Нефтегазопроводы в новой геоэкономической карте Каспия
⇐ ПредыдущаяСтр 24 из 24
Для формирующейся в наступившем столетии новой карты Каспийского региона придумали и новое название — «ступица и спицы»27. Роль ступицы на ней выполняет Каспийское море, от которого в разные стороны расходятся спицы — многочисленные трубопроводы, представляющие собой действующие и потенциальные маршруты экспорта огромных нефтяных и газовых запасов на мировые рынки. В этом смысле геополитическое и геостратегическое значение коммуникационного потенциала этого региона и должно рассматриваться в масштабах не только всей Евразии, но и всего Большого Среднего Востока. Причем именно Кавказ благодаря своему географическому положению постепенно превращается в связующий узел, через который будет проходить трансконтинентальная система коммуникаций, протянувшихся из Китая через Центральную Азию в Европу28. В этой связи одной из основных геоэкономических задач, стоящих перед Западом в данном регионе, является, безусловно, обеспечение американским и западноевропейским компаниям беспрепятственного доступа к нефтегазовым месторождениям бассейна Каспийского моря, что позволит уменьшить зависимость Запада от ближневосточной нефти и установить в первом десятилетии наступившего XXI в. более низкие цены на энергоресурсы. Следует отметить, что различные проекты по созданию эффективной системы трансевразииских коммуникаций не представляются возможными в обход Южного Кавказа. Наличие больших запасов энергоносителей крайне актуализирует создание эффективной системы коммуникаций для транспортировки углеводородов Каспийского региона на мировые рынки29.
В докладе, составленном гендиректором РРС Energy Джулией Нэнэй под названием «Проблемы энергетической безопасности США: Россия и Каспий» и представленном в начале июня 2003 г. в комитет сената США по внешним сношениям, подкомиссию по международной экономической стратегии, экспорту и торговому содействию, наибольшее внимание уделялось Азербайджану. Суть декларируемой в докладе расстановки интересов в Каспийском регионе сводилась к тому, что США готовы всеми силами защищать свои энергетические интересы в Азербайджане. «За последние шесть лет, — отмечалось в докладе, — начиная с июня 1997 г., когда государственный департамент США предал гласности очень высокие данные о потенциальных нефтяных резервах в Прикаспийских странах, правительство США наиболее серьезно сфокусировалось на Азербайджане. Занимая ключевое положение на Южном Кавказе и гранича с Ираном, Азербайджан стал стержневой страной для правительства США в защите его инвестиций»30. Далее в докладе отмечалось, что США должны быть обеспокоены ситуацией относительно собственной энергетической защиты в этом регионе, учитывая недавние события на Ближнем Востоке. Здесь же содержится вывод, что для американских инвестиционных вкладов представляют опасность действия некоторых Прикаспийских государств, в особенности России и Ирана. Участвуя в одном из главных нефтяных проектов Азербайджана и одном из газовых проектов, США намерены помочь этой стране обеспечить устойчивую политическую среду, необходимую для создания конвейерного производства в Азербайджане с нефтяными и газовыми экспортными маршрутами, функционирующими через Грузию и Турцию31.
На современном этапе при растущей активности России в регионе и открытой враждебности Ирана, по мнению американского исследователя Дж. Иллес, «чтобы обеспечить в будущем свои энергетические интересы, США следует прибегнуть к превентивной политике и развивать союзнические связи с такими республиками Каспийского региона, как Азербайджан и Туркменистан, способствуя укреплению их политической системы и оказывая правительствам этих государств содействие в строительстве трубопроводов и в создании региональной инфраструктуры газоснабжения»32. Далее автор подчеркивает, что Соединенные Штаты должны оказывать помощь всем сторонам, участвующим в обеспечении защиты трубопровода Баку—Тбилиси—Джейхан от террористических угроз и внутриполитических беспорядков в Азербайджане, Грузии и Турции, избегая при этом открытого соперничества с Москвой33.
