расширит горизонт ваших знаний и даст большую возможность для самостоятельной работы мысли.
Особенно необходимо это для пионеров старшего возраста, которые готовятся вступить в ряды комсомола, т. е. стать на путь сознательной политической жизни как помощников партии по строительству коммунизма.
(«Школа должка стать вторым родным домом», 1941)
Родная страна становится еще более близкой и родной, когда знаешь ее историю, когда учитель, преподавая историю, заставил школьников пережить прошлое народа, когда он зажег в их глазах огонь гордости славными победами наших войск и талантами наших полководцев. Не менее благодарна почва у словесника. Ознакомление с русской литературой, с ее корифеями - какое широкое поле для внедрения лучших патриотических чувств в сердца молодых людей! Я не вижу предмета, который не давал бы возможности развивать любовь к родине, воспитывать лучшие гражданские чувства в молодежи.
(«Учительство и война», 1942)
Труд имеет огромное значение в воспитании ребенка... Я недавно прочитал Радищева, и он рекомендовал обучать дворянских детей ремеслам, чтобы после революции они были полезны новому обществу. Радищев это писал почти двести лет тому назад. И сейчас его книга может быть кое-чем полезна для воспитателя.
(Из речи на приеме заместителей начальников суворовских училищ по политической части, 1944)
Русский народ выдвинул из своей среды немало людей, которые своим талантом подняли уровень мировой культуры. Достаточно напомнить такие имена, как Ломоносов, Пушкин, Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Некрасов, Щедрин, Чехов, Толстой, Горький, Суриков, Репин, Глинка, Чайковский, Римский-Корсаков, Менделеев, Тимирязев, Павлов, Мичурин, Циолковский. Я не говорю о крупнейших деятелях русского театра, оказавших огромное влияние на развитие театрального искусства вообще. Все это говорит о роли русского народа в развитии мировой культуры.
Отвечая буржуазным писакам, лицемерно воспевавшим свободу и независимость «родины», Ленин писал:
«Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы ее трудящиеся массы (т. е. 9/10 ее населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов. Нам больнее всего видеть и чувствовать, каким насилиям, гнету и издевательствам подвергают нашу прекрасную родину царские палачи, дворяне и капиталисты. Мы гордимся тем, что эти насилия вызывали отпор из нашей среды, из среды великоруссов, что эта среда выдвинула Радищева, декабристов, революционеров-разночинцев 70-х годов, что великорусский рабочий класс создал в 1905 году могучую революционную партию масс, что великорусский мужик начал в то же время становиться демократом, начал свергать попа и помещика».
Советский строй раскрепостил творческие силы народа, сделав культуру достоянием трудящихся. Сбылась мечта лучших людей науки, искусства и литературы: народ по достоинству оценил и высоко поднял их культурное наследство, включив его в строительство социалистической культуры. Социализм оплодотворил искусство, науку, технику, на небывалую высоту поднял уровень русской культуры, высшим достижением которой, говоря словами товарища Сталина, является ленинизм.
(«О проекте Конституции РСФСР», 1937)
Да, «дворяне дали России Биронов и Аракчеевых, бесчисленное количество «пьяных офицеров, забияк, картежных игроков, героев ярмарок, псарей, драчунов, секунов, серальников», да прекраснодушных Маниловых. «И между ними,- писал Герцен,- развились люди 14 декабря, фаланга героев, выкормленных, как Ромул и Рем, молоком дикого зверя... Это какие-то богатыри, кованые из чистой стали с головы до ног, воины-сподвижники, вышедшие сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение и очистить детей, рожденных в среде палачества и раболепия». К числу таких детей принадлежал Герцен».
Так говорил Ленин к 100-летию рождения Герцена. Среди бесчисленных драчунов, псарей и т. п., вопреки желанию и стремлениям господствующих классов, рождались Герцены и вели за освобождение народа жестокую борьбу еще 100 лет тому назад.
(«Союз рабочих и крестьян в прошло» и настоящем», 1925)
Как бы в противовес «патриотизму» рыцарей кнута и нагайки шло все нарастающим темпом прогрессивное движение, направленное своим острием против самодержавия.
