Иранский фактор в геополитике Каспия
Попытки усиления своего влияния в регионе предпринимает и Исламская Республика Иран, являющаяся региональной державой континентального типа, антиамериканской, антиатлантической и геополитически активной страной. Стремление Ирана достигнуть соглашения о совместном использовании Каспия и его ресурсов всеми Прикаспийскими государствами на равной долевой основе может дать ему возможность не только вернуться к уровню своего влияния в начале XVIII в., но и значительно укрепить и легитимизировать свое реальное, а не фактически виртуальное присутствие на Каспии. Учитывая, что территория Ирана является одним из геополитически ключевых звеньев для новых независимых Прикаспийских государств, полностью исключить Тегеран из участия в каспийских проектах Западу вряд ли удастся. Именно Иран представляет собой единственную реальную силу на Большом Среднем Востоке, противостоящую продвижению НАТО на Восток в южном направлении. В целом же иранский проект «освоения» постсоветского Кавказа является частью более масштабных внешнеполитических целей Тегерана. Идеологический экспорт принципов Исламской революции как основы создания «дружественного» Ирану геополитического поля стало движущим мотивом действий иранской дипломатии. Кавказ, как и постсоветская Центральная Азия, в этой концепции занимает особое место. Прежде всего, для Тегерана является важным не допустить усиления влияния прозападных сил, способных лишить Иран доступа к важному со стратегической и экономической точек зрения региону. Действия же ведущих государств Запада в данном случае, как считают в Иране, должны быть блокированы ввиду их опасности для национальных интересов страны.
В свою очередь, расширение своего влияния на Южном Кавказе может позволить Ирану укрепить статус региональной державы, что заставит тот же Запад считаться с позицией этой страны на международной арене. Основную ставку в своей кавказской политике Тегеран делает на Россию как реальную силу, противодействующую Западу, налаживая при этом достаточно тесные политические и экономические связи с Арменией25. Принципиально поддерживая развитие международного сотрудничества в Каспийском регионе, в том числе в освоении его энергетических и биологических ресурсов, иранская сторона твердо выступает против какого-либо военного присутствия здесь внерегионалъных стран. В то же время собственные интересы Ирана при определенном развитии событий могут способствовать дестабилизации обстановки в Каспийском регионе. В первую очередь речь идет о проблеме статуса Каспийского моря. Первоначально Иран занимал позицию, чрезвычайно близкую российской: Каспийское море и его ресурсы должны рассматриваться с точки зрения кондоминиума — общего богатства, без границ и секторов. Однако в дальнейшем руководство Ирана решило воспользоваться результатами развала Советского Союза, начав претендовать на большую, чем прежде, долю при разделе Каспийского моря. По мнению Тегерана, считающего Каспий озером, было бы справедливо разделить этот водоем на пять равных частей (т.е. по 20%), одна из которых должна принадлежать ему (вместо 13%, на которую были согласны большинство Прикаспийских стран). Более того, Иран даже высказывал точку зрения, согласно которой его доля должна составлять 50%, так как бывшие республики СССР взяли на себя права и обязанности Советского государства, а значит, должны делить между собой оставшуюся половину26. В настоящее время в основном существуют три точки зрения по данному вопросу.
