Развитие речи: конспекты занятий в подготовительной группе
авт. -сост. Л. Е. Кыласова. - Волгоград: Учитель, 2008. 332с.
Владение грамотной речью и умение выразить свои мысли - это необходимые навыки для будущих первоклассников, основа их успешной учебы. Предлагаемая система занятий с детьми 6-7 лет по развитию речи направлена на развитие различных сторон речи ребенка: расширение словарного запаса, практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, формирование правильного звукопроизношения и слоговой структуры речи. Тематический перспективный план занятий па год составлен в соответствии с программой Воспитание и обучение в детском саду под редакцией М. Л. Васильевой и др. Игры и упражнения на развитие памяти, внимания, мышления имеют многофункциональный, универсальный характер и могут быть использованы на других комплексных занятиях. Пособие адресовано воспитателям, логопедам, может быть полезно учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня, а также родителям для самостоятельных занятий с детьми.
ВВЕДЕНИЕ
В современной педагогике прочно утвердился принцип: устранять дефекты речи у детей необходимо в дошкольном возрасте. Недостаточное развитие речи может стать причиной неуспеваемости ребенка в школе.
Как показывает практика, в дошкольном возрасте речевые недостатки легче и быстрее преодолеваются, а это в свою очередь создает условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека. Исправлению недостатков в речи детей помогут занятия, которые мы вам предлагаем в этом пособии, являющемся второй частью конспектов занятий по развитию речи со старшими дошкольниками. Основными задачами этих занятий являются развитие понимания речи, уточнение и расширение словарного запаса, знакомство с обобщающими понятиями, формирование практических навыков словообразования и словоизменений, умения употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур. На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатления об увиденном и событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин или их серий, составлять рассказ-описание, рассказ-повествование. Специальные занятия по формированию звуковой стороны речи помогут научить правильному произношению звуков, развить фонематический слух и восприятие, сформировать навыки произнесения слов различной звуко-слоговой структуры, подготовить к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза. В пособие также вошли упражнения на развитие навыков чтения, подготавливающие детей к школе.
Мы надеемся, что наше пособие поможет прежде всего воспитателям и логопедам, работающим в детском саду, правильно, в системе организовать занятия по развитию речи с детьми шести-семи лет. В представленных разработках специалисты по дошкольному воспитанию, а также родители найдут разнооб разные игровые и дидактические упражнения, которые можно использовать и на других занятиях в саду, и при организации досуга детей.
Начинающим педагогам наши рекомендации помогут четко определять тему и цель занятия, правильно отбирать лексический и грамматический материал, обозначать основные этапы занятия. Данные разработки не являются догмой, а лишь одним и; вариантов организации работы по развитию речи дошкольников.
перспективный тематический план занятии
по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи
№ п/п
Тема
Лексика
Развитие грамматического строя речи
Обучение связной речи
Количество занятий
Сроки
Профессии
детского
сада
Уточнить названия профессий работников детского сада. Знать имена, отчества работников детского сада. Учить подбирать синонимы
Учить детей составлять трёхсловное предложение. Учить строить фразу по опорной схеме
Учить составлять рассказ по картине «Повар»
1-я
неделя
сентября
Рыбы
Закрепить названия рыб, особенности проживания, питания, строения, дыхания, обобщающее слово. Учить подбирать родственные слова
Учить образовывать притяжательные прилагательные. Учить составлять предложения по опорным словам.
Учить образовывать слова с увеличительным суффиксом -шц
Учить составлять рассказ по серии картин «Сом»
2-я
неделя
сентября
Огород. Труд взрослых на полях и в огородах
Расширить представления о труде взрослых в огородах и на полях
Учить составлять предложения со словами, обозначающими признаки предмета.
Учить согласовывать форму родительного падежа существительных в сочетании со словами
Учить составлять рассказ по сюжетной картине «Уборка урожая»
3-я
неделя сентября
нет, много, мало, 5—10 (формы на -ок, -ов, -ек, -ев, -ей). Учить употреблять существительные в родительном падеже с предлогом и без предлога в единственном и множественном числе
Сад. Труд взрослых в садах
Активизировать пассивный и активный словарь по теме. Закрепить названия фруктов и фруктовых деревьев. Учить подбирать родственные слова
Упражнять в употреблении формы винительного падежа. Учить образовывать относительные прилагательные. Учить согласовывать числительные с существительными. Упражнять в образовании множественного числа существительных. Учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными. Учить составлять сложносочиненные предложения с союзом а
Учить составлять рассказ по сюжетной картине «В саду»
4-я неделя сентября
Поле.
Откуда хлеб пришёл?
