Россия на Кавказе и Каспии: лицом к лицу с геополитическими реалиями XXI в.
Тем временем события последних лет вокруг Каспия, связанные с неурегулированностью ряда проблем, прежде всего с определением его статуса и разделом акватории между Прикаспийскими государствами, не может не вызывать серьезную обеспокоенность России, геополитическое присутствие которой в данном регионе в 90-х годах XX в. значительно ослабло. Это было связано в основном с двумя факторами. С одной стороны, Россия тогда не в полной мере осознавала, в чем конкретно заключаются ее интересы на этой части постсоветского пространства, какие инструменты она могла использовать для их осуществления, что и дало возможность Западу достаточно беспрепятственно войти и закрепить свои позиции в ряде стран Каспийского региона. С другой стороны, значительное ослабление экономического потенциала России в тот период не позволяло ей в полной мере отстаивать свои геополитические и геоэкономические интересы в этом регионе48. Фактически границы с Кавказом отошли к рубежу начала XIX в., а с Центральной Азией — середины этого же столетия, что в конце концов привело к уменьшению роли России как основного геополитического центра на Каспии.
В ельцинский период «разброда и шатаний» во внутренней и внешней политике России ее «каспийская политика» отличалась своей непоследовательностью и фрагментарностью, вытекающей из игнорирования специфических особенностей как региона в целом, так и Прикаспийских государств. Москва не сумела в полной мере задействовать рычаги геополитического влияния, которые сделали бы ее политику более эффективной, уступив инициативу странам Запада. К тому же, увязнув в 90-е годы в войне в Чечне, которая являлась важным звеном перекачки каспийской нефти на экспорт и где стыковались нефтепроводы из Азербайджана и Казахстана, Москва значительно усложнила свои позиции на Северном Кавказе. Как отмечал в свое время руководитель Комитета национального спасения Чечни Умар Авторханов: «Не будь у нас проклятой трубы, не будь каспийской нефти, не будь интересов различных дельцов, то войны бы в Чечне не было»49.
Связь событий в Чечне с борьбой за трубопроводы со всей очевидностью проявилась в конце 1994 г., когда Москва начала здесь активные боевые действия, переросшие затем в новую кавказскую войну, а усиление позиций «ваххабизма» на Северном Кавказе знаменовало собой появление в этом регионе новых антироссийских сил, способных дестабилизировать ситуацию на всем Кавказе. Все это привело в конце концов к реальной угрозе потери Россией своих геополитических позиций в данном регионе со всеми вытекающими из этого геостратегическими последствиями. В целом же в тот период «у России не было синтезированной, ориентированной на будущее, общенациональной позиции в отношении Каспия»50. Однако обладание крупными портами на Каспии и достаточной мощной транспортной и военно-морской инфраструктурой, сосредоточенной в основном в Астрахани и Махачкале, позволили России продолжать оставаться основной доминирующей силой в бассейне Каспийского моря. В то же время лишь приход к власти новых политических сил в Москве в 2000 г. позволил начать процесс «возвращения» России в этот регион. После прихода к власти в России В.В. Путина внешнеполитические шаги российской дипломатии стали отличаться своей прагматичностью и последовательностью. Причем во внешнеполитической доктрине России появилась новая тенденция — придерживаться концепции гибких коалиций, т.е. не входить в долгосрочные союзы ни с одним государством, не принимать на себя обязательств, которые могут неожиданно войти в противоречие с ее национальными интересами, делая ставку в основном на налаживание стабильных двух-
и многосторонних взаимоотношений с государствами постсоветского пространства, в том числе и Прикаспийскими, согласно своим конкретным геополитическим и геоэкономическим целям и задачам. Стремление России нормализовать свои отношения со всеми Прикаспийскими государствами было наглядно продемонстрировано в ходе официальных визитов президентов В.В. Путина и Д.А. Медведева в Прикаспийские страны, состоявшихся в последнее десятилетие и в ходе которых был заключен ряд важных межгосударственных политических и экономических соглашений. Со всей наглядностью это было продемонстрировано также и в ходе официального визита Президента Российской Федерации В.В. Путина в Азербайджан, его переговоров с Президентом Азербайджанской Республики Г.А. Алиевым, завершившихся конкретным и важным для обеих сторон результатом — подписанием 9 января 2001 г. совместного Заявления о принципах сотрудничества в Каспийском море. В течение 2007—2009 гг. состоялся ряд визитов руководителей России в страны этого региона, в особенности в Туркменистан и Казахстан, в ходе которых были достигнуты важные соглашения о транспортировке энергоресурсов этих стран через территорию России на мировые рынки.
