Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 2. Процедура и основные характеристики психологического эксперимента




КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Раздел 1. Введение в психологию. Методы исследования.

Психика как предмет научной психологии. Методы научной психологии.

Лекция 1.

Вопросы:

1.Предмет научной психологии. Определение психики. Составляющие психики.

2. Методы научной психологии.

3. Тесты, критерии научности тестов. Виды тестов.

 

 
Родоначальником является В. Вундт (1832 - 1920) - Германия, Лейпцигский университет. В 1879 году он открыл первую в мире психологическую лабораторию.

В. Вундт исследовал познавательные процессы, то есть внимание, память. Им были поставлены первые психологические эксперименты.

В. Вундт открыл объем внимания ( единицы6 – 7 единиц для любой модальности).

Первые два десятилетия предметом научной психологии было сознание.

Вундт использовал метод интроспекции (самонаблюдение).

Бессознательные явления и процессы были введены в научную психологию З. Фрейдом (1856 - 1939), но значительно позднее «сознания» В. Вундта.

 
Психика – это высшая форма отражения субъектом (человеком) объективного мира в виде адекватного образа или представления и регуляции на его (образа) основе поведения и состояний. Материальным субстратом (от лат. substratum — основа, фундамент, в широком смысле, основа всего существующего) психики является высшая нервная деятельность. (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский)

Составляющие психики:

1. сознательное;

2. бессознательное.

 

1. когнитивные процессы;

2. личностные структуры и межличностные отношения.

 

1. произвольные регуляции;

2. непроизвольные регуляции.

 

 

Произвольность – (контролируемые действия) – это когда человек ставит себе цель или задачу и подчиняет себя ей, то есть это то, что подчинено волевым усилиям.

Непроизвольные – к ним относятся автоматизмы и то, что происходит само собой и без постановки цели.

Бессознательное – это такая форма отражения действительности, при которой не отдается отчет в совершаемых действиях, утрачивается полнота ориентировки во времени и действии. Это психические процессы, человек их не осознает. (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский)

К бессознательному относятся: сны; автоматизированные действия; неосознаваемые мотивы; реакции, которые вызываются очень слабыми или подпороговыми раздражителями; феномены больной психики (галлюцинации или бред); гипноз (воздействие).

 

Стадии развития психики, по А.Н. Леонтьеву, в филогенезе:

1. стадия элементарной сенсорной психики (уровень ощущений);(филогенез)

2. стадия навыков и предметного восприятия (уровень восприятия); (филогенез)

3. наивысшая стадия – интеллектуального поведения или интеллекта.(филогенез и онтогенез);

В онтогенезе, по Ж.Пиаже, 4 стадии развития интеллекта:

1) сенсомоторный; 2) дооперационный или символический; 3) конкретных мыслительных операций; 4) формальных мыслительных операций.

Методы научной психологии

1.Наблюдение. Интроспекция. Описательный метод.

2.Эксперимент: лабораторный и естественный.

3.Психодиагностические методы – тесты, проективные методики.

4.Беседа.

Виды наблюдения

· Сплошное (систематическое) и частичное;

· Включенное, невключенное;

· В естественных или лабораторных условиях;

· Экспертное (косвенные наблюдения).

 

Психологические тесты – стандартизированная измерительная процедура, направленная на выявление и оценку степени выраженности какого-либо параметра.

Требования к тестам (А. Анастази, А.А. Бодалев, В.В. Столин)

1. Стандартизация (стандарт инструкции, стандарт процеруры, стандарт обработки – ключи, наличие нормативных интервалов, заключение)

2. Надежность (это когда при повторной диагностике одной и той же методикой одних и тех же испытуемых результаты должны быть одними и теми же или почти идентичными)

3. Валидность (тест измеряет то, на что он заявлен).

 

Виды тестов

1. Проективные методики (диагностируют личность, преимущественно нестандартизовано и, как правило, предполагают контент-анализ – качественный анализ текста ответа испытуемого). Вербальные («Незаконченные предложения» Д.Сакс, С.Леви, Форер; методика «Сказки» Л.Дюсс) и невербальные (рисуночные методики, тест Люшера).

 

2. Психометрические стандартизированные (методики, в которых количественно определяется уровень психологического параметра).

· тесты на достижения (диагностика познавательных процессов), тесты на интеллект;

· тесты на специальные способности (музыкальные, художественные);

· тесты на профессиональные интересы и склонности;

· личностные тесты;

· патологические тесты (выявление нарушений психики).

 

2-е стратегии использования психологических методов:

1.комплексное исследование (когда для исследования используются две и более методик);

2.лонгитюдинальный способ использования методики (в течение длительного времени делаются замеры на одном и том же испытуемом или группе испытуемых).

 

 

Основная литература

1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов.− М.: Смысл, 2010. – 532 с.*

2. Немов Р.С. Психология. Кн.1,2,3 Общие основы психологии: Учебник для студентов высш.пед.заведений:В 3-х кн. − М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2011. – 688 с.*(ЭБС)

 

Дополнительная литература

1. Ж..Годфруа Что такое психология: В 2-х т.Т.1,2.Пер.с франц. – М.: Мир, 2006. – 496 с.*

2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие \ Под общ. Ред М.В.Гамезо. – М.: Ось-89, 2008. – 352 с.*

3.Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. – М., СПб: АСТ, МОСКВА, Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.- 838 с. (ЭБС)

4.Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2000. – 511 с.

5. Современный психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2007. – 490 с.*

6. Психологический словарь. / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского – М., 2002. – 431 с.

 

Раздел 2. ПРОЦЕДУРА И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Лекция 2.

Вопросы:

1. Определение и основные параметры эксперимента.

2. Этические принципы планирования и осуществления экспериментальной процедуры.

3. Основные составляющие программы экспериментального исследования. Предмет исследования, выборка, экспериментальная, контрольная группы, рабочая гипотеза.

4. Планы экспериментов.

Экспериментальный метод является единственным способом установить причинно-следственные отношения – т.е. определить, вызывает ли изменение одной переменной изменения другой переменной.

Эксперимент - это спланированное и управляемое субъектом исследование, в ходе которого экспериментатор воздействует на изолированный объект (объекты) и регистрирует его состояния. (В.Н. Дружинин).

Эксперимент п роводится с целью проверки гипотезы о причинно-следственной связи между воздействием (независимой переменной) и изменениями состояния объекта (зависимой переменной).

В психологии эксперимент - совместная деятельность испытуемого и экспериментатора по изучению психических особенностей испытуемого путем наблюдения за его поведением при проведении экспериментальных заданий (В.Н. Дружинин).

 

Независимая переменная некое условие, изменение которого приводит к изменению других переменных.

Зависимая переменная - любой психологический параметр, наблюдаемый или измеряемый как ответ на действие независимой переменной. Зависимая переменная становится зависимой от изменений, вызванных влиянием экспериментатора на независимую переменную.

 

Эксперимент должен принимать в расчет множество факторов, которые могут повлиять на точность и научную значимость результатов. Все переменные и условия, могущие повлиять на то, что мы измеряем, следует исключить, или они должны удерживаться на постоянном уровне.

Случайное распределение гарантирует, что у всех объектов имеются равные шансы быть отнесенными к любому условию или группе. Т.е. любые характеристики испытуемого, которые могли бы оказать влияние на эксперимент, имеют равные шансы.

Рандомизация \ определяющая характеристика \ - предположение, что все субъекты в начале эксперимента одинаковы, за исключением независимой переменной.

 

Эксперимент требует, чтобы проводилось сравнение по крайней мере между 2-мя группами испытуемых.

Те испытуемые, которые подвергаются некоторым воздействиям, называются экспериментальной группой. Другие испытуемые, которые не получили воздействия, образуют контрольную группу. Затем проводится сравнение субъектов из обеих групп с целью проверки, оказало ли экспериментальное воздействие влияние на выбранную зависимую переменную.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...