Уточнить и расширить знания об уборке урожая. Знать, кто делает хлеб, где
Учить составлять простые и распространенные предложения; предложения по опорным словам
Учить составлять рассказ по картине «Уборка хлеба»
1-я неделя октября
Продолжение табл.
и из чего; из каких зерновых культур делают муку, какую; кто делает муку и где; какие бывают виды хлеба, названия хлебобулочных изделий. Познакомить с сельскохозяйственными машинами
Учить согласовывать существительные с прилагательными. Учить образовывать существительные в родительном падеже
Лес. Ягоды. Грибы
Упражнять в дифференциации деревьев и лесов. Закрепить знание о строении дерева. Закрепить профессию человека-леса - лесничего. Учить подбирать родственные слова. Учить подбирать слова-действия к названию растения
Учить составлять предложения с именами существительными в ед. и мн. числе винительного падежа с предлогами в, на на вопрос куда? и предложного падежа с предлогами в, на на вопрос «где? ». Учить образовывать слова с основой на мягкий знак и с беглой гласной в корне. Учить согласовывать числительные с существительными от 1 до 10
Учить пересказывать текст «В лесу» с опорой на предметные картинки
Учить образовывать относительные прилагательные; согласовывать существительные с числительными; составлять предложения со словами, обозначающими признаки действия. Упражнять в образовании глаголов с приставками
Учить пересказывать рассказ «Осень» близко к тексту
3-я неделя октября
Перелётные птицы. Водоплавающие птицы. Подготовка к отлёту
Закрепить названия перелетных птиц и обобщающее слово
Учить употреблять родительный падеж имен существительных в единственном и множественном числе; в сочетании с количественными числительными. Учить согласовывать существительные с числительными в форме дательного падежа
Учить пересказывать рассказ «Ласточка» по плану
4-я неделя октября
Русская народная игрушка
Познакомить с русскими народными игрушками. Закрепить название материала, из которого сделаны игрушки. Познакомить с народными умельцами и с народным промыслом
Учить составлять предложения с предлогами с, со, без. Учить согласовывать количественные числительные с существительными в творительном падеже
Учить составлять описательный рассказ о русской народной игрушке
5-я неделя октября
1 10
Инструменты
Закрепить и расширить знания об инструментах, используемых представителями разных профессий, и действиях, выполняемых с помощью этих инструментов
Учить согласовывать имена прилагательные с существительными в роде, числе и падеже
ч Учить составлять
описательный рассказ по плану
1-я неделя ноября
Ателье
Закрепить название профессий
Учить согласовывать числительные с существительными в творительном падеже. Учить образовывать относительные прилагательные
Учить составлять рассказ по картине «Портниха»
2-я неделя ноября
Стройка
Познакомить с профессиями строителей. Учить подбирать к предмету действия
Учить согласовывать существительные с глаголами в роде и числе
Учить составлять рассказ на тему «Кем ты хочешь быть? »
3-я неделя ноября
Моя квартира
Учить составлять предложения с предлогами через и между
Учить составлять рассказ по собственным наблюдениям
4-я неделя ноября
Продолжение табл.
Заводы. Фабрики
Познакомить с некоторыми названиями фабрик и заводов. Уточнить профессии людей
Учить составлять предложения с предлогом возле. Учить составлять распространенные предложения
Учить составлять рассказы о профессиях
1-я
неделя декабря
Зима
Систематизировать знания о зиме, о зимних явлениях природы. Учить подбирать родственные слова
Учить составлять предложения с предлогом перед
Учить пересказывать рассказы «Зима» и «Белые мухи»
2-я неделя декабря
Зимующие птицы
Закрепить знания о зимующих птицах. Объяснить, почему зимой нужно подкармливать птиц
Учить составлять рассказ по серии картин «Синичка»
3-я неделя декабря
Зимние забавы. Праздник «Новый год»
Закрепить названия зимних игр, зимнего спортивного инвентаря
Учить составлять рассказ по картине «Снеговик». Учить пересказывать рассказ «Ёлка»
4-я неделя декабря
Каникулы
1-я, 2-я недели января
Продолжение табл.
