7. Работа над развитием фонематического восприятия.
7. Работа над развитием фонематического восприятия. 8. Автоматизация звука [с] в самостоятельной речи. Прочитай вслух только те слова, в которых есть звук с. восток кухня бисквит автомобиль диван масло комната невеста минус место баскетбол выставка песок плита яблоко воспаление Дети получают картинки и составляют их описание. Занятие 15. Конспект занятия по дифференциации и автоматизации звуков [С] – [С′ ] в слогах и словах. Цель: закрепление знаний о механизме образования звуков [с] – [с′ ] и их артикуляционных особенностях; совершенствование навыка использования звуков [с]-[с′ ]в речевом материале; уточнение и закрепление произносительной дифференцировки фонем; развитие артикуляционных движений, развитие голоса, коррекция речевого дыхания; упражнение в определении наличия звука в слогах, словах; развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы; коррекция личности ребёнка в целом. Оборудование: зеркала, слоговые таблицы, картинки, в названии которых есть звук [с′ ] в начале, середине и в конце слова, рабочий пенал, папка «Звуки С и Сь». Ход занятия. 1. Организационный момент. 2. Сообщение цели занятия. 3. Уточнение различий в артикуляции [с]-[с′ ]. Сравнение профилей артикуляции. • Возьми картинки-символы звуков С и СЬ Послушай, а затем изобрази, как свистит насос (С), как свистит баллончик (СЬ). Обрати внимание на разницу звучаний: когда произносим С, звук резкий, твердый; когда произносим СЬ, звук ласковый, мягкий.
Возьми символы твердого и мягкого звуков (домики с рожицами) и объясни, какой звук С или СЬ изображает домик с сердитой рожицей (твердый звук С), с веселой рожицей (мягкий звук СЬ). Показывая поочередно на разные картинки-символы, протяжно произнеси соответствующие звуки. Повтори 6-8 раз. 4. Автоматизация звука [с′ ] в слове. • Повторение за логопедом слоговых таблиц. «Скажи наоборот»: са-ся, су-...; сы-ри, су-...; ас-ась, ус-...; усь-ус, ись-... Повторить за взрослым серию слогов: са-са-ся, ся-ся-са, са-ся-са, ся-са-ся, ся-са-са, са-ся-ся... 5. Развитие фонематического строя. • Развитие фонематического восприятия. Дети поднимают на звук [с] синий сигнал, а на звук [с′ ] зеленый сигнал. Игра «Бусы» Логопед называет слоги и слова: • Развитие фонематических представлений. Дети из предложенного ряда картинок выбирают и называют те, где изображены предметы, в названии которых есть звуки [с]-[с′ ]. Отделить картинки, в названии которых есть звук [с], от тех, в названии которых есть звук [с′ ]. При помощи светофорчиков и фишек определить место этих звуков в слове. 6. Автоматизация звуков [с]-[с′ ] в словах. • Повторение слов за логопедом или по картинкам. Вставь пропущенные буквы в слова. а—я о—ё у—ю ы—и с. д с. мга с. п с. ла с. нки с. к с. да с. ний с. дь С. ма с. мка с. н с. пог с. ль с. ндук с. пать • Отбор картинок, слова-названия в которых содержат звуки[с′ ] и [с] • Игра «Наоборот» СА- …СЯ Со - …СЁ СУ - …СЮ Сы – …Си • Перестановка слогов, чтение полученных слов: та-ся-гу - (гусята) ни-си-ца - (синица) вик-го-сне - (снеговик) си-ва-лек - (василек)*
ний-сен-о - (осенний) сём-те-ка - (тесёмка) сед-бе-ка - (беседка) па-ка-се - (пасека) ся-ток-де - (десяток) на-си-о - (осина) се-нок-ли - (лисенок)* кун-се-да - (секунда) • Работа со сложными по звуковому составу и слоговой структуре словами (наличие обоих звуков, С твёрдого и С′ мягкого, и стечения согласных в словах) свист сесть система соседка спесивый басистый свисток сельский* смесь совесть спасибо таксист свистеть семьсот смеситель* совсем спасение теннисист освистанный сенокосный смести сосиска список голосистый* сеанс снасти соседский спасённый теннисистка велосипедист* и др. • Деление слов на слоги при помощи хлопков (игра «Телеграф»), с ладонью под подбородком, по гласным (со зрительным контролем и без него). Занятие 16. Конспект занятия по дифференциации и автоматизации звуков [С] – [С′ ] в словосочетаниях, предложениях, тексте. Цель: закрепление знаний о механизме образования звуков [с] – [с′ ] и их артикуляционных особенностях; совершенствование навыка использования звуков [с]-[с′ ]в речевом материале; уточнение и закрепление произносительной дифференцировки фонем; развитие артикуляционных движений, развитие голоса, коррекция речевого дыхания; упражнение в определении наличия звука в слогах, словах; развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы; коррекция личности ребёнка в целом. Оборудование: зеркала, слоговые таблицы, картинки, в названии которых есть звук [с′ ] в начале, середине и в конце слова, рабочий пенал, папка «Звуки С и Сь».
Ход занятия. 1. Организационный момент. 2. Сообщение цели занятия. 3. Уточнение произношения звуков [с]-[с′ ]. Работа с профилями артикуляций. 4. Автоматизация звуков [с]-[с′ ] в слогах и словах.
5. Работа над развитием фонематического и слогового синтеза. Развитие силы голоса воспроизведение чистоговорок, поговорок и загадок громко, умеренно и тихо; Произнесение слогов с ударением на последнем слоге. «Забиваем гвоздики» (та-та-та-так, га-га-га-га-гак, да-да-да-дак). • «Бусы» Логопед показывает картинку. Ребенок определяет, какой звук – С или – З в них присутствуют. Если С – желтую, З – фиолет.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|