В целом, как неоднократно подчеркивают официальные представители американской администрации, «разработка энергоресурсов
Каспия и строительство трубопроводов было и останется одним из важнейших направлений внешнеполитической стратегии США»34. В то же время формирование в обозримом будущем геоэкономических конструкций по горизонтальному направлению на Запад: Каспий—Черное море—Средиземноморье—Атлантика и на Восток: Каспий—Китай—Азиатско-Тихоокеанский регион, а также по вертикали на Юг: Каспий—Персидский залив и Каспий—Индийский океан в сочетании с уже функционирующими нефте-газокоммуникационными магистралями и реализуемыми проектами: Баку—Супса, Баку—Новороссийск, Тенгиз—Новороссийск, Корпедже—Курдкуй, Баку—Джейхан и др., может способствовать полномасштабному выходу в первые десятилетия XXI в. энергоресурсов региона на мировые рынки и интеграции экономик Прикаспийских государств в формирующуюся новую планетарную экономическую систему в рамках наступающей эры глобализации. Как в свое время отмечал основатель «Стандарт Ойл» Джон Рокфеллер: «Кто контролирует нефтетранспорт, тот держит в руках и добычу, и переработку нефти». После подписания «Контракта века» в Баку осенью 1994 г. геополитическая ситуация на Южном Кавказе, да и частично во всем Каспийском регионе сразу же начала «меняться до неузнаваемости»35. Актуализируется проблема выбора маршрута транспортировки каспийской нефти на мировые рынки. Считая эту проблему «одним из острейших геополитических вопросов для России», представители российской военной элиты не скрывали своего опасения, что «в его решении важную роль будут играть британо-американские нефтяные компании, которые, по существу, медленно, но верно стремятся установить транснациональный контроль над природными ресурсами Каспия»36. С официальной российской точки зрения геополитическая выгода Запада в суперпроекте «Контракт века», заключенном в Баку в 1994 г. и в практическом плане приведшем к началу подготовки строительства основного нефтепровода Баку—Тбилиси—Джейхан, заключалась в том, что, во-первых, Запад экономически укрепится в этих геополитически очень чувствительных для России зонах; во-вторых, Запад будет способствовать горизонтальной консолидации государств Центральной Азии и Кавказа вокруг новых коммуникационных артерий, ориентированных друг на друга, лишая при этом Россию контроля над товаропотоками; в-третьих, Запад через инвестиции будет способствовать укреплению хрупкой государственности образовавшихся на постсоветском пространстве независимых стран и, наконец, в-четвертых, Западом будет создан мощный экономический и военно-политический союз в качестве противовеса России37.
К этому следует добавить, что существование других вариантов направлений трубопроводов из Каспийского региона на мировые рынки: Россия—Казахстан—Туркменистан—Иран—Афганистан—Пакистан-Индийский океан и Западный Казахстан-Синьцзян—Уйгурский автономный район КНР, безусловно, будет способствовать более активному вовлечению в каспийскую «геополитическую игру» новых актеров, в частности, Китая, Пакистана, Японии и др., откроет перспективу выхода каспийской нефти и газа на гигантский рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. Реализация проекта ОЭТ Баку—Тбилиси—Джейхан, открытие которого состоялось 25 мая 2005 г., имела двоякое геополитическое и геоэкономическое значение: во-первых, был обеспечен доступ через Грузию и Турцию азербайджанской, а в перспективе и всей каспийской нефти на западные рынки; во-вторых, были несколько ослаблены экономические позиции России в этом регионе.