Ферма. Домашние птицы, животные и их детеныши
Уточнить и обобщить знания о домашних животных и птицах. Закрепить название профессий. Учить подбирать синонимы
Учить образовывать притяжательные прилагательные
Учить пересказывать рассказ «Спор животных» по ролям
3-я неделя января
Сельские профессии
Закрепить название профессий людей, работающих в сельском хозяйстве
Учить выделять в предложении и правильно употреблять предлог из-под, уточнить пространственное значение предлога
Учить составлять рассказ по картине «Птичница»
4-я неделя января
Там, где была пустыня
Активизировать пассивный и активный словарь, закрепить обобщающее слово. Познакомить с условиями жизни в пустыне
Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в винительном падеже единственного и множественного числа
Учить пересказывать рассказ «Верблюд»
5-я неделя января
Как звери зимуют? Дикие животные зимой
Закрепить знания о том, как звери зимуют в лесу, их внешних признаках, повадках, где живут
Учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами -очк, -ечк, -онок, -енок. Согласовывать количественные числительные с существительными в творительном падеже. Учить образовывать притяжательные и сложные прилагательные
Учить составлять рассказ по серии картин «Хитрая лиса»
1-я неделя февраля
Продолжение табл.
7.
т
<;
На Крайнем Севере
Закрепить обобщающее слово. Познакомить с условиями жизни людей и животных Крайнего Севера
Учить согласовывать числительные с существительными
Учить составлять описательные рассказы о животных Севера
2-я неделя февраля
День защитников Отечества
Уточнить знания детей об армии, их представления о родах войск, военной технике и о военных профессиях
Учить образовывать существительные множественного числа в родительном падеже
Учить составлять рассказ по серии картинок «Собака-санитар»
3-я неделя февраля
Транспорт. Правила дорожного движения
Систематизировать представления детей о транспорте, сформировать представление о видах транспорта, расширить представление о профессиях на транспорте
Учить образовывать относительные прилагательные. Упражнять в составлении предложений со словами, имеющими форму только единственного или только множественного числа
Учить детей подробному пересказу сказки «Как Колобок свою сестрицу догонял» с опорой на предметные картинки
4-я неделя февраля
Женские профессии
Уточнить и закрепить знания о празднике 8 Марта. Закрепить названия
Учить образовывать притяжательные прилагательные
Учить составлять творческие рассказы по плану
1-я неделя марта
Продолжение табл.
т
%
А
женских профессий. Учить подбирать родственные слова
Животные
жарких
стран
Уточнить названия животных жарких стран и их детенышей; внешние признаки, их строение, чем питаются, характерные повадки. Учить подбирать эпитеты, синонимы
Учить образовывать притяжательные прилагательные. Учить согласовывать числительные с существительными
Учить пересказывать рассказ «Сказка про льва» с опорой на картинки
2-я неделя марта
Зоопарк
Активизировать словарь. Учить подбирать эпитеты
Учить составлять предложения с однородными членами. Упражнять в образовании слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами -очк, -ечк, -онок, -енок. Учить образовывать притяжательные прилагательные; составлять сложносочиненные предложения с союзом а
Учить пересказывать рассказ «В зоопарке»
3-я
неделя марта
з
Продолжение табл.
Ранняя весна
Уточнить время года, названия весенних месяцев, характерные признаки ранней весны
Учить составлять сложные предложения, выражающие причину' или цель действия
5Учить детей пересказывать рассказ «Пчёлки на разведке» с опорой на предметные картинки
4-я
неделя
марта
4*.
31)
Почта
Уточнить словарь по теме. Учить подбирать синонимы
Уточнить пространственное значение предлога из-за, составлять с ним предложения. Учить образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах
Учить составлять рассказ по серии картинок «Почта. Путешествие письма»
1-я неделя апреля
31
Космос
Закрепить знания о космосе, космонавтах
Учить употреблять в речи несклоняемые существительные. Учить образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах
Учить составлять предложения с предлогами в сочетании с несклоняемыми существительными
Учить пересказывать рассказ «Необыкновенная весна». Учить придумывать конец рассказа
3-я неделя апреля
Продолжение табл.
Библиотека
Учить подбирать признак к предмету, родственные слова. Расширить и обобщить представления детей о библиотеке, о профессии библиотекаря
Учить составлять предложения с названиями предметов среднего рода в единственном и множественном числе именительного и родительного падежа. Учить согласовывать числительные с прилагательными и существительными
Учить составлять рассказ по сюжетной картине «Библиотекарь»
4-я неделя апреля
Профессии
службы
быта
Дать детям представление о труде любой службы быта (фотограф, сапожник и др. )
Учить образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах
Учить составлять рассказ по картине, опираясь на план
1-я
неделя
мая
День Победы
Расширить представление детей о празднике Победы; о героях Великой Отечественной войны
Учить детей пересказывать рассказ Л. Кассиля «Сестра»
2-я
неделя
мая
Школа. Школьные принадлежности
Расширить и обобщить представления детей о школе, об учёбе, о школьных принадлежностях
Закрепить употребление в предложении форм родительного падежа в значении принадлежности без предлога и с предлогом у. Образовывать существительные (множественного числа, существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксами