X. Итог занятия. Занятие 5 (8). Формирование грамматического строя речи. Тема: СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. Ход занятия. I. Организационный момент.
X. Итог занятия. Занятие 5 (8) Формирование грамматического строя речи Тема: СЛОВООБРАЗОВАНИЕ Цель: учить образовывать слова с увеличительным суффиксом -ищ. Ход занятия I. Организационный момент. - Сядет тот, кто назовет слово ласково. II. Постановка цели занятия. - Вы уже умеете называть очень маленькие предметы. Сегодня мы будем учиться называть очень большие (огромные) предметы. Ш. Отгадывание загадок. • Усищи, глазищи, когтищи, а моется всех чище. (Кошка. ) • В этом белом сундучище мы храним на полках пищу. На дворе стоит жарища, в сундучище - холодища. (Холодильник. ) IV. Уточнение понимания значения суффикса -ищ. Логопед перечисляет существительные с суффиксом -ищ из названных загадок. Какие это предметы: маленькие или большие? • -ик, -ок, -к (домик, грибок, рыбка) - встречаются в названиях очень маленьких предметов, -ищ - в названиях очень больших (огромных) предметов. V. Игра «Поймай большое слово» (хлопнуть в ладоши). VI Словесное упражнение. Например: ножищи - это очень большие ноги. Глазищи, лапищи, холодища, рыбища, комнатища, ведрище и др. VII Чтение сказки «Ик и Ищ». Жили два брата. Одного звали Ик. Другого - Ищ. У каждого было своё жильё. Ик имел домик. Ищ - домище. У одного брата был носик. А у другого - (носище). У одного брата был ротик. А у другого - (ротище). У одного брата были глазки. А у другого - (глазищи). У одного брата были ножки. А у другого -(ножищи). Вот какими были эти два брата. VIII. Повторное чтение сказки.
Дети дополняют текст словами с суффиксом -ищ. IX. Итог занятия. Занятие 6 (10) Обучение рассказыванию Тема: РЫБЫ Цели: учить детей составлять рассказ по серии картин; учить подбирать родственные слова; развивать внимание, память. Оборудование: серия картинок к рассказу «Сом». Ход занятия I Организационный момент. - Сядет тот, кто правильно назовет пресноводную рыбу. II. Закрепление изученного материала. Педагог загадывает загадки. • В воде она живет, нет клюва, а клюёт. (Рыба. ) • У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыба. ) • Ног нет, а движется, перья есть, а не летает, глаза есть, а не мигает. (Рыба. ) • Блещет в речке чистой спинкой серебристой. (Рыба. ) • Каких вы знаете рыб? Где они живут? Что у рыб вместо ног? Почему они могут дышать в воде? • Подбор родственных слов к слову «рыба» - рыбка, рыбак, рыболов, рыбный, рыбачить. Ш. Чтение рассказа «Сом». Сеня и Костя поймали сома. Они отнесли сома домой и оставили в кухне на скамейке. Кот Васька тут как тут. Он хватает сома и уносит его под скамейку. Входит мама и видит: сидит Васька под скамейкой, а от сома остались одни кости. Всем досадно, а кот сыт. • Объяснить значение словосочетаний: тут как тут; всем досадно, а кот сыт. Детям предлагается расставить картинки в нужной последовательности. IV. Физкультминутка. V. Повторное чтение рассказа. VI. Пересказ рассказа детьми с опорой на картинки. VII. Итог занятия. Занятие 7(12) Формирование грамматического строя речи Тема: ОГОРОД. ТРУД ВЗРОСЛЫХ НА ПОЛЯХ И ОГОРОДАХ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ Цели: учить составлять предложения со словами, обозначающими признаки предмета; учить согласовывать форму родительного падежа существительных в сочетании со словами нет, много, мало, 5-10 (формы на -ок, -ов, -ек, -ев, -ей); развивать внимание и память.
Оборудование: предметные картинки, фланелеграф, схемы. Ход занятия 1 Организационный момент. — Сядет тот, кто скажет, какой бывает помидор.
(Круглый, красный, желтый, мягкий, сочный, вкусный, соленый. ) П. Закрепление изученного материала. - Что такое помидор? - Какие ещё знаете овощи? - Где они растут? Кто их выращивает? Какие овощи растут в земле? А какие растут на грядках? • Описание овощей по опорной схеме. III. Игра «Будь внимателен» (какого овоща нет). IV. Физкультминутка. V. Игра «Чего много? » - Чего много в корзине? (Огурцов, помидоров, кабачков, баклажанов. ) - Чего много в шкафу? (Вилок, ложек, тарелок, чашек, стаканов. ) - Чего много в кабинете? (Столов, шкафов, карандашей, тетрадей. ) - Чего много в спичечной коробке? VI. Игра «Закончи предложение». На грядке много огур... (цов). Около болота много лягу... (шек). На лугу много бабо... (чек). В спальне нет игру... (шек). В коробке много каранда... (шей). В книге много карти... (нок). VII. Игра «Чего не стало? ». (Образование слов в родительном падеже. ) • VIII. Игра «Нет или много? » В раздевалке есть варежки? В кровати есть ложки? В кухне есть подушки? В корзине есть овощи? В шкафу есть вилки? В группе есть тарелки? IX. Игра «Веселый счет» (пересчет предметов). X. Итог занятия. Занятие 8 (13) Формирование грамматического строя речи Тема: ОГОРОД. ТРУД ВЗРОСЛЫХ НА ПОЛЯХ И ОГОРОДАХ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ Цели: учить употреблять существительные в родительном падеже с предлогом и без предлога в единственном и множественном числе кого? чего? (нет), у, возле, около кого? чего?, с чего?, от кого?, от чего?, у кого?, у чего?; учить согласовывать числительные с существительными от 5 до 10. Оборудование: предметные и сюжетные картинки. Ход занятия I Организационный момент. Сядет тот, кто назовет овощи, которые растут в земле. (Редис, картофель, морковь, свёкла, репа, лук, чеснок и др. ) П. Составление предложений по картинкам. У Коли помидор. У Наташи помидоры. У Коли пет помидора. У Наташи нет помидоров. И т. д. III. Игра «Чего нет? » (у каждого ребенка картинки).
- Дима, у тебя нет чего? - У меня нет огурца. У меня нет огурцов. IV. Игра «Кого нет? » (Волка, волков, кошки, кошек, мальчика, мальчиков, девочки, девочек, человека, людей, комара, комаров и др. )
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|