Как бы в ответ на «геоэкономический вызов» Запада Россия весной 2007 г. предприняла энергичные шаги по диверсификации газопроводов в восточном секторе Каспия. В мае того же года в ходе шестидневной поездки В.В. Путина в Казахстан и Туркменистан состоялось подписание договора о строительстве Прикаспийского газопровода в «российском направлении». Это явилось адекватным ответом России на попытки США и ЕС вывести из орбиты Москвы Прикаспийские страны Центральной Азии путем строительства газотрубопроводов в обход России. В ответ Запад выступил с инициативой строительства Транскаспийского газопровода по дну Каспийского моря и присоединения его к проектируемой в перспективе газопроводной системе «Набукко», предусматривающей транзит каспийских энергоресурсов из Туркменистана и Азербайджана через Грузию, Турцию, Грецию, Италию и дальше, в другие страны Европейского союза. В свою очередь, этот маршрут неизбежно может быть вовлечен в острую конкурентную борьбу с планируемым Россией «Южным маршрутом» поставок энергоносителей в страны Восточной и Центральной Европы. Что же касается непосредственно Европейского союза, то, как это отмечалось выше, эта международная структура рассматривает Каспийский регион не только как стратегически важный источник энергоносителей, но и как своеобразный плацдарм, обеспечивающий непосредственный выход к ресурсам Каспийского моря, Центральной Азии и Ирана. В настоящее время не только повысилось внимание Европейского союза к странам Каспийского региона, но также происходит постепенное сближение интересов ЕС и США в этом регионе. К тому же проек-
ты транспортных коридоров Европа—Кавказ—Азия (ТКАСЕСА) и Межгосударственной транспортировки нефти и газа в Европу (ШООАТЕ) в наибольшей степени соответствуют европейскому взгляду на развитие данного региона. Более того, система трубопроводов этого региона может быть использована как значительная составляющая стратегии ЕС «Расширенная Европа», и в этом плане Грузия и Азербайджан, являющиеся претендентами европейских и трансатлантических структур, приобретают важное геоэкономическое значение38. При этом ЕС стремится к обеспечению прямых выходов в перспективный нефтеносный регион Каспия. Без достижения этой цели ЕС оказывается в двойной зависимости — от поставок энергоносителей из России и из Каспийского региона, но при российском посредничестве. А это может нанести ущерб экономическим интересам Европейского союза, который стремится к диверсификации источников импорта нефти и газа из этого региона. Тем более что в энергобалансе Европы прочное место занимают 40% российского газа и одна треть всей нефти. По прогнозам, к 2030 г. европейский энергоимпорт еще более будет зависеть от России и достигнет 90 и 70% соответственно39.
В то же время регион Южного Кавказа имеет неоспоримые достоинства, побуждающие ЕС проявлять к нему особую заинтересованность. Как заявлял на слушаниях в Комитете по иностранным делам Европарламента в феврале 2007 г. Генеральный директор гендиректо-рата по внешним связям Р.Э. Ландабуру: «Значимость региона возросла как результат действия энергетических политик западных стран, желающих снизить их зависимость от энергоресурсов из России и Ближнего Востока. Ряд государств и организаций предпринимают усилия по созданию альтернативных трубопроводов, чтобы положить конец российской почти монополии на транспортировку энергоносителей из евразийского региона»40. На современном этапе ЕС во главу угла своей экономической политики ставит обеспечение энергобезопасности объединенной Европы. В свою очередь, у ряда центральноазиатских государств появляются возможности осуществлять через территории Азербайджана, Грузии и Турции поставки энергоносителей из Каспийского бассейна в государства — члены Европейского союза, минуя территорию России. В интересах Европейского союза обеспечение стабильности в регионе, гарантированный доступ к энергоресурсам Каспия, безопасность транспортных путей Каспийско-Кавказско-Черноморского коридора. В 90-е годы прошедшего столетия США и объединенная Европа особое внимание придавали созданию евразийского транспортного
