Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

7. Работа над развитием фонематического восприятия.




7. Работа над развитием фонематического восприятия.

8. Автоматизация звука [с] в самостоятельной речи.

Прочитай вслух только те слова, в которых есть звук с.

восток      кухня         бисквит           автомобиль

диван        масло         комната           невеста

минус       место         баскетбол        выставка

песок        плита         яблоко             воспаление

Дети получают картинки и составляют их описание.

Занятие 15.

Конспект занятия по дифференциации и автоматизации звуков [С] – [С′ ] в слогах и словах.

Цель: закрепление знаний о механизме образования звуков [с] – [с′ ] и их артикуляционных особенностях; совершенствование навыка использования звуков [с]-[с′ ]в речевом материале; уточнение и закрепление произносительной дифференцировки фонем; развитие артикуляционных движений, развитие голоса, коррекция речевого дыхания; упражнение в определении наличия звука в слогах, словах; развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы;  коррекция личности ребёнка в целом.

Оборудование: зеркала, слоговые таблицы, картинки, в названии которых есть звук [с′ ] в начале, середине и в конце слова, рабочий пенал, папка «Звуки С и Сь».

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Сообщение цели занятия.

3. Уточнение различий в артикуляции [с]-[с′ ].

Сравнение профилей артикуляции.

• Возьми картинки-символы звуков С и СЬ

Послушай, а затем изобрази, как свистит насос (С), как свистит баллончик (СЬ).

Обрати внимание на разницу звучаний: когда произносим С, звук резкий, твердый; когда произносим СЬ, звук ласковый, мягкий.

Возьми символы твердого и мягкого звуков (домики с рожицами) и объясни, какой звук С или СЬ изображает домик с сердитой рожицей (твердый звук С), с веселой рожицей (мягкий звук СЬ).

Показывая поочередно на разные картинки-символы, протяжно произнеси соответствующие звуки. Повтори 6-8 раз.

4. Автоматизация звука [с′ ] в слове.

• Повторение за логопедом слоговых таблиц. «Скажи наоборот»:

са-ся, су-...;

сы-ри, су-...;

ас-ась, ус-...;

усь-ус, ись-...

Повторить за взрослым серию слогов:

са-са-ся, ся-ся-са, са-ся-са, ся-са-ся, ся-са-са, са-ся-ся...

5. Развитие фонематического строя.

• Развитие фонематического восприятия.

Дети поднимают на звук [с] синий сигнал, а на звук [с′ ] зеленый сигнал. Игра «Бусы»

Логопед называет слоги и слова:

• Развитие фонематических представлений.

Дети из предложенного ряда картинок выбирают и называют те, где изображены предметы, в названии которых есть звуки [с]-[с′ ].

 Отделить картинки, в названии которых есть звук [с], от тех, в названии которых есть звук [с′ ]. При помощи светофорчиков и фишек определить место этих звуков в слове.

6. Автоматизация звуков [с]-[с′ ] в словах.

• Повторение слов за логопедом или по картинкам.

Вставь пропущенные буквы в слова.

а—я           о—ё            у—ю           ы—и

с. д            с. мга         с. п            с. ла

с. нки         с. к             с. да             с. ний

с. дь           С. ма          с. мка          с. н

с. пог         с. ль            с. ндук        с. пать

• Отбор картинок, слова-названия в которых содержат звуки[с′ ] и [с]

• Игра «Наоборот»

СА- …СЯ       Со - …СЁ       СУ - …СЮ              Сы – …Си

• Перестановка слогов, чтение полученных слов:

та-ся-гу - (гусята)                        ни-си-ца - (синица)

вик-го-сне - (снеговик)               си-ва-лек - (василек)*

 ний-сен-о - (осенний)                  сём-те-ка - (тесёмка)

сед-бе-ка - (беседка)                    па-ка-се - (пасека)

ся-ток-де - (десяток)                   на-си-о - (осина)

се-нок-ли - (лисенок)*                 кун-се-да - (секунда)

• Работа со сложными по звуковому составу и слоговой структуре словами (наличие обоих звуков, С твёрдого и С′ мягкого, и стечения согласных в словах)

свист                  сесть                      система            соседка

спесивый            басистый               свисток            сельский*

смесь                  совесть                  спасибо            таксист

свистеть             семьсот                 смеситель*       совсем

спасение             теннисист             освистанный    сенокосный

смести                сосиска                 список              голосистый*

сеанс                   снасти                   соседский         спасённый

теннисистка       велосипедист*       и др.

• Деление слов на слоги при помощи хлопков (игра «Телеграф»), с ладонью под подбородком, по гласным (со зрительным контролем и без него).

Занятие 16.

Конспект занятия по дифференциации и автоматизации звуков [С] – [С′ ] в словосочетаниях, предложениях, тексте.

Цель: закрепление знаний о механизме образования звуков [с] – [с′ ] и их артикуляционных особенностях; совершенствование навыка использования звуков [с]-[с′ ]в речевом материале; уточнение и закрепление произносительной дифференцировки фонем; развитие артикуляционных движений, развитие голоса, коррекция речевого дыхания; упражнение в определении наличия звука в слогах, словах; развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы;  коррекция личности ребёнка в целом.

Оборудование: зеркала, слоговые таблицы, картинки, в названии которых есть звук [с′ ] в начале, середине и в конце слова, рабочий пенал, папка «Звуки С и Сь».

 

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Сообщение цели занятия.

3. Уточнение произношения звуков [с]-[с′ ].

Работа с профилями артикуляций.

4. Автоматизация звуков [с]-[с′ ] в слогах и словах.

 5. Работа над развитием фонематического и слогового синтеза.

 Развитие силы голоса воспроизведение чистоговорок, поговорок и загадок громко, умеренно и тихо;

Произнесение слогов с ударением на последнем слоге. «Забиваем гвоздики» (та-та-та-так, га-га-га-га-гак, да-да-да-дак).

• «Бусы» Логопед показывает картинку. Ребенок определяет, какой звук – С или – З в них присутствуют. Если С – желтую, З – фиолет.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...