Первоначально борьба прогрессивных сил с реакцией захватила литературу, музыку, живопись, где можно было по крайней мере намеками выражать свое отрицательное отношение к тогдашней действительности. С течением времени в эту борьбу начали постепенно втягиваться демократические слои населения, благодаря чему она принимала все более радикальный характер. Этот процесс растил и сплачивал противников самодержавия, противников так называемой официальной России. В то же время он создавал национальный оплот большого народа в лице его лучших представителей. Появилась целая плеяда гениальных и одаренных писателей, критиков и публицистов, которые высоко подняли и прославили нашу литературу, сделали ее мировой. И не только литература, но и русская музыка, живопись, наука стали выделять своих блестящих представителей, как истинных патриотов национальной культуры.
Эти люди, дорожившие своей честью, человеческим достоинством и общественной репутацией, решительно отмежевывались от квасного официального «патриотизма».
Для них превыше всего было служение своему народу и пробуждение в нем истинного патриотизма. Ради этой великой цели они не щадили своих сил и дарований. У них учились, их примеру следовали и заражались высоким патриотизмом современники и последующие поколения. Глубоко патриотическая деятельность этих людей составляет немало ярких и увлекательных страниц в истории русского народа. И если они не пользовались симпатиями официальной России, то народ, напротив, воздавал им должное уважение, всегда чтил и будет чтить светлую память о них.
(«О коммунистическом воспитании», 1940)
Величайший художник слова Короленко в своем «Слепом музыканте» ясно показал, как проблематично, непрочно это отдельное человеческое счастье. Если, товарищи, в мирное время столь неустойчиво счастье каждого человека и так подвержено оно случайностям, то в настоящий момент, в момент гражданской войны, когда погибают тысячи людей, личного счастья вне борьбы нет.
(Из речи в Тульском пролеткульте, 1919)
Мы стоим перед задачей поднять благосостояние рабочего и крестьянина, - поднять его до культурного уровня. Человечество теоретически ставило эту цель несколько тысячелетий: это - задача, над которой работали лучшие умы, начиная от древних философов и кончая Львом Толстым, - задача, мимо которой не проходил ни один интеллигентный человек, занимаясь ею или будучи студентом, или если не студентом, то под старость. Теперь эта задача стоит практически. Программно мы ее решили, - сейчас мы ее проводим практически.
(Из речи на Всесоюзном съезде участковых врачей, 1925)
Есть брошюра Льва Толстого: «Много ли человеку земли нужно». Владелец земли предложил за 100 руб. столько земли, сколько крестьянин обойдет за день от восхода до захода солнца, с выполнением лишь одного-условия: к заходу солнца быть у призового столба.
Чем дальше бежал крестьянин, тем все лучше ему казались земли.
Он уже собрался повернуть к столбу, - время за половину дня, - но впереди перед глазами соблазнительные поляны, - ну, что стоит их захватить: лишь пару еще усилий - и поляны в пределах участка мужика! В момент заката мужик, напрягая последние усилия, был близок к старту, солнце опустилось, с ним вместе руки мужика коснулись призового столба, но мужик испустил свой дух. Помещик отмерил полагающийся мертвецу участок земли.
Мораль Льва Толстого понятна без пояснений. Но-ведь если остановиться на ней, значит - косвенно оправдать существующий строй. Дескать, «сам виноват, не будь жаден». Собственная жадность погубила, и т. д., и т. п. Как мы часто слышим эти слова как назидание неудачному бедняку! По существу же, капиталистический мир так и устроен, что перед каждым неимущим человеком реют миражи его собственного счастья.
Нет ничего в капиталистическом мире более азартного, неустойчивого, как жизнь отдельного человека. Все время человек стремится к призовому столбу, но, к сожалению, он находится в более невыгодном положении, чем толстовский мужик, ибо у того перед глазами все же рисовались земляные поляны, а у современных достигате-лей собственного счастья лишь одни голые миражи. Эти заманчивые миражи искусно расставляются господствующими классами, как могучее предохранительное средство капиталистического строя от разрушения его беднотой.
Конечно, и наше крестьянство в значительной степени еще заражено иллюзиями о возможности наладить собственное хозяйство самостоятельно, вне зависимости от общего благосостояния. Недаром Лев Толстой вывел именно крестьянина, а реакционеры всех мастей заботливо культивируют в крестьянине индивидуалистические предрассудки. Это им выгодно, ибо это распыляет крестьян.
Советский строй, привлекая крестьянина к управлению государством, знакомя его со всей механикой накопления материальных средств, основательно проветривает крестьянские головы от мелкобуржуазного засорения.
(«Союз рабочих и крестьян в прошлом и настоящем», 1925)
Невольно вспоминается сказка Льва Толстого «Много ли человеку земли нужно». В ней рассказывается, что за определенную сумму денег человек должен был получить столько земли, сколько он сможет обежать от восхода до заката солнца. И человек, выбиваясь из сил, стремился охватить в своем беге как можно больше. Но когда он прибежал к старту, то пал бездыханным, и ему оказалось нужным только три аршина земли для могилы. Да, Гитлер наградил землей свою кадровую армию: миллионы его солдат получили под советской землей свой участок.
(«Год войны», 1942)
Ведь то, что происходит, то геройство, которое выявляет наша революционная молодежь, есть настоящее бессмертие. Это не обыватель, который дожил бесцельно до 80 лет, сегодня умер, а завтра о нем забыли. Память о наших молодых бойцах, геройски погибших в этой великой борьбе, будет тысячелетиями жить в народных сердцах. И эти моменты, моменты величайшей борьбы, в которой люди переживают великие муки и страдания и вместе с тем великие радости,- эти моменты изучаются и описываются, о них создаются величайшие художественные произведения.
(Из речи на митинге в Туле, 1919)
Наш комсомол живет в исключительно хорошее время, в очень интересное время. Ни одно молодое поколение за всю историю человеческого общества не переживало такого- времени.
В сущности говоря, в те времена, когда не происходит огромных исторических сдвигов, можно прожить до семидесяти лет, нисколько не продвигаясь вперед: в жизни не было больших изменений - человек рождался в одной квартире и в ней же умирал на старости.
Мы же все сейчас живем, и наша молодежь живет в период величайших исторических переворотов. На наших глазах еще существуют государства с большими феодальными пережитками, и в то же время в некогда самой варварской стране Европы, в бывшей тюрьме народов - России, полным ходом идет социалистическое строительство.
В какую историческую эпоху был более интересный период? Где было больше героизма и драматизма, чем в наше время? Даже богатая событиями и потрясениями пора французской революции не имела столько героизма и драматизма. И, конечно, ее нельзя сравнивать с нашей революцией. То была революция хотя в свое время и прогрессивная, но буржуазная. Наша, социалистическая, революция впервые в истории, борясь за интересы передового класса, самого прогрессивного в истории класса - пролетариата, борется тем самым за интересы всего трудящегося человечества. Я очень советую комсомольцам, нашей молодежи прочесть «Буревестник» Горького. Там прекрасно передано революционное стремление передовых людей старой России.
Кто хочет жить для социалистической работы, тот творит, изменяет жизнь, борется, ломает старое, создает новое. И наша советская действительность дает возможность каждому трудящемуся, каждому молодому рабочему и колхознику с наибольшим эффектом проявить и развить все свои способности и таланты. Понятно, что другого такого интересного периода в истории человечества не было, ибо до Октябрьской революции была борьба за кусок хлеба в условиях господства кучки богатеев над миллионами трудящихся.
Нет сомнений, что через некоторое время на основе нашей борьбы, на основе той перестройки, которая идет у нас в стране, будут созданы прекрасные художественные произведения. Нет сомнения, что величайшие творения нашей революционной действительности будут служить великолепными темами для художников. И жить в такое время - это действительно великое счастье. Несмотря на то, что мне 58 лет, я считаю себя счастливейшим человеком, ибо живу в этот период. Мы знаем - будет коммунизм, жизнь будет прекрасна и интересна, но самым лучшим моментом является тот, когда идет борьба классов, когда ты сам участвуешь в этой борьбе, когда знаешь, что в этой борьбе победителем выйдет пролетариат.
(«Будьте всесторонне развитыми людьми», 1934)
Люди не могут жить, по прежнему выражению, «без души», а по нашему - без общественных идеалов. Жизнь каждого человека, если только он понимает, что он - человек, лишь тогда полна, когда он чувствует, что стремится к чему-то высокому, не в смысле своих узкоэгоистических интересов, а в смысле возвышенной цели передовых людей, борющихся за общее великое дело, которое его лично воодушевляет. И действительно, товарищи, только тот человек, по моему мнению, может быть счастлив, который ставит перед собой большие цели и борется за них всеми своими силами, хотя бы у него и были средние человеческие способности.
Иные из вас могут подумать: «Ну, да, бороться за общественные идеалы... Не всем же бороться за эти идеалы. Пусть вожди борются за идеалы, а мы будем жить попросту!» Нет, товарищи, жить попросту не выйдет. У нас социалистическое государство, и, следовательно, от человека требуется куда большая идейность,, чем от передовых людей в старом, капиталистическом обществе. Почитайте нашу классическую литературу - и вы увидите, что безыдейные люди - это, по сути дела, мученики, если они, конечно, не просто мерзавцы, воры и пьяницы.
Значит, идейность - это великое дело.
А какая идейность может быть у нас? У нас - самая высокая идейность. Это - борьба за интересы всего человечества, за создание лучшего общественного строя^ который мы называем коммунизмом. В этом и заключается вся наша работа, весь смысл нашей борьбы.
В наших условиях идейный человек - это такой человек, который стремится создать на самой научной базе наилучшее устройство общественной жизни человечества. И если такой человек видит успехи в построении этого нового общества, то ему легче жить, ибо он непосредственно осязает результаты своих усилий в борьбе за эту великую цель.
(Из речи в Московском институте цветных металлов и золота им. М. И. Калинина, 1940)
Гениальный процесс творчества превращается в пустое место, если творец знает, что его работа умирает вместе с ним. Представим себе самого гениального человека в момент его творчества; процесс этого творчества будет иным, если он знает, что его работа не будет подхвачена человеческой массой. Та работа, которую делаем мы, если она отвлечена от социалистического одухотворения, превращается в простую механическую, неувлекательную работу. При постройке социализма в Советском Союзе каждая работа, какой бы простой с внешней стороны она ни была, одухотворяется ее целевым назначением; мы находим удовлетворение в том, что всякая небольшая часть работы, сделанная нами, является частицей социалистического строительства.
(Из речи на открытии сессии ВЦИК, 1926)
Общество, основанное на рабстве, на угнетении человека человеком, превратило труд в подневольную каторгу, одно из самых возвышающих занятий сделало невыносимым, бессмысленным, тупым, а возню людей, занимающихся хотя бы столь глупым предметом, как геральдика, благородным делом.
Полезный труд возвращает свои права, и сейчас мы должны опоэтизировать, облагораживать, вдувать в него творческую мысль, которая бы давала духовное удовлетворение работнику, творцу-поэту как на фабрике и заводе, так и в тяжелой сельскохозяйственной работе.
(«В борьбе за новую деревню», 1926)
Нередко слышим жалобы о слабости нашей литературы. Может быть, литература наша слаба по сравнению с тем огромным ростом, который наблюдается во всех остальных сферах человеческой деятельности. Но наша литература является самой молодой из всех литератур всех народов и стран. Вместе с тем она является самой идейной, самой передовой и самой революционной литературой». Эта литература говорит о социалистическом труде народов Страны советов, о счастливой жизни в Советском Союзе. Она служит делу социалистического строительства; герои наших литературных произведений - это активные строители новой жизни - рабочие, работницы, колхозники, партийцы, инженеры, комсомольцы, пионеры, хозяйственники; тематика наших произведений - это творческая деятельность народов нашей страны.
Разве все это не говорит о том, что СССР стал не только передовой индустриальной страной, не только страной самого крупного в мире социалистического земледелия, но и страной передовой социалистической культуры?