коридора Восток-Запад. Принятая в 1995 г. третья программа ЕС ставила задачу еще раз опробовать на практике транспортный маршрут Венеция—Юг Италии—Поти—Батуми—Тбилиси—Ереван—Баку—Турк-менбаши—Бишкек, который во многом повторяет древний «Великий шелковый путь»41. В свою очередь международный транспортный коридор «Север— Юг», открытый официальным протоколом в середине 2002 г. в Санкт-Петербурге, призван соединить север России и Европы через Каспийский бассейн со странами Персидского залива, Индией и Пакистаном. По оценкам российских экспертов, перевозка грузов по этому маршруту в три раза короче, чем по Суэцкому каналу, и на 30—40% дешевле42. Значительная активизация Китая, стремящегося стать глобальной мировой державой и по сути имеющего вторую мировую экономику, в Каспийском регионе вызвана, прежде всего, острой потребностью в колоссальных энергетических ресурсах, прежде всего в нефти и газе. В самой Поднебесной стратегия обеспечения энергоносителями бурно растущей экономики реализуется через проект строительства «Великой китайской трубы» — масштабной транспортной газовой инфраструктуры, призванной обеспечить импорт голубого топлива из России, Казахстана и Туркменистана43. Вычерчиваемые конкурирующими геополитическими силами действующие и планируемые нефтегазотрубопроводные и коммуникационные конфигурации (нефтепроводы Баку—Супса, Баку—Джейхан, Баку-Новороссийск, Тенгиз—Новороссийск, Западный Казахстан-Западный Китай, Транскаспийский трубопровод, Казахстан—Туркменистан-Иран, газопроводы Баку-Эрзерум, Иран-Армения, Туркменистан—Иран, Транскаспийский газопровод, а также ТРАСЕКА, транспортная система «Север—Юг» и др.), а также наличие в ряде стран Южного Кавказа и Центральной Азии иностранных военных баз являются одним из существенных геостратегических и геоэкономических факторов, во многом могущих способствовать укреплению позиций основных конкурирующих геополитических акторов в этом регионе — США и России. В целом же монополизация транспортировки нефти и газа позволяет держать под контролем всю геополитическую обстановку в Центральной Азии и на Кавказе. Следует отметить, что значительные коррективы в маршруты транспортировки каспийского газа в западном направлении могут внести и крупномасштабные турецко-российские, российско-казахстанские и российско-туркменистанские газовые проекты. В частности, турецко-российские договоренности по строительству газопровода Самсун— Джейхан, достигнутые 12 мая 2010 г. в ходе визита президента России
Д.А. Медведева в Турцию, были призваны обеспечить прямой выход российского газа в Средиземноморье, минуя Босфор и Дарданеллы44. В свое время, еще в начале 30-х годов XX в., указывая на примат геополитических оценок во время глобальных трансформаций, Карл Хаусхофер в своем труде «Панидеи в геополитике» отмечал, что «именно развитие коммуникаций показывает все же постоянную переоценку таких кажущихся долговременными в своем значении запечатленных географических факторов благодаря динамическому моменту в политической географии и антропогеографии и оправданность стремления это подверженное благодаря людям непрерывным изменениям значение — при заблуждениях или слишком упорной точке зрения могущих стать пагубными для целых государств и народов — также относить главным образом за счет людей, оценивать геополитически и признавать их примат во время огромных трансформаций человеческих образований»45. В свою очередь, как отмечает российский аналитик М. Максименко, как в мировой истории, так и в эпоху современности, «география, которую имеет в виду геополитическая мысль, — это не физическая география суши и моря; это география коммуникаций международной торговли и международной войны. На всемирных перекрестках, как свидетельствует история, торговые коммуникации при необходимости приобретают военно-стратегическое значение. Пути торговли становятся путями войны»46. В этом смысле нефтегазопроводы и транспортные коммуникации, протянувшиеся от Каспия во всех четырех направлениях, в особенности в западном и восточном, в силу своего неоспоримого стратегического значения представляют собой особый вид «геополитического и геоэкономического оружия». Международные отношения стран Южного Кавказа во многом определяются историческими корнями, которые значительным образом влияют на формирование основных направлений внешней политики этих стран; Азербайджан и еще в большей степени Грузия в международных отношениях ориентированы на Запад, а Армения — на Россию. Из стран Южного Кавказа явно выраженным сравнительным преимуществом характеризуется Азербайджан, который богат углеводородными ресурсами. Исходя из географических особенностей Южного Кавказа использование транспортного потенциала Азербайджана во многом зависит от других стран региона и прежде всего Грузии47. Для Грузии же основным сравнительным преимуществом является ее географическое расположение вдоль обновленного «Великого шелкового пути» — транспортного коридора, соединяющего Европу и Азию, что и определяет международную экономическую функцию этой страны48.