Первая, согласно которой сторонники теории «Каспий—море» считают, что признание Каспия в качестве моря позволяет провести его демилитаризацию в соответствии с нормами международного морского права. И, в первую очередь, согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., а именно по принципу срединной линии, что означает, что если берега двух государств расположены напротив или примыкают друг к другу, то ни одно государство не имеет права распространять свое право за линию равного отстояния от береговых линий. Приверженцы второй точки зрения «Каспий—озеро» ссылаются на то, что Каспийский бассейн является «закрытым», поэтому к нему не применяются нормы международного права, и у него должен быть
какой-то особый режим. При этом ссылаются на то, что Каспий не имеет естественного соединения с Мировым океаном. Сложность проблемы здесь состоит в отсутствии в международном праве соответствующих норм, определяющих статус международного озера. К тому же нет ни одного между народ но-правового документа, который определял бы, водоем каких размеров следует считать озером, а каких — морем. Сторонники третьей точки зрения предлагают объявить Каспий международным водным бассейном, принадлежащим одновременно всем Прикаспийским странам, которые могут совместно эксплуатировать ресурсы Каспия27. Согласно трехстороннему соглашению, заключенному Россией, Казахстаном и Азербайджаном в мае 2003 г., было разделено 64% северной части Каспия. Казахстан получил 27%, Россия — 19%, Азербайджан — 18%. Ирану и Туркменистану оставили 36%, предложив делить их по своему усмотрению28. В целом же проблема окончательного определения международно-правового статуса Каспия из-за особых позиций Ирана и Туркменистана находится в тупиковой ситуации и продолжает оставаться неразрешенной. Между тем в южной акватории Каспия, где расположены достаточно перспективные месторождения нефти, неминуемо пересекаются интересы Ирана, Азербайджана и Туркменистана. События в июле-августе 2001 г., в особенности 23 июля, когда иранские военные корабли атаковали азербайджанские нефтяные месторождения, продемонстрировали готовность Ирана применить силу против Азербайджана, что наглядно свидетельствовало о том, какое развитие может получить непонимание и неприятие странами региона особой иранской позиции в данном вопросе. Несмотря на то что на протяжении последних двух десятков лет ведутся достаточно интенсивные переговоры между Тегераном, Баку и Ашхабадом, однако конфликтный потенциал в этом вопросе далеко не исчерпан. Еще одно направление, где интересы Ирана в определенной степени конкурируют с интересами России, — транспортировка энергоресурсов Каспия на мировые рынки на южном направлении. Иран предлагает свои аргументы в пользу того, чтобы Прикаспийские государства, прежде всего Казахстан и Туркменистан, направили часть своего экспорта через территорию Ирана. Тегеран готов предоставить для этого готовую инфраструктуру: порты, причалы, нефтеперерабатывающие заводы в районе Персидского залива. Возможна и другая форма сделки, когда север Ирана снабжался бы энергоресурсами из Каспийского региона, а аналогичный их объем продавал бы от лица этих стран на мировом рынке. Реализация подобных предложений объективно снизила бы роль России в регионе. Против подобных планов открыто
выступают и США, которые полагают, что Иран стремится в перспективе «воспрепятствовать свободному перемещению энергоресурсов в мире»29, Иран, как и Россия за последние десятилетия испытывал и продолжает испытывать все возрастающее давление со стороны сменяющих друг друга администраций Билла Клинтона, Джорджа Буша-младшего и Барака Обамы, что в значительной степени способствовало сближению позиций обеих стран по ряду кардинальных вопросов, затрагивающих весь Каспийский регион в целом и, прежде всего, по вопросу о недопущении геополитического доминирования Запада в этом регионе. Стремление Ирана осуществить свою ядерную программу может спровоцировать неадекватную реакцию Запада, и в первую очередь США и Израиля, что может кардинально изменить всю военно-политическую ситуацию на Большом Среднем Востоке с далекоидущими геополитическим последствиями как для самого Ирана, так и для России, не говоря уже о других Прикаспийских странах.
Директор Института Центральной Азии и Кавказа при Университете имени Джона Хопкинса Фредерик Стар на слушаниях в Конгрессе весной 1999 г. отмечал: «Самое тяжкое бремя наших мер против Ирана несоразмерным образом приходится на Азербайджан, Казахстан и Туркменистан: они не могут экспортировать свои газ и нефть по маршруту, одному из очевидно альтернативных российским трубопроводам, а именно через Иран. Позиция США основана на утверждении, что это не соответствовало бы интересам самих стран Центральной Азии. Но никто из наших друзей в регионе с этим не согласен»30. Тем не менее, как показали дальнейшие события, Азербайджан, сделав ставку на тесное сотрудничество в энергетической области с Турцией, США и Европейским союзом, выбрал западное направление маршрутов своих нефтегазопроводов, в то время как Казахстан и Туркменистан отдают предпочтение северному, восточному и южному направлениям.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|