Всем известно, каким успехом пользуются на международных конгрессах и конкурсах наши ученые, пианисты, скрипачи, артисты, певцы, танцоры, бегуны, пловцы, шахматисты.
(«Что дала советская власть трудящимся», 1937)
От народа не должны отставать наши талантливые литераторы и художники. Ведь никогда еще не было для них столько и такого благодарного материала, как в нашу эпоху. Только теперь они имеют неограниченную возможность служить своему народу и внедрять в массы глубокие чувства патриотизма на основе великих деяний современных поколений.
Мне кажется, великолепным образцом служения советскому народу является Маяковский. Он считал себя бойцом революции и был таковым по существу своего творчества. Он стремился слить с революционным народом не только содержание, но и форму своих произведений, так что будущие историки наверняка скажут, что его произведения принадлежали великой эпохе ломки человеческих отношений. Поэтому я считаю, что Маяковский имел право, обращаясь к будущим поколениям, сказать:
Я к вам приду
в коммунистическое далеко
не так,
как песенно-есененный провитязь.
Мой стих дойдет
через хребты веков
и через головы
поэтов и правительств.
Мой стих дойдет,
но он дойдет не так, -
не как стрела
в амурно-лировой охоте,
не как доходит
к нумизмату стершийся пятак
и не как свет умерших звезд доходит.
Мой стих
трудом
громаду лет прорвет
и явится
весомо,
грубо,
зримо,
как в наши дни
вошел водопровод,
сработанный
еще рабами Рима.
В этом гордом заявлении мы слышим величественный голос нашей эпохи, наших поколений, преобразующих мир на новых началах.
(«О коммунистическом воспитании», 1940)
У всех у вас, мне кажется, есть желание обойти трудности, свалить все на объективные условия, - мало, дескать, помогают, мало обращают внимания. Неверно это. Смотрите - Шолохов. Его «Тихий Дон» я считаю нашим лучшим художественным произведением. Отдельные места написаны с исключительной силой. А писал человек в провинции, в станице. Но по языку чувствуется, что он много и упорно учился и никакие журналы для начинающих ему не помогали. Я не верю, чтобы он написал «Тихий Дон», не будучи хорошо знаком с нашими классиками.
Шолохов с виду очень простой, незаметный человек, а чувствуется, что он прошел большую школу, да, вероятно, и сейчас очень много над собой работает.
(«Писатель должен быть мастером своего дела», 1934)
Иногда среди молодежи приходится слышать такие разговоры: вот в прежней литературе были герои, которых люди могли брать за образец для своей жизни, а в современной литературе нет или почти нет таких героев. С моей точки зрения, это, товарищи, вдвойне неправильно.
Во-первых, в прежней литературе было очень мало таких героев, которых можно было бы взять за образец. Ведь, как правило, это были «лишние люди».
Во-вторых, в современной, т. е. советской, литературе имеется уже немало героев, достойных подражания. Возьмите «Как закалялась сталь» Островского, «Энергию» Гладкова и целый ряд других произведений художественной литературы, в которых выведены замечательные люди. По-моему, наша молодежь многое может почерпнуть из этих произведений.
(«Роль и задачи политработников Красной Армии и Военно-морского флота», 1940)
У нас существует предрассудок, что американская демократия - это одна из самых либеральных демократий.
В фельетоне Ильфа и Петрова, напечатанном в «Правде» 15 июня, в ярких красках раскрывается сущность американской демократии.
Достаточно сказать, что в Америке около 2,5-3 миллионов негров лишены избирательных прав, и не как-нибудь лишены, а на основании «высокой культуры» Америки. Лишаются избирательных прав те, кто являются неграмотными. Многие наивные люди подумают, какая высокая культура в Америке, она подгоняет население учиться грамоте для того, чтобы быть равноправным. Но каждый великолепно понимает, что миллиардеры и те законодатели, которые изгоняли учение Дарвина из школ, вовсе не стремятся к повышению культуры своего народа. Вопрос просто раскрывается - они не хотят, чтобы негры участвовали в выборах, а негры и являются, главным обра

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...