Раздел 2. Процедура и основные характеристики психологического эксперимента
Стр 1 из 11Следующая ⇒ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ Раздел 1. Введение в психологию. Методы исследования. Психика как предмет научной психологии. Методы научной психологии. Лекция 1. Вопросы: 1.Предмет научной психологии. Определение психики. Составляющие психики. 2. Методы научной психологии. 3. Тесты, критерии научности тестов. Виды тестов.
В. Вундт исследовал познавательные процессы, то есть внимание, память. Им были поставлены первые психологические эксперименты. В. Вундт открыл объем внимания ( единицы ≈ 6 – 7 единиц для любой модальности). Первые два десятилетия предметом научной психологии было сознание. Вундт использовал метод интроспекции (самонаблюдение). Бессознательные явления и процессы были введены в научную психологию З. Фрейдом (1856 - 1939), но значительно позднее «сознания» В. Вундта. Составляющие психики: 1. сознательное; 2. бессознательное.
1. когнитивные процессы; 2. личностные структуры и межличностные отношения.
1. произвольные регуляции; 2. непроизвольные регуляции.
Произвольность – (контролируемые действия) – это когда человек ставит себе цель или задачу и подчиняет себя ей, то есть это то, что подчинено волевым усилиям.
Непроизвольные – к ним относятся автоматизмы и то, что происходит само собой и без постановки цели. Бессознательное – это такая форма отражения действительности, при которой не отдается отчет в совершаемых действиях, утрачивается полнота ориентировки во времени и действии. Это психические процессы, человек их не осознает. (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский) К бессознательному относятся: сны; автоматизированные действия; неосознаваемые мотивы; реакции, которые вызываются очень слабыми или подпороговыми раздражителями; феномены больной психики (галлюцинации или бред); гипноз (воздействие).
Стадии развития психики, по А.Н. Леонтьеву, в филогенезе: 1. стадия элементарной сенсорной психики (уровень ощущений);(филогенез) 2. стадия навыков и предметного восприятия (уровень восприятия); (филогенез) 3. наивысшая стадия – интеллектуального поведения или интеллекта.(филогенез и онтогенез); В онтогенезе, по Ж.Пиаже, 4 стадии развития интеллекта: 1) сенсомоторный; 2) дооперационный или символический; 3) конкретных мыслительных операций; 4) формальных мыслительных операций. Методы научной психологии 1.Наблюдение. Интроспекция. Описательный метод. 2.Эксперимент: лабораторный и естественный. 3.Психодиагностические методы – тесты, проективные методики. 4.Беседа. Виды наблюдения · Сплошное (систематическое) и частичное; · Включенное, невключенное; · В естественных или лабораторных условиях; · Экспертное (косвенные наблюдения).
Психологические тесты – стандартизированная измерительная процедура, направленная на выявление и оценку степени выраженности какого-либо параметра. Требования к тестам (А. Анастази, А.А. Бодалев, В.В. Столин) 1. Стандартизация (стандарт инструкции, стандарт процеруры, стандарт обработки – ключи, наличие нормативных интервалов, заключение)
2. Надежность (это когда при повторной диагностике одной и той же методикой одних и тех же испытуемых результаты должны быть одними и теми же или почти идентичными) 3. Валидность (тест измеряет то, на что он заявлен).
Виды тестов 1. Проективные методики (диагностируют личность, преимущественно нестандартизовано и, как правило, предполагают контент-анализ – качественный анализ текста ответа испытуемого). Вербальные («Незаконченные предложения» Д.Сакс, С.Леви, Форер; методика «Сказки» Л.Дюсс) и невербальные (рисуночные методики, тест Люшера).
2. Психометрические стандартизированные (методики, в которых количественно определяется уровень психологического параметра). · тесты на достижения (диагностика познавательных процессов), тесты на интеллект; · тесты на специальные способности (музыкальные, художественные); · тесты на профессиональные интересы и склонности; · личностные тесты; · патологические тесты (выявление нарушений психики).
2-е стратегии использования психологических методов: 1.комплексное исследование (когда для исследования используются две и более методик); 2.лонгитюдинальный способ использования методики (в течение длительного времени делаются замеры на одном и том же испытуемом или группе испытуемых).
Основная литература 1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов.− М.: Смысл, 2010. – 532 с.* 2. Немов Р.С. Психология. Кн.1,2,3 Общие основы психологии: Учебник для студентов высш.пед.заведений:В 3-х кн. − М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2011. – 688 с.*(ЭБС)
Дополнительная литература 1. Ж..Годфруа Что такое психология: В 2-х т.Т.1,2.Пер.с франц. – М.: Мир, 2006. – 496 с.* 2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие \ Под общ. Ред М.В.Гамезо. – М.: Ось-89, 2008. – 352 с.* 3.Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. – М., СПб: АСТ, МОСКВА, Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.- 838 с. (ЭБС) 4.Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2000. – 511 с. 5. Современный психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2007. – 490 с.* 6. Психологический словарь. / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского – М., 2002. – 431 с.
Раздел 2. ПРОЦЕДУРА И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА Лекция 2. Вопросы: 1. Определение и основные параметры эксперимента. 2. Этические принципы планирования и осуществления экспериментальной процедуры. 3. Основные составляющие программы экспериментального исследования. Предмет исследования, выборка, экспериментальная, контрольная группы, рабочая гипотеза. 4. Планы экспериментов. Экспериментальный метод является единственным способом установить причинно-следственные отношения – т.е. определить, вызывает ли изменение одной переменной изменения другой переменной. Эксперимент - это спланированное и управляемое субъектом исследование, в ходе которого экспериментатор воздействует на изолированный объект (объекты) и регистрирует его состояния. (В.Н. Дружинин). Эксперимент п роводится с целью проверки гипотезы о причинно-следственной связи между воздействием (независимой переменной) и изменениями состояния объекта (зависимой переменной). В психологии эксперимент - совместная деятельность испытуемого и экспериментатора по изучению психических особенностей испытуемого путем наблюдения за его поведением при проведении экспериментальных заданий (В.Н. Дружинин).
Независимая переменная – некое условие, изменение которого приводит к изменению других переменных. Зависимая переменная - любой психологический параметр, наблюдаемый или измеряемый как ответ на действие независимой переменной. Зависимая переменная становится зависимой от изменений, вызванных влиянием экспериментатора на независимую переменную.
Эксперимент должен принимать в расчет множество факторов, которые могут повлиять на точность и научную значимость результатов. Все переменные и условия, могущие повлиять на то, что мы измеряем, следует исключить, или они должны удерживаться на постоянном уровне. Случайное распределение – гарантирует, что у всех объектов имеются равные шансы быть отнесенными к любому условию или группе. Т.е. любые характеристики испытуемого, которые могли бы оказать влияние на эксперимент, имеют равные шансы.
Рандомизация \ определяющая характеристика \ - предположение, что все субъекты в начале эксперимента одинаковы, за исключением независимой переменной.
Эксперимент требует, чтобы проводилось сравнение по крайней мере между 2-мя группами испытуемых. Те испытуемые, которые подвергаются некоторым воздействиям, называются экспериментальной группой. Другие испытуемые, которые не получили воздействия, образуют контрольную группу. Затем проводится сравнение субъектов из обеих групп с целью проверки, оказало ли экспериментальное воздействие влияние на выбранную зависимую переменную.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|