Военные игры на Каспии
Безусловно, одной из важнейших проблем, касающихся как настоящего, так и будущего Каспийского региона, является проблема его демилитаризации. Курс же на наращивание всеми пятью Прикаспийскими государствами своей военно-морской мощи выступает одним из дестабилизирующих факторов, чреватых непредсказуемыми последствиями. Между тем российская сторона на саммите по проблемам каспийской нефти и газа, состоявшемся в Лондоне 22—23 марта 2001 г., открыто заявила, что предметом особой ее озабоченности является угроза этому региону со стороны международного терроризма и религиозного экстремизма, а также региональных и локальных конфликтов, что оправдывает и требует разностороннего присутствия России в этом регионе, включая и военное51. Что же касается непосредственного военного присутствия России на Каспии, то данная проблема нашла свое отражение в таком основополагающем военно-политическом документе, как в утвержденные Указом Президента РФ от 4 марта 2000 г. «Основы политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 года», где особо подчеркивается необходимость создания ка-
чественно нового ВМФ как одного из важнейших военно-политических компонентов для обеспечения, в частности, «свободы деятельности РФ в Черном и Каспийском морях»32. Уже в начале президентства В.В. Путина начинается процесс усиления геополитического влияния России на Каспии, названный российскими экспертами путинской «стратегической каспийской инициативой»53. Стали более четко определяться ее роль и место в регионе, принципы сотрудничества, были обозначены основные ориентиры на будущее. На заседании Совета Безопасности 21 апреля 2000 г. обсуждалась политика России на Каспии и рассматривались ее основные проблемы — от военных до экологических. На этом заседании было подчеркнуто, что Каспий — «традиционная зона национальных интересов России» и его значение в сфере безопасности серьезно увеличилось. Вместе с тем признавалось, что экономические ресурсы и военно-политическое влияние России не позволяют ей претендовать на лидирующие позиции в регионе54. По мнению В.В. Путина, России следовало принимать полномасштабное участие в конкурентной борьбе за ресурсы Каспия на основе «определения баланса интересов между государством и компаниями России». «Интерес, который проявляют к Каспию наши партнеры в других странах, в том числе в Турции, Великобритании и США... связан с тем, что мы ведем себя неактивно», — отмечал российский президент. В то же время В.В. Путин подчеркнул и недопустимость превращения Каспия в «дополнительную зону для конфронтации»55. Случай продемонстрировать на деле военно-морскую мощь России на Каспии представился после фактического провала Ашхабадского саммита глав Прикаспийских государств в апреле 2002 г. Уже на следующий день после окончания этого совещания президент России В.В. Путин отдал распоряжение о подготовке к проведению в августе 2002 г. широкомасштабных военно-морских маневров на Каспии. Основной причиной, побудившей Москву к проведению этих маневров, было стремление Кремля показать другим Прикаспийским государствам, что Россия по-прежнему играет лидирующую роль в Каспийском регионе с военной точки зрения и что, несмотря на свою относительную экономическую слабость, все еще представляет собой значительную военную силу на международном уровне.
Учитывая, что Грузия и Азербайджан все более интенсивно сближаются с Западом, а Казахстан, как заявил в дни проведения Ашхабадского саммита в парламенте министр иностранных дел этой страны, высказывается за проведение американских военных маневров на Каспии, Москва решила взять инициативу в свои руки. Как заявил
в дни проведения российских военно-морских маневров на Каспии адмирал Э. Балтии, «официальный сценарий учений Каспийской флотилии носит лишь тактический характер, в стратегическом плане Россия должна заявить, что этот регион является зоной ее стратегических интересов, которые она готова отстаивать, в том числе и при помощи военной силы»56. Еще более определенно высказался в ходе маневров министр обороны России С. Иванов, заявивший, что «мир на Каспии может быть обеспечен только тогда, когда у России будут современные вооруженные силы, способные быстро и эффективно противостоять всем вызовам и угрозам в регионе»57. Следует отметить, что никогда ранее — ни в период бывшего СССР, ни в новой России — подобные учения на Каспии не проводились. В них приняли участие части и подразделения Северо-Кавказского военного округа, 4-й армии ВВС и боевые суда КВФ — 60 кораблей разных классов, 30 самолетов и вертолетов, около 10 тыс. военнослужащих. В учениях участвовали также подразделения ВМФ и ВВС Азербайджана и Казахстана. Что же касается Ирана и Туркменистана, то они отклонили предложение России принять участие в этих маневрах. Проведение крупномасштабных военно-морских учений на Каспии в августе 2002 г. наглядно продемонстрировало факт военно-политического доминирования России во всем Каспийском регионе. В Иране военно-морские маневры на Каспии были восприняты не как средство давления на эту страну с целью сделать ее более сговорчивой в деле определения правового статуса Каспийского моря, а как демонстрация готовности противостоять США и НАТО в их стремлении проникнуть и укрепиться в этом регионе. Иранские военные круги заявили о необходимости «объединить усилия», «чтобы на Каспии не появились силы третьих стран, которые не являются субъектами региона»58. «Россия пытается продемонстрировать свою мощь НАТО, — заявил советник Верховного лидера Ирана аятоллы С. Ха-менеи А. Вилаяти, — Россия пытается сказать НАТО, что Каспийское море находится в зоне, контролируемой (Москвой), и что их (стран НАТО) появление здесь не приветствуется»59.
В свою очередь, Иран в конце сентября 2004 г. провел в порту Бен-дер-Энзели и в водах Каспия вблизи побережья Гилян на северо-востоке страны маневры Четвертого округа ВМФ, в которых принимали участие судно «Пейкан» и несколько боевых катеров60. В целом за последние годы Иран развернул на своем секторе Каспия достаточно полно-Ценные ВМС, основу которых составили ракетные, противолодочные, Десантные, минно-тральные корабли и боевые катера, а также морская авиация61.
Что же касается Туркменистана, то в специальном сообщении МИД страны отмечалось, что эта страна как нейтральное государство «не участвует и в будущем не намерена участвовать в каких-либо военных учениях на Каспии ни как участник таких маневров, ни как наблюдатель». Как заметили в туркменистанском внешнеполитическом ведомстве, «проведение подобных полномасштабных учений на Каспии бессмысленно, потому что ни одно Прикаспийское государство, за исключением России, не имеет в этом регионе крупные военно-морские силы»62. Между тем Туркменистан уже в 2002-2003 гг. приступил к формированию своего военно-морского флота на Каспии63. Достаточно значительные усилия для развертывания своих военно-морских сил с целью обеспечения национальных интересов в собственных секторах Каспия предпринимают также Казахстан и Азербайджан. Для Азербайджана эта проблема приобрела особую актуальность после инцидента на Каспии 23 июля 2001 г., когда иранский военный корабль вторгся в территориальные воды Азербайджана и вынудил научно-исследовательское судно «Геофизик-3», которое обследовало считающееся спорным нефтяное месторождение «Алов-Араз-Шарг» для корпорации «Бритиш петролеум», удалиться из этого района. Позже над азербайджанскими