США в Каспийском регионе: стремление к реальному геополитическому присутствию
За последние два десятка лет Каспийский регион стал для Запада и прежде всего для его безусловного лидера — США регионом огромного геополитического значения. С середины 90-х годов Соединенные Штаты, не сумев найти тойш орегапсИ с Россией, обратили основное внимание на каспийскую нефть, «чтобы создать американскую сферу влияния на Кавказе и на Каспии ради обладания контроля над нефтью»35. В этот период США, не имея возможности активного вмешательства в постсоветское пространство, определили для себя трех фаворитов: Украину, Азербайджан и Казахстан, ставя перед собой геополитическую задачу — установить «предел распространению российского влияния на трех ключевых направлениях: на Балканы (Украина), в Закавказье (Азербайджан) и в Среднюю Азию (Казахстан)»36. Причем последние два направления непосредственным образом связаны с Каспийским регионом. Уже с конца 90-х годов прошлого столетия Запад значительно активизирует свою деятельность по усилению военно-политического влияния в данном регионе. Это связано с тем немаловажным обстоятельством, что с военно-стратегической точки зрения посредством использования этого региона возможна скорейшая дислокация во-
оружейных сил в таких важных в геостратегическом отношении регионах, как Центральная Азия, Средиземноморье и Ближний Восток, а также в районе Персидского залива37. Что касается геостратегических планов США в отношении Кавказа и Каспийского региона в целом, то совершенно очевидно, что США стремятся к превращению в ведущего геополитического игрока в эгом регионе. Уже начиная с 1997 г. регион был объявлен зоной американских национальных интересов, а 1 октября 1998 г. Азербайджан, Грузия, Армения, Украина, Беларусь и Молдова были включены в зону ответственности Европейского командования ВС Соединенных Штатов - USEVCOM.
В 1999 г. Пентагон, признавая все возрастающее геостратегическое значение Каспийского региона, передал американские военные подразделения в Центральной Азии из подчинения Тихоокеанского командования в распоряжение Объединенного Центрального командования. Это решение было охарактеризовано американским аналитиком Майклом Клером как «редкостный пример изменения военной географии»38. С 1 октября 1999 г. в зону ответственности Объединенного Центрального военного командования Соединенных Штатов (ШСЕМТСОМ) были включены постсоветские страны Центральной Азии: Туркменистан, Кыргызстан, Казахстан, Узбекистан и Таджикистан, из которых две имеют непосредственный выход к Каспийскому морю. Еще через три года — 1 октября 2002 г. в зону ответственности Европейского командования США (ШЕУСОМ) были включены большая часть Северной Атлантики, Каспийское море и Россия39. В январе 2001 г. на Всемирном экономическом форуме в Давосе американские представители вновь подтвердили, что «Каспий является зоной их жизненных интересов и рассматривается как источник нефти, альтернативный Персидскому заливу»40. Еще в середине 90-х годов в Пентагоне был разработан план операции «Шторм над Каспием» на случай, если американские интересы будут поставлены под угрозу. По мнению директора научно-информационного центра И. Бар-ниц, «борьба между Россией и США за влияние в Закавказском регионе определяется не только близостью к стратегически важным нефтяным месторождениям Азербайджана». Главная причина — признание Кавказа как стратегического узла, в котором пересекаются интересы России, Турции, стран Востока41. В свою очередь, «Wall Street Journal» констатирует, что главной задачей Запада является «неуклонное расширение НАТО и ЕС до тех пор, пока обе эти организации не включат в свою орбиту в той или иной форме страны, находящиеся в непосредственной близости от них. Это Украина, Белоруссия, Молдова, Грузия
и Азербайджан42. Запад должен обеспечить себе открытый доступ к каспийской нефти и газу, подчеркивает это американское издании43. В ходе начавшейся 7 октября 2001 г. антитеррористической операции «Несокрушимая свобода», в ходе которой был оккупирован Афганистан, Пентагон начал использование ряда военных баз и аэродромов в Узбекистане, Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане, разместив в некоторых из них свои воинские контингенты. Интенсифицировались также военные контакты США с южнокавказскими странами, в особенности в деле строительства вооруженных сил Грузии. На саммите же НАТО, состоявшемся в июне 2004 г. в Стамбуле, было официально объявлено о планах организации стать «гарантом безопасности» для стран Центральной Азии и Кавказа, а в целом Каспийский регион был объявлен стратегическим районом альянса. Значимость Каспийского региона для США стала настолько большой, что проблемы этого региона были выделены администрацией США в отдельное направление внешней политики: созданы специальный отдел по региону, целевая рабочая группа в составе Совета безопасности при президенте, учрежден пост специального советника президента и госсекретаря по вопросам энергетики Каспийского региона. В рамках информационно-аналитического директората ЦРУ было создано подразделение, в задачи которого входят отслеживание происходящих в зоне Каспийского моря событий и выработка рекомендаций для политического руководства США44. В целом же США видят в нефти Каспия дополнительный источник энергии, которую можно будет использовать в случае, если поставки из стран Персидского залива окажутся под угрозой. Помимо этого, американские интересы в Центральной Азии и регионе Каспийского моря из-за нефтяных ресурсов во многом определяются стремлением сохранить влияние на своих союзников, т.е. Западную Европу и Японию. США заинтересованы дистанцировать центральноазиатские страны от России и в конечном счете даже вывести их из зоны российского влияния, ослабив ее потенциальные возможности вновь бросить когда-либо геополитический вызов Соединенным Штатам. Все возрастающее влияние США в Центральной Азии, особенно после событий 11 сентября 2001 г. и начала антитеррористической войны в Афганистане, безусловно, дало геополитическое преимущество Вашингтону в отношении Китая, Ирана, Юго-Западной Азии и Южной Азии, не говоря уже о России. В русле американской стратегии в Евразии Вашингтон, используя фактор «исламского фундаментализма и экстремизма», стремится пристегнуть регион Центральной Азии к «географическому поясу», который составляют Турция, Саудовская Ара-
вия и Пакистан45. Без подключения к этому процессу стран Каспийского региона и прежде всего Азербайджана, Казахстана и Туркменистана выполнение данной геостратегической задачи выглядит весьма проблематично. В то же время геополитические соображения при разработке каспийских нефтяных проектов на данном этапе для США являются более весомыми, чем экономические. Контроль же над регионом позволит США добиться глобального доминирования в Пятиморье (Черное, Средиземное, Каспийское моря, Персидский залив с примыкающим к нему Аравийским морем) и на всем континенте46. При этом предполагается установить контроль над углеводородными запасами региона и не допустить, чтобы ресурсы Каспия попали в распоряжение стран, которые США считают своими стратегическими оппонентами и конкурентами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|