У Грузии также есть потенциальные возможности стать значительным транспортным звеном, связывающим Россию с Арменией и далее с Ираном. Потенциальной транспортной функцией характеризуется и Армения, как в направлении «Запад—Восток» (Турция—Армения—Азербайджан), так и «Север—Юг» (Россия-Грузия- Армения—Иран)49. Значение Каспийского бассейна как целостного социально-экономического объекта неуклонно возрастает, во-первых, как источника масштабных, но пока еще не до конца разработанных запасов природных ресурсов, во-вторых, как перекрестка евразийских сухопутных и морских транспортных путей. Причем этот процесс происходит на фоне действующих и потенциальных источников нестабильности данного региона. В целом же к концу первого десятилетия нынешнего столетия сформировалась новая геоэкономическая карта Кавказа и Центральной Азии, и в этом смысле как геополитическое, так и геостратегическое значение коммуникационного потенциала Каспийского региона можно рассматривать в масштабах всего Большого Среднего Востока.
Примечания
1 Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М.: Экономика, 2003. С. 7-И. 2УткинА.И. Глобализация: Процесс и осмысление. М.: Логос, 2002. С. 21, 176-178; Цыганков Л.А. Теория международных отношений. М.: Гардарики, 2002. С. 216. 3 Кузнецов В.И. Что такое глобализация? // Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 2. С. 13. 4 Кувалдин В.Б. Глобализация и новый миропорядок // Современные международные отношения и мировая политика. М.: Просвещение, 2004, С. 97. 5 Кочетов Э. Глобализация и ее влияние на мировое развитие (базовые акценты при построении стратегии национальной безопасности) // Безопасность Евразии. № 1. 2006, январь-март. 6 Ланда К.Г. Влияние глобализации на Каспийский регион // Современные проблемы науки и образования. 2008. № 3 // www.rae.ru 7 Море проблем. Опыт системного исследования Каспийского региона. М.: СОПС, 2001,С. 130. 8 Исмайлов Э,, Папаеа В. Центральный Кавказ: От геополитики к геоэкономике. Швеция: Издательский дом «СА СС Ргекз», 2006. С. 65. 9 Магомедов А. Борьба за Каспийскую нефть и Каспийский транзит: Геополитическое и региональное измерение // Центральная Азия и Кавказ. 2005. № 1. С. 95. 10 Там же. 11 Блохина А.Д. Геополитическая ситуация в Каспийском регионе: Проблемы энергетической безопасности // ИАЦ МГУ / http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1166432160. 12 Старченков Г, Каспийская нефть в региональной экономике и мировой политике // Центральная Азия и Кавказ. 2006. № 1. С. 8, 14. 13 Зеркало (Баку). 26 мая 2007 г. 14 Ивашкнцев ГЛ. Россия-Иран: Горизонты партнерства // Международная жизнь. 2004. № 10. С. 21-22. 15 Ангелов В.Д., Турко Н.И. Энергетика и геополитика // http.:www.isn.rsuh.ru.icis. 16 Првйгер Д., Омельченко В. Голубое топливо стран Каспийского региона: Проблемы поставок на рынок Европы// Центральная Азия и Кавказ. 2005. № 3 (39). С. 143. 17 Литера Б. Нефть и газ Каспийского моря: Состояние и перспективы // Кавказ & Глобализация. 2007. Т. 1(2). С. 50. 18 Блэнк С. Энергетическая игра в Центральной Азии становится все более напряженной // EURASIANET. 2 сентября 2005 г. 19 Эхо (Баку). 17 ноября 2001 г. 20 Там же. 21 О долговременной стратегии США в Каспийском регионе // Журнал теории и практики Евразийства. 2003. № 22. 22 Цит. по: Орлов А. Персидский залив в Каспийском море // Итоги. 16 сентября 1997. С. 37 23 Там же. 24 Вавилин М.В. «Нефтегазовая политика стран Каспийского региона: Современное состояние и перспективы развития» // http://gr.neftegaz.ru/ru/content/science/216.html. 25 Дмитриеский А, Волож, Ю. Ресурсные загадки Каспийского региона // Мировая энергетика. 2008, ноябрь-декабрь. № 11-12 (59). 26 Букин Д.В. Значение Каспийского региона в мировом энергетическом балансе и национальные интересы России // Дисс. канд. экон. наук. М., 2000. 