научно-исследовательскими суднами «Геофизик-3» и «Алиф Гаджиев» появился и начал кружить самолет иранских ВВС. В ответ на резкие протесты Азербайджана, а также на проявленную озабоченность США Тегеран объявил о готовности идти на крайние меры в стремлении защитить свои интересы на Каспии64. Первые годы наступившего столетия ознаменовались активизацией усилий США и НАТО под благовидным предлогом «борьбы с международным терроризмом» в целях установления военно-политического контроля над важнейшими в геостратегическом отношении регионами мира. Причем одним из основных явился американский план «Великий Средний Восток» (The Greater Middle East), включающий в себя Северную Африку, Ближний Восток, Средний Восток, Кавказ и Центральную Азию, т.е. огромное геополитическое пространство от Марокко до Пакистана65. В интервью американской газете «Defense News» осенью 2003 г. заместитель командующего войсками США в Европе генерал ВВС Чарлз Ф, Уолд недвусмысленно заявил, что руководство американскими войсками в Европе намерено усилить свое присутствие в Африке и Прикаспийском регионе. При этом он назвал страны, в которых могут быть созданы новые базы, — это Азербайджан, Уганда и островное государство Сан-Томе и Принсипи. Как отмечал американский генерал, одной из будущих задач американских военных будет патрулирование и обеспечение безопасности нового трубопровода Баку—Тбилиси-Д же и хан66. «В Каспийском море имеется большой
запас полезных ископаемых, — подчеркивал американский генерал. — Мы хотим быть способными обеспечить длительное пользование этими ресурсами»67. В свою очередь, «The Wall Street Journal» сообщал летом 2003 г., что 15 тыс. военнослужащих из 70-тысячного американского контингента, размещенного в Германии, планируется перебросить на Южный Кавказ и разместить в созданных в Грузии и Азербайджане мобильных «передовых базах»68. Не исключается возможность создания подобных баз и в Армении69. Всего же, по мнению одного из ведущих аналитических центров США — RAND Corp. — имеется более 20 аэродромов, расположенных в Грузии, Азербайджане и Армении, отвечающих американским «минимальным критериям»70. В 2003 г., в период разработки американского плана военной акции против Ирана в недрах Пентагона также появился план по созданию сил специального назначения под названием «Каспийская стража» и военных баз, которые призваны были обеспечить безопасность в Каспийском бассейне71. Начиная с 2005 г. США достаточно настойчиво стремятся реализовать в Азербайджане программу «Каспийский страж», в частности, планируется формирование отрядов специального назначения и полицейских сил, способных оперативно реагировать как на атаки террористов на нефтепроводы, так и на другие чрезвычайные обстоятельства в Прикаспийских странах. На создание «Каспийской стражи» в ближайшие шесть лет было запланировано вложить 13 млн долларов, развернув две бригады для охраны Основного экспортного трубопровода (ОЭТ) Баку-Тбилиси-Джейхан72. В целом эта должна быть достаточно солидная международная военная группировка, включающая 120 тыс. военнослужащих из Азербайджана, Грузии и Турции73. Вашингтон также стремится к налаживанию военно-технического сотрудничества с Астаной, реализуя пентагоновскую программу военного финансирования первой в Казахстане военной базы и учебного центра, расположенных вблизи северного побережья Каспийского моря74. Выступая на слушаниях в Конгрессе, главком Европейского командования ВС США генерал Джеймс Джонс заявлял, что Вашингтон «достиг огромного прогресса в прошлом году (т.е. в 2004 г. — Авт.) в продвижении от концепции развития к претворению в жизнь программы «Каспийская стража»75. Суть этой программы состоит в создании интегрированного режима контроля в воздухе, на воде и на сухопутных границах Азербайджана и Казахстана. Причем в рамках «Каспийской стражи» планируется задействовать подразделения специального назначения и полицейских сил в Прикаспийских странах. Основной же задачей этих сил является быстрое реагирование на возникновение чрезвычайных ситуаций, включая угрозы нападения террористов на нефтяные объекты76.