27 Арье Гут. Азербайджан и настоящая Кеа1ро1Ш1с Исламской Республики Иран // Аналитика. 31 мая 2009 г. 1news.az. 28 Эйвазов Дж. Безопасность Кавказа и стабильность развития Азербайджанской Республики. Баку: Нурлан, 2004. С. 133-146. 29 Там же. С. 133. 30 Эхо (Баку). 5 июня 2003 г. 31 Там же. 32 ИллесДж. Политика США в отношении России и республик Каспийского региона // Кавказ & Глобализация. 2007. Т. 1. С. 27. 33 Там же. С. 29-30. 34 Caspian Economic Marathom // Caspian. 2004. 35 Независимая газета. 12 октября 1994 г. 36 Морской сборник. 1997. Т. 7. С. 23. 37 Внешняя политика и безопасность современной России (1991-1998). Хрестоматия. М.: Международные отношения, 1999. Т. 1. С. 19. 38 Попова В. Центральная Кавказия: Основы геополитической экономии // Аналитические записки. 2007. № 1 //GEORGIAN FOUNDATION FOR STRATEGIC AND INTERNATIONAL STUDIES (Тбилиси). С. 41-42. 39 Геостратегический блицкриг США на Южном Кавказе обречен на провал / http://www.kreml.org/opinions/114641323/ 4 апреля 2006 года. 40http://ec.europa.eu/external_relations/energy/docs/speech_е1_280207.рдГ. 41 Россия и Закавказье: Реалии независимости и новое партнерство. М.: ЗАО «Фин-статинформ», 2000. С. 44. 42 БрагинаЕ. Каспий в режиме глобализации // Мировая экономика и международные отношения. 2003. № 12. С. П7. 43 Барбасов М. Нефтепровод в Китай как фрагмент борьбы за Прикаспийские ресурсы // Центральная Азия и Кавказ. 2004. № 4 (34). С. 118. 44 Эхо (Баку). 13 мая 2010 г. 45 Хаусхофер К. О геополитике: Работы разных лет. М.: Мысль, 2001. С. 282. 46 Максименко В. Центральная Азия и Кавказ: Основание геополитического единства // Центральная Азия и Кавказ. 2000. № 3. С. 70-71. 47 Папава В. Центральная Кавказия: Основы геополитической экономии... С. 38. 48 Папава В. Об особенностях международной экономической функции Грузии // Центральная Азия и Кавказ. 2002. № 2 (20). 49 Мухин А., Мвсамед В. Международный транспортный коридор «Север-Юг»: Проблемы и перспективы // Центральная Азия и Кавказ. 2004. № 1. С. 31. Эпилог
На протяжении десятков столетий во всем Центрально-Евразийском геополитическом пространстве происходил практически непрерывный процесс расширения и сжатия этого гигантского монолита. Причем схватка геополитических сил Запада и Востока шла с переменным успехом. В мировой истории уже наблюдался опыт «военно-цивилизационного» вторжения Запада в этот мегарегион. В Античный период, особенно в последние века I тыс. до Рождества Христова талассократический Запад пытался сломать этническую и религиозную замкнутость теллурократического Востока путем его «эллинизации», правда, в конце концов завершившейся неудачей. В эпоху Средневековья, в особенности в XIII—XVI вв., в периоды наивысшего могущества Монгольской, а затем и Оттоманской империй, Востоку удалось прорваться к границам Европы, поставив под угрозу само существование западноевропейской цивилизации. В дальнейшем в ходе Крымской (1853—1856), Первой (1914—1918) и Второй (1939-1945) мировых войн, холодной войны (1946-1991) геополитический натиск Запада был остановлен у «ворот» Центральной Евразии — на Кавказе. Распад Советского Союза и образование на постсоветском геополитическом пространстве новых независимых государств достаточно широко раскрыл Западу «ворота» на Кавказ и Каспий. Кавказ, расположенный между Каспийским и Черным морями, будучи «геополитическим ключом» к Центральной Евразии, и поныне является геополитически активной зоной и играет важную геостратегическую роль, так как контроль над ним открывает пути продвижения с севера вглубь Большого Среднего Востока, к выходу к Персидскому заливу и Восточному Средиземноморью, а с южного направления — на равнинные просторы Южной России. Что же касается всего бассейна Каспийского моря, то этот регион на протяжении десятков веков играл важную роль в военно-политических и социально-экономических процессах, происходивших на всем Центрально — Евразийском геополитическом пространстве. Начиная же с XVIII в. в течение последних трех столетий Каспийский регион являлся одним из объектов достаточно острого геополитического соперничества великих и региональных держав, стремящихся установить свой контроль над этим важным в экономическом и военно-политическом отношении регионом Центральной Евразии. В наступившем XXI в. Каспийский регион продолжает оставаться непременным субъектом и объектом воздействия геополитических и геоэкономических процессов современности. В первую очередь, по причине своей тысячелетней функции звена, связующего два континента — Европу и Азию по обоим векторам (Север-Юг, Восток—Запад), и расположения на стыке двух крупнейших мегацивилизаций — христианской и исламской. В целом Кавказ и Каспий являлись и поныне продолжают оставаться наиболее удобным плацдармом для геополитического прыжка с севера через Центральную Азию к Индийскому океану. Геостратегически связанные со Средиземным морем (фактор Турции), Черным морем (фактор Азербайджана-Грузии), Индийским океаном (фактор Ирана) и Европой (фактор России), Кавказ и Каспий являются одними из эпицентров геополитических противоречий современности, носящих пока латентный характер. Обладая сильным геополитическим полем, Каспий как в прошлом, так и в современную эпоху как магнит притягивает обширные сухопутные пространства Передней и Центральной Азии с их неисчерпаемыми природными ресурсами и людским потенциалом. Геоэкономическая же роль Каспия в связи с огромными запасами нефти и газа все больше приобретает геополитическую окраску. Если до конца XIX в. Кавказ и Каспий не относились к главным областям геополитических потрясений, таким как Восточная Европа, Балканы, Ближний и Средний Восток, то в течение XX в. и в особенности на рубеже прошлого и нынешнего столетий они превращаются в величину поистине глобальной значимости. При этом становится очевидным, что в самом недалеком будущем геополитическое и геоэкономическое значение Кавказа и Каспия и взаимоотношения между странами Кавказа и всего Прикаспия могут существенно измениться в результате последствий военно-политических событий, происходящих на Большом Среднем Востоке, меняющихся ролей мировых и региональных держав по отношению к данному региону. Расположенные на пересечении геополитических осей Север-Юг и Запад—Восток, Кавказ и Каспий являются своего рода пограничными зонами Большой Евразии, превратившейся в начале XXI в. в арену столкновения геополитических интересов как мировых, так и региональных держав, регионом вариабельной геополитической ориентации Прикаспийских государств. В свою очередь, в силу специфических процессов геоисторического развития в пределах Кавказа синтезировались и сталкиваются различные этноконфессиональные цивилизационные общности, что и по сей день является одной из основных причин геополитической нестабильности этого региона, который объективно стал одним из острых конфликтогенных ареалов современности. Для заинтересованных же мировых и региональных держав есть определенная выгода в игнорировании конфликтов на Кавказе на определенных этапах развития «нефтяной геополитики», так как это в ряде случаев помогает им в реализации желаемых трубопроводных проектов. То есть имеется четкая связь между «картой конфликтов» и «картой маршрутов» экспорта углеводородных ресурсов Каспия1. С геоэкономической точки зрения участие в разработке нефтегазовых ресурсов Каспия, в определении маршрутов их транспортировки на мировые рынки как на западном, так и восточном направлениях, проблема демилитаризации его морского пространства привлекают особое внимание и обусловливают как скрытую, так и открытую конкурентную борьбу не только между прибрежными странами, но и между ведущими державами, а также некоторыми региональными государствами за контроль над этими энергоресурсами. Нефть, являющаяся в военное время «кровью войны» и без которой в мирное время немыслимо развитие экономики, еще со времен Первой и Второй мировых войн стала важнейшим геостратегическим фактором в мировой политике. После окончания холодной войны наступила эпоха «нефтяной геостратегии», которая в условиях начавшейся глобализации и формирования нового мирового порядка еще долго будет оставаться мощным оружием влияния в современных международных отношениях. Таким образом, находясь в центре геополитического разлома постсоветского пространства Центральной Евразии, Кавказ и Каспий начиная с 1990-х гг. стали неотъемлемой частью новой «большой геостратегической игры» в мировой политике, ведущейся по классическим правилам геополитики. Причем, как отмечает западный эксперт по нефтяной политике Д. Ергин, «насилие, войны, техногенные угрозы, политические коллизии, экономические императивы, этнические, религиозные, идеологические или социальные конфликты -все, что повлияет на доступ к нефти, может случиться внезапно»2. Эти слова в полной мере можно отнести и к Каспийскому региону. В целом же в основе геостратегии ведущих мировых и региональных держав по отношению к Кавказу и всему Каспийскому региону как в прошлом, так и в начале XXI в. лежит примат их геополитических и геоэкономических интересов. Это связано с тем немаловажным обстоятельством, что протекающие в современную эпоху весьма сложные, а порой и противоречивые процессы на Большом Среднем Востоке, в том числе и связанные с обострением военно-политической обстановки вокруг Ирана, подтверждают незыблемость основных закономерностей классической геополитики XX в. —- этого «географического разума государства» {К. Хаусхофер), которые не потеряли своей актуальности и в XXI в. Обогатившись новым содержанием, обусловленным интенсификацией глобализационных процессов, реальными вызовами и угрозами современности, геополитика продолжает играть свою доминирующую роль в системе международных отношений в Центральной Евразии, в эпицентре которых в наступившем столетии оказался Кавказско-Каспийский регион. Примечания 1 Алиев Илъхам. Каспийская нефть Азербайджана. М: Известия, 2003. С. 411. 2 ЕргинД. Добыча. Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть. М.: ДеНо-во, 1999. С. 826.
Д20 Дарабади П. Кавказ и Каспий в мировой истории и геополитике XXI века. — М.: Издательство «Весь Мир», 2010. — 216 с. ISВN978-5-7777-0501-3
Данная монография представляет собой исследование основных проблем геоистории и современной геополитики Кавказа и Каспия. В ней рассматриваются этапы международного соперничества в регионе с древнейших времен и до наших дней. В книге определены место и роль Кавказа и Каспия в системе современных международных геополитических отношений, раскрыта динамика сложнейших политических и экономических процессов, протекающих кэтом регионе в первом десятилетии XXI века. Автор анализирует позиции, занимаемые основными современными «геополитическими игроками» — Россией, США, Европейским союзом, Китаем, Турцией, Ираном и др. — в регионе Кавказа и Каспия. Предпринята попытка определить геополитические и геоэкономические перспективы Каспийского региона и их влияние на геостратегическую ситуацию на всем Большом Среднем Востоке. Книга рассчитана на ученых и специалистов в области гуманитарных наук, а также студентов и преподавателей, интересующихся проблемами истории, политики и экономики Кавказа и Каспия. УДК 94 ББК 63.3(24)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|