Намерение США обозначить в ближайшие годы свое военное присутствие на Каспии вызывает однозначно негативную реакцию Москвы и Тегерана, так как это ставит под угрозу оборонные интересы России и Ирана в этом регионе. Между тем Россия в 2003 г. выступила с инициативой формирования пятисторонней Каспийской военно-морской группы оперативного взаимодействия («КАСФОР») по образцу «БЛЭКСИФОР» на Черном море. «КАСФОР» должен был представлять собой оперативную военную группировку в составе всех флотов Прикаспийских стран. Однако этот проект не получил поддержку ряда прибрежных государств из-за фактора недоверия между ними. Как заявлял министр иностранных дел РФ С. Лавров в ходе очередного заседания Специальной рабочей группы по выработке Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, «мы просто многое потеряем, если откроем двери для чужого военного присутствия на Каспии. Опыт показывает, что пригласить иностранных военных легко, а гораздо труднее потом бывает добиться их вывода»77. Между тем в конце августа 2006 г. в районе прикаспийского города Актау (Казахстан) прошли крупномасштабные военные учения ОДКБ «Рубеж 2006». Вашингтон активно использует в связи с антитеррористическими операциями в Афганистане и Ираке международную конъюнктуру для расширения своего прямого и косвенного (через структуры НАТО) присутствия на постсоветском пространстве. Старший аналитик одного из ведущих американских аналитических центров — Джеймстаун Фаундейшн В. Сокор признает, что «истинная цель американской операции в Центральной Азии — лишить континентальные державы (Россию и Китай) их главного оборонного ресурса — стратегической глубины обороны их земельной массы». «Высадка возглавляемых США западных сил в Центральной Азии, — отмечает американский исследователь, — несет в себе скрытый смысл и означает геополитическую революцию глобального значения. Доступная в прошлом лишь силам континентальных империй Центральная Азия прозябала в изоляции от развитого Западного мира. Изоляция также означала бесценную стратегическую глубину евразийских соперников Запада от Чингисхана до царей и комиссаров»78. По сути, была начата реализация геополитической стратегии «анаконда», вполне оправдавшая себя в отношении СССР в период холодной войны. В то же время все Прикаспийские государства беспокоит проблема использования их территорий третьими странами в случае возникновения крупномасштабных конфликтов. Это нашло свое отражение в Ито-
говой декларации второго саммита Прикаспийских стран, подписанной их президентами в Тегеране 16 октября 2007 г. В этом документе также нашли свое отражение слова президента России В.В. Путина о том, что «ни одна Прикаспийская страна не должна предоставлять третьей стране свою территорию для применения силы или для совершения военной агрессии против другой Прикаспийской страны»79. В то же время происходит рост военного сотрудничества США и НАТО со странами Южного Кавказа. США после событий 11 сентября 2001 г. начали двустороннее военное сотрудничество со странами региона. В рамках сотрудничества НАТО со странами региона проведены сотни мероприятий, включая крупные военные учения «Cooperative Best Effort». Достаточно активное участие принимали страны Южного Кавказа в антитеррористических операциях НАТО в качестве миротворцев в Ираке, Косово и Афганистане80. Как отмечалось выше, среди самых острых и сложных проблем, возникших за последнее десятилетие, выделяется проблема демилитаризации Каспия, где за последние годы безудержно идет гонка вооружений и создаются новые военно-морские инфраструктуры Прикаспийских государств81. Что касается самих заинтересованных стран, то и здесь можно отметить несовпадение позиций по этому вопросу. Так, Россия считает нецелесообразным проводить демилитаризацию Каспия в современных условиях, но одновременно высказывается против чрезмерного наращивания военного потенциала тем или иным Прикаспийским государством. Казахстан, в свою очередь, заявляя о несогласии с позицией России и считая, что демилитаризацию бассейна никак нельзя назвать несвоевременной, сам продолжает наращивать свои военные группировки на Каспии. Что касается Ирана, то его военно-морские силы в регионе являются самыми боеспособными после России, и процесс их наращивания продолжается. Предпринимают меры по разворачиванию своих военно-морских сил Азербайджан и даже нейтральный Туркменистан. Таким образом, видно, что в этом вопросе нет единства мнений между Прикаспийскими государствами и, следовательно, проблема все еще остается нерешенной. Очевидно, что милитаризация Каспия и неопределенность его правового статуса создают предпосылки для военно-политических конфликтов между Прикаспийскими странами, что, в свою очередь, актуализирует необходимость как можно быстрее найти механизмы обеспечения безопасности этого региона. Однако вопрос состоит в том, насколько демилитаризация Каспия выгодна всем Прикаспийским странам и реально ли достичь согласия всех пяти государств в том, чтобы полностью лишиться всех военно-
морских сил, оставив фактически без прикрытия свои прибрежные территории. Хотя по Каспию и сложилась конфликтная ситуация, она пока еще не имеет кризисного военно-политического измерения. Однако разворачивающееся вокруг Каспийского региона напряженное геополитическое соперничество между формирующимися новыми геостратегическими центрами создает весьма реальные перспективы превращения этого региона в XXI в. в решающий «театр военных действий» в атлантистско-евразийском геополитическом противостоянии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|